Что не так в законе об оценке влияния на окружающую среду

Что не так в законе об оценке влияния на окружающую среду 21.10.2014
Бухгалтерский ДЗЕН
подписывайтесь на наш канал
Что не так в законе об оценке влияния на окружающую среду Представлять Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду должны все организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. С 2015 года вступят в силу значимые поправки в законодательство об охране окружающей среды: теперь все нормы будут изложены в одном Федеральном законе. Подробный комментарий к изменениям читайте в статье экспертов «1С».

Содержание

В законодательство об охране окружающей среды Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее – Закон № 219-ФЗ) внесены значительные изменения. Часть из них начнет действовать уже со следующего, 2015 года, а часть – в иные сроки, вплоть до 1 января 2020 года.

Изменения связаны с появлением ряда новых понятий в сфере охраны окружающей среды. Также конкретизированы лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, подробно описаны правила определения платежной базы и непосредственного расчета платы, а также порядок и сроки ее внесения.

Все основные положения, касающиеся исчисления данной платы, теперь будут изложены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды). Ведь сейчас положения об особенностях исчисления платы, сроках ее внесения и т. п. перечислены в различных актах Ростехнадзора и Росприроднадзора.

  • Помимо этого, Законом № 219-ФЗ предусмотрен ряд льгот для организаций и предпринимателей, которые осуществляют деятельность на объектах с незначительным негативным воздействием на окружающую среду.
  • Поправки внесены не только в законодательство об охране окружающей среды, но и в иные нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты этой сферы, например, Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ.
  • Итак, перечислим основные нововведения.

В Закон об охране окружающей среды введены новые понятия, которые необходимо учитывать, в том числе при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду. В их числе:

  • объект, оказывающий негативное влияние не окружающую среду (далее – объекты негативного воздействия) – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, которые объединены единым назначением и (или) неразрывно связаны физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков;
  • технологические нормативы – нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и допустимых физических воздействий.
  • Они устанавливаются с применением технологических показателей. При этом технологическими показателями выступают показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (реализованного товара), выполняемой работы, оказываемой услуги;
  • технические нормативы – нормативы, которые установлены в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды в соответствии с уровнями допустимого воздействия на окружающую среду;
  • временно разрешенные выбросы, сбросы – объем или масса химических веществ (смеси химических веществ), микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух либо сброса в водные объекты. Такие временно разрешенные выбросы и сбросы будут устанавливаться для организаций и предпринимателей на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов во время реализации программы повышения экологической эффективности;
  • наилучшая доступная технология – технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Все новые понятия перечислены в пункте 1 статьи 1 Закона № 219-ФЗ.

Объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, подразделяются на четыре категории в зависимости от степени этого негативного воздействия (см. таблицу 1). Соответствующая категория должна присваиваться объекту при его постановке на государственный учет.

Это предусматривается новой статьей 4.2 Закона об охране окружающей среды. Она начнет действовать с 1 января 2015 года (п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

При этом какие-либо критерии оценки уровня негативного воздействия объекта в обновленной редакции Закон об охране окружающей среды не перечислены.

Таблица 1

Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Категория объекта Характеристика объекта
I Значительное негативное воздействие на окружающую среду
II Умеренное негативное воздействие на окружающую среду
III Незначительное негативное воздействие на окружающую среду
IV Минимальное негативное воздействие на окружающую среду

Закон об охране окружающей среды дополнен новыми статьями, поясняющими порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Это статьи 16.1-16.5 Закона об охране окружающей среды. Они вступят в силу с 1 января 2016 года (п. 9 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

В настоящее время правила расчета и внесения платы регламентированы нормативными актами различных ведомств (в частности, актами Правительства РФ, Ростехнадзора, Росприроднадзора). Таким образом, внесенные изменения приведут к единообразию в применении норм об охране окружающей среды.

С 1 января 2016 года плату необходимо вносить за следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

Отметим, что на данный момент плата взимается также за другие виды вредного воздействия, а именно: шум, вибрацию, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.) (см. п. 1 Порядка определения платы, утв. Постановлением Правительства РФ 28.08.1992 № 632).

В обновленной редакции Закона об окружающей среде не идет речь о необходимости внесения платы при осуществлении подобного воздействия. Но в то же время предусматривается установление нормативов их допустимых воздействий (п. 11 ст. 1 Закона № 219-ФЗ).

Следовательно, до 2016 года в указанном случае необходимо продолжать перечислять плату. Возможно, что в течение 2014-2015 годов контролирующие органы внесут в законодательные акты соответствующие изменения или выпустят пояснения по данному вопросу.

Обязаны будут вносить плату организации и предприниматели, осуществляющие деятельность:

  • на территории России;
  • на континентальном шельфе РФ;
  • в исключительной экономической зоне РФ.
  1. Освобождены от исполнения данной обязанности только те субъекты (организации и предприниматели), которые осуществляют деятельность исключительно на объектах IV категории.
  2. Ранее такая льгота не была законодательно предусмотрена.
  3. Размер подлежащей внесению платы определяется по формуле:
  4. Плата за негативное воздействие = Платежная база x Ставка платы x Дополнительный коэффициент

Платежную базу организации и предприниматели должны определять самостоятельно. Платежной базой является объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Ставки платы будут установлены Правительством РФ. Причем в определенных случаях к ставкам потребуется применить специальные коэффициенты. Их размеры выше действующих на данный момент.

Так, в течение переходного периода с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года будут действовать следующие коэффициенты (ч. 8 ст. 11 Закона № 219-ФЗ) – см. таблицу 2:

Таблица 2

Источник: https://buh.ru/articles/documents/38006/

Экологические нормативы с 1 января 2019 года: какие документы будут необходимы предприятиям?

Что не так в законе об оценке влияния на окружающую средуС 1 января 2019 года в силу вступает новый крупный пакет поправок в Закон об охране окружающей среды[1], который призван установить новые правила экологического нормирования деятельности предприятий и организаций. Основными идеями грядущих изменений являются переход на принципы наилучших доступных технологий и применение дифференцированных мер государственного регулирования к хозяйствующим субъектам в зависимости от степени экологической опасности их деятельности.

  • Также новая система предусматривает снижение административных барьеров для малых предприятий, исключение требования о получении экологических разрешений для большинства субъектов предпринимательской деятельности, совершенствование государственного администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
  • О том, каким образом будет выглядеть нормирование в области охраны окружающей среды с 1 января 2019 года и о чем необходимо знать предприятиям, читайте далее.
  • Категоризация объектов негативного воздействия на окружающую среду

Прежде чем переходить непосредственно к вопросам установления экологических нормативов, необходимо упомянуть, что на первых этапах экологической реформы была внедрена система категоризации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС). Именно в зависимости от категории эксплуатируемого объекта будет определяться необходимый перечень разрешительной и отчетной документации.

Данное нововведение ознаменовало переход к новой модели экологического регулирования, при которой учетной единицей является не организация в целом, а конкретный объект, который ей принадлежит.

Таким образом, в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя нескольких объектов НВОС, разрешительная экологическая документация должна разрабатываться в отношении каждого отдельного объекта исходя из предусмотренного для него правового режима.

При осуществлении учета необходимо понимать, что один объект НВОС может включать в себя несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

  1. В период с 1 января 2015 года по 1 января 2017 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, были обязаны поставить принадлежащие им объекты НВОС на государственный учет.
  2. В настоящий момент организации и лица, которые только начинают свою деятельность, осуществляют такую постановку на государственный учет в срок не позднее шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС.
  3. Исходя из утвержденных Правительством РФ Критериев[2], при постановке на государственный учет объект НВОС в зависимости от степени воздействия на окружающую среду подлежит отнесению к одной из четырех категорий:
  • I категория – объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • II категория – объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • III категория – объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • IV категория – объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Объекты, которые не соответствуют ни одной из категорий согласно утвержденным Критериям, не подлежат государственному учету.

При этом образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к какой-либо из категорий, в связи с чем у организаций, которые не осуществляют самостоятельное размещение отходов и не оказывают иные виды негативного воздействия (например, школы, детские сады, офисы и т.д.), отсутствует обязанность по постановке объектов на учет.

Государственный учет объектов НВОС осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Включению в федеральный реестр подлежат объекты НВОС, которые подлежат федеральному государственному экологическому надзору на основании установленных Правительством РФ Критериев[3]. Все остальные объекты подлежат включению в региональные реестры.

See also:  Пішохідні зони та необгрунтовані заборони зупинки і стоянки: наскільки вони законні?

Применение наилучших доступных технологий

Еще одним важным понятием, введенным в законодательство об охране окружающей среды на первых этапах реформы, является термин “наилучшая доступная технология” (далее – НДТ).

Наилучшая доступная технология – технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Наилучшие доступные технологии призваны снизить негативное воздействие на окружающую среду и распространяются на хозяйственную и (или) иную деятельность, технические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В настоящий момент перечень областей применения НДТ установлен Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».

Для каждой из предусмотренных областей специальной организацией[4], осуществляющей функции Бюро наилучших доступных технологий, разработан Информационно-технический справочник по НДТ.

С формальной точки зрения, основной целевой аудиторией НДТ являются предприятия, осуществляющие эксплуатацию объектов I категории, как наиболее опасных и оказывающих значительное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем необходимо понимать, что внедрение НДТ не ставится в прямую зависимость от категории эксплуатируемого объекта, а определяется, в первую очередь, исходя из вышеуказанных областей применения.

В связи с этим, например, начиная с 1 января 2020 года будет отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, если данный объект относится к объектам НВОС и входит в область применения НДТ, но сами НДТ в его технологических процессах не реализованы (п. 2 ст. 38 Закона об охране окружающей среды). Таким образом, внедрение НДТ должно быть осуществлено еще до постановки объекта НВОС на государственной учет и присвоения ему категории.

  • Нормирование объектов отдельных категорий
  • (i)          Комплексное экологическое разрешение для объектов I категории
  • Начиная с 1 января 2019 года и до 1 января 2025 года все организации и лица, эксплуатирующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее – КЭР).

Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 г. № 154 также утвержден перечень из 300 объектов I категории, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Организации, эксплуатирующие такие объекты, обязаны получить КЭР до 31 декабря 2022 года.

Комплексное экологическое разрешение – документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Согласно пункту 10 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, КЭР должно содержать:

  • технологические нормативы;
  • нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
  • нормативы допустимых физических воздействий;
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • требования к обращению с отходами производства и потребления;
  • согласованную программу производственного экологического контроля;
  • срок действия КЭР.

Как видно из положений указанной статьи, КЭР представляет собой новый вид разрешительной документации, который объединяет в себе полный спектр вопросов негативного воздействия предприятия на окружающую среду и призван заменить все экологические нормативы и разрешительные документы, оформление которых требовалось ранее.

КЭР выдается на 7 лет и продлевается на тот же срок в случае выполнения следующих требований:

  • соблюдение установленных нормативов и лимитов;
  • отсутствие задолженности по плате за НВОС;
  • своевременное предоставление отчетности о выполнении программ производственного экологического контроля;
  • выполнение программы повышения экологической эффективности (при наличии).

По смыслу пункта 2 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, при наличии у предприятия нескольких объектов I категории КЭР оформляется в отношении каждого объекта в отдельности. При одновременном наличии у организации объектов II, III или IV категории, экологические нормативы и лимиты для таких объектов в состав КЭР объекта I категории не включаются.

  1. Необходимо отметить, что перед получением КЭР материалы его обоснования должны будут в обязательном порядке пройти государственную экологическую экспертизу.
  2. Под технологическими нормативами понимаются нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основании технологических показателей, не превышающих показатели НДТ.
  3. Сами технологические показатели НДТ подлежат утверждению нормативными документами Министерства природных ресурсов и экологии РФ на основании Информационно-технических справочников по НДТ для соответствующих отраслей.
  4. В настоящее время проекты Приказов Минприроды РФ об утверждении соответствующих технологических показателей, а также об утверждении правил разработки технологических нормативов НДТ ожидают регистрации в Минюсте РФ.
  5. Предполагается, что они начнут действовать с 1 января 2019 года.
  6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые при эксплуатации объектов I категории не могут достичь соблюдения технологических нормативов НДТ, а также нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов веществ I и II класса опасности, будут обязаны разработать программу повышения экологической эффективности с целью поэтапного достижения нормативных показателей НВОС.
  7. Поскольку технологические нормативы в отношении образования и размещения отходов не устанавливаются, включение мероприятий по достижению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в данную программу не предусмотрено.

Важным является условие о том, что срок действия программы не может превышать 7 лет и не подлежит продлению. Исключение составляют стратегические и градообразующие предприятия, а также предприятия, численность сотрудников которых превышает пять тысяч человек. Для них данный срок составляет 14 лет без возможности продления.

Отчеты о выполнении программы повышения экологической эффективности должны будут ежегодно предоставляться в соответствующие контролирующие органы федерального или регионального уровня.

Помимо указанного, в отношении объектов I категории сохраняется необходимость проведения производственного экологического контроля, для целей которого разрабатывается соответствующая программа, а также необходимость предоставления статистической отчетности по форме 2-ТП.

Вместе с тем, начиная с текущего года владельцам объектов I категории по результатам осуществления производственного экологического контроля (далее – ПЭК) в территориальные органы Росприроднадзора необходимо сдавать отчеты по форме, установленной Приказом Минприроды РФ от 14.06.2018 г. № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Отчеты сдаются ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

  • Таким образом, первые отчеты по результатам ПЭК организации и лица должны будут предоставить до 25 марта 2019 года.
  • (ii)         Декларация о воздействии на окружающую среду для объектов II категории
  • Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих объектами II категории, с 1 января 2019 года установлена обязанность по предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду.
  • Декларация о воздействии на окружающую среду является основным разрешительным экологическим документом для объектов II категории и, помимо общей информации о предприятии и объекте, должна будет содержать:
  • декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
  • данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие 7 лет;
  • информацию о реализации природоохранных мероприятий;
  • информацию о программе ПЭК.

Декларация о воздействии на окружающую среду будет устанавливать нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Вместе с декларацией должны быть поданы расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов.

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/analytical_reviews/environmental_regulations_from_1_january_2019_what_documents_will_be_required_by_businesses_/

Аналитика

Недавно Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об оценке влияния на окружающую среду» (далее – Закон). Введение в действие произойдет 18.12.

2017, в связи с чем потеряет силу Закон Украины «Об экологической экспертизе».

Основным нововведением Закона является введение нового разрешительного документа – заключения по оценке влияния на окружающую среду (далее – Заключение), которое заменит заключение государственной экологической экспертизы.

Краткое изложение новаций Закона

Каким компаниям будет необходимо проанализировать новый Закон? Практически всем, кто планирует строить или уже эксплуатирует предприятия реальной экономики.

Перечень объектов, которые подпадут под действие Закона, определен в частях 1-3 статьи 3 Закона.

Сразу скажем, что если речь идет об обычном объекте торговли или офисе, то, скорее всего, действие Закона не будет на него распространяться.

Для действующих предприятий важным является то, что заключения государственной экологической экспертизы в дальнейшем сохраняют силу. Ниже изложены основные факты, которые необходимо знать перед стартом строительства объекта (или началом деятельности), которые подпадают под критерии, определенные в Законе:

  • практически при любых обстоятельствах Заключение необходимо получать перед любыми другими разрешительными документами;
  • фактически Заключение становится для предприятия основным документом по экологическим вопросам и может повлиять на вероятность получения других разрешений (в том числе, разрешения на выполнение строительных работ);
  • перечень объектов, оказывающих влияние на окружающую среду в соответствии с Законом является более широким, чем ныне действующий перечень объектов повышенной экологической опасности;
  • если действие Закона распространяется на объект, то он автоматически относится к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями;
  • порядок получения Заключения существенно отличается от действующего сегодня порядка подготовки материалов по ОВОС (в т.ч. повышается роль общественности при выдаче заключения);
  • отсутствие Заключения или невыполнение изложенных в нем условий является основанием для принудительной остановки предприятия;
  • Закон оставляет некоторые положения не детализированными, что открывает возможность для произвольного его применения.
  • Об основных нововведениях Закона далее подробнее.
  • В каком случае необходимо получать Заключение?
  • 1. Перечень по Закону
  • Закон определяет, что оценка влияния на окружающую среду необходима для «планируемой деятельности», которой являются: строительство, реконструкция, техническое переоснащение, расширение, перепрофилирование, ликвидация (демонтаж) объектов, другое вмешательство в природную среду.

В свою очередь, оценка влияния на окружающую среду необходима для видов планируемой деятельности и объектов, перечисленных в частях 2 и 3 статьи 3 Закона, которые мы условно поделили на две категории.

К первой, в том числе, относятся: некоторые виды нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих заводов, тепловых электростанций; установки для производства или обогащения ядерного топлива; установки для переработки отработанного ядерного топлива и высокоактивных отходов; черная и цветная металлургия; химическое производство; строительство отдельных видов аэропортов, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений; отдельные операции в сфере обращения с отходами; забор подземных вод или искусственное пополнение подземных вод (10 млн. куб. м.) и т.д. Касательно этих объектов Заключения будет выдавать Минприроды.

Ко второй категории, в частности, относятся: глубокое бурение, некоторые виды сельского хозяйства, лесничества, водного хозяйства, добывающей, химической, пищевой и энергетической промышленности, производства и обработки металла, переработки минерального сырья и т.д.

Если такие объекты не подпадают под случаи, перечисленные в частях 3 и 4 статьи 5 Закона (значительное трансграничное влияние, расположение в зоне отчуждения или безусловного (обязательного) отселения и т.д.

), то Заключения будут выдавать местные государственные администрации.

See also:  Как узаконить дом-самострой без права на землю в украине

Категории также отличаются тем, что первая требует дополнительного рассмотрения необходимости проводить оценку трансграничного влияния (далее этот вопрос будет описан подробнее).

При подготовке вышеупомянутого перечня законодатели, судя по всему, ориентировались на Директиву Европейского парламента и Совета Европейского союза 2011/92/ЕС от 13.12.2011.

Источник: http://kmp.ua/ru/analytics/infoletters/environmental-impact-assessment-instead-of-environmental-expertise/

Правовое регулирование оценки воздействия на окружающую среду

Зайнутдинова, А. Ф. Правовое регулирование оценки воздействия на окружающую среду / А. Ф. Зайнутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 199-200. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66878/ (дата обращения: 14.06.2020).



В настоящей статье осуществляется оценка правовой регламентации оценки воздействия на окружающую среду. Рассматриваются различные нормативные правовые акты, регулирующие вышеназванную сферу. Исследуются имеющиеся проблемы в данной отрасли, предложены пути их решения.

Ключевые слова: окружающая среда, оценка воздействия, нормативный акт, закон.

Оценка воздействия на окружающую среду в настоящее время является одной из самых распространенных процедур, которая осуществляется в ходе оценки планируемой деятельности.

Для наиболее широкого ее понимания необходимо рассмотреть ряд нормативных правовых актов, которые являются законодательной основой деятельности ОВОС.

Напомним, что суть оценки заключается в прогнозировании возможных экологических, экономических и иных последствий, принятии на основе этих данных соответствующего решения.

Оценка воздействия на окружающую среду определяется как процесс. Данное положение закреплено нормативно в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду [1].

Вышеупомянутый документ определяет ОВОС в качестве процесса, который осуществляется в целях принятия решения о реализации определенной деятельности, заключающийся в оценке негативного воздействия и возможных последствий для окружающей среды.

Отметим, что вышеназванное Положение является достаточно устойчивым нормативным правовым актом, в который с 2000 г. не вносились изменения.

Нормы данного документа не утратили своей актуальности по настоящий день, а процесс ОВОС соответствует современным научным подходам.

С другой стороны, отметим, что подобная стабильность имеет и обратную сторону: отсутствует какое-либо развитие интересующей нас области.

Обладающие соответствующими полномочиями министерства и ведомства не производят обобщение практики осуществления ОВОС, не дают каких-либо практических рекомендаций.

Анализ ситуации, которая сложилась в настоящее время с ОВОС требует вмешательства со стороны государства с точки зрения обновления действующих норм и законов.

В 2014 году был разработан и принят закон, который внес изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды» и иные законодательные акты России [2]. Данный акт предусматривал обязанность внести изменения, касающиеся охраны окружающей среды [3].

Однако подобная инициатива должна коснуться не только самого природоохранного законодательства, но и источников, не являющимися специальными по отношению к ОВОС.

Речь идет об актах, являющихся общими, основными: Конституция России, законы, Указы Президента, акты органов исполнительной власти.

В современный период на качественно разработанную правовую регламентацию рассматриваемой сферы делают основной упор. Представляется, что именно комплекс правовых и экономических мер сможет оказать воздействие на борьбу с загрязнением окружающей среды.

Следующим нормативным актом, который необходимо рассмотреть, выступает ФЗ «Об охране окружающей среды» [3]. Отметим, что закон обязывает осуществлять оценку воздействия на окружающую среду в отношении любой деятельности, будь то хозяйственная или иная. Такое изложение нормы дает возможность широкого толкования, что не позволяет выяснить круг объектов, которые необходимо исследовать.

Закон, обозначенный выше, содержит отсылочную на Положение об ОВОС, нормы которого считаем необходимым рассмотреть. Речь идет о требованиях к материалам, которые относятся к ОВОС. Обобщим основные положения рассматриваемой нормы:

  • 1) материалы представляются на всех этапах, свидетельствующих о возможном осуществлении конкретной деятельности;
  • 2) материалы должны включать в себя резюме, имеющее нетехнический характер, и содержащее выводы об оценке воздействия на окружающую среду;
  • 3) состав материалов зависит от предполагаемой деятельности;
  • 4) степень полноты оценки зависит от осуществляемой деятельности и от региона.

Следующим актом, выступающим средством правового регулирования ОВОС, является ФЗ «Об экологической экспертизе» [4]. Данная процедура определяется как соответствие документации предъявляемым требованиям в области охраны окружающей среды. Осуществляется с целью противодействия негативному на нее воздействию.

Кроме вышеназванных законов, существует ряд подзаконных актов, которые осуществляют регулирование отношений, складывающихся в связи с ОВОС. Например, Постановление Правительства РФ «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» [5]. Отметим, что под негативным воздействием понимают следующие виды деятельности:

  1. 1) выбросы в воздух;
  2. 2) сбросы в водные объекты;
  3. 3) хранение, захоронение отходов, связанных с производством или потреблением.

Кроме того, Правительство разрабатывает различные проекты, которые пока не вступили в законную силу. Отметим, что в настоящее время опубликован подобный акт, в соответствии с которым с 1 января 2021 года Положение об ОВОС подлежит отмене [6].

Представляется, что вышеназванный акт, действующий уже много лет, является одним из основных в законодательстве об оценке воздействия на окружающую среду. Осуществление отмены Положения возможно только при условии, что подготовлен новый модернизированный корпус нормативных актов, детально регулирующий ОВОС.

В настоящее время такого массива актов не существует, а значит единственным реально действующим правовым источником является вышеупомянутое Положение.

Таким образом, правовое регулирование оценки воздействия на окружающую среду в настоящее время является отраслью, которая подлежит изменению, причем коренным образом. Подобное изменение заключается в отмене акта, действующего с 2000 года — Положения об ОВОС. Однако действительно ли существует подобная необходимость — вопрос, требующий разрешения.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/295/66878/

Минприроды изменит процедуру оценки воздействия на окружающую среду

Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин поручил ускорить работу над подготовкой нового нормативного правового документа, регламентирующего процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Действующее положение предусматривает проведение экологической экспертизы при реализации, например, строительных проектов. Любой застройке в природоохранных зонах, строительству предприятий или объектов инфраструктуры предшествуют публичные слушания. Экологи называют эту процедуру инструментом общественного контроля. Свое мнение могут высказать и эксперты, и местные жители.

Но есть у существующей процедуры и недостатки. Прежде всего, механизм громоздкий, вследствие чего зачастую неоправданно затягивается реализация проектов. Кроме того, бывали случаи превращения публичных обсуждений в инструмент конкурентной борьбы, когда общественным мнением сознательно манипулировали.

Вопрос об упрощении процедуры назрел. Решить его планируется в рамках “регуляторной гильотины”, инициированной правительством страны. Она предусматривает замену устаревших норм современными механизмами контроля.

Удивительно, но многие правила действуют еще со времен СССР. Тогда они были прогрессивными, но теперь морально устарели. Чем проще и прозрачнее станет процедура, тем лучше будет и жителям, и бизнесу, и государству. Выиграют все.

С этим связана идея разработки нового нормативного правового акта. В Минприроды отметили, что он будет подготовлен до 1 января 2021 года. До тех пор будут действовать нормы приказа Госкомэкологии №372 от 16 мая 2000 года.

“Работа должна вестись с привлечением экспертного и научного сообщества и быть выполнена в срок, – заявил Дмитрий Кобылкин, обращаясь к подчиненным. – Это не просто показатель эффективности работы на вверенном вам направлении, но и стабильность реализации экономических проектов”.

В министерстве считают, что новые механизмы позволят оптимизировать процедуру оценки ОВОС и снять излишние регуляторные барьеры. Однако некоторые природоохранные организации опасаются, что действующее положение об ОВОС отменят, а взамен ничего не предложат.

Насторожило их то, что реформа проводится в рамках “регуляторной гильотины”, название которой намекает на радикальное отторжение старого. Но ведь и промышленники опасаются, что взамен “появится непонятно что”, а не определенность может привести к значительным дополнительным расходам.

Первый замглавы Минприроды Денис Храмов заверил, что “интересы граждан и общественных организаций будут обеспечены при любом варианте развития событий”. Гарантией является упомянутый выше приказ Госкомэкологии.

Он регулирует процедуру проведения ОВОС и общественных обсуждений, в том числе устанавливает требования к материалам, представляемым в составе документации на государственную экологическую экспертизу. То есть общественные обсуждения и экологическая экспертиза в прошлое не уйдут.

Да это и невозможно. Если “старые” нормы ОВОС отменят, а новые не примут, то Россия прекратит переход на стандарты наилучших доступных технологий (НДТ). Тогда станет невозможным регулирование по категориям объектов негативного воздействия, а это приведет к исключению российских предприятий из международного правового поля. В этом не заинтересованы ни бизнесмены, ни государство.

По мнению члена общественного совета при Минприроды РФ и рабочей группы по реализации механизма “регуляторной гильотины” Елены Есиной, положение об ОВОС “относится к документам, которые необходимо актуализировать с учетом тех изменений природоохранного законодательства, которые есть на сегодняшний день”.

Несомненно, следует усовершенствовать законодательство об экологической экспертизе, что уже и делается – в рамках исполнения поручения президента России был подготовлен проект внесения изменений в ФЗ “Об охране окружающей среды”. Сейчас законопроект дорабатывается с учетом заключения Государственно-правового управления президента РФ.

Из пояснительной записки к нему следует, что документ “носит комплексный характер и направлен на усиление роли ОВОС и экологической экспертизы в принятии решений о реализации планируемой деятельности”. К тому же у экологических организаций есть еще год, чтобы высказать свои предложения по оптимизации процедуры ОВОС. Минприроды учтет их при подготовке итоговой версии нового нормативного акта.

Тем временем, в Госдуме подготовили ко второму чтению законопроект, которым сжигание мусора предлагается приравнять к его переработке. И снова возникли опасения: а не окажутся ли нормы из этого закона в документах, которые придут на смену действующим стандартам ОВОС?

Вероятно, идею лоббируют владельцы “мусоросжигающих” заводов, которые хотят развивать свой бизнес и получать значительную часть так называемого “экологического сбора”. Тут мнения Минприроды и экологов полностью совпали.

И те, и другие выступают против такого подхода. Сжигание мусора – это не “переработка” его в энергию, а увеличение загрязнения окружающей среды. В мусоре самыми теплоемкими являются пластик и бумага.

Бросать в печь выгоднее именно их, что ставит крест на идее раздельного сбора отходов.

Возникает конфликт интересов. Переработчики заинтересованы в том, чтобы извлечь из отходов как можно больше вторсырья и тем самым уменьшить объем мусора, который надо сжечь. А утилизаторам, наоборот, нужна масса мусора, ведь чем больше они его сожгут, тем больше заработают.

В законопроекте необходимо уточнение, что если все же часть отходов будет сжигаться, то какие именно “мусорные фракции” нужно предавать огню, а какие – перерабатывать. После этого более понятными станут и новые стандарты ОВОС.

Источник: https://rg.ru/2019/12/06/minprirody-izmenit-proceduru-ocenki-vozdejstviia-na-okruzhaiushchuiu-sredu.html

Понятие, содержание и порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

See also:  Как взыскать ущерб от карантина? ляшко подтвердил незаконность ограничений

Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом “Об охране окружающей среды” (ст. 32). Детальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования.

Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель.

ОВОС является инструментом, помогающим заказчику планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.

Функции ОВОС в механизме экологического права:

  1. выявление потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности ЮЛ и ИП;
  2. разработка мер по предупреждению указанного вреда.

Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия (обоснования) хозяйственного, управленческого и иного решения (в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды), то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований (соответствие последствий деятельности требованиям в области охраны окружающей среды).

Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер, позволяет не допустить появление хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

Принципиальным является вопрос об объектах намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащим оценке воздействия на окружающую среду.

Действующее Положение основывается на следующем: оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом “Об экологической экспертизе”.

Это – обширный круг видов намечаемой деятельности, включая проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду и др. В данной разделе они рассматриваются ниже как объекты экологической экспертизы.

Принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду

При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик намечаемой хозяйственной и иной деятельности руководствуется рядом принципов:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
  • обязательности проведения оценки воздействия на окружающую среду при планировании хозяйственной и иной экологически значимой деятельности;
  • обязательности выявления и анализа альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая “нулевой вариант” (отказ от планируемой деятельности);
  • обеспечения участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • научности (включения в материалы по оценке воздействия на окружающую среду лишь научно обоснованных и достоверных данных);
  • комплексности и системности (отражения в материалах ОВОС результатов исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также связанных с ними социальных и экономических факторов);
  • доступности информации (обязанности заказчика предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации);
  • недопущения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду

Процесс оценки воздействия на окружающую среду включает четыре этапа (см. Положение):

1) Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. В ходе первого этапа заказчик:

  • подготавливает и представляет в органы власти материалы, содержащие общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;
  • информирует общественность о намечаемой деятельности через средства массовой информации;
  • проводит предварительную оценку воздействия на окружающую среду;
  • проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.
  • 2) Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
  • 3) Ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление замечаний.
  • 4) Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Содержание оценки воздействия на окружающую среду

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

  • определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);
  • анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
  • выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
  • оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
  • определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
  • оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
  • сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;
  • разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Объекты, которым проводится оценка воздействия на окружающую среду, различаются по характеру и по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду. В этой связи встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС.

Согласно Положению степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения государственной экологической экспертизы комиссия может потребовать от заказчика детальнее или полнее провести ОВОС.

Так как законодательство об охране окружающей среды образует предмет совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ, Положением делегируется право субъектов РФ упростить процесс проведения ОВОС.

Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен.

В этом случае территориальные органы Ростехнадзора разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. При этом соответствующие нормативные документы должны быть согласованы с Ростехнадзором России.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего, важно обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности.

Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет (во всяком случае, должно быть) весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения.

С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику.

Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-soderzhanie-i-poryadok-provedeniya-otsenki-vozdeystviya-na-okruzhaiuschuiu-sredu

Определение объекта, негативно оказывающего на окружающую среду – юридическая консультация онлайн

60 юристов сейчас на сайте

“объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;”

Цитирован фрагмент из первой статьи закона “Об охране окружающей среды”. Насколько я понимаю, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду подлежат обязательной регистрации.

Но как трактовать определение этого объекта?! Что-то настолько аморфное, что под это определение попадает любое строение от шалаша до небоскрёба. Хотелось бы узнать как правильно трактовать этот фрагмент текста.

Заранее огромное спасибо.

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (1)

Здравствуйте, Георгий!

Я понимаю так, что Вас интересуют не сами объекты, могущие или не могущие оказывать негативное воздействие на окружающую среду, а понятие негативного влияния этих объектов на окружающую среду.

«Как трактовать определение этого объекта? — спрашиваете Вы. Трактовать следует, исходя из степени негативного воздействия на окружающую среду. Нельзя согласиться с тем, что »любое строение от шалаша до небоскрёба” оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Прежде всего, нужно исходить из понятия«негативное воздействие на окружающую среду».

Это: 1) загрязнение воздуха, воды, почвы;2) создание шумности, что неприятно воспринимается людьми, да и некоторыми животными, которые, в свою очередь из-за этого, могут создавать неприятности людям;3) сварочные работы, могущие влиять на зрение и портить воздух;4) порча земли, в том числе ее плодородного слоя;5) размещение отходов производства и загрязнение тем самым местности;6) выделение токсичных материалов в атмосферу или в окружающую среду и пр.пр.

Исходя из этого, вряд ли можно строительство шалаша, как Вы пишете, отнести к действиям, негативно влияющим на окружающую среду. Существуют категории опасных объектов для окружающей среды и, исходя из этого, будет решаться вопрос о компенсации причиненного вреда окружающей среде.

На сегодняшний день подзаконные нормативные правовые акты, конкретизирующие критерии отнесения объектов к той или иной категории и порядок постановки их на государственный учет, до сих пор не приняты. Поэтому строительства шалаша не подлежит постановке на государственный учет.

Источник: https://pravoved.ru/question/1488936/

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*