Что предусматривает закон о концессии

Новый состав Верховной Рады торопится с принятием законопроектов, которые разрабатывались не один год. 3 октября Рада приняла законопроект “О концессии”.

В инфраструктурной отрасли не единожды заявляли о необходимости принятия законопроекта, чтобы запустить большие концессионные проекты. Например, концессию портов. Хотя ранее бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян говорил в интервью БЦ, что концессию первых портов — “Ольвия” и “Херсон” — можно провести на основе старого законодательства.

В Украине уже была попытка объявить конкурс на строительство концессионной дороги Львов—Краковец в 2014 году. Однако тогда оказалось, что конкурсные заявки двух претендентов не соответствуют условиям концессионного конкурса.

Процесс активизировался, когда о необходимости принятия законопроекта до 1 октября 2019 года заявил президент Владимир Зеленский. Депутаты лишь на 3 дня провалили дедлайн — документ был принят в целом 3 октября.

Нардеп от партии “Слуга народа”, замредседателя Комитета по вопросам экономического развития в ВР Роксолана Пидласа, которая представляла законопроект, напомнила, что на сегодня в Украине передача объектов госсобственности в концессию регулируется четырьмя разными законами, “которые противоречат один другому”.

Депутаты от “Батькивщины” отметили, что в законопроекте присутствуют коррупционные риски. Речь идет о случаях перехода с аренды в концессию по результатам прямых переговоров с арендатором государственного имущества, передаваемого в концессию.

  • Также чиновники сообщили, что законопроект не имеет предусловий для применения более широкого круга моделей ГЧП.
  • “Фактически, законопроектом предусмотрена единая модель строительства, управления и передачи объектов”, — отметил член партии “Батькивщина” Андрей Николаенко.
  • БизнесЦензор публикует самые важные выдержки из принятого законопроекта, а также потенциальные коррупционные риски.
  1. Какие объекты можно передавать в концессию?
  2. Согласно законопроекту, концессия может применяться для осуществления проектов в любых сферах хозяйственной деятельности.
  3. Исключением будут те объекты, по которым законами установлены ограничения или запрет о передаче их в концессию.

В каких случаях не применяется концессия?

Нормы законопроекта не применяются к проектам:

  • которые не предусматривают инвестиций концессионера в объект концессии;
  • в которых инвестор получает полное возмещение инвестиций за счет государственного или местного бюджетов;
  • которые не предусматривают создания, строительства, управление объектом концессии, или предоставления общественно значимых услуг;
  • которые предусматривают поиск, разведку месторождений полезных ископаемых и их добычи.
  • Кто имеет право участвовать в конкурсе?
  • Участие в концессионном конкурсе могут принимать как резиденты, так и нерезиденты.
  • Однако, если в концессионном конкурсе победителем будет определен нерезидент (или объединение юридических лиц нерезидентов), то для заключения договора он (они) обязан создать юридическое лицо — резидента Украины.

На сколько лет объекты предоставляются в концессию?

Срок действия концессии определяется в договоре. По данным законопроекта, концессионный договор заключается на срок, не менее чем 5 лет и не более чем 50 лет.

Исключение — концессия по строительству и дальнейшей эксплуатации автомобильных дорог. В этом случае срок договора концессии должен быть не менее 10 лет.

Как определяют концессионера?

Концессиедатель выбирает концессионера:

  • путем проведения концессионного конкурса;
  • по результатам конкурентного диалога;
  • по результатам прямых переговоров с арендатором государственного имущества, передаваемого в концессию.

Что такое “конкурентный диалог”?

Конкурентный диалог — разновидность концессионного конкурса. Его применяют в случае, когда концессиедатель не может определить характеристики концессионного проекта.

В этом случае участники конкурса подают свои предложения относительно концессионного проекта, а после конкурсная комиссия проводит с ними переговоры и только потом разрабатывает условия концессионного конкурса.

  1. Что такое “прямые переговоры с арендатором”?
  2. Концессионный договор может быть заключен путем проведения прямых переговоров с арендатором государственного имущества.
  3. В законопроекте прописан ряд условий, которые необходимо выполнить арендатору для перехода в концессию. Так, например, договор о концессии заключается, если:
  • договор аренды был заключен до вступления в силу закона;
  • арендатор намерен реализовать инвестиционный проект на условиях концессии;
  • арендатор надлежащим образом выполнял свои обязанности по договору аренды;
  • арендатор отвечает требованиям к претенденту и т. д.

Кто будет входить в конкурсную комиссию?

Для организации и проведения концессионного конкурса будет создаваться конкурсная комиссия. В ее составе может быть от 7 до 25 человек. В составе конкурсной комиссии должно быть непарное количество участников.

В законопроекте также прописано, кто должен обязательно входить в конкурсную комиссию.

Конкурсная комиссия определяет сроки проведения конкурса, разрабатывает конкурсную документацию, регистрирует заявки претендентов на конкурс, обеспечивает участников необходимой информацией.

Комиссия предоставляет концессиедателю выводы о допуске (или не допуске) претендентов на конкурс. Также комиссия рассматривает конкурсные предложения, делает выводы по определению наилучших условий осуществления концессии и пр.

Кроме того, в законопроекте предусматривается привлечение концессиедателем независимых экспертов.

  • Кто такие советники и как их привлекают?
  • Концессиедатель имеет право привлекать советников, а в случае, если стоимость активов, которые входят в объект концессии, превышает 250 млн грн, привлечение советников обязательно.
  • Советники привлекаются на конкурсных основаниях порядком, установленным Кабмином.
  • К основным задачам советников, среди прочих, относятся:
  • сбор информации и анализ экономических, технических и финансовых показателей объекта концессии;
  • подготовка ТЭО;
  • подготовка финансовой модели проекта;
  • Предоставление финансового аудита, независимой оценки объекта концессии;
  • прочее.

Оплата услуг советников может осуществляться за счет средств государственного и/или местных бюджетов, из средств от МФО и прочее.

Более того, концессиедателем могут привлекаться и международные финансовые организации для выполнения тех же задач, что и советники. В таком случает концессиедатель заключает с МФО договор, где прописаны все вопросы взаимодействия между сторонами.

  1. Как будет проходить конкурс?
  2. Концессионный конкурс состоит из 4 этапов:
  3. Первый этап — предварительный отбор претендентов (предквалификация);
  4. Второй этап — представления конкурсных предложений участниками;
  5. Третий этап — оценка конкурсных предложений и выбор участника, предложившего наилучшие условия осуществления концессии;
  6. Четвертый этап — переговоры с участником, который предложил лучшие условия осуществления концессии.

Что такое регистрационный взнос и зачем он нужен?

Документом предусмотрено, что претенденты, которые допущены к участию в концессионном конкурсе, должны оплатить регистрационный взнос.

Размер взноса устанавливает концессиедатель с учетом стоимости проекта. Размер взноса не может превышать 100 минимальных зарплат.

Деньги, которые участники конкурса платят как регистрационный взнос, используются для покрытия расходов, связанных с организацией и проведением конкурса, в том числе из этих денег осуществляется оплата привлеченных к работе комиссии независимых экспертов.

Возможна ли замена концессионера?

Да. Документ предоставляет право в условиях концессионного договора предусмотреть право замены концессионера на другого концессионера.

Замена осуществляется:

  • по инициативе концессиедателя в случае существенного нарушения концессионером своих обязательств;
  • по обращению кредитора, в случае нарушения концессионером своих обязательств.

В каких случаях предоставляется государственная поддержка концессионера?

Документ предусматривает предоставление “государственной поддержки” концессионеру. Она может бить в случаях:

  • выплаты концессионеру платы за эксплуатационную готовность объекта;
  • приобретение концессиедателем определенного объема товаров, или работ, или услуг, производимых концессионером в соответствии с концессионным договором;
  • предоставление концессионеру товаров, или работ, или услуг, необходимых для выполнения концессионного договора;
  • строительство объектов смежной инфраструктуры, необходимой для выполнения концессионного договора.

Государственная поддержка не должна покрывать большей части операционного риска и не может превышать инвестиций концессионера.

Что с концессией автомобильных дорог?

В пока еще законопроекте отдельным разделом вынесен вопрос о концессии автомобильных дорог.

В концессию могут передаваться только дороги государственного значения (около 52 тыс. км.). Концессионер имеет право строить или брать в управление концессионную дорогу только в том случае, если есть бесплатная альтернативная дорога.

При этом, концессия предоставляется как на строительство новой автомобильной дороги, так и на капитальный ремонт/реконструкцию существующей дороги.

Плата за проезд концессионной дорогой определяется концессионером в соответствии с договором и с учетом тарифной сетки платы за разовый проезд, установленный Кабмином с учетом вида транспорта и уровня инфляции.

Порядок бесплатного проезда концессионными дорогами и размер возмещения концессионеру средств за такой проезд в случае стихийного бедствия, катастрофы и т.д. устанавливает Кабмин.

  • Как можно будет решать споры?
  • Стороны концессионного договора могут свободно выбрать механизм разрешения споров.
  • Законопроектом предусмотрено, что стороны могут выбрать национальный или международный коммерческий или инвестиционный арбитраж, в том числе арбитраж, который находится за рубежом.
  1. Какие риски?
  2. В целом эксперты положительно оценивают принятие законопроекта “О концессии”, который, по идее, должен стимулировать интерес иностранного бизнеса к Украине и оперативному пересмотру инвестиционных платов крупными украинскими компаниями, занятыми в логистике.
  3. Вместе с тем, как сообщила генеральный директор Legrant Татьяна Титаренко, ко второму чтению в законопроекте остались некоторые положения, которые могут негативно отразиться на конкуренции.
See also:  Подходы к определению убытков за незаконное использование тм

Первое. Разработчики законопроекта предлагают выбирать концессионера не только путем проведения конкурса, но и конкурентного диалога, или даже по результатам прямых переговоров с арендатором государственного имущества, передаваемого в концессию.

В чем риск? Сегодня значительная часть привлекательной для инвесторов инфраструктуры находится в аренде в той или иной форме. Таким образом, возникают неравные условия для доступа инвесторов к объекту концессии.

Участники рынка также сходятся во мнении, что арендатор имущества находится в более выгодных условиях при объявлении конкурса. Например, если конкурс проходит по конкурентному диалогу. Концессиедатель определяет лучшее предложение. Но если арендатор говорит, что согласен выполнять условия концессии, которые предложил победитель, то победителем становится арендатор имущества.

Второе. Законопроект ставит в заведомо неравные переговорные условия концессионера, определяя временные рамки заключения договора (90 или в отдельных случаях — 180 дней).

В чем риск? Концессиедатель ничего не теряет, если договор не подписан. Он просто начинает переговоры с участником конкурса, который занял второе место. Вместе с тем инвестор рискует потерять время, средства, которые были вложены в подготовку к конкурсу, или даже репутацию.

Инна РОСЛИК

Источник: https://www.ukrrudprom.com/digest/CHto_predusmatrivaet_zakon_o_kontsessii.html

Концессионное соглашение

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Договоры в недвижимости и строительстве » Концессионное соглашение

  • Специфической формой взаимодействия государства и частных лиц в области эффективного использования недвижимости, находящейся в государственной или муниципальной собственности, является концессионное соглашение, заключаемое на основании Федерального закона  «О концессионных соглашениях».
  • Содержание
  • Концессионное соглашение представляет собой один из видов государственно-частного партнерства, которое направлено на привлечение инвестиций в создание или реконструкцию объектов недвижимости.

Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, которые возникают в связи с разработкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, провозглашает права, обязанности, а также гарантии прав и интересов сторон соглашения.

  1. Согласно концессионному соглашению, концессионер – хозяйствующий субъект обязуется за собственные средства возвести или реконструировать объект недвижимого имущества, а в результате осуществления таких работ, когда определенный концессионным соглашением объект недвижимости будет создан или реконструирован, получить его на определенный срок во владение и пользование от концедента с условием внесения ему соответствующих платежей – концессионной платы.
  2. Данный договор является смешанным, то есть он содержит в себе элементы других договоров, например, элементы договора строительного подряда и аренды.
  3. Таким образом, концессионное соглашение содержит в себе несколько сделок, которые осуществляются в определенной последовательности.

На первом этапе концедент предоставляет концессионеру недвижимое имущество – земельный участок или объект строительства (здание или сооружение). В зависимости от вида предоставленного недвижимого имущества и условий договора, концессионер обязуется возвести на земельном участке здание или сооружение либо реконструкцию уже имеющегося объекта строительства.

На следующем этапе концессионер использует возведенный или реконструированный объект недвижимости в своих целях в течение всего срока, установленного соглашением.

По своей юридической природе концессионное соглашение является:

  1. Консенсуальным – вступает в силу с момента заключения, а исполняется уже после подписания.
  2. Срочным – всегда заключается на определенный срок.
  3. Взаимным – обе стороны имеют права и несут обязанности.
  4. Возмездным – наличие материальной выгоды в результате исполнения соглашения у каждой из сторон.
  5. Двусторонним – наличие прав и обязанностей двух равноправных сторон, а также необходимость выражения согласованной воли обеих сторон для его заключения.

Типовые формы концессионных соглашений для различных видов деятельности устанавливаются Правительством РФ, однако, в отношении гидротехнических сооружений, аэродромов и других особых отраслей приведены в соответствующих законах.

Существенные условия концессионного соглашения

Для концессионных соглашений законодательством предусмотрены определенные условия, по которым должно быть достигнуто согласие сторон, при отсутствии которых договор не может считаться заключенным. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» называет такие условия существенными и относит к ним следующие условия:

  • Предмет концессионного соглашения;
  • Обязанности сторон по осуществлению деятельности, которая предусмотрена соглашением;
  • Срок концессионного соглашения;
  • Объект концессионного соглашения (его описание и состав);
  • Порядок предоставления концессионеру недвижимого имущества, которое предназначено для осуществления деятельности, определенной соглашением сторон.
  • Цели и срок использования объекта соглашения.
  • Иные существенные условия, предусмотренные законодательством.

Перечень существенных условий является открытым, поскольку концессионные соглашения в отдельных отраслях деятельности, помимо Федерального закона «О концессионных соглашениях», регулируются специальным законодательством, в котором предусмотрены дополнительные условия, присущие конкретному виду деятельности.

Помимо существенных, законодательство устанавливает иные условия концессионного соглашения, которые в большинстве случаев предусмотрены соглашением. Такой перечень условий не является исчерпывающим, это означает, что стороны концессионного соглашения по своей воле могут включить в концессионное соглашение и иные условия. К ним относятся:

  • Объемы оказания услуг, выполнения работ, производства товаров при осуществлении деятельности, которая предусмотрена соглашением.
  • Порядок установления и изменения цен на выполненные работы, оказанные услуги и произведенные товары.
  • Объем денежных средств, инвестированных в создание либо реконструкцию объекта соглашения.
  • Срок сдачи в эксплуатацию объекта концессионного соглашения, с предусмотренными в договоре техническими и экономическими показателями.
  • Обязанности концессионера по реализации выполненных работ, оказанных услуг, произведенных товаров на внутреннем рынке в течение срока, предусмотренного соглашением сторон, а также другим условием.

Стороны концессионного соглашения

Сторонами концессионного соглашения, в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях», признаются концедент и концессионер.

Обладателем права собственности на объект такого соглашения является концедент, в качестве которого могут выступать:

  • Государство, от имени которого действует Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен на то Правительством, в случае если соглашение заключено в отношении объектов, право собственности на которые принадлежит государству или в отношении объектов соглашения, которые имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороноспособности государства.
  • Субъект РФ, интересы которого представляет орган государственной власти субъекта РФ, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности субъекту РФ.
  • Муниципальное образование, от имени которого действует орган местного самоуправления, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Концессионером признается организация, индивидуальный предприниматель либо, действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества, два и более юридических лица. При этом, концессионер может как являться резидентом РФ, так и не быть таковым.

Исходя из положений законодательства, стороны концессионного соглашения должны обладать общей правоспособностью.

В науке выделены некоторые проблемы относительно субъектов концессионного соглашения. Например, на стороне концедента могут выступать Российская Федерация, ее субъекты либо муниципальные образования.

Однако, полномочия различных органов власти не конкретизированы законодательством.

Также множественность лиц на стороне концедента недопустима, но несмотря на это договор может затрагивать одновременно интересы как муниципального образования, так и Российской Федерации или ее субъектов.

Срок концессионного соглашения

Концессионное соглашение является срочным договором. Такой признак вытекает из определения концессионного соглашения, которое предусматривает предоставление концессионеру прав владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный концессионным соглашением. Исходя из этого срок действия соглашения признается его существенным условием.

Срок действия концессионного соглашения определяется соглашением сторон, с учетом срока создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, а также объема денежных вкладов в создание или реконструкцию такого объекта. Помимо этого, учитывается срок окупаемости таких денежных вкладов и других обязательств сторон по концессионному соглашению.

Как правило, концессионные соглашения являются продолжительными – обычно 25 лет. Мировая практика основывается на таких же принципах, что и национальная. Например, в большинстве стран Европы обычный срок концессионного соглашения составляет 30-50 лет.

Российское законодательство же не содержит конкретных требований к максимальному сроку концессионного соглашения. Поэтому срок концессионного соглашения определяется сторонами.

See also:  Незаконне зберігання, виготовлення та придбання наркотиків та психотропних речовин

Ответственность сторон концессионного соглашения

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» предусматривает положения, касающиеся ответственности субъектов договора. Ответственность концессионера за качество объекта соглашения предусмотрена статьей 12 вышеуказанного закона.

Концессионер ответственен перед концедентом за допущенное при возведении либо реконструкции объекта соглашения нарушение требований, предусмотренных договором, или требований проектной документации, технических регламентов, иных обязательных требований.

При нарушении установленных соглашением требований, концедент имеет право требовать от концессионера устранения такого нарушения безвозмездно в установленные концедентом сроки.

Концедент имеет право требовать от концессионера возмещения причиненных убытков, если нарушение установленных требований не было устранено в установленный концедентом разумный срок, а также, если такие нарушения являются существенными.

Ответственность за качество предоставленного объекта концессионер несет перед концедентом в течение срока, предусмотренного концессионным соглашением. В случае, если такой срок не предусмотрен, то в течение 5 лет со момента передачи объекта.

Источник: https://advokat-malov.ru/dogovory-v-nedvizhimosti-i-stroitelstve/koncessionnoe-soglashenie.html

Обзор изменений в законодательство о концессионных соглашениях

21 июля 2014 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 265 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).  Ключевой задачей Закона является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в проекты, реализуемые на концессионной основе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Закон расширяет возможности применения платы концедента, совершенствует конкурсные процедуры – вводится частная инициатива заключения концессионного соглашения (далее – КС), уточняет требования к КС и порядку его изменения (расторжения), а также устанавливает дополнительные гарантии концессионера. Основные положения Закона вступают в силу с 1 февраля 2015 г.

Настоящий обзор содержит краткое описание наиболее существенных изменений, вносимых в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессиях).

Плата концедента

Расширена сфера применения платы концедента – ее  установление теперь возможно при заключении КС в отношении всех объектов КС, а не только для объектов автодорожной инфраструктуры, как это предусмотрено в действующей редакции Закона о концессиях.

При этом снимается ограничение, не позволяющее концессионеру при получении платы концедента получать плату от иных лиц за создание и (или) реконструкцию объекта КС, использование (эксплуатацию) объекта КС. Плата концедента является критерием конкурса.

Объекты КС

Законом уточнен ряд объектов КС – к элементам обустройства автомобильных дорог отнесены, в том числе, остановочные пункты, а также откорректированы наименования объектов переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов и объектов социально-бытового населения. Перечень объектов КС остался закрытым, несмотря на то, что вопрос введения открытого перечня объектов широко обсуждался при разработке Закона.

Вводится обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления каждый год до 1 февраля текущего года утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение КС.

Указанный перечень подлежит опубликованию на официальных сайтах соответствующих органов и при этом носит информационных характер.

Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения КС с лицами, выступающими с частной инициативой о заключении КС.

Закон допускает возможность заключения КС в отношении нескольких объектов в случае, если это не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Исключения установлены для объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной КС, реализация производимых им товаров (работ, услуг) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам/и/или с учетом установленных надбавок к ним).

Концессионеру предоставляется преимущественное право на выкуп объекта КС при его включении в прогнозный план (программу) приватизации на период, соответствующий окончанию срока действия КС.

При этом требуется добросовестное исполнение концессионером условий КС. Уступка преимущественного права на приобретение имущества не допускается.

Соответствующие поправки вносятся в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Субъектный состав КС

Устанавливается возможность проведения совместного конкурса в отношении объекта, части которого находятся или будут находиться в собственности разных публично-правовых образований. Публично-правовые образования до объявления о проведении конкурса должны заключить соглашение о проведении совместного конкурса.

  • Снимаются временные ограничения по возможности перемены лиц по КС путем уступки требования или перевода долга – теперь такая перемена лиц по КС возможна на любом этапе исполнения КС, тогда как действующая редакция Закона о концессиях позволяет ее только с момента ввода объекта КС в эксплуатацию.
  • Права кредиторов
  • Закон позволят заключать соглашение между концедентом, концессионером и кредитором (прямое соглашение) в отношении всех объектов КС, а не только в отношении объектов автодорожной и коммунальной инфраструктур, как это предусмотрено сейчас.

В действующей редакции Закона о концессиях замена концессионера без проведения конкурса может быть осуществлена с учетом мнения кредиторов только на основании решений Правительства Российской Федерации при соблюдении прочих условий. Выполнение данного условия представляется затруднительным в отношении региональных и муниципальных проектов.

Законом данное ограничение устраняется – замена концессионера возможна также на основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, принявших решение о заключении КС.

 При этом новый концессионер должен соответствовать требованиям к участникам конкурса, установленным Законом о КС и конкурсной документацией.

Срок действия КС

Новеллой является возможность продления срока действия КС на пять лет по соглашению сторон на основании решений высших исполнительных органов государственной (местной) власти.

  При этом продление срока действия КС, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципального образование, осуществляются по согласованию с антимонопольным органом.

Порядок такого согласования и основания для продления срока действия КС будут определяться Правительством Российской Федерации.

Условия КС

Добавлены следующие существенные условия КС:

  •  обязательства концедента и (или) концессионера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта КС и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (в действующей редакции Закона о концессиях такое условие отнесено к числу факультативных);
  • объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации КС, в том числе на каждый год срока действия КС, если объектом КС являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства.

Закон устанавливает, что срок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия КС не может  превышать двух лет при условии непродления срока действия КС. В действующей редакции Закона о концессиях данный срок не может быть менее одного года и более пяти лет.

Изменение КС

Устанавливается процедура изменения существенных условий КС по инициативе концессионера. Концедент обязан рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий КС в следующих случаях (закрытый перечень):

  • если реализация КС стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
  • в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении КС;
  • в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных КС обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.

Решение об изменении существенных условий КС принимается концедентом в течение тридцати календарных дней после поступления требований концессионера.

See also:  Как заплатить море штрафных санкций за несоблюдение всего одного положения трудового законодательства (следует знать каждому предпринимателю)

В случае, если в результате такого изменения КС меняются доходы (расходы) бюджетов, решение об изменении КС принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством.

В таком случае концедент в течение тридцати календарных дней после поступления требований концессионера обязан его уведомить о начале рассмотрения вопроса в рамках подготовки проекта закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) либо предоставляет концессионеру мотивированный отказ. В случае, если концедент не осуществил указанные действия, концессионер вправе приостановить исполнение КС до принятия концедентом соответствующего решения либо предоставления мотивированного отказа.

Изменение существенных условий КС концедентом по которому является субъект Российской Федерации или муниципальное образование осуществляется по согласованию с антимонопольным органом (основания изменения и порядок согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации).

Расторжение КС

Нарушение сроков создания и (или) реконструкции  объекта КС согласно Закону может быть основанием для расторжения КС только в случае, если такое нарушение произошло по вине концессионера. В действующей редакции Закона о концессиях нарушение указанных сроков является основанием для расторжения КС вне зависимости от вины концессионера.

Неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной КС, может являться основанием для расторжения КС только в случае, если это привело к причинению значительного ущерба концеденту.

Сейчас Закон о концессиях позволяет расторгать КС в случае неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной КС, вне зависимости от того, причинен ли значительный ущерб концеденту в результате этого или нет.

Гарантии концессионера

Расширяются гарантии концессионера – в случае если принятые законы и (или) иные нормативные правовые акты ухудшают положение концессионера, концедент обязан принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки в объеме не менее объема, изначально определенного КС. Такими мерами могут быть:

  • увеличение размера платы концедента по КС;
  • увеличение срока КС с согласия концессионера;
  • увеличение размера принимаемых на себя концедентом расходов на создания и (или) реконструкцию объекта КС;
  • предоставление концессионеру дополнительных государственных или муниципальных гарантий.

При этом к ухудшению положения концессионера относятся:

  • увеличение совокупной налоговой нагрузки;
  • ухудшение положения концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении КС, в том числе установление режима запретов и ограничений в отношении концессионера, ухудшающих его положение по сравнению с режимом, действовавшим в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. 

Конкурсные процедуры

Общие положения

Закон наделяет концедента обязанностью предоставлять участнику конкурса исчерпывающий перечень сведений и документов об объекте КС в порядке, установленном конкурсной документацией. Претендовать на получение такого перечня сведений и документов может только участник конкурса, прошедший предварительный отбор. Такому участнику конкурса концедент также обязан обеспечить доступ на объект КС.

Заключение КС без проведения конкурса

Действующая редакция Закон о концессиях позволяет заключать КС без проведения конкурса в случае, если права владения и пользования объектом КС возникли на основании договора аренды (объектный состав не ограничивается).

Закон о концессиях дополняется нормой, позволяющей заключить КС без конкурса в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, если у лица есть права владения и пользования такого имущества, которое возникло на основании нескольких договоров аренды (а не одного, как это предусмотрено в общем порядке). При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • имущество, входящее в объект КС, должно быть создано или реконструировано на основании договора аренды (договоров аренды), при этом такое имущество должно входить в централизованную систему теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения и (или) предназначено для использования по общему назначению с имуществом таких систем;
  • все договоры аренды должны быть заключены в установленном порядке до 01.01.2010 г.;
  • концедентом по КС должно являться одно публично-правовое образование.

 Заключение КС по частной инициативе

КС может быть заключено по инициативе лица, которое потенциально может являться концессионером (далее – инициатор).

При этом к такому инициатору выдвигаются дополнительные требования: такое лицо не должно находиться в стадии ликвидации или банкротства и иметь задолженность по обязательным платежам в бюджеты всех уровней более 25 процентов от балансовой стоимости активов.

Инициатор также должен подтвердить наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от предельного размера инвестиций, которые предполагается осуществить концессионером на каждый год срока действия КС.

Порядок заключения КС по частной инициативе выглядит следующим образом:

  1. Инициатор представляет потенциальному концеденту предложение о заключении КС с приложением проекта КС со всеми существенными условиями (форма предложения утверждается Правительством Российской Федерации).
  2. Уполномоченный орган рассматривает предложение о заключении КС в течение тридцати календарных дней и принимает решение о:
  • возможности заключения КС в отношении конкретного имущества на предусмотренных в предложении о заключении КС условиях;
  • возможности заключения КС в отношении конкретного имущества на иных условиях;
  • невозможности заключения КС в отношении конкретного имущества с указанием основания отказа. Закон содержит незакрытый перечень оснований для отказа в заключении КС.
  1. В случае принятия решения о заключении КС на условиях, предложенных инициатором, уполномоченный орган в десятидневный срок со дня принятия такого решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предложение о заключении КС в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе иных лиц.
  2. В случае принятия решения о заключении КС на иных условиях, уполномоченный орган проводит переговоры с инициатором в форме совместных совещаний. По результатам переговоров инициатор направляет предложение о заключении КС с учетом результата переговоров. Такое предложение рассматривается в трехдневный срок. В случае согласования уполномоченным органом предложения о заключении КС, такое предложение в десятидневный срок размещается на официальном сайте в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе иных лиц.
  3. Если в сорокапятидневный срок с момента размещения предложения о заключении КС на официальном сайте поступили заявки о готовности к участию в конкурсе, в этом случае заключение КС осуществляется на конкурсной основе. Если такие заявки не поступили, КС заключается с инициатором на условиях, предусмотренных в предложении о заключении КС.
  1. До направления предложения о заключении КС инициатор вправе проводить с уполномоченным органом переговоры, связанные с подготовкой проекта КС.
  2. Таким образом, Закон вносит три основополагающих блока изменений, создающих благоприятные условия для вложения частных инвестиций в концессионные проекты: распространение платы концедента в отношении всех объектов КС, возможность участия нескольких публично-правовых образований в концессионном проекте и право заключения КС по инициативе частной стороны.
  3. Распространение платы концедента в отношении всех объектов КС позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность концессионных проектов, а возможность при этом взимать плату с третьих лиц позволит в ряде случаев снизить долю финансового участия концедента.

Участие нескольких публично-правовых образований в концессионном проекте позволит реализовывать такой проект в нескольких регионах в рамках одной конкурсной процедуры и одного КС.

Это особенно актуально для проектов по развитию транспортной и коммунальной инфраструктуры, когда транспортные пути и линейные объекты могут находиться на территории нескольких регионов, при этом требуется соблюдение технологического и организационного единства проекта.   

Закрепление возможности заключения КС по инициативе частного инвестора упростит процедуру проведения конкурса на право заключения КС в случае, если на объект претендует только один участник.

Применение частных инициатив особенно актуально для регионов и муниципалитетов, которые не могут заранее оценить возможность заключения соглашений и качественно подготовить их.

Кроме того, данное нововведение позволит сократить сроки заключения КС.

Источник: https://zakon.ru/blog/2014/07/25/obzor_izmenenij_v_zakonodatelstvo_o_koncessionnyx_soglasheniyax

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*