Что изменит закон о защите прав потребителей финуслуг

Закон о защите прав потребителей регламентирует отношения между покупателем и продавцом. В тексте ФЗ описаны все механизмы поведения сторон, заключивших договор купли/продажи.

В случае, если поставщик реализует некачественную вещь, покупатель, согласно закону о защите прав потребителей 2020 года, получает право на возврат денежных средств в течение короткого промежутка времени.

Более того, даже если купленная вещь является качественной, покупатель все равно вправе сдать товар и получить за него деньги ввиду личных субъективных причин.

Обратите внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с нашим юристом внизу экрана или позвонить по телефону: +7 (499) 938-45-49 Москва; +7 (812) 425-60-47 Санкт-Петербург. Бесплатный звонок для всей России.

Что изменит закон о защите прав потребителей финуслуг

Новый закон о защите прав потребителей в 2020 году

В 2019 году правительство внесло немалое количество поправок в Федеральный закон о ЗПП. Среди изменений текста закона следует выделить:

  1. Добавление статьи, регламентирующей форму и порядок оплаты. Благодаря поправке продавцы теперь вынуждены предоставлять потребителям несколько форм для оплаты: безналичную и наличную. Однако данное правило касается лишь тех торговых точек, товарный оборот которых находится на уровне 40 миллионов рублей в год. Если же магазин имеет меньший оборот, то его владелец не обязан устанавливать терминалы.
  2. В 24 статью ЗоЗПП добавлен пункт, согласно которому продавец обязан вернуть не только цену товара, но и проценты, если приобретенный продукт был куплен в кредит.
  3. Добавление поправки, благодаря которой стала возможной передача полномочий государственного органа надзора напрямую исполнительной власти.
  4. Дополнение статьи 42. Согласно новому тексту закона подача жалобы на торговую точку вправе производиться лично, через почтовую службу, через МФЦ или через интернет.
  5. Упразднение статьи 38, регулирующей бытовое обслуживание.
  6. Добавление статьи 42.3, описывающей подачу и рассмотрение жалоб потребителей. Обновление статьи позволило покупателям выполнять подачу заявления не только в письменном, но и в электронном виде. Более того, на основании обновленного текста Федерального закона потребители получили возможность отправки жалоб прямо через сайт Роспотребнадзора или через официальный портал Госуслуги.
  7. Добавление пункта 2 в статье 42.1, на основании которого будет осуществляться защита прав покупателей в рамках региональных программ. Именно данный пункт предусматривает содействие региональных государственных органов общественным объединениям, осуществляющим надзор за соблюдением прав потребителей.
  8. Упразднение части 3 статьи 44.

Как действует закон о ЗПП в последней редакции в 2020 году

Закон о защите прав покупателей имеет множество особенностей, благодаря которым продавец вправе избежать ответственности. Поэтому прежде, чем обратиться в магазин, покупателю следует детально изучить все возможные действия продавца, нежелающего принимать некачественный товар или менять его на аналогичный.

Что изменит закон о защите прав потребителей финуслуг

Права и обязанности

Закон о ЗПП регулирует права покупателей на следующие факторы:

  • защита персональных прав;
  • покупка товаров надлежащего качества;
  • приобретение изделий, безопасных для жизни и здоровья;
  • предоставление точной информации касательно рабочих характеристик продукции;
  • получение сведений о компании-производителе того или иного изделия;
  • получение выплат за моральный ущерб, если некачественный товар повлиял на психическое здоровье покупателя;
  • защиту интересов в судебной инстанции;
  • возможность возместить материальный ущерб, если благодаря изделию ненадлежащего качества потребитель получил убытки;
  • обмен товара в оговоренные законодательством сроки.

Другими словами, ЗоЗПП предоставляет покупателям государственную защиту.

При несоблюдении прав покупатель вправе обращаться в следующие государственные инстанции:

Однако для получения возможности обращения в вышеперечисленные службы обманутому покупателю предварительно следует оформить досудебную претензию и передать ее продавцу. В случае, если в течение 10 регламентированных дней заявка потребителя не рассматривается, он получает возможность перевести спор в другую юридическую плоскость.

При этом передача документов в вышестоящие государственные инстанции осуществляется одним из перечисленных ниже способов:

  • лично;
  • через почтовую службу;
  • онлайн через единый портал идентификации и аутентификации.

Что изменит закон о защите прав потребителей финуслуг

Порядок возврата товара

Покупатель имеет право производить возврат товара по нескольким причинам:

  1. Неподходящий размер или фасон одежды.
  2. Отсутствие необходимых функций, заявленных производителем.
  3. Изделие не выполняет свои непосредственные функции.
  4. Приобретенные продукты имеют истекший срок годности.
  5. Несмотря на то, что срок годности продуктов не истек, они потеряли свои съестные качества.
  6. Неполная комплектация изделия.
  7. Нарушение заводской упаковки.
  8. Наличие на новом товаре следов эксплуатации.

Возврат средств, уплаченных за некачественный товар производится по следующей схеме:

  • обращение в магазин;
  • подача устной претензии к качеству товара;
  • написание претензии в свободной форме с указанием дефектов товара;
  • получение денежных средств или аналогичного изделия.

Обратите внимание! Если письменная претензия также не была рассмотрена продавцом, покупатель получает право обратиться в суд или Роспотребнадзор.

Для того, чтобы обменять и сдать некачественный товар покупателю необходимо иметь при себе документ, доказывающий факт покупки в конкретной точке продаж. В качестве подобных бумаг служат:

  • кассовый чек;
  • свидетельские показания;
  • выписки с банковского счета;
  • согласие владельца магазина;
  • видео или фотоматериалы.

Возврат денежных средств осуществляется в течение 10 дней с момента подачи обращения. При необходимости, продавец имеет право отправить изделие на независимую экспертизу.

Что изменит закон о защите прав потребителей финуслуг

Согласно законодательству, возврату подлежать лишь те товары, которые:

  • не имеют следов непосредственного использования;
  • сохранили свой товарный вид, включая заводские пломбы и этикетки;
  • сдаются в сопровождении чека или иных документов, подтверждающих факт покупки.

Обратите внимание! В законе оговорен определенный перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату. К таковым относят: лекарства, расходные материалы, предметы личной гигиены, ткани, книги и так далее. Полный перечень изделий, которые нельзя вернуть при наличии надлежащего качества, возможно найти в тексте закона о ЗПП.

При возврате некачественного изделия покупателю обязаны предложить несколько вариантов возмещения:

  • устранение неисправностей за счет продавца;
  • уменьшение стоимости в зависимости от характера дефекта4
  • замена товара на аналогичный;
  • замена изделия на иную модель с перерасчетом итоговой стоимости;
  • полный возврат средств.

Навязывание услуги

Статья 16 закона о ЗПП устанавливает, что продавец не имеет права навязывать покупателю дополнительные услуги или товары. В случае, если подобный прецедент случается, покупатель получает возможность взыскать с продавца сумму убытков, понесенных ввиду покупки навязанных товаров или услуг.

Нередки случаи, когда продавцы навязывают покупателю подписание невыгодных соглашений, противоречащих интересам потребителя. В таком случае последний вправе обратиться суд с просьбой признать подобный договор ничтожным и потребовать взыскание с реализатора определенной суммы в качестве морального ущерба.

Что изменит закон о защите прав потребителей финуслуг

Как насчитывается неустойка

Неустойка по ЗПП положена лишь в тех случаях, когда имеет место ненадлежащее выполнение обязательств по договору купли/продажи. Продавец обязуется выплатить неустойку при нарушении следующих пунктов закона:

  • о возврате средств за некачественное изделие;
  • о замене некачественного продукта на аналогичный;
  • об устранении недостатков изделия по гарантии;
  • о снижении стоимости товара в соответствии с затраченными на его починку средствами;
  • о возмещении убытков;
  • о предоставлении подменного товара с аналогичным функционалом.

Согласно букве закона, размер неустойки составляет 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. При этом имеются следующие особенности:

  • факт частичной или полной оплаты товара покупателем не играет роли;
  • конечный размер неустойки не превышает стоимости изделия;
  • неустойка начисляется до того момента, пока продавец не удовлетворит требования потребителя.

Пример расчета неустойки: покупатель купил изделие за 100000 рублей. Спустя 1 день потребитель обнаружил дефект и сообщил об этом продавцу. Последний взял продукт и пообещал устранить неисправность в течение семи дней.

По истечении оговоренного срока изделие все еще находится у продавца. Покупатель ждет еще 20 дней и принимает решение расторгнуть договор купли продажи.

Таким образом, помимо 100000 рублей стоимости изделия, продавец обязан вернуть неустойку в размере: 1000 * 20 = 20000 рублей.

Помимо неустойки покупатель вправе взыскать:

  • компенсацию морального ущерба;
  • все убытки, понесенные вследствие приобретения некачественной продукции;
  • штраф, положенный по статье 13 пункту 6 ЗоЗПП.

Что изменит закон о защите прав потребителей финуслуг

Ответственность за нарушения

Согласно статье 43 ЗоЗПП за нарушение прав покупателей продавец несет один из видов ответственности:

  • административную;
  • уголовную;
  • гражданско-правовую.

Разновидность ответственности зависит от вида нарушения прав и интересов покупателя. Всего существует две причины, по которым продавца возможно привлечь к ответственности:

  • несоблюдение условий, оговоренных в договоре купли/продажи;
  • игнорирование продавцом норм законодательства, например, умышленное не предоставление товарного чека.

Привлечение к ответственности производится на основании инициированных обманутым покупателем государственных проверок. В случае, если вина продавца доказывается, последнему предстоит понести административную ответственность и оплатить целый перечень различных штрафов.

Где можно скачать Закон о ЗПП

Просмотреть действующую версию Федерального закона возможно по следующей ссылке.

Если необходимо загрузить полный текст закона, следует нажать на данную ссылку.

В итоге: что регулирует зозпп и каким он подвергся изменениям в 2020 году

Что изменит закон о защите прав потребителей финуслуг

Закон о ЗПП регулирует отношение между продавцом и покупателем. Согласно законодательству, потребители имеют право на получение качественных товаров или услуг от торговых точек и агрегаторов. Поэтому при приобретении изделия, обладающего ненадлежащими кондициями, покупатели вправе расторгнуть договор купли/продажи и вернуть уплаченные денежные средства.

See also:  Как отменить незаконную регистрацию на предмет ипотеки?

Основными изменениями в тексте закона в 2019 году стало введение возможности дистанционной подачи жалоб и расширение полномочий общественных объединений, занимающихся защитой прав потребителей.

ПредыдущаяСледующаяОбратите внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с нашим юристом внизу экрана или позвонить по телефону: +7 (499) 938-45-49 Москва; +7 (812) 425-60-47 Санкт-Петербург. Бесплатный звонок для всей России.

Что изменит закон о защите прав потребителей финуслуг

Недобросовестные финучреждения рекламируют «нулевые кредиты» и навязывают клиентам ненужные услуги. Низкий уровень финансовой грамотности и отсутствие органа, который печется об интересах потребителей, облегчает им задачу.

Первый заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова в своем блоге на «НВ» объяснила, почему Нацбанк не может влиять на ситуацию, и как отношения между участниками рынка финуслуг регулируются в других странах. «Минфин» публикует сокращенную версию.

Основоположник теории рыночной экономики Адам Смит считал, что рынок способен саморегулироваться, выравнивая взаимоотношения продавцов и покупателей без участия регулятора. В идеальном мире, наверное, так все и работает. Но мир не идеален. И, спустя сто лет, другой экономист, Джон Милль, впервые использовал понятие «фиаско рынка» — когда рынок не работает без регулирования.

Финансовый рынок – именно такой пример: необходимость его регулирования уже много десятков лет ни у кого не вызывает сомнения.

В каждой стране мира, где есть финансовый сектор, присутствует регулятор, отвечающий за деятельность его игроков с точки зрения надежности, прозрачности и легальности их бизнеса, используемых инструментов.

Кроме того, по данным Мирового банка в 97-ми странах мира из 109 регулятор отвечает также за правила взаимоотношений финансовых учреждений с потребителями. Но не в Украине.

«Бесхозными» клиенты финучреждений оказались в 2011 году, когда Госпотребстандарт вычеркнул финансовые услуги из своего перечня. После чего объектом для тысяч писем с жалобами на нарушения со стороны финучреждений стал Национальный банк. И это логично – кому, как не Нацбанку, разбираться в банковских вопросах.

Но сейчас, не имея законного мандата на защиту прав потребителей, НБУ может только погрозить пальцем или написать устрашающее письмо. Ситуацию может изменить принятие законопроекта 2456д «О защите прав потребителей финуслуг»– именно он возложит на Нацбанк обязанность работать с нарушениями в отношении клиентов.

Чтобы понять, что изменит принятие Закона о защите прав потребителей финуслуг, давайте сначала разберемся, где эти права нарушаются. Примеров, к сожалению, много.

Видите рекламу с обещанием дать кредит под 0,1%? Это нарушение и вранье — не бывает таких кредитов. Реальная его стоимость будет, скорее всего, в районе 80-120%.

Но вы узнаете об этом лишь на этапе выплат, обнаружив уйму скрытых комиссий.

К таким же нарушениям относится и заявления «оформите карту нашего банка, если хотите оплатить в нашей кассе» или «идите оформлять к этому нотариусу, нет, к другому нельзя». А также требование обязательной покупки страховок на все и от всего при любой финансовой операции, вплоть до обмена валюты.

Отказ выдать на руки договор для ознакомления, передача персональных данных третьим лицам (страховым или коллекторским компаниям), изменение договоров задним числом – все это нарушения, которые во всем развитом мире серьезно наказуемы.

Одно только навязывание страховок обошлось в свое время американскому банковскому холдингу Capital One в $165 миллионов.

Из них 140 миллионов пришлось вернуть обманутым клиентам, которых сотрудники банка убеждали в том, что без страховки их кредитный рейтинг будет ниже, а стоимость кредита, соответственно, — выше. Еще 25 миллионов составила сумма штрафа.

Суть закона "О защите прав потребителей": ПОСЛЕДНЯЯ редакция 2020

В 1992 года в России действует Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей». Его ключевой целью является регулирование взаимоотношений в сфере продаж и оказания услуг, если их участником являются рядовые граждане.

Нормы закона закрепляют перечень прав на надлежащее качество услуг и приобретаемых изделий, на объективные сведения о продукции, на защиту от незаконных действий.

Наиболее востребованной на практике является статья 25, которая регулирует возврат товара надлежащего качества в течение 14 дней без объяснений причин.

За все время ФЗ претерпел ряд изменений и поправок, так что предлагаем вашему вниманию последнюю редакцию, актуальную на 2019 год.

Сфера действия закона

На бытовые сделки, совершаемые рядовыми гражданами, распространяются нормы ГК РФ. Это касается приобретения вещей и предметов в торговых точках или через интернет-ресурсы, заказе услуг или работ.

Необходимость принятия отдельного правового акта была вызвана следующими целями:

  • установление комплекса обязанностей для юрлиц и ИП, выступающих продавцами или исполнителем;
  • введение механизма защиты от действий недобросовестных продавцов, в том числе повышенных санкций за нарушение правил продажи, раскрытия информации, просрочки удовлетворения требований;
  • определение порядка обмена изделий при надлежащем и ненадлежащем качестве, предъявления претензий и исков, жалоб на нарушения со стороны продавцов и исполнителей.

Важно! Закон № 2300-1 расширяет перечень полномочий потребителей и обязанностей продавцов, по сравнению со стандартными положениями ГК РФ. По этой причине, предприятия и ИП не могут применять указанный закон при совершении сделок между собой.

Изменения и правки в Закон № 2300-1

С 1992 года, базовая версия Закона о защите прав потребителей несколько раз менялась и дополнялась. Практически все новеллы были связаны с ужесточением мер ответственности к недобросовестным продавцам, уточнению способов контроля за соблюдением прав граждан. Ниже в таблице приведен обзор наиболее важных изменений, с указанием даты их принятия.

Реквизиты нормативного акта, вносящего изменения в Закон № 2300-1 Дата принятия Наиболее важные нововведения
Закон № 250-ФЗ 29.07.2018 — введены нормы об агрегаторах информации о товарах (услугах), их ответственности;
— расширен список данных, которые должны доводится до потребителей
Закон № 133-ФЗ

Вс разъяснил применение закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг

18 марта Президиум Верховного Суда РФ утвердил разъяснения по вопросам, связанным с применением Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг, предусматривающего обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. Как отмечено в преамбуле документа, большая часть положений вышеуказанного Закона вступила в силу 3 сентября 2018 г. Документ содержит разъяснения по пяти вопросам, поступившим из судов.

Так, в первом разъяснении ВС ответил на вопрос о том, на какие правоотношения распространяются требования Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг об обязательном досудебном порядке урегулирования споров.

В документе отмечается, что к компетенции финансового уполномоченного отнесено рассмотрение требований потребителей к финансовым организациям, на которых распространено действие данного Закона, если размер требований не превышает 500 тысяч рублей. При этом требования потребителей, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, рассматриваются вне зависимости от их размера.

ВС отметил, что к компетенции финансового уполномоченного относятся также требования потребителя об организации и оплате страховщиком восстановительного ремонта поврежденного имущества, например поврежденного автомобиля, по договорам ОСАГО, ДСАГО и КАСКО. Но такие требования рассматриваются финансовым уполномоченным только при условии, что со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

ВС разъяснил некоторые аспекты защиты потребительских прав в сфере страхованияПрезидиум Верховного Суда утвердил Обзор по спорам относительно добровольного личного страхования в рамках потребительского кредита

Также разъяснено, что поскольку Закон о финансовом омбудсмене устанавливает порядок досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, то его положения не распространяются на требования, предъявляемые в установленных законом случаях к профессиональному объединению страховщиков, в частности к Российскому союзу автостраховщиков.

Второе разъяснение затрагивает вопросы соблюдения обязательного досудебного порядка в виде обращения потребителя к финансовому уполномоченному.

Отмечено, что возможность обращения потребителя в суд в случае прекращения рассмотрения его обращения финансовым уполномоченным или отказа последнего в принятии такого документа зависит от их оснований.

В этом случае потребитель может обратиться в суд с обоснованием своих мотивов несогласия с решением финансового уполномоченного.

Досудебный порядок разрешения спора не соблюден, если суд при разрешении вопроса о принятии иска или при рассмотрении дела согласится с финансовым уполномоченным в части судьбы обращения заявителя. В связи с этим иск потребителя возвращается судьей либо подлежит оставлению судом без рассмотрения.

В противном случае досудебный порядок считается соблюденным и спор между потребителем и финансовой организацией рассматривается судом по существу.

Потребитель вправе заявлять в суд требования к финансовой организации только по предмету, содержащемуся в обращении к финансовому уполномоченному, однако они могут быть соединены с другими требованиями, в отношении которых законом не установлено обязательного досудебного обращения к финансовому уполномоченному.

В третьем разъяснении ВС перечислил последствия в случае пропуска потребителем срока для обращения в суд с требованиями к финансовой организации, а также в случае пропуска финансовой организацией срока для обжалования решения финансового уполномоченного.

Указано, что такие сроки могут быть восстановлены судом при наличии уважительных причин. Без просьбы заявителей о восстановлении пропущенных сроков их обращения возвращаются судом без рассмотрения.

See also:  Розголошення інформації про пацієнта без його згоди чи згоди його законного представника

Возврат судьей заявления или оставление его судом без рассмотрения не препятствуют потребителю финансовых услуг или финансовой организации вновь обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока с указанием уважительных причин его пропуска.

На определения о восстановлении срока или об отказе в его восстановлении может быть подана частная жалоба.

В следующем разъяснении определен порядок рассмотрения судом требования потребителя, не согласного с решением финансового уполномоченного, который вправе обратиться с иском к мировому судье или в районный суд – в зависимости от суммы иска.

Президиум ВС РФ пояснил, что такие споры рассматриваются в пределах заявленных потребителем в суд требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). При рассмотрении дел такой категории суд вправе назначить судебную экспертизу.

«В случае несогласия суда с отказом финансового уполномоченного в удовлетворении требований потребителя или с размером удовлетворенных финансовым уполномоченным требований потребителя суд, соответственно, взыскивает или довзыскивает в пользу потребителя денежные суммы или возлагает на ответчика обязанность совершить определенные действия», – отмечено в документе.

При взыскании судом дополнительных денежных сумм по отношению к тем, которые взысканы решением финансового уполномоченного, последнее и судебное решение исполняются самостоятельно. При необходимости суд вправе изменить решение финансового уполномоченного.

Из пятого разъяснения следует, в каком порядке суды рассматривают обращения финансовых организаций в случае их несогласия с решениями финансового уполномоченного.

Отмечается, что, поскольку специального порядка такого обжалования гражданским процессуальным законодательством не установлено, рассмотрение таких требований производится судами общей юрисдикции по общим правилам производства в суде первой инстанции.

При этом, так как омбудсмен является лицом, разрешающим гражданско-правовой спор между потребителем финансовых услуг и финансовой организацией, он не может являться ответчиком.

«Поскольку процессуальным законом данные вопросы прямо не урегулированы, исходя из общих принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (ч. 4 ст.

1 ГПК РФ), финансовая организация в таком случае участвует в деле в качестве заявителя, финансовый уполномоченный и потребитель финансовых услуг привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованных лиц», – указал Верховный Суд.

Указано, что требования финансовой организацией предъявляются в суд по месту жительства потребителя финансовых услуг, но после принятия дела к производству оно может быть передано в иной суд по договоренности между сторонами.

В том случае, когда суд придет к выводу о необоснованности удовлетворенных финансовым уполномоченным требований потребителя финансовых услуг, суд указывает на это в мотивировочной части судебного акта и отменяет решение финансового уполномоченного.

Если суд придет к выводу о том, что омбудсменом требования потребителя удовлетворены в большем, чем это положено по закону, объеме, то он изменяет решение уполномоченного в соответствующей части.

В случае признания решения финансового уполномоченного законным и обоснованным суд отказывает в удовлетворении заявления финансовой организации.

Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов полагает, что разъяснения ВС РФ направлены на конкретизацию важнейшего блока отношений, предусмотренных Законом о финансовом омбудсмене, которым установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями.

«Ввиду того что данным Законом определен порядок введения его в действие путем поэтапного распространения положений Закона на различные виды финансовых организаций – с 1 июня, с 28 ноября 2019 г., с 1 января 2020 г.

, последние нововведения вступают в силу с 1 января 2021 г.

, на практике стали возникать вопросы материально-процессуального характера применения такого нормативного правового акта с целью возможности реализации права на судебную защиту», – пояснил он.

По словам эксперта, сам Закон и его разъяснения подчеркивают многоступенчатую процедуру разрешения споров, отнесенных к компетенции уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. «Указанная структура, в первую очередь, призвана обеспечить снятие нагрузки на судебные органы, в том числе за счет сроков давности.

Так, некоторыми специальными законами в сфере страхования предусмотрен обязательный претензионный порядок по обращению к страховщику, далее спор передается на рассмотрение уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг, затем в судебные инстанции.

Такая многоступенчатая фильтрация также несет дополнительную функцию, связанную с предоставлением доказательств (например, в тех же страховых отношениях споры в 90% случаев разрешаются с помощью тех или иных экспертиз). Суды вынуждены тратить значительное время при рассмотрении спора на выяснение вопросов, поставленных перед экспертом.

В данном случае указанное время сокращается за счет реализации данной многоступенчатой процедуры», – подчеркнул Артем Денисов.

Партнер Международного центра защиты прав Globallaw Генрий Папава полагает, что в документе имеются важные для правоприменительной практики уточнения.

«В частности, важно разъяснение о том, что в случае несогласия потребителя с решением финансового уполномоченного он может предъявить в суд требования к финансовой организации с обоснованием мотивов своего несогласия с решением финансового уполномоченного об отказе в принятии его обращения к рассмотрению либо о прекращении рассмотрения обращения, и последующие процессуальные последствия такого обращения», – отметил он.

Эксперт также обратил внимание на разъяснение о возможности восстановления судом процессуального срока для обращения в суд при наличии уважительных причин. «Часто важное значение при рассмотрении данной категории споров имеют результаты экспертизы. Поэтому также ценно соответствующее разъяснение высшей судебной инстанции об этом», – резюмировал Генрий Папава.

Партнер юридической компании «Крылов и партнеры» Анастасия Усова отметила, что осенью 2018 г. законодатель создал юридически грамотного защитника – финансового омбудсмена, в полномочия которого входят оперативное реагирование и защита прав потребителей соответствующих услуг. «К 2021 г.

под регулирование Закона подпадет значительная часть рынка финансовых услуг, в связи с этим Верховным Судом РФ в целях обеспечения единства судебной практики даны разъяснения по вопросам, связанным с его применением.

Очевидно, что целью создания данного института является своевременное реагирование и оперативное разрешение возникающих споров с участием потребителей как непрофессионального игрока рынка финансовых услуг. Но удалось ли достигнуть этой цели?» – задалась вопросом эксперт.

Она отметила, что введение института финансового омбудсмена позволит разгрузить суды общей юрисдикции, так как часть однотипных споров, к примеру, по оспариванию размера страховой выплаты, будет разрешена в досудебном порядке.

«В случае неисполнения решения омбудсмена в добровольном порядке уполномоченный выдает потребителю финансовых услуг удостоверение, являющееся исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель исполняет решение в принудительном порядке.

Более того, в случае если потребитель не согласен с решением финансового уполномоченного, решение не принято либо рассмотрение обращения прекращено, гражданин сохраняет за собой право на обращение в суд за защитой своих законных интересов», – пояснила Анастасия Усова.

По ее мнению, важно понимать, что специфика как рынка финансовых услуг в целом, так и отдельно заключенных договоров накладывает определенный отпечаток на возникающие правоотношения.

«Потребителю не всегда удается правильно расставить приоритеты, полно оценить ситуацию или грамотно изложить свои требования.

Аппарат финансового уполномоченного позволит обеспечить всестороннее рассмотрение возникшего спора, даст потребителю правовой анализ ситуации, что обеспечит эффективную защиту его интересов», – полагает эксперт.

Внимание: изменен Закон о защите прав потребителей

«Учет в туризме» №3, 2005

В этом году вступили в силу важные поправки, внесенные в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»).

Поскольку частные лица являются основными клиентами турфирм и этот Закон распространяется на них, мы хотели бы прокомментировать в нашей статье те изменения, которые непосредственно затронули деятельность в турбизнесе.

Цена путевок, билетов и услуг

Теперь цена путевок, билетов и услуг турфирмы должна быть обязательно указана в рублях. Это следует из обновленной статьи 10 Закона «О защите прав потребителей». Надо сказать, что для турфирм такое, казалось бы, незначительное изменение вызывает массу неудобств.

Дело в том, что в туристическом бизнесе многие фирмы работают с иностранными партнерами, которые определяют цену на свои услуги в иностранной валюте.

А в условиях постоянного колебания курсов иностранных валют указывать в рублях цену, к примеру, на путевки означает, что турфирме придется постоянно пересчитывать по текущему курсу стоимость услуг, входящих в тур.

Что здесь посоветовать? Можно, например, указывать цены в каталоге в условных единицах, а к нему делать бумажную распечатку цен в рублях.

Конечно, для этого фирме придется воспользоваться какой-то программой, чтобы она автоматически пересчитывала цены на туры по вновь заданному курсу.

Да и в каталоге обязательно пропишите, что рублевые цены на указанные в нем путевки приводятся в приложении.

Возмещение расходов фирмы, если клиент отказался от договора

Несколько изменен пункт 4 статьи 28 Закона «О защите прав потребителей», где установлено, что клиент не обязан компенсировать фирме фактически понесенные расходы, если он отказывается от договора (ранее звучало «при расторжении договора»).

Однако общий смысл это не меняет: фирма не может удерживать фактически понесенные расходы по договору в случае отказа потребителя от его исполнения. Однако обратите внимание: это положение применяется лишь тогда, когда турфирма нарушила сроки исполнения своих обязательств по договору.

See also:  Всу: документи видані контрагентом засудженим за фіктивне підприємництво не підтверджують реальність господарських операцій платника податку навіть, якщо мають всі передбачені законом реквізити

Например, организовала туристу путешествие, скажем, с 15 сентября вместо установленного в договоре срока 10 сентября.

Если же турфирма выполняет свои обязательства в срок, а турист по своим причинам отказывается от договора, то в этом случае он обязан возместить турфирме фактически понесенные ею затраты. Эта норма прописана в статье 782 Гражданского кодекса РФ.

Размер штрафа с фирмы в случае судебного разбирательства

Если турфирма отказалась удовлетворить претензию клиента*, он может обратиться с иском в суд. И если суд признает требование клиента правомерным, с турфирмы взыщут штраф – 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу туриста. Это теперь закреплено в пункте 6 статьи 13 Закона «О защите прав потребителей».

Надо сказать, что раньше штраф был вдвое больше: он составлял всю цену иска. Однако суд мог решать, взыскивать такой штраф или нет. Теперь же штраф будет взыскиваться в обязательном порядке.

Поэтому турфирмам можно порекомендовать быть более внимательными к претензиям туристов.

И если вы видите, что они обоснованны, нет смысла доводить дело до суда: лучше (и дешевле) удовлетворить требования клиента.

  • В заключение
  • Как видите, изменения, внесенные в Закон «О защите прав потребителей», в основном расширили права граждан и возможность защиты их интересов при возникновении конфликта с фирмами.
  • Поэтому фирмам следует уделять более пристальное внимание оформлению договорных отношений с клиентами, в том числе грамотно отражать в них права и обязанности сторон.
  • Контактный телефон: (095) 101-30-47.
  • ИСК ОТ ОБЩЕСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Не каждый турист может грамотно подготовить исковое заявление в суд и отстаивать свои права во время судебного разбирательства. Поэтому некоторые граждане, чьи права были нарушены, обращаются в общества защиты прав потребителей. В этом случае штраф (в размере 50% от суммы, присужденной истцу) взыскивается с ответчика (турфирмы) в пользу такого общества.

Глеб Сегида: законопроект № 2456-д о защите прав потребителей финуслуг – что может измениться

В конце марта 2016 года Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект № 2456-д, призванного повысить защиту прав потребителей финансовых услуг. В июне текст документа был доработан ко второму чтению и, как ожидается, уже в июле должен быть принят в целом. Что может измениться после вступления в силу нового закона для банков и их клиентов?

Проблематика

Большая часть правовой базы государства Украина базируется на юридической базе, действующей еще в Советском Союзе. Далее, в течение многих лет в соответствующие законы и кодексы вносились правки и дополнения, призванные привести старые нормы в соответствие с современными реалиями.

  • Лишь очень немногие отрасли были удостоены новой правовой базы, полностью разработанной с нуля (например, Закон об электронной коммерции, Криминально-процессуальный Кодекс).
  • Так сложилось, что в советские времена взаимоотношений между финансовыми компаниями и населением почти не было – люди не брали кредиты, не оформляли пластиковые карты, а депозиты были представлены программой в Госбанке СССР.
  • С обретением независимости и началом внедрения рыночных механизмов функционирования экономики, рынок финансовых услуг, не имея единой правовой основы, начал развиваться достаточно хаотично.

Существуют инструкции, постановления НБУ, Кабмина, Госфинуслуг, которые регулируют рынок финуслуг. Также частично права потребителей финансовых услуг описаны в законе о правах потребителей. Но они описывают основы, оставляя без внимания многие детали, которые сложились во взаимоотношениях финкомпаний и их клиентов.

  1. В сумме с низкой финансовой грамотностью населения, большинство финучреждений начали прописывать условия, или доносить информацию так, что это было более выгодно для себя, чем для потребителей.
  2. Как оказалось, не существовало детальных требований к договорам – и люди уже потом понимали, что им не предоставляли график погашения по кредиту, а «нулевая ставка» оказывалась 100-200% реальной переплаты; ставка по депозиту 25% оказывалась 10% для первого месяца размещения средств, 11% для второго и 25% лишь для последнего.
  3. В результате рынок оказался в тупике – банки имеют огромные объемы проблемной задолженности, которая сформировалась, в том числе, и из-за кредитов, выдаваемых всем желающим и не понимающим, что они подписывают; банки не могут получить залоговое имущество по проблемным кредитам, в первую очередь по корпоративным заемщикам, так как в законах есть много лазеек для мошенников.
  4. Сегодня в парламенте находятся несколько законопроектов, призванных, с одной стороны, защитить банки (основной документ – законопроект № 4529), с другой – защитить права потребителей финансовых услуг.
  5. Что предлагается

Предполагается, что законопроект №2456-д существенно повысит защиту населения и малого бизнеса в плане взаимоотношений с банками и финкомпаниями. Ведь у крупного бизнеса есть юридические службы, а простые украинцы редко обращаются за помощью к специалистам для правового анализа документов.

Информацией, которую банк обязан предоставить клиенту перед подписанием договора является:

  • лицо, которое предоставляет финансовые услуги – данные о расположении и госрегистрации, а также кто осуществляет надзор и адрес, куда можно направлять жалобы.
  • полная стоимость услуги, включая все возможные сборы, платежи, расходы.
  • наличие права отказаться от договора с указанием срока и штрафных санкций.
  • наличие права досрочного разрыва, или выполнения условий договора.
  • порядок внесения изменений в договор.
  • наличие механизмов внесудебного решения жалоб клиента.
  • существование гарантийных фондов, или компенсационных схем.
  • При заключении договора в электронном виде он будет считаться полученным клиентом при направлении его образца клиенту с указанием даты и контактных данных клиента.
  • При этом обязательство доказать, что клиент получил свой образец договора, лежит на финучреждении, а не человеке.
  • Особо важен пункт закона, что банк не имеет права менять условия договора в одностороннем порядке.

На рынке распространена практика, когда банк может менять отдельные пункты договора (например, плату за пользование счетом, или ставку по депозиту до востребования). Ранее банк считал, что если информация об этом появилась на его сайте, или на распечатке в отделении – клиент ознакомлен с этим. После принятия закона банк обязан направить клиенту сообщение с фиксированием срока отправки.

По требованию клиента банк обязан предоставить информацию о своем финансовом состоянии и данные по собственникам.

Закон лишает банки еще одной уловки: в случае неоднозначного толкования прав и обязательств сторон по договору – они трактуются в пользу клиента.

За непредоставление информации, или предоставления ее уже после подписания договора, или обмана клиента, должностное лицо банка может быть оштрафовано на сумму от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов (850-1700 гривен). Повторное выявление нарушений приведет к штрафу уже на сумму от 1700 до 4250 гривен.

Несложно посчитать, что если первый раз сотрудник банка допустит «ошибку» в работе с клиентом, он заплатит достаточно небольшую сумму. Но если это будет носить систематический характер, то штрафы будут огромными – за пять выданных таких кредитов за день придется заплатить уже более 21 тысячи гривен и смысла с такой «деятельности» уже нет.

  1. При этом ответственность посредника на рынке финуслуг при нарушении прав потребителя приравнивается к ответственности финучреждения.
  2. Рекламировать финансовые услуги смогут лишь компании, у которых есть соответствующая лицензия на предоставление финансовых услуг.
  3. Кто будет следить за исполнением

Контроль за соблюдением прав потребителей, анализ договоров, рекламы финансовых услуг и наложение штрафов при нарушениях будут осуществлять НБУ, Госфинуслуг и Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Соответственно, при принятии законопроектов № 2413а и 2414а эти функции будут лишь у НБУ и НКЦБФР.

Также НБУ наделяется полномочиями расширять минимальный объем обязательной информации для предоставления потребителю.

Особо в законе выделяется обязанность Нацбанка и других госорганов внедрять программы по повышению финансовой грамотности населения.

Как показывает практика, необразованность в плане работы с документами, управлением своими деньгами присуща всем поколениям украинцев. Плохо читают, или совсем не читают, что подписывают не только представители старшего поколение, но и люди, выросшие уже в независимой Украине.

Закон не сможет уберечь украинцев от недобросовестных действий банков и финорганизаций, он лишь расширяет функционал по доступу к информации и возможности людей. Как люди уже будут им пользоваться – зависит от них самих. А улучшать юридическую и финансовую грамотность украинцев должно уже экспертное сообщество и целевые государственные программы.

Глеб Сегида, управляющий партнер юридической фирмы «Правовест»

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*