Донбасс: основные положения закона о реинтеграции

Народные депутаты от «Оппозиционного блока» 19 января внесли на рассмотрение Верховной рады проект постановления об отмене принятого ранее украинским парламентом закона о реинтеграции Донбасса.

Аналитический портал RuBaltic.

Ru разобрался, почему законодательная инициатива украинской власти вызвала неоднозначную реакцию на Украине, какие противоречия присутствуют в тексте закона, с какой целью он был принят и есть ли возможность его отменить.

1. Что представляет собой закон о реинтеграции Донбасса?

Официальное название так называемого закона о реинтеграции Донбасса звучит так: «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Однако когда летом 2017 года появились слухи о его подготовке, журналисты, которые не знали, как будет называться законодательная инициатива украинских властей, окрестили будущий документ законом о реинтеграции.

В законе Россия объявляется страной-агрессором, государственные аппараты Донецкой и Луганской народных республик (ЛДНР) названы «оккупационными администрациями» Российской Федерации.

Согласно нормам закона Украина перекладывает на Россию ответственность за жизнеобеспечение людей, проживающих на территории ЛДНР; кроме того, РФ объявляется ответственной за всё поврежденное в ходе боевых действий в Донбассе имущество физических и юридических лиц.

Благодаря закону о реинтеграции Донбасса президент Украины Петр Порошенко получил право использовать армию на всей территории страны для отражения «российской агрессии».

ДОНБАСС: Основные положения Закона о реинтеграцииПетр Порошенко / qha.com.ua

Документ юридически положил конец еще одному креативу украинских властей — антитеррористической операции (АТО). Согласно закону, война в Донбассе именуется «мерами по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии». А украинские силовики получат возможность по своему усмотрению ограничивать права и свободы украинских граждан.

2. Каковы последствия признания России агрессором?

Практически никаких, ведь Верховная рада отказалась принять поправки к закону, которые предусматривали разрыв дипломатических отношений с Россией и денонсацию договора о дружбе между Украиной и РФ. Украинские политики создали ситуацию, которая находится за гранью любой международно-правовой логики. 

С одной стороны, нардепы объявляют Россию агрессором, но с другой — отказываются разорвать договор о дружбе. Таким образом, они признали, что Российская Федерация — друг Украины. Депутаты написали в законе, что Россия оккупировала часть украинской территории, однако при этом не только не объявили Москве войну, но даже отказались разрывать дипломатические отношения с ней.

То есть в глазах украинских депутатов Россия — агрессор и друг в одном лице. Это, мягко говоря, не совсем нормально. Ведь друг не может быть агрессором, а агрессор — другом.

Есть в психиатрии такое понятие — когнитивный диссонанс, когда в сознании человека возникают противоречия, которые приводят к ощущению дискомфорта. Это могут быть противоречия между логикой и эмоциональными порывами.

Можно привести такой пример: на улице холодно и идет дождь, разум подсказывает человеку, что в такую погоду не надо идти на улицу, если нет необходимости, так как можно заболеть. Но ему всё равно хочется выйти из квартиры и подышать свежим воздухом.

Человек чувствует в этом потребность, хотя она и противоречит логике. Нечто подобное произошло и с украинскими политиками. 

ДОНБАСС: Основные положения Закона о реинтеграцииВ глазах украинских депутатов Россия — агрессор и друг в одном лице / Коллаж RuBaltic.Ru

С одной стороны, они хотят доказать самим себе, гражданам своей страны и даже всему миру, что Россия — оккупант и что Москва виновна во всех провалах «майданной» власти, а с другой — депутаты понимают, что если Украина разорвет дипломатические отношения с РФ, то Киев от этого пострадает куда больше, чем Москва.

В России работает около трех миллионов украинских граждан, которых в случае разрыва отношений могут выдворить. Тогда они вернутся на Украину злые на Петра Порошенко и могут стать костяком нового «майдана». Кроме того, «Незалежная» планирует в 2018 году закупать газ в РФ.

Поэтому дипломатические отношения с Москвой Киеву необходимы.

Не говоря о том, что объявление войны России для Украины равнозначно самоубийству, так как потенциал украинской армии несопоставим с возможностями Вооруженных сил Российской Федерации.

Действия украинских политиков лишены всякой логики, что отразилось в законе о реинтеграции Донбасса.

3. «Похоронит» ли закон о реинтеграции Донбасса Минские соглашения?

Такая вероятность есть. Дело в том, что согласно Минским соглашениям Украина должна согласовывать с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) порядок проведения выборов в органы местного самоуправления в Донбассе и конституционную реформу в контексте децентрализации страны. ОРДЛО в документе называются Луганская и Донецкая республики.

Однако по закону о реинтеграции получается, что чиновники ЛДНР являются служащими «оккупационной администрации», значит, делегаты от Украины на переговорах в минской Контактной группе могут отказаться общаться с посланниками из ЛДНР, так как не будут их признавать представителями ОРДЛО.

ДОНБАСС: Основные положения Закона о реинтеграции nikvesti.com

Такая получается юридическая казуистика. Но дело в том, что в самом тексте Минских соглашений используются очень расплывчатые формулировки, которые дают возможность сторонам по-разному трактовать нормы документа; то есть, формально не отказываясь от «Минска-2», Украина может поставить крест на Минских соглашениях, отказавшись от любых контактов с представителями ЛДНР.

4. Пойдет ли на окончательный срыв минского процесса режим Порошенко?

Сомнительно, что украинская власть намерена сорвать Минские договоренности, так как данный шаг явно не понравится Германии. Официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт заявил, что Минские соглашения остаются рамочными для украинского урегулирования и они неизменны. 

Кроме того, у Порошенко и так сейчас сложные отношения с Западом. Его постоянно критикует заграничная пресса, а Вашингтон и Брюссель требуют от президента создать антикоррупционный суд. 

Думается, в этой ситуации Порошенко не будет портить отношения с канцлером Германии Ангелой Меркель, устраивая «похороны» «Минску‑2». Хотя, как уже говорилось выше, украинские политики не дружат с логикой, поэтому от Петра Алексеевича и его команды можно ожидать чего угодно.

ДОНБАСС: Основные положения Закона о реинтеграцииШтеффен Зайберт и Ангела Меркель / dw.com

Президент Украины получил право использовать армию на всей территории страны?

Да, хоть и в завуалированной форме. В законе о реинтеграции сказано, что в случае, если вооруженная «агрессия» России будет выходить за пределы Крыма и ныне «оккупированных» Донецкой и Луганской областей, для ее остановки разрешено привлекать средства органов сектора безопасности и обороны (армию и спецслужбы) на любой части территории Украины.

Что это означает на практике? Смоделируем ситуацию: в Закарпатье или в Киеве начинается бунт против официальной власти с использованием огнестрельного оружия. Президент объявляет, что, по информации спецслужб, протестующими руководит Москва и это «акт вооруженной агрессии». После чего Порошенко без одобрения парламента получит по закону право использовать против бунтующих людей армию.

5. Согласно закону силовики получают диктаторские полномочия?

Да. В так называемых зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, то есть в районах Донбасса, подконтрольных Украине, военные и представители спецслужб могут ограничивать права граждан по своему желанию. Так, силовики могут применять оружие против лиц, совершивших правонарушение. 

Заметим, даже не преступление, а правонарушение! Военные смогут входить в дома и другие помещения просто так, без ордера суда, как то предусмотрено законами Украины. Силовики получают право изымать у граждан для использования в служебных целях средства связи (мобильные телефоны, планшеты) и транспортные средства.

По факту жители подконтрольной Украине части Донбасса превратятся в бесправных людей.

ДОНБАСС: Основные положения Закона о реинтеграции news-front.info

6. Способствует ли закон о реинтеграции сближению Украины и Донбасса?

Скорее наоборот, документ еще больше отторгает Донбасс от Украины. Так, по данному закону за работу в государственных органах ЛДНР предусмотрена уголовная ответственность. В документе прописано, что Украина признает лишь два документа ЛДНР — свидетельства о рождении и смерти. 

Но Киев отказывается признавать любые имущественные документы, например договор о купле-продаже, поэтому если человек приобрел квартиру и оформил ее в ДНР, то в случае возвращения украинской власти эта сделка будет признана недействительной. То же самое и с магазином или предприятием.

А так как жизнь в республиках не стоит на месте и собственность переходит от одних владельцев к другим, Киев сам создает прослойку в обществе, которая будет кровно заинтересована, чтобы украинская власть никогда не вернулась в Донбасс.

  • ДОНБАСС: Основные положения Закона о реинтеграции ruspioner.ru
  • Еще Никколо Макиавелли писал, что человек скорее простит смерть отца, чем потерю собственности.
  • Итак, создается впечатление, что украинская власть на самом деле не хочет, чтобы территории донбасских республик когда-нибудь вернулись в состав Украины.

7. Могут ли отменить закон о реинтеграции?

Источник: https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/22012018-7-voprosov-k-zakonu-o-reintegratsii-donbassa/

Закон о реинтеграции Донбасса оставил Верховную раду без ответа

Сегодня на рассмотрение Верховной рады Украины был внесен президентский законопроект о реинтеграции Донбасса. Этот документ уже спровоцировал в парламенте противостояние сторонников президента из «Блока Петра Порошенко» с оппозиционными фракциями. По мнению противников закона, он допускает неприемлемые уступки самопровозглашенным республикам.

Впрочем, тот вариант документа, который был распространен в Киеве накануне голосования, не содержит пунктов, которые могли бы вызвать столь решительное неприятие «патриотически ориентированных» фракций Рады.

See also:  Кого і як має захистити в україні закон про кібербезпеку

По мнению собеседников “Ъ” в Киеве, не исключено, что они сыграли на опережение, ожидая появления «неприемлемых формулировок» в качестве поправок к законопроекту, когда он будет рассматриваться во втором чтении.

На сайте Верховной рады сегодня был обнародован текст законопроекта №7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».

Несмотря на то, что текст законопроекта вызвал в Раде бурные разногласия и обвинения в подрыве государственных интересов Украины, он полностью выдержан в рамках традиционной для Киева антироссийской риторики.

Уже в преамбуле указывается, что «агрессия Российской Федерации против Украины началась с необъявленных, несанкционированных и тайных проникновений на Украину подразделений вооруженных сил и других силовых ведомств РФ» и что Москва «грубо нарушает» минские соглашения по урегулированию кризиса в Донбассе.

При этом в пояснительной записке уточняется, что документ призван «создать новую правовую основу для решения задачи по отражению вражеской агрессии на Донбассе, а в перспективе — для восстановления территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ».

  • В основной части законопроекта говорится, что отдельные районы Донецкой и Луганской областей, «где вооруженные силы Российской Федерации и оккупационная администрация Российской Федерации установили и осуществляют оккупационную власть и общий контроль Российской Федерации», признаются «временно оккупированными территориями».
  • Далее сказано, что законопроект наравне с «общепризнанными нормами международного права» обговаривает статус «временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях», но конкретики по этому поводу в самом документе почти нет, что и дает почву для спекуляций.

ДОНБАСС: Основные положения Закона о реинтеграции

В следующих пунктах обозначено лишь право жителей не подконтрольных Киеву территорий на владение имуществом, в частности на недвижимость и землю.

Сохраняется это право и для городских и сельских администраций, а также государственных ведомств.

При этом подчеркивается, что оно распространяется только на имущество, приобретенное по украинским законам (а значит, не по нормативным актам самопровозглашенных республик).

В качестве мер по возвращению Донбасса под контроль Киева предлагается, в частности, «развивать оборонные возможности Украины».

Впрочем, кое-что действительно новое в документе все же есть.

Так, в статье 7 указывается, что ради восстановления территориальной целостности страны «обеспечивается приоритетность исполнения положений Минского протокола от 5 сентября 2014 года, Минского меморандума от 19 сентября 2014 года и “Комплекса мер” от 12 февраля 2015 года, касающихся безопасности». Москва и Киев давно ведут спор о том, какие из положений минских соглашений — о мерах в сфере безопасности или в области политики — носят приоритетный характер.

Кроме того, для «непосредственного руководства» силовыми и некоторыми гражданскими ведомствами Украины планируется создать новый орган — «Объединенный оперативный штаб вооруженных сил». Он будет «осуществлять планирование, организацию и контроль выполнения задач по обеспечению национальной безопасности и обороны».

Один из самых обсуждаемых пунктов касается торговли с не подконтрольными Киеву территориями. В нем почти нет подробностей — говорится лишь о том, что товары должны перемещаться через «пункты въезда-выезда», а другие меры будет вводить начальник «объединенного штаба» по согласованию со Службой безопасности Украины и органами исполнительной власти.

Несмотря на размытость формулировок и отсутствие конкретики, документ вызвал реакцию как в Донецке, так и в Москве. По мнению представителя ДНР на переговорах в Минске Дениса Пушилина, внесенный Петром Порошенко законопроект «не просто не учитывает пункты мирных договоренностей, а напрямую им противоречит».

«Украиной в одностороннем порядке признается агрессия иностранного государства, вопреки позиции Совета Безопасности ООН, хотя только этот орган имеет право определять агрессию. В связи с этим об обсуждении и согласовании положений этого проекта с представителями республик, как это предусмотрено комплексом мер, говорить не приходится.

Таким образом, данный законопроект полностью противоречит минским соглашениям и блокирует переговорный процесс,— сказано в заявлении Дениса Пушилина, опубликованном его пресс-службой.

— Закон о возобновлении суверенитета, который наделяет президента Украины правом использовать вооруженные силы в Донбассе для обеспечения нацбезопасности и обороны, еще больше отделяет ДНР и ЛНР от Украины».

ДОНБАСС: Основные положения Закона о реинтеграции

По мнению же главы комитета Совета федерации по международным делам Константина Косачева, законопроект «принят только с одной целью — чтобы как можно чаще повторить в одном тексте слова “агрессия” и “оккупация”» — и Киев «просто пытается лишний раз напомнить о себе на международной арене». Сенатор раскритиковал документ за неуместные ссылки на минские соглашения, «в которых, как известно, и в помине нет упоминаний про оккупацию и агрессию и речь идет об отдельных районах Донецкой и Луганской областей, а не о “временно оккупированных территориях” этих областей».

«Это путь в тупик, потому что подобные законы с пропагандистской начинкой неэффективны по определению, ибо из них выпадает самое главное — люди, жители Донбасса, которым хотя и обещают гуманитарную поддержку, но как пребывающим в “оккупации”, а не как взявшимся за оружие, чтобы отстаивать свои права. И пока Киев их “не видит”, шансы на реинтеграцию этих территорий будут таять и дальше»,— убежден Константин Косачев.

Среди политических сил Украины первой против законопроекта выступила фракция «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового. Ее представитель вице-спикер парламента Оксана Сыроид заявила: «Проект закона о реинтеграции Донбасса власть во главе с Порошенко собирается нам впарить.

Центральная цель документа — легитимизация всех минских соглашений, подписанных в 2014 и 2015 годах. Это просто куски бумаги, поскольку не были ни обсуждены, ни утверждены Верховной радой».

Госпожу Сыроид возмущает, что «после принятия закона Украина официально согласится на амнистию убийцам, изменения конституции… в том числе выборы (в Донбассе.— “Ъ”) под дулами российских автоматов».

Чтобы прошел любой законопроект с любой фигой в кармане для националистов, нужно, чтобы вся прелюдия, вступительная часть была выписана в приемлемом для них идеологическом ключе.

Там Россия будет названа агрессором 50 раз, а то и 150. И это никого не удивляет, это просто обычная часть.

Любой депутат украинский, даже оппозиционного блока, который у нас принято поддерживать, будет Россию называть страной-агрессором.

Источник: “Ъ FM”

В то же время депутат Рады от Радикальной партии Игорь Попов задался вопросами: «Планирует ли Украина выполнять политические пункты минских соглашений и если да, то при каких условиях? При каких условиях большая Украина готова реинтегрировать оккупированные территории? Считаем ли мы граждан на оккупированных территориях заложниками или они пособники оккупантов? И соответственно, с ними работаем или их наказываем?» По мнению господина Попова, ответов на эти вопросы сейчас нет. «Все это находится в стадии внутриукраинских дебатов»,— говорит “Ъ” Игорь Попов.

Источник “Ъ” в администрации президента Украины сообщил “Ъ”, что «документ обсужден и согласован с зарубежными партнерами». При этом «каждый депутат Рады сможет внести в него правки во время второго чтения».

«Документ о реинтеграции необходим, потому что закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» утратил силу,— продолжает собеседник “Ъ” из администрации президента Петра Порошенко.

— Этот документ был принят осенью 2014 года сроком на три года. Его нужно пролонгировать и подкрепить новым законом — о реинтеграции. К тому же, закон определяет новый статус пребывания вооруженных сил Украины в Донбассе, завершая АТО.

Он выстраивает новую систему управления, подчиняя все вооруженные формирования одному командованию».

Однако, по словам украинского политолога, экс-депутата Верховной рады Владимира Цибулько, закон будет непросто принять, так как, по мнению противников президента Порошенко в парламенте, речь идет не только о возвращении отдельных районов Донбасса, но и об усилении роли главы государства как верховного главнокомандующего. «А с этим тяжело смириться и главе МВД Арсену Авакову, и его партии “Народный фронт”, и прочим украинским политическим силам»,— заявил “Ъ” Владимир Цибулько.

Как бы то ни было, в Верховной раде не исключают, что законопроект может быть рассмотрен в ближайшее время.

ДОНБАСС: Основные положения Закона о реинтеграции

Через три года после начала конфликта в Донбассе, в июне украинские власти изменили свою стратегию на неподконтрольных территориях. Декларируя готовность запустить процесс сближения с мятежными регионами, авторы документа тогда даже были готовы изменить правовой статус «оккупированных территорий»

Читать далее

Янина Соколовская, Киев; Кирилл Кривошеев

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3428832

Закон о реинтеграции Донбасса: основные положения | Факты ICTV

Военная операция на Донбассе теперь не будет называться АТО, а руководить ею будет ВСУ вместо СБУ. Кроме того, РФ признается государством-агрессором, оккупация украинских территорий незаконной, а главной целью государственной политики является освобождение оккупированных территорий.

Факты ICTV разобрались, что означает принят закон для Украины.

Россия — агрессор. Россия на законодательном уровне признается агрессором и оккупантом за вторжения на Донбасс и оккупацию Крыма.

Оккупированные территории. Украина не признает любые акты на определенных временно оккупированных территориях и считает, что они не создают правовых последствий.

See also:  Госгеокадастр ужесточил контроль за соблюдением земельного законодательства

Выданные на оккупированных территориях документы недействительны. Все выданные на временно оккупированных территориях документы считаются недействительными, кроме подтверждающих факт рождения или смерти человека.

Оккупация территорий незаконна. Временная оккупация территорий Украины Россией является незаконной независимо от ее продолжительности.

Донбасс освободят. Украина определяет главной целью государственной политики освобождение оккупированных территорий и установление конституционного строя и территориальной целостности.

Больше не АТО. Военная операция в Донбассе теперь будет называться “меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях”.

Военное положение. В случае введения военного положения в связи с российской вооруженной агрессией прекращаются полномочия областного, районного, сельского, городского и районного в городах советов — образуется соответствующая областная военная администрация.

Единый штаб. Нацгвардия, армия, СБУ, разведка, пограничная служба и управление государственной охраны отныне подчиняются Объединенному оперативному штабу ВСУ.

Статус армии. Дается согласие на использование ВСУ для “сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии” в Донецкой и Луганской областях.

Читайте: Реинтеграция Донбасса Киев рассматривает “хорватский сценарий”

Донбасс равен Крыму. Особенности сделок и реализации прав и свобод гражданин на Донбассе приравняли к ситуации с Крымом. За основу защиты граждан положили соответствующий закон, который приняли еще весной 2014 года, и касается он оккупированного полуострова.

Защита прав гражданского населения. Защита прав гражданского населения на временно оккупированных территориях и создание необходимых условий для жизнедеятельности должно обеспечить государство-оккупант (Россия).

Торговля с ОРДЛО. В законопроекте нет разрешения на торговлю с неподконтрольными территориями, а предполагается только перемещение товаров физическими лицами, которое регулируется Кабинетом министров.

Участие в вооруженном конфликте. Лица, участвующие в вооруженной агрессии РФ или привлеченные к участию в оккупационной администрации РФ, несут уголовную ответственность за совершенные действия.

Оккупированные области. Границы и перечень районов, городов, поселков и сел, частей их территорий, временно оккупированных в Донецкой и Луганской областях будет определять президент Украины по представлению Министерства обороны.

Правовой статус. Правовым основанием для сдерживания и отпора агрессии России и восстановления территориальной целостности определяется украинское законодательство и ст. 51 устава ООН.

К слову, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов заявил, что благодаря закону о реинтеграции Донбасса появилось больше возможностей использования Вооруженных сил в противостоянии российской агрессии.

Источник: https://fakty.com.ua/ru/ukraine/20180118-zakon-pro-reintegratsiyu-donbasu-shho-zminytsya/

«Закон о реинтеграции Донбасса» и новые друзья Украины

18 января 2018 г. Верховная Рада Украины приняла закон, который вошел в обиход под названием «закон о реинтеграции Донбасса» или «закон о деоккупации». Интерпретации этого закона различаются, но все преимущественно сходятся во мнении, что он явился результатом недовольства украинскими властями Минского формата и стремлением перестроить мирный процесс так, как это выгодно Киеву.

Во внутриполитической жизни страны резко усиливаются полномочия военных и армии, в то же время ограничиваются компетенции нацгвардии и министерства внутренних дел Украины.

В этом решении также прослеживает фактор предвыборной кампании — власть опирается на жесткий сегмент украинского электората в центральной части страны и на Западе, и как бы показывает им, что ничего в восприятии внешнего российского фактора не меняется.

В это время Европа, которая ранее играла в данном процессе первую скрипку и инициировала Минск, сейчас, несмотря на ассоциацию с Украиной и выданные ей займы, теряет свое влияние. Как только европейские партнеры пытаются оказывать на Киев какое-либо давление, тот сразу же «бежит» к Вашингтону, где неизменно находит поддержку.

18 января 2018 г. Верховная Рада Украины приняла закон, который вошел в обиход под названием «закон о реинтеграции Донбасса» или же «закон о деоккупации». Полное его название — «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».

Хотя такое название уже прочно закрепилось за этим документом, следует отметить, что ни о каких реинтеграционных нормах там речи не идет.

Интерпретации этого закона различаются, но все преимущественно сходятся во мнении, что он явился результатом недовольства украинскими властями Минского формата и стремлением перестроить мирный процесс так, как это выгодно Киеву.

Оценивать этот закон следует в нескольких измерениях. Прежде всего, во внутриполитической жизни страны резко усиливаются полномочия военных и армии, и в то же время ограничиваются компетенции нацгвардии и министерства внутренних дел Украины.

Четко видно укрепление президентской вертикали, имея в виду, что президент по большей части контролирует армейские структуры, а МВД, часть добровольческих батальонов и нацгвардия подчиняются министру внутренних дел Арсену Авакову, с которым у Петра Порошенко крайне сложные отношения.

Что самое важное, президент получает возможность применять вооруженные силы не только на Юго-Востоке, но и на всей территории страны, причем без формального введения военного положения и официального согласия Верховной Рады.

Получается, что принятый закон фактически выходит за конституционное поле, и в преддверии выборов 2019 г. президент получает серьезный рычаг воздействия на ситуации, которые могут возникнуть в различных регионах страны.

Армия, в целом, получает более серьезные полномочия по сравнению с МВД, что также играет на руку президенту. Это касается, в частности, вопросов торговли через границу с самопровозглашенными республиками, которая теперь оказывается полностью под контролем военных.

Создается Объединенный оперативный штаб ВСУ, который также подчиняется через начальника Генштаба президенту.

Прошлый год оказался сложным для лидера страны и его соратников, но общий тренд, который длится уже более года, продолжается, и он заключается в усилении президентских полномочий.

В этом решении также прослеживает фактор предвыборной кампании, который уже обозначился в политике повышения минимумов — заработной платы и прожиточного. Становится очевидным, что власть опирается на жесткий сегмент украинского электората в центральной части страны и на Западе, и как бы показывает им, что ничего в восприятии внешнего российского фактора не меняется.

Внешнеполитические оценки нового закона различаются. Некоторые попросту считают его фейковым, другие — подрывающим Минские соглашения.

Истина, вероятно, находится где-то посередине: нововведения не способствует мирному урегулированию, создавая параллельную реальность, где конфликт входит в стадию «заморозки», во время которой не исключаются провокации. Данный закон «размывает» саму суть Минских соглашений.

Не случайно президент Казахстана выступил за перенос Минской площадки в Казахстан, который хочет выступать таким же модератором переговоров, как и Беларусь. Эта инициатива обсуждалась, в частности, во время визита Нурсултана Назарбаева в США, однако видится, что она пока малореализуема.

Несмотря на то, что закон не соответствует духу Минска, сам по себе он не отменяет инициативы миротворческой миссии, которая, кстати, также является дополнением к соглашениям.

Однако следует понимать, что сама по себе миротворческая миссия окажет благоприятное воздействие на ситуацию только при условии полного отвода всех видов техники от линии фронта на определенное расстояние в зависимости от дальности поражения, а также при условии начала политического урегулирования. В противном случае введение миссии будет ничем иным, как шагом к замороженному конфликту, и повторит проблемы, которые уже были в ряде миротворческих миссий, в том числе и на постсоветском пространстве. Таким образом, закон, если и не торпедирует напрямую миротворчество, то не соответствует его духу и отдаляет урегулирование.

В начале этого года многие говорили, что Соединенные Штаты уходят из Украины, что это направление не является приоритетом по сравнению с другими конфликтами зонами (в Сирии, на Корейском полуострове), но последний год показал, что США еще больше упрочили свое влияние в стране. Да и сам Курт Волкер по типу личности, по своей профессиональной составляющей отличается от Виктории Нуланд, а американцы продолжают оказывать достаточно твердую поддержку Украине.

В это время Европа, которая ранее играла в данном процессе первую скрипку и инициировала Минск, сейчас, несмотря на ассоциацию с Украиной и выданные ей займы, теряет свое влияние. Как только европейские партнеры пытаются оказывать на Киев какое-либо давление, тот сразу же «бежит» к Вашингтону, где неизменно находит поддержку.

Украинские власти порой вынуждены проводить ту политику, которая выгодна американцам. Зачастую это происходит через структуры, которые внешне выглядят внутриукраинскими, но на самом деле отвечают чисто американским интересам.

В этом контексте следует вспомнить НАБУ и Антикоррупционный суд, введение которого пока что удалось отсрочить.

Что касается евроинтеграции Украины, то необходимо признать, что она закончилась на соглашении о евроассоциации. В дальнейшем можно рассчитывать на работу внутри самой ассоциации, но не на создание каких-либо новых форматов сотрудничества.

На треках двусторонних отношений со странами ЕС наблюдаются тревожные тенденции. Если раньше страны так называемой «старой Европы», Франция и Германия, были теми, кто с недоверием относились к Украине, то теперь у нее значительно ухудшились отношения с «новой Европой».

Украинские националистические тренды не воспринимаются в Польше, где у власти находятся консервативные силы. Венгрия, со своей стороны, негативно реагирует на закон об образовании.

Однако ухудшения отношений с отдельными государствами вряд ли изменят общий климат в отношениях Запада и Украины.

Что касается дальнейшей интеграции Украины и НАТО, то для оказания поддержки не нужна институционализация: об этом говорят вероятные поставки американского комплекса Javelin и строительство объектов военно-морской береговой инфраструктуры в Очакове. Возможно, такая поддержка оказывалась и раньше, но была менее гласной.

See also:  Закон о возобновлении кредитования: как банки защитят себя от заемщиков

Хотя членство Украины в НАТО — вопрос более отдаленного будущего, важным сейчас является то, что на двустороннем уровне Украина — США стране оказывается серьезная поддержка, а Европа и Нормандский формат отходят на второй план — что обусловлено и внутренними проблемами в Евросоюзе и Германии, и активностью Соединенных Штатов.

Источник: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/-zakon-o-reintegratsii-donbassa-i-novye-druzya-ukrainy/?sphrase_id=39328542

Кому и для чего нужен закон «о реинтеграции» Донбасса?

После блокирования трибуны, драк, дымовой шашки, депутаты Верховной Рады приняли в первом чтении закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Это тот самый закон «о реинтеграции» Донбасса, который был анонсирован секретарём Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Турчиновым ещё в июне нынешнего года.

Пока под зданием парламента бесновались радикалы из «Национального корпуса» (филиал «Азова»), «Свободы», «Правого сектора» и других националистических организаций, депутаты ломали копья, требуя убрать из текста законопроекта словосочетание «минские соглашения». Несмотря на бурные протесты, Порошенко всё же удалось уломать депутатов и собрать необходимые голоса. Его поддержали 233 депутата при минимально необходимых 226.

Законопроект фактически означает выход Украины из минских соглашений и «нормандского формата». Россия объявляется «агрессором», оккупировавшим территории ДНР-ЛНР.  Руководство ДНР-ЛНР названо «оккупационной администрацией Российской Федерации». Вместо АТО вводятся «меры безопасности по восстановлению суверенитета и территориальной целостности Украины».

Для руководства военными действиями создаётся Объединённый оперативный штаб Вооружённых Сил Украины, подчинённый непосредственно главнокомандующему Порошенко.

Кроме того, президенту предоставляется право вводить военное положение в любом регионе Украины, не согласовывая это с парламентом.

При этом автоматически прекращается действие всего местного самоуправления – областных, городских, районных и сельских советов.

По задумке авторов законопроекта, признание России «агрессором» лишит её права вето в Совете безопасности ООН, что позволит ввести на территорию Донбасса вооружённый контингент ООН, состоящий из союзников Украины. Признание РФ «агрессором» также выведет за скобки руководство ДНР и ЛНР, с которыми сейчас вынуждена вести переговоры Украина.

Глава делегации ДНР на переговорах в Минске, председатель Народного Совета ДНР Денис Пушилин считает, что «внесённый Петром Порошенко законопроект о возобновлении суверенитета Украины над территориями Республик Донбасса не просто не учитывает пункты мирных договорённостей, а напрямую им противоречит».

Уполномоченный представитель ЛНР в Трёхсторонней контактной группе, глава МИД республики Владислав Дейнего уверен, что «Украина выбирает путь полномасштабной войны», если депутаты парламента закон таки примут.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отреагировал на желание украинской власти объявить РФ «агрессором»: «Чисто с юридической точки зрения ни де-юре, ни де-факто подобная формулировка неприемлема. И с юридической точки зрения она противоречит и букве, и духу минских договорённостей.

Ибо такой дефиниции в минских договоренностях нет, и российская сторона является подписантом, а именно гарантом этих минских договоренностей. Собственно, президент Украины, который также поставил свою подпись в Минске, тем самым обозначил своё согласие. Есть юридическое противоречие.

Оно имеет место, и мы это констатируем».

Спикер МИД РФ Мария Захарова прокомментировала скандальный законопроект: «Наши эксперты должны будут изучить его на предмет соответствия минским договорённостям. Как нам представляется – и это не только позиция РФ, но и мирового сообщества, – соответствующие документы, которые касаются будущего, в частности Донбасса – Донецка и Луганска, должны соотноситься с минскими договорённостями».

Герой Украины Надежда Савченко заявила: «Это состояние войны. Президент, ощущая опасность для себя, сможет настолько сильно скрутить всю страну силовыми структурами, что больше невозможны будут никакие майданы, волеизъявления и даже цивилизованные демократические выборы».

Бывший премьер-министр Украины Николай Азаров тоже не остался в стороне: «Цель закона о реинтеграции Донбасса – подвести законодательную базу под использование в регионе ВСУ, полиции и других правоохранительных структур, созданных на Украине после переворота в 2014 году. Понятно, что закон нелепый, он противоречит конституции, законам об обороне, полиции».

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский полагает, что законопроект «закрывает тему Минского процесса. Не может Россия одновременно быть «страной-агрессором» и гарантом Минского процесса. Если закон будет принят, то «нормандский формат» лишается смысла».

Пока что нельзя предсказать, как поведёт себя дальше украинский парламент: законопроект прошёл первое чтение и ожидает внесения в него поправок.

Национал-радикалы настаивают на категорических формулировках в отношении России и определении даты «оккупации», а также на исключении любых упоминаний в документе о минских договорённостях, Порошенко закон необходим для упрочения своего положения.

Но вряд ли он нужен Франции и Германии, «нормандцы» не планировали отказываться от формата переговоров о мирном урегулировании конфликта.

В любом случае, продвижение или зависание в парламенте законопроекта «о реинтеграции» Донбасса будет означать, насколько готова украинская власть разрушить существующие договорённости и фактически объявить войну России. Возможно, принятие закона в первом чтении Украина при поддержке США надеется использовать как инструмент шантажа, но весь вопрос в том, удастся ли это сделать.

Соб.  корр «Одной Родины»

Источник: https://odnarodyna.org/content/komu-i-dlya-chego-nuzhen-zakon-o-reintegracii-donbassa

Закон о реинтеграции Донбасса: Что означает и что меняет

Закон Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», который называют законом о реинтеграции Донбасса, вступил в силу. Что именно предусмотрено новым законом, сообщает УНН.

В документе определено, что Российская Федерация совершает преступление агрессии против Украины и осуществляет временную оккупацию части ее территории с помощью вооруженных формирований РФ.

В преамбуле определено, что дата начала оккупации части Украины, в частности Крыма и Севастополя, определяется законом «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины».

Согласно этому закону датой начала временной оккупации является 20 февраля 2014 года.

Законом также вводится международная терминология в отношении оккупированных территорий, в частности, признается, что Россия устанавливает и осуществляет эффективный контроль над временно оккупированными территориями (ТОТ) Донецкой и Луганской областей.

При этом в документе не упоминаются Минские соглашения.

Закон существенно усиливает правовую базу применения Вооруженных сил Украины и других силовых подразделений для обороны Украины. Закон фиксирует право на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

  • Однако, закон является только рамочным и требует дальнейшего законодательного обеспечения действий ВСУ, других силовых подразделений.
  • По поручению Президента, министр обороны Украины и начальник Генерального штаба ВСУ должны подать соответствующие предложения по изменению формата на выполнение этого закона, предложить кандидатуру Командующего Объединенных сил, представить предложения относительно Положения об Объединенном оперативном штабе, представить Стратегический замысел применения ВСУ, других составных частей обороны, осуществить принятие в подчинение Командующего Объединенных сил определенных сил и средств от других составляющих сил безопасности и обороны.
  • Согласно закону:
  • — ТОТ в Донецкой и Луганской областях в день принятия этого закона признаются части территории Украины, в пределах которых вооруженные формирования РФ и оккупационная администрация РФ установили и осуществляют общий эффективный контроль;
  • — временная оккупация РФ территорий Украины независимо от его продолжительности является незаконной и не создает для РФ никаких территориальных прав;
  • — деятельность вооруженных формирований РФ и оккупационной администрации РФ в Донецкой и Луганской областях, которая противоречит нормам международного гуманитарного права, является незаконной, а любой изданный из-за такой деятельности акт является недействительным. Это не касается документов, подтверждающих факт рождения или смерти лица на ТОТ в Донецкой и Луганской областях, прилагаемых к заявлению о государственной регистрации рождения или смерти лица соответственно;
  • — ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный государству Украина, органам государственной власти и органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, возлагается на РФ;
  • — в пределах ТОТ в Донецкой и Луганской областях действует особый порядок обеспечения прав и свобод гражданского населения, определенный этим законом, другими законами Украины, международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено ВР, принципами и нормами международного права;
  • — за Украиной сохраняется право собственности, другие вещные права на имущество, в том числе на недвижимое имущество, включая земельные участки, которые находятся на ТОТ в Донецкой и Луганской областях;
  • — лица, участвующие в вооруженной агрессии РФ или привлеченные к участию в оккупационной администрации РФ, несут уголовную ответственность за деяния, нарушающие законодательство Украины и нормы международного гуманитарного права;
  • — государственная политика по обеспечению государственного суверенитета Украины в ТОТ в Донецкой и Луганской областях базируется на Конституции и законах Украины, международных договорах, согласие на обязательность которых предоставлено ВР, принципах и нормах международного права;
  • — целями государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях являются: 
  1. освобождение ТОТ в Донецкой и Луганской областях и восстановление на этих территориях конституционного строя;

  2. защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

  3. обеспечение независимости, единства и территориальной целостности Украины.

— РФ как государство-оккупант в соответствии с международными конвенциями, обязана обеспечить защиту прав гражданского населения и создать необходимые условия для его жизнедеятельности;

— факт окончательного вывода и полного отсутствия всех вооруженных формирований РФ в Донецкой и Луганской областях в порядке, определенном настоящим законом, устанавливается министром обороны Украины и министром внутренних дел Украины путем совместного представления Президенту Украины, который исключительно на этом основании принимает соответствующее решение.

Источник: https://zi.ua/news/reintegratsiya-donbassa-o-chem-govoritsya-v-zakone_43012/

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*