Как принцип верховенства права соотносится с принципом законности?

Закон играет важнейшую роль в любом цивилизованном государстве. В Российской Федерации устанавливается принцип верховенства права, согласно которому все сферы общественный жизни строго регламентируются законом. Об этом принципе будет подробно рассказано в статье.

О формировании законов

Верховенство права является основополагающим принципом законности. В государстве не может существовать чего-то, что имело бы силу большую, чем закон. Но что представляют собой законы, и как именно они формируются? Для начала стоит обратить внимание на Конституцию. Это основной государственный закон, положениям которого должны соответствовать все остальные нормативные акты страны.

Вторым по значимости законом является свод кодексов. Кодексы регулируют различные общественные отношения. В России существует гражданский, административный, уголовный, семейный, земельный и прочие виды кодексов. В каждом нормативном акте содержится ряд разделов и статей, конкретизирующих те или иные социальные сферы.

В третью группу входят Федеральные законы и различные локальные акты. Подобного рода сборники норм издаются для регулирования отдельных сфер общественных отношений.

Сами законы формируются в ходе законотворческого процесса. Процесс будет иметь разные формы в зависимости от того, где и для чего принимается нормативный акт.

Концепция верховенства права

Как принцип верховенства права соотносится с принципом законности?

Имеет рассматриваемый принцип и вторую трактовку. Так, все нормативные акты должны подчиняться какому-то закону, который считается основным. В России таким законом является Конституция.

История концепции

Рассматриваемый принцип был разработан много веков назад. Одним из первооткрывателей концепции верховенства закона был древнегреческий философ Аристотель, который заявлял о том, что “править должен закон”. Того же мнения придерживался Цицерон. Знаменитым стало его изречение “Мы все – рабы закона”.

Как принцип верховенства права соотносится с принципом законности?

Концепции верховенства права придерживались и богословы. Фома Аквинский, например, считал верховенство права “инструментом бога”, а также “установленным порядком естества”.

Сам термин “законность” начал использоваться только в начале 17 века. В 1610 году Палата общин подала петицию Якову I, в которой признавала закон выше монарха. Тем не менее, сам король посчитал подобную концепцию “изменой”.

Признаки верховенства права

Соблюдение принципа приоритета законности необходимо в любом правовом государстве. Такое государство обладает множеством самых различных признаков, среди которых основными являются:

  • приоритетность права над законом (речь идет о недопустимости противоречия законов основному правовому акту в стране);
  • тесная связь правовой системы и государственного устройства (все государственные органы базируются на российском праве);
  • приоритетность прав и свобод человека над государственными интересами.

Как принцип верховенства права соотносится с принципом законности?

В чем должен проявляться конституционный принцип “Россия – правовое государство”? Стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • принимаемые законы, указы и постановления не должны противоречить праву, а именно российской Конституции;
  • деятельность государственных органов и должностных лиц должна подчиняться праву;
  • правоприменительная практика судебных инстанций должна обеспечивать защиту нарушенных прав.

Все представленные условия характеризуют принцип верховенства права.

О роли принципа

Как принцип верховенства права соотносится с принципом законности?

Какую роль играет приоритетность законности в любом государстве? Самое важное, что представленный принцип не допустит развала страны и произвола. Если законодатели получат возможность принимать абсолютно любые нормативные акты, то в государстве попросту начнется хаос. На данный же момент представители законотворческой деятельности ограничены в своих правах положениями Конституции.

Не стоит путать верховенство закона с приоритетностью права. В первом случае речь идет про общеобязательность исполнения нормативных актов, а во втором – про необходимость соответствия законов нормам Конституции.

Законность принципа

Как принцип верховенства права соотносится с принципом законности?

Большую роль в реализации рассматриваемого принципа играет правоприменительная практика. Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного права, а также судов общей юрисдикции должны выноситься строго в соответствии с положениями основного закона страны. Не должны допускаться коллизии между федеральными законами или договорами международного характера.

Принцип верховенства и приоритетности права порождает множество других принципов, в частности: конституционности, независимости судей, гуманности, приоритета международного права, а также разделения властей.

Верховенство права: проблемы с концепцией

Несложно догадаться, что одного принципа верховенства правовых основ для эффективной работы государственной и судебной системы будет недостаточно. Принцип будет обеспечиваться лишь в том случае, если у российского гражданина сформировано особое сознание. Высокий уровень правовой культуры среди населения – вот что действительно поможет государственной системе.

С самой концепцией, по мнению различных специалистов в области юриспруденции, существует немало трудностей. Основной проблемой является наличие большого количества правовых коллизий и юридических дыр. Многие положения различных федеральных законов до сих пор не соответствуют основному закону страны. При этом сами законодатели не обращают на подобную проблему никакого внимания.

Реализация концепции на практике

Принцип верховенства права и закона в правовом государстве должен применяться постоянно. Какие именно существуют частные случаи, связанные с рассматриваемой юридической концепцией?

Как принцип верховенства права соотносится с принципом законности?

Далеко не все юридические принципы осуществляются на практике. Однако верховенство права и законность являются здесь исключениями. Граждане постоянно сталкиваются с законами и их соотношением.

Обеспечение принципа сегодня

World Justice Project – международная неправительственная организация, ежегодно публикует интересные статистические данные. В 2012 году была представлена информация о том, какие именно страны наиболее привержены принципу верховенства права. Статистика была выстроена на основе самых различных показателей. Здесь стоит обратить внимание на следующие факторы:

  • уровень порядка и безопасности;
  • фундаментальные права;
  • государственная открытость;
  • уровень коррупционных преступлений;
  • справедливость правосудия (в частности, уголовного и гражданского);
  • открытость правительства и т. д.

Как принцип верховенства права соотносится с принципом законности?

Верхние строчки рейтинга заняли страны Скандинавии: Нидерланды, Финляндия, Новая Зеландия, Швеция и др. С Российской Федерацией все обстоит не лучшим образом. Из 97 стран, указанных в рейтинге, наше государство не выходит за рамки 65 места. Несколько лет назад даже заняло 92 строчку. Соседствовать в рейтинге России приходится со странами Малой и Центральной Азии, Африки и Восточной Европы.

Источник: https://BusinessMan.ru/verhovenstvo-prava-printsipyi-priznaki-i-zakonnost-verhovenstvo-zakona.html

Верховенство права — это… Что такое верховенство права: его законность, принципы и признаки

Добавлено в закладки: 0

Что такое верховенство права? Описание и определение термина.

Верховенство права – является одним из основных элементов правового государства, обозначающий подчиненность всех актов правоприменения и подзаконных актов закону. Верховенство закона обозначает иерархичность законодательства.

  Все подзаконные нормативно-правовые акты соответствуют нормам закона, которые имеют высшую юридическую силу, а также  требованиям нормативно-правовых актов соответствуют все правоприменительные акты.

Верховенство закона гарантирует защиту, которая обеспечена основным законом страны, включая все права и свободы человека если в стране присутствует Верховенство закона это подтверждает присутствие в стране  соответствующих ценностей и приоритета в развитии правoвого государства.

Как принцип верховенства права соотносится с принципом законности?Современная философия права подразумевает, что верховенство права противопоставлено идее, что некоторые должностные лица или органы власти поднимаются выше закона либо обладают чрезмерно широкими полномочиями и таким образом осуществляют произвол. Методика верховенства права подразумевает, что нормы должны быть опубликованы, стабильны и предсказуемы в своём применении. Важным требованием является доступность системы правосудия и её независимость от исполнительной и законодательной ветвей власти. Таким образом судья выносит решение основываясь только на  фактах и законах. Доктрина в современном варианте говорит, что у членов общества должна быть возможность создавать и изменять законы, регулирующие их поведение.

Концепция верховенства права

Обратим внимание на две основные концепции верховенства закона: формальную и содержательную. По английской традиции их называют «тонкой» и «толстой», в их основе лежат теории правового позитивизма и естественного права, соответственно.

Если посмотреть рационально, то верховенство закона не дает оценки справедливости самих норм, а скорее устанавливает процедурные атрибуты, которыми должна обладать правовая система. Этот подход ставит во главу угла эффективность и предсказуемость работы системы, а не отвечает на этические вопросы об её ответственности за результат.

Более расширенные с дополнениями трактовки верховенства права могут выдвигать требования к содержанию законов. Они подразумевают фундаментальные права человека, которые, по утверждениям этих концепций, происходят из высших неписаных принципов законности, морали и справедливости.

Данные трактовки особенно получили распространение после Нюрнбергского процесса, который вынес приговор руководству нацистской Германии, признав их преступниками, хотя формально они действовали согласно своим законам, а также после правозащитной деятельности Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга.

Поэтому термины «верховенство закона» и «верховенство права» – разные, так как Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендует применять первое понятие к формальной трактовке, а второе – к содержательной.

Как принцип верховенства права соотносится с принципом законности?

На эту тему имеется немало серьезных научных исследований.

Признаки верховенства права

Обратим снимание на опыт зарубежных государств, обьявивших себя правовыми и посмотрим, как у них реализована Концепция правового государства.
Признаков правового государства очень много и они очень широки. В качестве самых важных, определяющих все остальные, следoвало бы выделить три:

  • приoритетность прав и интересов личности над правами и интересами государства;
  • связь государства и права;
  • приоритетность права над закoном.

Как принцип верховенства права соотносится с принципом законности?

Это значит, что Конституция РФ, обязывает законодателя издавать, а суды — применять только правовые законы. Закон может признаваться правовым, только при условии, что он отвечает целям и задачам, которые определены Конституцией РФ.

See also:  Кримінальна відповідальність у сфері е-декларування: незаконне збагачення і декларування недостовірної інформації - protocol

Правовым может называться закон, который  возведен в степень нравственности, разумности и справедливости. Законы и  другие нормативные акты,кото не отвечающие целям и задачам Конституции РФ, не могут признаваться источниками права.

Источник: https://biznes-prost.ru/verxovenstvo-prava.html

newinspire

Верховенство права и закона. Принципы верховенства права

Ключевые слова: верховенство, права, закон, принципы

Положение о верховенстве права и закона является одной из важнейших характеристик правового государства (наряду с разделением властей и свя­занностью государства и граждан взаимными правами и обязанностями).

Вместе с тем объективно существующее несовпадение права и закона застав­ляет рассматривать верховенство права и верховенство закона раздельно. В литературе даже отмечается, что идея верховенства права исторически зна­чительно старше идеи верховенства закона.

Верховенство закона означает: а) верховенство конституции; б) особую процедуру принятия и изменения закона; в) обязательное соответствие всех иных нормативных актов закону; г) наличие механизмов реализации и защиты закона; д) конституционный надзор, обеспечивающий непротиворечивость всей законодательной системы.

Верховенство (господство) права предполагает прежде всего наличие за­конов с правовым содержанием (правовых законов), а также связанность го­сударственной власти с правовыми законами, то есть правом.

В марте 1990 г. в Москве и Ленинграде состоялся семинар, посвященный «верховенству права», на котором с докладами выступили 15 ведущих россий­ских и американских юристов – ученых и практиков.

  • Американский профес­сор Джон Нортон Мур в своем докладе выделил пять основных принципов верховенства права:
  • – правительство народа, управляемое народом и существующее для народа;
  • – разделение властей и принципы взаимосвязи между законодательной, исполнительной и судебной властью;
  • – представительная демократия, процедурные и существенные ограниче­ния в отношении правительственных действий, направленных против част­ных лиц (защита личной свободы и личного достоинства);
  • – ограниченное правительство и федерализм;
  • – судебное разбирательство независимой системой судебных органов как центральный механизм проведения конституционных законов в жизнь.
  • Продвинуть принципы верховенства права в жизнь стремится Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

В июне 1990 г. в Копен­гагене состоялось историческое заседание СБСЕ по Человеческому Измере­нию, на котором 35 государств, входящих в СБСЕ, заявили о своем намерении поддерживать и выдвигать принципы справедливости, которые определяют ос­нову верховенства права.

Они считают, что «верховенство права означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и после­довательность при достижении и приведении в исполнение демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантированную учреждениями, обеспечивающими рамки ее наиполнейшего выражения». … читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/l/3/34/366-verkhovenstvo-prava-i-zakona-printsipy-verkhovenstva-prava.html

Верховенство права и верховенство закона

Определим содержание положений о верховенстве права и верховенстве закона, установим подходы к их пониманию.

Положение о верховенстве права и закона выступает важной чертой правового государства, наряду с принципом разделения властей и связанностью государства и граждан взаимными обязанностями и правами.

При этом объективно имеющееся несовпадение права и закона вынуждает исследовать верховенство права и верховенство закона по отдельности. В научных дискуссиях отмечается, что идея верховенства права исторически существует заметно дольше идеи верховенства закона.

  • Верховенство закона предполагает наличие следующих обстоятельств:
  • – верховенство конституции;
  • – особенную процедуру для принятия и изменения закона;
  • – разработанность механизма реализации и защиты положений закона;
  • – обязательное соответствие закону всех других нормативных актов;
  • – надлежащий конституционный надзор, который гарантирует непротиворечивость всей законодательной системы.
  • Как правило, соблюдение принципа верховенства закона отвечает интересам и общества, и государства.

Так соблюдение законности обеспечивает обществу стабильность и комфортное сосуществование. Также каждый представитель общества, понимая содержание ключевых положений законодательства, получает возможность просчитывать наиболее вероятное поведение других лиц, и тем самым организовывать свою деятельность рациональным способом.

Государство заинтересовано в соблюдении принципа верховенства закона в силу того факта, что его действие позволяет государственным институтам направлять свою энергию не на обеспечение восстановления справедливости в отношении нарушителей принятого порядка, а на созидание и полноценное выполнение других своих функций.

В подобной ситуации у государства и государственных деятелей формируется больше возможностей для качественной работы, в чем заинтересовано общество, которое будучи удовлетворенным деятельностью правительства будет готово к сохранению его у власти на следующих выборах. Представленная схема раскрывает важность соблюдения принципа верховенства закона для государства.

При этом следует отметить, что в ряде случаев государство может прибегнуть к злоупотреблению властными полномочиями, что обычно сопровождается верховенством государства над законом и правом. Данная ситуация приводит к делегитимации власти в глазах населения, следствием чего могут стать глубокие социальные потрясения.

  1. Прежде всего, верховенство права предполагает наличие законов с правовым содержанием (то есть правовых законов), а также связь государственной власти с ними (правом).
  2. В рамках одной из многочисленных научных дискуссий, американский профессор Джон Нортон Мур в докладе предложил выделять 5 ключевых принципов верховенства права:
  3. – во-первых, правительство народа, которое управляется народом и работает для его блага;
  4. – во-вторых, реальное разделение властей и принцип взаимной сбалансированности между исполнительной, законодательной и судебной властью;
  5. – в-третьих, представительная демократия, существенные процедурные ограничения по отношению к возможным правительственным действиям, которые могут быть направлены против интересов частных лиц (защита свободы и достоинства личности);
  6. – в-четвертых, ограниченное правительство и развитый федерализм;
  7. – в-пятых, судебное разбирательство посредством независимой системой судебных органов, которая рассматривается как центральный механизм проведения конституционных законов в действительность.
  8. Формально для продвижения принципов верховенства права создана такая структура, как Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
  9. Одной из ключевых целей ОБСЕ является стремление поддерживать и продвигать принципы справедливости, определяющие основу верховенства права.

Представители ОБСЕ отмечают, что верховенство права предполагает не только формальную законность, обеспечивающую последовательность и регулярность в процессе достижения и приведения в исполнение демократического устройства, но также и справедливость. Она должна быть основана на признании и полноценном принятии человеческой личности как высшей ценности и гарантирована институтами, которые обеспечивают воспроизводство условий для её полного выражения.

Таким образом, верховенство права и закона выступает важнейшей характеристикой правового государства на современном этапе развития цивилизации.

Источник: https://lecu.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava/151-verkhovenstvo-prava-i-verkhovenstvo-zakona

Законность и ее принципы

  • Законность – это политико-правовой принцип или реальное действие права в государстве, при котором граждане, должностные лица и государственные органы, строго соблюдают законы и правовые нормы. 
  • Законность представляет собой полное и строгое соблюдение всеми субъектами права нормативно-правовых актов и основанных в соответствии с ними иных юридических документов. 
  • Признаки законности: 
  1. Всеобщность.

    Данный признак означает, что никто не может уклоняться от исполнения законов, в том числе и государство.

  2. Неразрывная связь с юридическими нормами и правом. Законы являются нормативной основой законности.

    Чтобы обеспечить режим законности, необходимо абсолютная реализация законов, подзаконных актов и четко отработанное законодательство. 

Принципы законности – это основополагающие начала, идеи, составляющие содержание законности: гарантированность, реальность, верховенство, единство. 

  1. Гарантированность. Наличие эффективных и действенных средств обеспечения законности.
  2.  Реальность. Стремление достичь в действиях и поведении осуществления требований, которые закреплены в правовых нормах. 
  3. Верховенство. Все граждане равны перед законом, а также равенство их прав и обязанностей; закон является главенствующим в системе нормативно-правовых актах; точное соблюдение законов всеми субъектами.
  4. Единство. На всей территории Российской Федерации действуют как федеральные законы, так и законы субъектов федерации и отражают местную специфику, которые отражают местную специфику и не должны противоречить федеральным законам. 

В учебной литературе и монографиях к принципам законности относят связь общей культуры с законностью; осуществление своих прав без нарушения других прав человека; осуществление со стороны общества контроля за законностью; результативную борьбу с правонарушениями. 

Требования – это правовые предписания, сформированные в общем виде, исполнение и соблюдение которых делает поведение (действие, явление) законным. Это направленность законности. Требования законности и ее принципы тесно взаимосвязаны друг с другом, то есть каждый отдельный принцип развивается в совокупность требований.

К примеру, принцип верховенства закона означает, что все нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и международным актам; подзаконные акты – законам; издание их лишь уполномоченными государственными органами; своевременное обновление законов.

Следовательно, через соответствующие требования законности от принципа верховенства закона можно перейти к определенным правовым предписаниям. 

Гарантии законности

  1. В каждом правовом государстве существует система гарантий правопорядка и законности.

     

  2. Гарантии – это специальные меры и условия общественной жизни, которые принимаются государством и обеспечивают режим стабильного правопорядка и прочной законности в обществе.  
  3. Выделяют общие и специальные гарантии.

     

К общим относятся: политические, юридические, социально-экономические, международные, идеологические. К специальным: организационно-правовые; нормативные.

  • Политические гарантии – это совокупность элементов политической системы государства, демократизм конституционного и общественного строя, участие граждан в управлении государством. 
  • Юридические гарантии представляют деятельность государственных органов по выявлению и пресечению нарушений правопорядка, правовую защиту человека, неотвратимость наказания. 
  • К социально-экономическим (материальным) гарантиям относится установление эквивалентных отношений между потребителями и производителями материальных благ. 
  • Международные включают право граждан обращаться в международный суд, реакцию со стороны правозащитников и организаций ООН. 
  • Идеологические (нравственные) гарантии представляют благоприятную морально-психологическую обстановку в обществе, высокий уровень культуры людей, правосознания и духовности. 

Сюда следует также отнести обеспечение права человека на защиту и специальные процедуры правоприменительной деятельности. При этом следует учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны между собой.   

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/printsipy-zakonnosti/

Принципы верховенства права



Существует ряд определений понятия “верховенство права”, однако мы под этим будем понимать то, что понимал Томас Бингхем, согласно которому верховенство права заключается в том, что все лица и власти в государстве, будь то публичные, так и частные, должны быть связаны и иметь право пользоваться законами, публично принятыми, относящимися (в целом) к будущему и публично исполняемыми в судах [1]. Верховенство права, как и любой другой правовой институт, имеет свои принципы. Говоря о принципе верховенства права в качестве отправной точки нужно взять работу Ия Фридриха А. Хайека “некоторые принципы «конституционной власти права», начиная его упоминания концепции Цицерона, а также других принципов, связанных с «властью права». Следует отметить, что которые принципы применимы ко всем субъектам, включая власти и госорганов. Начиная с законодателя и судьи эти принципы должны быть соблюдены, поскольку устанавливают пределы их соответствующих действий или функциям, мы продолжим, принимая в основу ''косвенные законы законотворчества [2]” Лона Л. Фуллера и «существенные и несущественные признаки bon legislateur [3]” Норберто Боббио, включая, согласно принципу конституционализма, уважение к правам человека и разделения властей.

Стоит упомянуть, что Хайек приписывает Цицерону самые эффективные формулировки свободы в соответствии с законом:

  1. Концепция общих правил — leges legum;
  2. Концепция повиновения к закону, чтобы быть и оставаться свободным — omnes legume servi summus ut liberi esse possimus
  3. Концепция судьи как закона, который имеет голос и закона как безмолвный судья — Magistratum legem esse loquentem, legem autem mutum magistratum.

Эти три принципа актуальны и в наше время, будучи проанализированными и развитыми многими авторами, среди которых Ш.

Монтескье, “Del' espirit des lois”, где он после Цицерона не только настоял на необходимости общих правил, но также и пересмотрел свободу и повиновение к гражданским законам, в следующей гипотезе: “Свобода состоит преимущественно в том, чтобы не быть вынужденным совершить действие, где законы не обязывают: люди находятся в этом государстве только потому, что ими управляют гражданские законы; и потому что они живут в соответствии с теми гражданскими законами, они свободны [4]”.

Необходимо помнить, что уже в данный период в англосаксонской практике уже на практическом уровне была высказана гипотеза о судье, как о говорящем законе в деле Келвина: Judex est lex loquens (т. е.

судья закон, как говорящий закон) (1608, 174). Несмотря на это, Джон Маршалл в деле Осборна v.

Банка Соединенных Штатов повторил характеристику Монтескье судей как «простые кусочки голоса закона» и «способный к отсутствию желаний» (1824, 866).

Конечно, это не то же самое, чтоб думать о судье, как ограниченным только ртом/голосом закона вместо того, что б быть самим ртом/голосом закона.

Первая характеристика закреплена в практике не только очень ограниченным пониманием доктрины разделения властей, принимая во внимание существование неизбежного конфликта между законодательным и судебной властями, но также и предполагая, что такой конфликт должен быть разрешен безупречно, подчиняя судью законодателю, из-за демократичности, избираемости и представительной природы последнего и недемократичной, неизбранной и не представительской природы прежнего.

Однако вторая концепция требует намного глубокого понимания доктрины разделения властей, принимая в основу сотрудничество, образование дополнений и координаций между ними вместо того, чтобы находиться в постоянной состязательности и конфликте.

Насчет сказанного необходимо процитировать Уолачоу (2007, 269–70): Видимые в таком свете, судьи и законодатели, нужно заметить, не находятся в конкуренции друг с другом по признаку того, у кого есть больше храбрости или лучшие моральные принципы.

Наоборот, каждый из них может способствовать их собственными уникальными способами, с их собственными уникальными точками зрения, и в пределах их уникальных рамках решений, к достижению нравственно чувствительной и просвещенной власти права…, судебный надзор готовит основу для «диалога» между судами и законодательным органом…

[и это] прежде всего рассматривается не как положение, которое противоречит демократическим принципам, а как один этап в процессе демократизации. В качестве дополнения к трем принципам верховенства права Цицерона, существует ряд других принципов верховенства права, которые необходимо перечислить:

  1. Концепция равенства перед законом, которая подразумевает:
    1. Равенство, как равное применение ко всем лицам и
    2. Принцип «похожие дела следует рассматривать одинаковым образом'', как воплощение ubi eadem ratio ibi eadem iuris disposition maxim;
  2. Концепция обязанности подчинения закону, включая властей и государственных органов;
  3. Концепция правовой определенности или безопасности, которая исходит из принципа nulla poena sine lege and nullum crimen sine lege;
  4. Концепция запрета создание специальных трибуналов и придача обратной силы законодательству или ex post facto;
  5. Концепция надлежащего процессуального слушания на основании права, которая олицетворяет принципы Audi alteram partem, т. е., «запрещено кому-нибудь быть судьей по его собственной причине» и «запрещено кому-нибудь быть законодателем по его собственной причине». В качестве примера возьмем XXVII Поправку к Конституции США: «Никакой закон, изменяющий компенсацию за услуги сенаторов и представителей, не должен вступать в силу, пока выборы представителей не будут произведены». Так как принципы «верховенства права» применимы ко всем, включая власти и государственных органов, законодатель и судья должны осуществлять надзор за соблюдением этих принципов, которые устанавливают пределы их определенных действий или функциям. «верховенство права» означает, что власти и государственные органы, включая не только судей, но также и законодателям, подчинены закону и отнесены к закону имеют предел правомочий.

С одной стороны, в 1960-х, Л. Фуллер выявил ''косвенные законы законотворчества”, которые он отождествлял с «внутренней моралью закона» и включил среди них нижеследующие:

  1. Общность: законы должны быть общими в своем создании и применении;
  2. Публичность: законы должны быть публичными, чтобы быть известными и наблюдаемыми;
  3. запрет обратной силы или перспективность: законы не должны быть обратной силы, но должны предполагать по крайней мере иметь не оскорбительный характер по отношению к ранее принятым законам;
  4. Ясность: законы должны быть четкими и точными, чтобы пониматься и руководствоваться ими;
  5. Непротиворечивый: законы не должны командовать в то же время разрешением и на запрет;
  6. Возможность: законы не должны требовать что-то невыполнимое или иметь простой символический характер;
  7. Постоянство: законы должны быть применены одинаково ко всем случаям; и
  8. Соответствие: законы должны быть притворены в жизнь в соответствии его целям.

С другой стороны, в начале 1970-х, Бобио различал не только существенные и несущественные признаки bon Legislateur, но также и разницу между двумя идеалами.

В одном случае он предусмотрел, что «существенные признаки» являются теми необходимыми запретами, которые законодатель не может нарушить без исключений (как императивы); и, «несущественные признаки» не обязательные — при определенных условиях устанавливающих запреты для законодателя, но предусматривая исключения (как директивы). Таким образом в качестве формально-существенных признаков он определил следующие:

  1. Справедливость: одинаковое отношение к похожим ситуациям и неодинаковые для иных случаев
  2. Последовательность: никаких (логических) противоречий;
  3. Рациональность: в формально-логическом или внутреннем смысле zweckrationalitiit- от Макса Вебера; и
  4. Не избыточность: никакое повторение или ненужное повторение.

В свою очередь к “несущественным признакам” относятся нижеследующие:

  1. Строгость: скрупулезность в процессе законодательства;
  2. Систематичность: методичность в процессе нормотворчества; и
  3. Полнота: Исчерпывающий в определении, детерминации конкретных случаев.

Как следствие он описывает простого, последовательного, рационального, и безызбыточного законодателя, и предполагает строгого, систематического и исчерпывающего законодателя.

В другом случае он заявил, как правило, идеал “bon legislateur” (хороший законодатель) и juge loyal (справедливый судья); и, как исключение, идеал bon legislateur — дополненный bon juge, в смысле известного bon juge Поль Магнод.

Вопрос состоит лишь в том, совместимы ли идеалы juge loyal и bon juge или несовместимы? По моему мнению, хороший судья — или судья — и должен быть преданным судьей. Но есть проблема: преданный к чему? (Flores 2004, 149–52, 2005, 38–47.

) В этом отношении необходимо обратить внимание к концепции Фуллера «преданности закону» и различию между «интеллектуальной» и «неинтеллектуальной» преданностью.

В большинстве случаев лингвистического или буквального толкования и понимания права достаточно, чтобы гарантировать преданность закону или по крайней мере понятиям, в которых спроектирован закон, но в некоторых случаях этого не будет достаточно и даже нерационально, и, следовательно, нужен другой подход, т. е. функциональный, чтобы иметь интеллектуальную преданность закону, задавая вопрос, что является концом, интересом или преследуемой целью данного закона в конкретных случаях. Правда — то, что исключение… не может быть выявлено с понятиями в норме, а только с помощью его цели».

Мы имеем следующий критический подход Мануэля Атиенза, которых в другом случае защищал “сложную юридическую рациональность», которая тожденственна и в судебном решении, и в законодательстве и включает пять различных категорий, которые должны быть объединены в один:

  1. Лингвистическая рациональность: законы должны быть четкими и точными, чтобы избежать проблему с двусмысленностью толкования и неопределенности
  2. формально-юридическая или систематичная рациональность: законы должны быть не только действительными и, как общее правило, абстрактными, безличными и постоянными, но также и последовательными, безызбыточными, непротиворечивый, предполагаемый, не имеющими обратной силы, и опубликованными во избежание проблем антиномии, и пробелов, рассмотрении законов, как системы.
  3. Целенаправленная рациональность: законы должны быть эффективными в служении преследуемой цели и не могут установить что-то невыполнимое или иметь просто символический характер.
  4. Прагматическая рациональность: законы должны не только быть эффективными, но также и социально эффективными в случае конфликтов; и
  5. Этическая рациональность: законы должны быть справедливыми и в результате не могут допустить несправедливость или нарушение в отношении основных принципов и прав.

Следовательно, (хороший) законодатель — и (хороший) судья — знают и должны знать: запутанность внутринационального языка, детали внутринациональной действующей правовой системы — ее прошлое, настоящее и будущее, предназначение законов, их интересы, цели и ценности, возможные последствия и эффекты их применения и тонкости каждого из принципов верховенства права и точно так же объедините эти пять различных типов юридической рациональности в одну «сложную юридическую рациональность». В итоге указанная концепция, глубоко внедренная в «законность», полагает, что судья и должен быть преданным законодателю, который создал общие, абстрактные, безличные и постоянные законы, которые подлежат беспристрастному применению, и что, поскольку исключением становится bon juge, когда им должен быть bon legislateur, чтобы издать законы промежуточным образом. Полная преданность и уважение судьи законодателю предполагают, что последний справедливый, последовательный, рационально-разумный. Данная концепция предполагает, что законодательство — строгое, систематичное и исчерпывающее в его формулировках верховная деятельность, абсолютно свободная или безграничная деятельность. Обратная теория, в свою очередь, воплощенная в «конституционной системе правления», полагает, что судья и должен быть преданным законодателю, пока законодатель не только не нарушает запреты, связанные с “косвенными законами законотворчества” и “существенныe и несущественныe признаки bon Legislateur” Боббио, но придерживается «интеллектуальной преданности закону» Фуллера, применяя «сложную юридическую рациональность» к конкретному случаю.

Литература:

  1. Tom Bingham, “The Rule of Law” (2010)
  2. Lon L. Fuller “The Morality of Law” Volume 40 | Issue 2 (1965)
  3. Norberto Bobbio Le bon législateur Vol 14, No 53–54 (1971)
  4. Friedrich A. Hayek “The constitution of liberty” (1960)

Основные термины (генерируются автоматически): судья, законодатель, принцип верховенства, принцип, обратная сила, признак, крайняя мера, интеллектуальная преданность, собственная причина, XXVII.

Источник: https://moluch.ru/archive/113/28887/

Принцип верховенства закона – это… Что такое Принцип верховенства закона?

Правово́е госуда́рство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются[1]:

  • права и свободы человека;
  • равенство всех перед законом;
  • принцип разделения властей;
  • разрешение конфликтов через справедливый суд.

Термин произошёл от нем. Rechtsstaat; в англо-саксонской терминологии аналогом «правового государства» является англ. Rule of Law — «господство права».

По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно[2]:

  • наличие развитого гражданского общества;
  • действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
  • правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;
  • возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;
  • ограничение государственной власти.

В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.

Антитезой правового государства является деспотическое государство, в котором правители и чиновники действуют произвольно, равенство перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке.

История становления правового государства

Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствует справедливые законы.

Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало господство права.

Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям.

Впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом.

Ряд исследователей полагают, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение — упадком данных институтов.

В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан, обеспечение реализации судебных решений было не очень эффективным, императоры стояли выше закона.

Правовое государство (как институт) в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н.э., однако идея верховенства права сохранялась.

В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров.

Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить.

Формирование концепции господства права в Новое время было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть.

Смысл теорий права Нового времени — оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Особое место в разработке этих идей принадлежит философам Дж.

Локку и Шарлю Луи де Монтескье (XVII—XVIII века).

У Локка идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. Закон, согласно Локку, будет правовым только в том случае, если он не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу.

Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенства закона) имели место в Статусе Великого княжества Литовского (1588 год). Автор и активный участник издания Статуса канцлер Лев Сапега (1557—1633) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статусы разделяли государственную власть на законодательную, исполнительную, судебную.

Принципы правового государства были реализованы на практике при образовании США. Американский опыт интересен тем, что впервые в истории человечества концепция правового государства была воплощена в жизнь осознанно и целенаправленно, а также реализован эффективный механизм обеспечения свободы человека.

Теория правового государства наиболее полно была разработана в XIX веке. Наиболее значительными представителями теории правового государства были нем. юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. Термин Rechtsstaat введён в научный оборот Кантом. В XX веке теорию правового государства разрабатывали правовые позитивисты: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие.

Правовое государство и современность

Полное достижение принципов правового государства является идеалом, который недостижим, но к которому нужно стремиться.

По мнению учёных, в настоящее время принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы в большинстве европейских стран, а так же в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Чили и некоторых других.

Как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства, в том числе в экономической сфере.

По Конституции РФ Россия является правовым государством, однако многие[3][4] утверждают, что на практике этот принцип воплощён далеко не полностью.

В рейтинге верховенства права Мирового банка Россия находится на уровне Нигера и Того (заметно уступая Мали, Танзании и Габону, но выше Нигерии и Гвинеи), причём в последние годы этот показатель падал[5].

В соответствии с другими международными рейтингами, оценка независимости судебной системы и эффективности правовой защиты у России ниже, чем у большинства среднеразвитых стран (ниже Пакистана, Египта, Китая, Индонезии, Мексики и др.; из среднеразвитых стран схожий рейтинг имеют только Аргентина, Перу и Венесуэла)[6][7].

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1106804

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*