Нбу дал сигнал, что банковский кризис в украине закончился. мы возвращаемся к работе, как в мирное время – финансист козак

7 декабря 2017 | Время чтения 13 мин

НБУ дал сигнал, что банковский кризис в Украине закончился. Мы возвращаемся к работе, как в мирное время – финансист Козак

Банк

Иван Шилов © ИА REGNUM

Согласно результатам мониторинга портала «ЛИГА.Новости», средняя доходность по депозитам (3−12 месяцев) на Украине в конце ноября в момент составляла: 11,59−12,09% (гривна), 2,13−2,78% (доллар), 1,4−1,96% (евро).

С начала ноября средние ставки по валютным вкладам практически не изменились (в долларах снизились на несколько сотых процента и на столько же выросли в евро).

По гривневым вкладам ставки также снизились, однако в пределах 0,1%.

Снижение ставок по кредитам банкиры тоже обещают, но уже в следующем году.

«По моему мнению, на больших суммах кэш-кредитов — 100−300 тыс. грн. в следующем году ставки могут снизиться в пределах максимум 5%, на небольших суммах на длинные сроки, скорее всего, ставки не изменятся», — прогнозирует директор по розничному бизнесу банка «Кредит Днепр» Марина Дутлова для издания «Сегодня».

Её коллеги называют и больший диапазон — до 10−12%. Однако, по их мнению, многое будет зависеть от того, какую долю потребительское кредитование будет занимать в общей структуре кредитного портфеля банков. Сегодня это в среднем 17%, тогда как в соседней Польше — 59%. Т. е. население не является основным клиентом, поэтому и ставки для него завышены.

Любопытно, что физические лица, как правило, являются более дисциплинированными клиентами, чем бизнес. Доля невозвратных кредитов в банках Украины на 1 ноября достигла 587 млрд грн. (56,5% от общего объёма кредитов). Среди них только 15,6% взяты гражданами, остальное — на совести украинских компаний.

В конце ноября НБУ отменил т.н. кризисное постановление, принятое в феврале 2015 года, которое запрещало применять к банкам обычные меры воздействия за нарушения нормативов. Причиной такого постановления было рекордное падение курса гривны. В той ситуации вся банковская система перестала соответствовать нормам, прописанным для «мирного времени».

«Позволив банкам не выполнять нормативы, НБУ подписал с ними специальные договоры сроком на два-три года. Сегодня банковская система Украины оправилась после серьезного кризиса», — вспоминает президент инвестиционной группы «Универ» Тарас Козак в комментарии для интернет-ресурса «Гордон».

Теперь необходимость в таком спецрежиме исчезла, поэтому Нацбанк возвращается к обычному регулированию рынка.

«По сути, НБУ дал сигнал, что банковский кризис в Украине закончился», — уверен эксперт.

НБУ намерен помочь банкам с активизацией потребительского кредитования. Для этого в Нацбанке собираются создать собственный кредитный реестр.

«Мы уже работаем над его наполнением. Ожидаем второго чтения и принятия закона в целом, чтобы начать делиться этой информацией с банками», — заявила замглавы НБУ Екатерина Рожкова во время пресс-конференции.

НБУ дал сигнал, что банковский кризис в Украине закончился. Мы возвращаемся к работе, как в мирное время – финансист Козак

Кредит Оптима Банк

Minfin.com.ua

«Кредит Оптима Банк» стал очередным украинским банком, принявшим решение о самоликвидации. С начала года аналогичные решения приняли уже около пяти финансовых учреждений.

Причина для такого решения, как правило, одна: невозможность выполнить требования НБУ по докапитализации (в принципе либо к установленному сроку).

Однако в этом случае собственники решили отказаться от банковской лицензии из-за слишком пристального внимания НБУ к источнику происхождения 80 млн грн., на которые те собирались докапитализировать банк.

  • Также 30 ноября стало известно, что НБУ отозвал лицензию у банка «Финансовый партнёр» — также в связи с самоликвидацией.
  • «Прямые затраты Украины на урегулирование банковского кризиса составляют около 14% ВВП, и это еще относительно немного», — такое заявление заместителя председателя Национального банка Украины Дмитрия Сологуба цитирует УНИАН.
  • По его мнению, проблемы в банковской системе копились ещё с 2008 года (видимо, зампредседателя намекает на то, что ужесточать требования к банкам следовало ещё до и во время финансового кризиса 2008−2009 годов) и не устранялись из-за игнорирования реальной ситуации.
  • Вместе с тем издание «Страна» подсчитало, что если в 2016 году номинальный ВВП Украины составил 2 трлн 383,2 млрд гривен, то на преодоление банковского кризиса ушло около 334 млрд грн.
  • Экс-коллега Сологуба, бывший заместитель председателя главы НБУ Борис Марков считает, что отвечать за случившееся должен комитет Верховной рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности и его председатель Сергей Рыбалка.

«Закрыто более сотни банков. Кто наказан? Ни один человек. Кто разворовал деньги? Это элементарно. Почти все банки, практически все, разворованы их же владельцами с помощью менеджмента, управления банка. Комитет Сергея Рыбалки ничего не делал.

А фактически позволял горе-собственникам обанкротившихся банков воровать из них деньги их же вкладчиков.

[Следует] поставить вопрос о персональной ответственности экс-председателя профильного комитета ВР за падение этих банков, за ситуацию в Фонде гарантирования вкладов и за десятки тысяч вкладчиков коммерческих банков, у которых просто украли их деньги», — комментирует Марков.

НБУ дал сигнал, что банковский кризис в Украине закончился. Мы возвращаемся к работе, как в мирное время – финансист Козак

Вклады

Иван Шилов © ИА REGNUM

Директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов Константин Ворушилин во время брифинга заявил о намерении в течение ближайших 10−12 месяцев выставить на продажу права требования по 20 тыс. просроченных кредитов, чья суммарная балансовая стоимость оценивается в 36 млрд грн. (т.е.

в среднем 1,8 млн грн. на один кредит). Для сравнения: это в 1,6 раза превосходит сумму, которую Фонд госимущества надеется выручить в 2018 году от продажи госактивов.

Напомним, что общая балансовая стоимость активов, оказавшихся в распоряжении ФГВФЛ вследствие банковского кризиса, оценивается в 300−400 млрд грн.

Судя по всему, в Фонде гарантирования вкладов решили отказаться от практики продажи прав требования по принципу принадлежности к банку, выдавшему кредит, и попробовать группировать кредиты в пакеты по целевому назначению.

«На сегодняшний день мы обкатали аукционы и технически готовы, чтобы выставить ипотечные кредиты», — упомянул Ворушилин.

Ход не лишён логики, ведь основная проблема, с которой столкнулся ФГВФЛ при попытке реализации залогового имущества, — колоссальный разрыв между балансовой и рыночной стоимостью залогов.

Тогда как недвижимость, хотя и упала в цене наряду с прочими активами, является едва ли не самым ликвидным из видов залогов в обанкротившихся банках.

К тому же не составляет большого труда оценить актуальную рыночную стоимость этих залогов.

Продажа этих кредитов, в том случае, если новые собственники не решатся пойти на реструктуризацию (90% указанных ипотечных кредитов заключены до осени 2008 года при курсе 5 грн./долл), может рикошетом ударить по рынку недвижимости.

В ситуации, когда стоимость жилья падает в гривне и долларе, только безумец будет выплачивать банку процент по курсу 9-летней давности. А значит, рано или поздно квартиры перейдут в собственность банков и будут выставляться на продажу.

Фонд гарантирования вкладов, в свою очередь, даёт новым собственникам возможность договориться с заёмщиками.

«На сегодняшний день у нас уже есть первые результаты голландских аукционов именно по ипотеке. Они достаточно обнадеживающие.

Выставленные на продажу активы были проданы с дисконтом 70% от балансовой стоимости.

Дисконт большой, но эти 70% — это фактически курсовая переоценка кредита в результате девальвации», — уточняет заместитель Ворушилина Светлана Рекрут.

Учитывая указанный дисконт, ФГВФЛ может получить от продажи этого пакета прав требований около 11 млрд грн. Это совпадает с оценкой самого Фонда (11−12 млрд грн).

Однако буквально на днях руководство Фонда пересмотрело эти планы. И теперь на продажу планируется выставить уж 40 тыс. кредитов на 68 млрд грн. Пользуясь нормой дисконтирования, получим ориентировочную сумму в 20−21 млрд грн.

Иными словами, в будущем году мы будем иметь возможность наблюдать любопытный поединок между ФГВФЛ и Фондом госимущества Украины: кто быстрее и больше продаст бросовых активов.

Учитывая, что сегодня Фонд гарантирования вкладов возвращает вкладчикам средства, большей частью предоставленные государством, активы обоих фондов можно в примерно равной степени считать государственными.

На одного/нескольких крупных покупателей там не надеются, права требования, скорее всего, будут проданы в розницу. Для удобства потенциальных покупателей специалисты ФГВФЛ создали и запустили реестр активов банков-банкротов, доступный через электронную систему государственных закупок ProZorro.

В настоящее же время средства Фонда достигли примерно 14,3 млрд грн. (+3,3 млрд грн. с начала года). Всего же от управления активами ликвидируемых банков Фонд получил свыше 7,7 млрд грн. (разницу перечислили банкам для выплаты вкладчикам).

С начала банковского кризиса ФГВФЛ выплатил вкладчикам лопнувших и ликвидированных банков 87,6 млрд грн.

В Фонде гарантирования, похоже, начали системно заниматься фактами вывода наиболее ценных и ликвидных активов из ликвидируемых банков перед введением временной администрации. По крайней мере только за последние десять дней в Фонде заявили о двух таких случаях. Заявления касаются банка «Петрокоммерц» (выведены активы на сумму 700 млн грн.) и банка «Богуслав (выведено 200 млн грн.).

See also:  Депутаты предлагают принять новый проект закона о юридическом образовании

Ритуальные танцы вокруг Сбербанка на Украине продолжаются.

По данным журналиста Александра Дубинского, специализирующегося на банковской тематике, очередным претендентом на покупку украинского Сбербанка выступает Валерий Хорошковский — весьма колоритная фигура даже по меркам украинской политики.

С момента независимости он прошёл нелёгкий путь от выпускника юрфака КНУ до чиновника высшего ранга (в различное время возглавлял минэкономики, Таможенную службу, СБУ (!), после чего недолгое время совмещал пост главы минфина и первого вице-премьера).

До, а также параллельно с карьерой чиновника, Хорошковский успел побывать бизнесменом, банкиром и владельцем медиахолдинга. Однако в 2012 году он, как считается, вышел из всех бизнесов на территории Украины, подал в отставку и в настоящее время является гражданином Монако.

Сделкой, по информации Дубинского, Хорошковский занимается не сам. Его интересы представляет Николай Лагун — сотрудник, а затем и партнёр Хорошковского по банковскому бизнесу ещё с начала 2000-х. В середине 2000-х Лагун создал «Дельта-банк» и похоже, что Хорошковский тогда выступал соинвестором.

«Дельта-банк» памятен на Украине тем, что стал первым крупным банком, лопнувшим после Евромайдана (конец 2014 — начало 2015 года) — банк остался должен вкладчикам более 50 млрд грн., хотя ещё летом 2014 года занимал второе место по размеру активов среди негосударственных банков и обслуживал каждого десятого украинца.

Напомним, это уже четвёртый публичный претендент на покупку банка в этом году. Ранее таковыми успели побывать Саид Гуцериев и Григорий Гусельников, белорусский бизнесмен Виктор Прокопеня, банкиры из окружения президента Украины Петра Порошенко и, собственно, Хорошковский.

  1. В НБУ между тем утверждают, что официально никаких документов ни от Лагуна, ни от Хорошковского на покупку Сбербанка не получали.
  2. По состоянию на середину ноября «Альфа-банк» (Украина) стал чуть менее российским.
  3. «Состав акционеров ПАО «Альфа-банк» (Украина) пополнился фондом MSP Stiftung, созданным Мартином Шлаффом, одним из крупнейших австрийских бизнесменов, с интересами в финансовом секторе и промышленном производстве», — говорится в официальном заявлении банка.

MSP Stiftung сконцентрировал 9,9% акций украинского «Альфа-банка». В дальнейшем планируется, что доля нового акционера вырастет до 24,9%.

Глава ВЭБ Сергей Горьков утверждает, что в данное время они почти согласовали продажу своей украинской «дочки» («Проминвестбанка») и ожидают только разрешения от контролирующих органов Украины на проведение сделки.

«Уверен, что в начале следующего года эта сделка будет закончена», — заявил он в эфире «Россия 24».

Последние несколько лет банки на Украине только лопаются, самоликвидируются, национализируются, лишаются лицензий решением Нацбанка.

Пожалуй, единственный с 2014 года пример открытия нового банка на Украине — Monobank.

Его открытие никак не повлияло на количество отделений банков, поскольку у Monobank нет ни одного отделения, это первый полностью мобильный банк, работающий на Украине.

Команда менеджеров, запустивших этот проект, ранее руководила «Приватбанком», однако была уволена после его национализации в конце прошлого года.

Monobank — не только первый на Украине банк без отделений, но и без лицензии. Эмитентом банковских карт банка Monobank является «Универсал-банк», т. е. по сути новый проект экс-команды «Приватбанка» — это маркетинговый приём, рассчитанный на определённый сегмент потребителей.

Инвестором проекта, по всей видимости, выступает Сергей Тигипко — владелец финансовой группы «ТАС», в которую входит и «Универсал-банк». Любопытно, что фактически это возвращение на 20 лет назад: в начале 90-х Сергей Тигипко был менеджером, развивавшим «Приватбанк,» и только во второй половине 90-х он занялся собственными проектами.

Впрочем, дело не только в маркетинге. Команде «Приватбанка» удалось создать лучший мобильный банкинг не только на Украине, и именно он являлся одним из самых ценных активов «Приватбанка», сервисами которого пользовался малый бизнес на Украине практически поголовно.

После национализации он был утрачен, и теперь бывшая команда фактически пробует клонировать свой прежний мобильный банкинг и постепенно переманить прежних клиентов: многим не нравится, что теперь их операции находятся в прямом ведении государства. До середины ноября банк работал в режиме бета-тестирования.

За этот период пользователи успели получить банковские карты с суммарным кредитным лимитом 150 млн грн.

Если бывшая команда «Привата» вернулась в привычную для себя среду, то менеджмент «Укрпочты» собирается освоить новую для себя нишу. Ранее в «Укрпочте» заявляли о планах предоставлять отдельные банковские услуги в сельской местности, в частности, размещать депозиты в населённых пунктах, не имеющих банковских отделений. Однако для этого было необходимо менять законодательство.

«Мы хотим развивать финансовые услуги. Вариант А — чтобы прописали закон. Если этого не произойдет, у нас есть вариант Б — купить банк.

Нам могут не позволить это сделать, тогда есть вариант В — стратегическое партнерство с банком, что, по сути, то же, что вариант Б. Но запретить нам это не могут», — перечислил варианты и.о.

генерального директора «Укрпочты» Игорь Смелянский во время пресс-конференции.

План вполне реализуемый, учитывая, что перед рядом мелких банков до сих маячит перспектива ликвидации из-за невозможности выполнить требования НБУ по постепенному повышению нижнего предела уставного капитала. Продажа либо партнёрство с «Укрпочтой» решает эту проблему.

В НБУ фиксируют положительную динамику в показателе «убыточность банковской системы». По итогам I квартала в минусе был 21 украинский банк, к началу II полугодия — 20, после прошествия трёх кварталов — только 17.

С другой стороны, это может объясняться продолжающимся процессом (само)ликвидации банков: наиболее убыточные банки исчезают, и количество убыточных банков демонстрирует позитивную динамику.

По итогам января — сентября в пятёрке наиболее убыточных банков оказалось сразу две дочерние структуры российских финучреждений: «Проминвестбанк» заявил об убытке в размере 4,9 млрд грн., «ВТБ-Украина» — 1,4 млрд грн.

Нацбанк проведет ограниченную эмиссию гривны – кому это выгодно

НБУ дал сигнал, что банковский кризис в Украине закончился. Мы возвращаемся к работе, как в мирное время – финансист Козак

НБУ

Кому принесет пользу свеженапечатанная гривна

Национальный банк Украины таки проведет ограниченную эмиссию гривны, вопреки заявлениям правления регулятора об отказе от политики печатания денег. Эта инициатива НБУ сдержанная и далека от полноценных инструментов смягчающей монетарной политики, которую сейчас проводят центральные банки развитых стран.

В экономике появится определенное количество свеженапечатанной гривны. “Вести.ua” анализируют, кому она принесет пользу.

Нацбанк выбрал чрезвычайно осторожный механизм эмиссионного вливания средств в экономику, объявив о расширении инструментов предоставления рефинансирования банкам.

О начале предоставления средств рефинансирования банкам в НБУ заявили еще в конце апреля.

Регулятор решил предоставить банкам практически неограниченную возможность брать кредитные средства сроком от 1 года до 5 лет под процент действующей учетной ставки в 8%.

По задумке НБУ, поддержка ликвидности банковской системы “дешевыми” кредитами рефинансирования, должна поспособствовать оживлению кредитования банками реального сектора экономики. В первую очередь, акцент делается на предоставление ресурса рефинанса государственным банкам, которые будут кредитовать государственные предприятия.

На дебютном аукционе получения рефинансирования 8 мая, Нацбанк предоставил средства в размере 2,4 млрд гривен 11 банкам. Фиксируется небольшой интерес к кредитным ресурсам НБУ и со стороны коммерческих банков.

22 мая регулятор выдал рефинансирование на сумму 829,3 млн гривен 5 банкам: “Авангард”, “Акордбанк”, “КИБ”, “Мисто банк” и “Сич”. Примечательно, что банки брали кредиты на очень короткий срок – всего на 84 дня.

   

При этом в НБУ отказались от прямой поддержки госбюджета и финансирования огромного дефицита казны в размере почти 300 млрд гривен. Ранее председатель Совета Нацбанка Богдан Данилишин заявлял о необходимости поддержки бюджета путем выкупа Нацбанком облигаций внутреннего государственного займа на вторичном рынке.

Данилишин подчеркнул, что регулятор может выкупить ОВГЗ в объеме 160 млрд гривен. Этот объем вливаний покроет половину дефицита госказны и, по мнению Данилишина, окажет минимальное давление на инфляционные процессы.

Но в НБУ неоднократно и четко давали понять, что правление придерживается линии рекомендаций МВФ и не пойдет на финансирование дефицита бюджета. 

Печать денег на покрытие дефицита — это дорога в никуда. Я не хотел бы снова выпускать из бутылки „джинна инфляции и девальвации“, когда гривна обесценивается, инфляция растет, расходы бюджета увеличиваются, а затем дефицит снова финансируется за счет денежных средств“, – заявил член правления Нацбанка Дмитрий Сологуб.

В то же время, со стороны Совета регулятора заметно усиливаться критика правления НБУ. Тот же Данилишин жестко раскритиковал монетарную политику Нацбанка, проводимую в последние годы. 

Политика НБУ в течение последних пяти лет была направлена исключительно на достижение инфляционной цели.

Этот приоритет операционной деятельности НБУ приобрел настолько экзальтированный характер, что задача обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности, расширения кредитования, монетизации экономики и экономического роста была просто принесена в жертву“, – отметил Данилишин.

По его мнению, действия Нацбанка очень негативно сказались на экономике Украины.

Осуществление не адекватной экономическим условиям чрезмерно жесткой денежно-кредитной политики не только затормозило экономический рост, но и повлияло на снижение производственного потенциала экономики, усилило трудовую миграцию, сузило экономический базис для получения населением высоких доходов и критически снизило совокупный спрос“, – подчеркивает глава Совета регулятора.

В последней порции критики от 25 мая Данилишин и вовсе обвинил НБУ в падении промышленного производства. По итогам апреля спад промпроизводства установил новый антирекорд, “просев” сразу на 16,7%.

Эта критика от Совета НБУ в адрес правления регулятора, вполне обоснованая, но изрядно запоздалая. В прошлом году, например, от Совета не исходила столь неистовая и “разоблачающая” критика, хотя о всех этих негативных тенденциях в кредитно-денежной политике следовало говорить еще в начале 2019 года.  

Сейчас же НБУ изображает бурную деятельность, рекламируя инструменты кредитного рефинансирования, как панацею оживления экономики страны. Программа предоставления рефинанса от Нацбанка только началась, но к ней уже есть ряд вопросов относительно эффективности и целесообразности.

Инвестиции в финансовые спекуляции и заграницу

Учитывая параметры программы предоставления рефинансирования и сроки, на которые банки берут ресурсы, можно с уверенностью сказать, что львиная доля денег не попадет в реальный сектор экономики.

Получая кредиты под 8%, банки точно не направят средства на рискованное кредитование реального сектора, где бушует кризис, установлен карантинный режим и куча неопределенностей с пандемией.

Банки предпочтут намного более выгодной и почти безрисковое вложение – покупка облигаций внутреннего госзайма Министерства финансов с доходностью более 11%.  На эти вот 2-3% разницы между стоимостью рефинаса и доходностью ОВГЗ банки и будут делать прибыль.

Наблюдательные советы четырех госбанков сформированы из иностранных финансовых  лоббистов и заинтересованы в формировании показателя прибыльности государственных банков, от которого зависит их зарплата и премия.

Но в скупке ОВГЗ госбанками есть определенная логика, ведь таким образом происходит финансирование дефицита госбюджета. Согласно данным НБУ, с начала мая портфель ОВГЗ украинских банков заметно увеличился с 349 млрд до 393 млрд.

Преимущественно свою долю увеличивали государственные банки, выкупая ОВГЗ на аукционах внутреннего рынка, куда Минфин вернулся 28 апреля спустя месяц абсолютного бездействия. 

Впрочем, спекуляции госбанков на ОВГЗ и рефинасе еще можно как-то оправдать. Но насколько целесообразно предоставлять кредиты коммерческим банкам? Они с не меньшим азартом поучаствуют в финансовых спекуляциях на средства НБУ и Минфина, а по большому счету – на деньги украинских налогоплательщиков. 

Сомнительна польза даже от рефинансирования, которое госбанки направили на кредитование государственных компаний. Еще 30 апреля “Укрэксимбанк” подписал с Государственным агентством автомобильных дорог Украины договор о предоставлении первого транша финансирования на обновление дорог в размере 5,782 млрд. грн.

Подписание документа прошло в весьма торжественной обстановке при участии президента Владимира Зеленского.  Согласно договору, всего Укравтодор получит от госбанка 19,3 млрд гривен.

На эту сумму “Укрэксимбанком” будут выкуплены гарантированные государством корпоративные облигации, выпущенные под финансирование Укравтодора. 

В целом это весьма правильная тактика привлечения эмиссионных денег под финансирование инфраструктурных проектов.

Но вся эта логика обращается в труху, если деньги на выполнение госзаказов осваивает не украинская фирма-подрядчик.

К примеру, один из крупнейших проектов в этом году по достройке моста в Запорожье стоимостью почти 12 млрд гривен выполнит турецкая компания “Onur Taahhut Tasimacilik Insaat”.

Таким образом, государственные капиталовложения не дадут положительного эффекта для экономического роста, если добавленная стоимость проекта уйдет за границу в виде прибыли. Власти давно нужно навести порядок с системой государственных заказов. Их нужно максимально переориентировать на украинские компании, использующие отечественные комплектующие и нанимающие на работу украинцев.

В противном случае экономический эффект от финансируемых государством проектов будет минимальный или даже отрицательный.

Нерезиденты затаились 

В общей структуре находящихся в обращении гривневых ОВГЗ достаточно большой портфель по-прежнему удерживают нерезиденты. У иностранцев на данный момент сосредоточено более 12% всей массы облигаций или 106,9 млрд гривен. С начала кризиса и активной фазы бегства иностранного капитала с украинского рынка ценных бумаг в марте, портфель иностранцев продолжает постепенно сокращаться.

“Вести.ua” уже писали о проблемах, возникших у иностранцев при попытке массового марш-броска с украинского рынка в разгар кризиса. При необходимости достаточно быстрой финансовой эвакуации иностранного капитала, когда экономическая обстановка в Украине накалится до кризисного предела, нерезидентам могут создать коридор для побега.

Кредиты рефинансирования могут быть использованы госбанками для выкупа ОВГЗ у нерезидентов на вторичном рынке. Пожалуй, это худший из вариантов использования ограниченных эмиссионных средств. При таком сценарии, деньги пойдут не на финансирование госпрограмм строительства и даже не на спекулятивную покупку ОВГЗ, а на обслуживание бегства иностранных спекулянтов.

Принимая к сведению уровень зависимости финансового сектора Украины от влияния внешних игроков, это предположение вовсе не кажется беспочвенным раздуванием “зрады” на ровном месте.    

Новые мечты об инвестициях – настало время нянь и дипломатов

Финансист Козак о влиянии коронавируса на экономику: Нацбанк может погасить любой кризис в Украине

“В мире уже давно было ожидание финансового или экономического кризиса. Каждый кризис не только несет проблемы, но и очищает рынок от старых компаний. На их место приходят новые компании, новые люди, новые технологии.

Капитализм так устроен, что кризисы происходят с определенной периодичностью. И их уже давно не было. Поэтому новый кризис ожидался в 2018–2019 году. Предполагалось, что толчком станет экономическая война между США и Китаем. Эти две страны составляют 40% мировой экономики.

Но они смогли договориться. К тому же, центральные банки развитых стран стали очень умными. Там мощные компьютеры анализируют массу показателей, ситуации на рынках сырья, состояние экономик и так далее. То есть центробанки научились предугадывать изменения, реагировать на кризис еще до его начала.

Однако произошло неожиданное – коронавирус. Это тот самый “черный лебедь”, – подчеркнул финансист.

Он отметил, что на данный момент в Украине неплохая макроэкономическая ситуация.

“Распространение вируса влечет за собой карантинные мероприятия. Люди перестают ходить на работу и теряют деньги. А значит, будут покупать меньше товаров и не смогут погашать долги. Это сильно бьет по рынкам и экономике. И такая тенденция по всему миру. В Украине сейчас все выглядит так, как выглядело для Европы в середине февраля.

Вроде как все бушует в мире, а у нас спокойно – мы закрылись, на карантине. Но на валютном рынке мы видим панику. Население выметает доллары. И в панике люди не могут мыслить адекватно. Еще одна проблема – это приезжающие из Европы “заробитчане”. Они потенциально могут принести вирус в свои города и села. Как вся эта ситуация отразится на экономике Украины – сказать сложно.

В целом макроэкономика у нас в неплохом состоянии, инфляция низкая, у НБУ огромные золотовалютные резервы. Нацбанк может погасить любой кризис в Украине. Другое дело, что у нас нет столько гривны, чтобы купить у НБУ эти доллары. В таком случае из оборота была бы изъята практически вся гривна. И при этом у НБУ осталось бы еще $17 млрд. То есть подушка безопасности у нас есть.

Главное, чтобы страну не охватила паника”, – резюмировал Козак.

Вспышка коронавирусной инфекции COVID-19 началась в декабре 2019 года в китайском Ухане. 11 марта 2020 года ВОЗ объявила распространение коронавируса SARS-CoV-2 пандемией.

11 марта Кабмин Украины ввел карантин в учебных заведениях страны и ограничил проведение массовых мероприятий, а также прекратил авиасообщение с Италией и закрыл 75% пунктов пропуска на границе.

По данным американского Института Джона Хопкинса, к 13 марта общее число зараженных достигло 135 тыс., количество жертв приблизилось к 5 тыс. человек.

В Украине сегодня зафиксирована первая смерть человека, инфицированного коронавирусом.

Последнее из рубрики: Новости дня

Нацбанк снизил учетную ставку до 6%. Самый низкий уровень в истории (видео)

Правление Национального банка приняло решение снизить учетную ставку с 8% до 6% годовых. Это самый низкий уровень учетной ставки в истории независимой Украины, заявил во время брифинга председатель НБУ Яков Смолий.

“Мы решили продолжить смягчение монетарной политики быстрыми темпами, поскольку видим, что с высокой вероятностью потребительский и инвестиционный спрос будет оставаться подавленным дольше, чем прогнозировалось в апреле.

С одной стороны, это будет удерживать инфляцию ниже целевого уровня 5% +/- 1 п.п. дольше, чем предусматривает апрельский прогноз.

Экс-министр экономики советует НБУ снизить учетную ставку до 5%

С другой стороны, это означает, что падение украинской экономики может быть более глубоким, чем ожидалось. Такое развитие событий требует дальнейшего смягчения монетарной политики для поддержания экономики на этапе постепенного свертывания карантин”, – заявил глава Нацбанка.

Таким образом, с начала года учетная ставка уменьшилась на 7,5 п.п.

Снижение ключевой ставки до уровня ниже нейтрального свидетельствует о завершении цикла быстрого смягчения монетарной политики, отметили в НБУ.

От чего зависят дальнейшие шаги

В НБУ отметили, что в условиях высокого уровня неопределенности дальнейшая монетарная политика Национального банка будет зависеть прежде всего от:

  • глубины падения потребительского спроса, которое ослабляет инфляционное давление,
  • а с другой стороны – от скорости восстановления деловой активности на фоне смягчения карантина, которое ускорит рост цен.

 ФРС будет держать нулевую ставку до 2023 года

Что означает изменение ставки

Изменение учетной ставки является важным сигналом для определения банками процентных ставок по вкладам и займам.

Снижение учетной ставки НБУ повлияет на снижение ставок по депозитам для населения.

Оформить кредит по выгодной ставке благодаря бонусам от «Минфина»

Как менялась ставка ранее

  • Цикл снижения учетной ставки начался в апреле 2019 года, когда регулятор уменьшил ее с 18% до 17,5%. После этого в течение прошлого года Нацбанк пересматривал ее размер еще несколько раз.
  • В последний раз НБУ снижал учетную ставку 23 апреля 2020 года сразу на 3% годовых — с 11% до 8%.
  • Одной из причин снижения учетной ставки было достижение среднесрочной инфляции в пределах 5% +-1 п.п.

Нбу дал неутешительный прогноз для экономики украины

  • Глава Национально банка Украины Яков Смолий заявил, что во втором квартале 2020 года падение украинской экономики будет большим, нежели ожидалось ранее (11%).
  • Как передает Хвиля,об этом Смолий сообщил на брифинге.
  • При этом он подчеркнул, что пик кризиса уже пройден.
  • По словам Смолия, в связи с этим для скорейшего возврата экономики к росту необходимы достаточно решительные шаги.

Глава НБУ также отметил, что ключевым риском для макрофинансовой стабильности остается более длительный срок пандемии коронавируса и карантинных мероприятий, необходимых для ее преодоления как в Украине, так и в мире.

Вдобавок к этому критически важным является дальнейшее проведение структурных реформ, а также сохранение взвешенной макроэкономической политики.

  1. «По нашим оценкам, падение украинской экономики во втором квартале будет большим, чем ожидалось, хотя пик кризиса уже пройден», – заявил Смолий.
  2. Ранее «Хвиля» писала, чтоправление Национального банка приняло решение снизитьучетную ставку с 8% до 6% годовых с 12 июня 2020 года.
  3. Также сообщается, что в апреле-мае инфляционное давление было слабым в связи с ощутимым падением потребительского спроса на продукты питания и товары не первой необходимости.
  4. К тому же, инфляцию сдерживало удешевление энергоносителей, увеличение предложения овощей и «замораживание» цен на значительное количество услуг во время карантина.
  5. Напомним,к концу 2020 года национальная экономика Украины сократится на 3,5% из-за карантинных ограничений, вызванных глобальной пандемией коронавируса. 

Согласно прогнозам экспертов Всемирно банка, сокращение мировой экономики, ожидается на уровне 5,2%. Финансисты также подсчитали, что общее восстановление начнется уже в следующем году.

, до конца 2020 года курс доллара в Украине будет держаться в рамках 27-28 грн за доллар,  заявил экономист Олег Пендзин.

Он также прокомментировал получение Украиной нового транша кредита от МВФ: «Я бы не связывал на сегодняшний момент динамику курса с приходом транша. Да, частично он пойдет в резервы Национального банка Украины, частично пойдет в покрытие дефицита государственного бюджета. Но на сегодняшний момент это не те деньги, ради которых что-то изменится на валютном рынке».

Популярные статьи сейчас

“Посмешище”: Богдан жестко ответил на критику Зеленского
Путин может пойти на эскалацию из-за воды для Крыма
В Украине зафиксировали рекордное число новых больных COVID-19
Побег Порошенко: в ГБР показали видео

Маленькое чудо. Почему кризис есть, а всплеска инфляции и обвала гривни — нет

Новый экономический кризис — в разгаре. Украинцы привыкли, что в такие времена гривна безумно обесценивается, а цены в магазинах растут на десятки процентов. Так было в 2008—2009 годах, так было в 2014—2015 годах. Но этого не произошло сегодня. Это первый экономический кризис в истории Украины, во время которого экономика не выглядит беспомощно.

Да, начало кризиса 2020 внешне напоминало все то, что мы уже видели. Предприятия и граждане бросились за валютой, а гривня начала девальвировать. Чтобы удовлетворить ажиотажный спрос, Национальный банк продавал валюту из резервов. Дефицит валюты, который НБУ удовлетворил своими интервенциями, в соотношении к золотовалютным резервам был сопоставим с началом кризисов в 2008 и 2014−2015 годах.

Но сходство с прошлыми кризисами закончилось быстро. Ажиотажный спрос на валюту иссяк. Гривна перешла к укреплению. А инфляция наоборот замедлилась. По итогам апреля, она составляла 2,1% в годовом измерении.

Почему экономика Украины сильнее, чем была

Психологический фактор не может спровоцировать длительный обвал обменного курса, если он не является спусковым крючком взрыва накопленных ранее проблем. Разница с предыдущими кризисами заключается в том, что Украина вела здоровую экономическую жизнь до кризиса, а не накапливала дисбалансы в экономике.

Есть несколько признаков, которые свидетельствуют, что Украина вошла в этот кризис значительно крепче, чем когда-либо.

Во-первых, это умеренный дефицит текущего счета платежного баланса. В прошлом году он составлял менее 3% к ВВП (даже без учета Нафтогазом судебного выигрыша от Газпрома).

Перед прошлыми кризисами этот показатель был выше в 2,5−3 раза.

Такая разница — результат ухода НБУ от практики поддержания фиксированного обменного курса на искусственном уровне и применения плавающего, который уравновешивает денежные потоки и отражает реальное положение дел в экономике.

Во-вторых, умеренный дефицит государственного бюджета — около 2% к ВВП. Реформы в банковском и энергетическом секторах снизили нагрузку на государственные финансы.

Сегодня банки способны противостоять кризису самостоятельно, а Нафтогаз не требует дотаций на приобретение газа по грабительским ценам.

Во время предыдущих кризисов для спасения этих секторов «печатали» миллиарды гривен, которые раскручивали девальвацию и инфляцию.

В-третьих, низкая инфляция, которой НБУ удалось достичь благодаря последовательной и независимой монетарной политике на протяжении последних лет. Потребительские цены растут низкими темпами и это поддерживает покупательную способность украинцев, то есть и всю экономику.

Могло ли быть иначе? Конечно.

Иллюстрацией, каким мог быть этот кризис, если бы экономика Украины не находилась в приличной атлетической форме, можно увидеть на примере Турции. Последняя как раз вошла в кризис с характерными дисбалансами: высокой инфляцией (почти 12%), значительным дефицитом бюджета (более 5%), отсутствием независимой монетарной политики центробанка.

И вот имеем разницу: девальвация в Турции после первоначального рывка и не думает останавливаться, а цены там быстро растут. Как результат, Турция делает то, что Украина уже применяла в прошлом — вводит валютные ограничения, которые будут иметь долгосрочные негативные последствия для экономического роста.

Достаточно ли делает НБУ для преодоления кризиса?

Известно, что люди, которые ведут здоровый образ жизни, лучше противостоят болезням, чем те, которые склонны к пагубным привычкам. То же самое с экономикой.

Раньше реакцией НБУ на кризис было бы затягивание монетарных гаек — повышение учетной ставки, ограничение предложения гривны и введение валютных ограничений для остановки девальвации.

НБУ не имел бы возможности поддержать экономику дешевыми деньгами, ведь это только бы ухудшило ситуацию с валютным курсом и инфляцией. Монетарная поддержка экономики в таких условиях была бы сравнима с тушением пожара бензином.

Сейчас ситуация другая. НБУ наверное впервые в истории может поддержать экономику во время кризиса, не провоцируя всплеска инфляции. И он, как и центральные банки других стран, это делает.

Учетная ставка снижена до рекордно низкого уровня — 8%, есть потенциал и для дальнейшего снижения.

Также НБУ предоставляет банкам долгосрочные кредиты рефинансирования, чтобы те финансировали долгосрочные инвестиционные и кредитные проекты.

Может ли НБУ делать больше? Например, накачивать экономику деньгами в неограниченных объемах по нулевой процентной ставке, как центральные банки США и ЕС. Есть много предостережений против этого. Политики не раз включали «печатный» станок в Украине, но ни разу это не помогало обуздать кризис. Наоборот — только разжигало девальвацию и инфляцию.

Доверие к НБУ растет, но оно все еще хрупкое. Если граждане и бизнес почувствуют, что центральный банк начал играть в политику, они будут искать защиту в долларах и евро. А это очень быстро разгонит инфляцию и сведет на нет все меры по поддержке экономики. Больше всего страдают уязвимые категории граждан, малые доходы которых обесценятся больнее всего.

НБУ должен думать не только о сегодняшнем дне, но и о том, что будет завтра. Стимулирование экономики и ее восстановление вероятно будет сопровождаться ускорением инфляции. Но важно, чтобы рост цен был близок к нашей среднесрочной цели в 5%. Тогда Украина имеет шанс выйти из кризиса с более высоким доверием к гривне, чем она входила в него. А это позволит расти быстрее в последующие годы.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*