Новый закон отучит водителей спорить с полицейскими о причине остановки

Новый закон отучит водителей спорить с полицейскими о причине остановкиИсточник: https://pixabay.com/photos/dps-traffic-inspector-4020582/Новый закон отучит водителей спорить с полицейскими о причине остановкиИсточник: https://pixabay.com/photos/car-police-cars-caravan-sirens-red-1531277/

Какие основания должен иметь инспектор, чтобы он мог остановить водителя? Все эти основания перечислены в Приказе МВД №664 (который заменил старый приказ под номером 185). Если говорить о старом приказе и о новом, то каких-то сильных изменений не произошло. В основном все поправки носят орфографический характер, причины остановки и права водителей остались прежними. Единственное изменение, которое может быть интересно, касается судей. Но мы в основном рассматриваем стандартные случаи остановки водителей.

  1. Если установлено визуально или же определено при помощи специального технического оборудования, что есть признаки нарушений правил безопасности дорожного движения на транспортном средстве.
  2. Если у инспектора есть объективные данные, что лицо, которое находится в автомобиле, причастно к совершению преступления, дорожно-транспортного происшествия или же административного правонарушения. Данные к инспектору могут поступать от других постов ДПС, от третьих лиц, а также могут быть получены ориентировки.
  3. Если есть информация, что транспортное средство находится в розыске или же оно может применяться для противоправных действий.
  4. Если требуется, чтобы водители или пассажиры выступили в роли очевидцев ДТП или другого преступления, при котором они присутствовали.
  5. Требуется, чтобы находящиеся в автомобиле люди выступили в качестве понятых.
  6. Если требуется приобщить автомобиль или водителя для оказания помощи сотрудникам ДПС или участникам ДТП.
  7. Если сотрудник решил проверить водительские документы на право перевозить определённые грузы. Также сотрудник может проверить имеет ли водитель право управлять транспортным средством, проверить документацию на машину. Также инспектор может проверить документы всех, кто находится в автомобиле. Стоит знать, что документы инспекторы имеют право проверять в любом месте. Раньше могли только на стационарных пунктах ГИБДД, на полицейских контрольных пунктах или же на КПП. Но на данный момент такое правило отменили.
  8. Если проводятся санкционированные мероприятия высшими руководителями ГИБДД или же МВД при помощи специальных распорядительных актов. Проверка направлена на установление личностей водителей, а также грузов, которые перевозятся.
  9. В новом приказе говорится, что слово «водитель» заменено на слово «гражданин». Это означает, что инспектор имеет полное право проверять документы не только у водителя, но и у всех пассажиров, которые едут в автомобиле. Также инспектор может проверить документы даже у пешехода.

Только вышеперечисленные пункты позволят останавливать автомобиль и проводить дальнейшие действия.

Действия сотрудников ДПС при остановке водителя

Если водителя остановил сотрудник ГИБДД, то как должно происходить дальнейшее общение с ГИБДД? Важно знать какие действия сотрудника ГИБДД при остановке транспортного средства правомерны и что вообще он должен делать. В документах прописано какие действия сотрудник должен проводить.

  1. Как только инспектор остановил автомобиль, он должен подойти к транспортному средству.
  2. Далее он должен представиться и назвать не только фамилию, имя, отчество, а также звание.
  3. Далее инспектор должен вкратце объяснить по какой причине водитель остановлен. Важно понять, в чём состоит суть проблемы.
  4. Объясняют, какие действия необходимо принять водителю для устранения проблемы.

Если инспектор требует, чтобы водитель передал документы лично в руки инспектору, то водитель имеет полное право этого не делать. Достаточно приложить документы к стеклу или держать их просто в руках и показывать инспектору.

Водитель имеет полное право не передавать документы лично в руки сотруднику ГИБДД, это тоже прописано в новом регламенте (Приказ №664). После того как документы проверены, водитель также имеет право не выходить из транспортного средства для «общения» с инспекторами.

Но в каких случаях инспектор ГИБДД имеет право потребовать, чтобы водитель покинул транспортное средство? Эти случаи прописаны в Приказе № 664:

  • водитель должен выйти только когда необходимо устранить существенные недостатки в транспортном средстве или же устранить нарушение правил перевозки пассажиров или грузов;
  • если есть основания предполагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, то инспектор может попросить покинуть авто, а также если есть признаки болезненного состояния;
  • если требуется провести проверку узлов и агрегатов на автомобиле, и бортовых номеров при наличии водителя;
  • если требуется автомобиль досмотреть;
  • если водитель представляет опасность для инспектора или находящиеся в машине люди подозреваются в совершении преступления;
  • если требуется оказать помощь участникам ДТП или же помощь инспектору ГИБДД.

Права водителя при остановке автомобиля сотрудниками ГИБДД

Новый закон отучит водителей спорить с полицейскими о причине остановкиИсточник: https://pixabay.com/photos/police-car-police-chase-ford-1155883/

Если всё же случилось так, что водителя остановили, то необходимо знать права водителя перед сотрудником ДПС 2020. Чем больше водитель будет знать, тем меньше будет неправомерных действий со стороны сотрудников ГИБДД.

Первое законное право – это не покидать свой автомобиль как только инспектор остановил вас. Как это происходит на деле. Инспектор сразу же не подходит к автомобилю как только вы совершили остановку. В свою очередь и вы не должны выходить из автомобиля.

Оставаться можно в машине и слушать, что говорит сотрудник ГИБДД. Инспектор должен подходить к водителю с той стороны, где он сидит. С другой стороны он тоже имеет право подходить если ему что—то мешает подойти с нужной стороны.

Покинуть своё транспортное средство водитель должен только при наличии вышеперечисленных условий.

Втрое право – водитель имеет право узнать по какой причине его остановили. В обязательном порядке инспектор обязан объяснить какова причина остановки. Причём водитель сам не должен узнавать эту информацию и вытягивать из инспектора по слову. Сотрудник обязан объяснить всё сам.

Третье право – водитель может объяснить свои действия или же вовсе не давать никаких комментариев. Если водитель нарушил какое-либо правило, то он может объяснить совершённое действие. Данная причина такого поступка может каким-либо образом повлиять на наказание. Бывают случаи, когда наказание и вовсе водитель не несёт.

Но как бы то ни было, в обязательном порядке инспектор должен занести данные в протокол. Если водитель решил ни с кем не объясняться, то он имеет на это полное право, так как согласно Конституции, он может не свидетельствовать против себя или же ближайших родственников. Даже если совершённое действие относится к серьёзным нарушениям, то всё равно водитель может молчать.

Вопрос в другом: поможет ему это или нет? Но это уже другая сторона медали.

Четвёртое право – водитель может снимать инспектора на камеру. Если говорить о новом регламенте, то в нём нет данных о том, может ли водитель снимать на камеру все действия инспектора или нет. Но есть такие инспекторы, которые по незнанию или специально говорят, что производить видеосъёмку запрещено.

На самом же деле водитель может вести съёмку и ничего не боятся. И данное видео может служить в качестве доказательства при дальнейших разбирательствах. В исключительных случаях могут запретить съёмку. Но чтобы это сделать, необходимо иметь веские основания и документы, подтверждающие это.

Например, проходят какие-то мероприятия, связанные с государственной тайной.

Инспектор не может запретить вести видеосъёмку просто так! Для этого должны быть чёткие основания.

Водитель имеет право узнать телефон дежурной части и выяснить должность инспектора, его имя и фамилию.

Когда инспектор подошёл к автомобилю, то водитель может попросить инспектора предъявить своё удостоверение и сообщить номер части, где служит инспектор.

Это позволит водителю убедиться в том, действительно ли данный человек относится к данному подразделению и имеет право предъявлять что-либо.

Водитель имеет право полностью изучить протокол (если он был составлен) и взять копию. Если с какими-либо утверждениями водитель не согласен, то он может внести свои правки и изменения. Обязательно нужно фиксировать всё, что вы считаете нужным и что в дальнейшем может повлиять на ход событий.

Водитель имеет право ничего не оплачивать на месте задержания. Никто не обязан платить на месте лично инспектору. Сейчас инспектор может выписать штраф и только потом водитель через банк может оплатить штраф.

Составление протокола – что может требовать водитель?

Новый закон отучит водителей спорить с полицейскими о причине остановкиИсточник: https://pixabay.com/photos/survey-opinion-research-voting-fill-1594962/

Теперь вы в курсе, что должен предъявить инспектор ДПС при остановке, теперь нужно разобраться, что может потребовать водитель при составлении протокола. Пожалуй, самая непонятная ситуация, когда происходит оформление протокола. Как разговаривать с гаишниками в России в такой ситуации? Вне зависимости от сложившейся ситуации, водитель должен требовать прямых доказательств своей вины. Водитель должен помнить:

  1. Если протокол составлен, то водитель должен его очень внимательно прочитать. В конце есть «подпись нарушителя», именно слово «нарушителя» он должен зачеркнуть и написать «водителя».
  2. Если водитель не согласен с написанным в протоколе, то нужно найти свободное место на листе и написать «не согласен». Так будет сразу понятно, что водитель категорически не согласен с действиями инспектора и с первых минут это подтверждал.
  3. Водитель обязательно должен забрать копию протокола. Если он оставит пометку «требую юридической помощи», то в дальнейшем такая запись может помочь обжаловать вынесенное решение.
  4. В графе «свидетели» нужно поставить большой широкий прочерк, чтобы не нашлись потом свидетели, которые случайно появились.

Не нужно поддаваться на всякого рода провокации со стороны инспектора. Нужно отстаивать свою позицию, главное – всё правильно сделать. В большинстве случаев протоколы составляются неправильно. Поэтому до последнего нужно настаивать на своём.

Протокол за превышение скорости

Самое важное – водитель не должен доказывать свою невиновность, главное, чтобы инспектор доказал обратное. Пожалуй, это главный секрет в таких ситуациях.

See also:  Крепкие и ароматизированные сигареты запретят: законодательные новшества для курильщиков

По поводу протокола нужно отметить, что радар, который заснял превышение скорости, нужно проверить. Все данные должны принадлежать именно вашему автомобилю, нужно проверить, чтобы данные были засняты именно перед остановкой.

В любом другом случае инспектор не докажет, что вы нарушили правила.

Не пристёгнутый ремень безопасности

Зачастую, когда все аргументы у инспектора закончились, можно сказать, что вас остановили за не пристёгнутый ремень. Но в этом случае можно ответить так: управлять автомобилем без ремней безопасности запрещено, а я снял ремни только что, в течение того времени, пока вы подходили. Как ни крути, инспектор должен доказать обратное, но в реальности сделать это сложно.

Водитель в состоянии алкогольного опьянения

Новый закон отучит водителей спорить с полицейскими о причине остановкиИсточник: https://pixabay.com/photos/people-girl-driving-car-road-2561226/

Если инспектор решил, что вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения, то для всех дальнейших процедур должны присутствовать понятые или же вестись видеосъёмка. Если водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, то обязательный протокол по отстранению от управления машиной не требуется. Вместо протокола, связанного с задержанием автомобиля, будет вноситься запись в документ о возбуждении дела. Если же вы уверены в том, что алкоголь не употребляли, но у инспектора появились сомнения, то он должен лично отвезти вас в медучреждение для освидетельствования.

Разговор по телефону

Опять же, инспектор должен предъявить доказательства того, что вы разговаривали по телефону. Если таковых доказательств нет, то и составить протокол инспектор не сможет.

Выключены осветительные приборы

Что касается выключенных осветительных приборов, то нужно сказать, что такой факт сразу бросается в глаза. И в данном случае инспектор ГИБДД может запросто выписать штраф. А если фары и вовсе неисправны, то этот факт легко зафиксировать и также выписать штраф.

Заключение

Из сказанного следует одно: для того чтобы водителя в чём-то обвинить, потребуется предъявить доказательства. В большинстве возникающих ситуаций водитель защищён законом, но иногда даже представления не имеет как пользоваться своими правами.

Приказ № 664 внёс существенные изменения в практику инспекторов. Но и водители имеют намного больше прав, особенно если умеют общаться с инспекторами ГИБДД. Не стоит бояться ситуаций, когда вас останавливает инспектор.

Если все документы в порядке, если нет никаких оснований полагать, что вы нарушили правила, то вы смело можете отстаивать свои права.

Пожалуйста, оцените статью! (6

Памятка для водителей. Основные права при остановке полицией

21 июня 2018

Несмотря на то, что прошла реформа органов Национальной полиции, на дорогах не редко бывают ситуации неправомерного поведения полицейских в отношении водителей. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать за случаями превышения своих служебных полномочий полицейскими. Это зачастую происходит из-за незнания своих прав и обязанностей как водителями, так и сотрудниками полиции.

Новый закон отучит водителей спорить с полицейскими о причине остановки

В данной статье мы разберем основные права водителей транспортного средства при остановке их полицией и как пресечь посягательства на свои законные права на корню.

Остановка

Для начала следует начать с остановки транспортного средства.

Бывают случаи, когда полицейский экипаж требует немедленно остановить автомобиль в неположенном для этого месте, после этого, сотрудники полиции начинают использовать неправильную остановку для привлечения к ответственности водителя.

Не имея постоянно записывающего видеорегистратора и полной фиксации требования остановить транспортное средство, водителю будет довольно сложно доказать свою правоту. Что бы не допустить такого следует помнить, что в соответствии с п.2.

4 Постановление КМУ «О правилах дорожного движения» (далее – ПДР) водитель должен остановить транспортное средство по требованию полицейского не нарушая ПДР. То есть даже заметив требование о немедленной остановке необходимо останавливаться исключительно в позволенном для этого месте.

“Знакомство” с полицейским

После остановки транспортного средства к вам подойдёт сотрудник полиции. Он обязан с вами поздороваться, назвать свое звание, должность и фамилию. Вы также имеете право требовать предъявить удостоверение сотрудника полиции для ознакомления с ним, а также переписать с него интересующую Вас информацию.

После этого полицейский обязан озвучить причину остановки транспортного средства. В статье 35 Закона Украины «О национальной полиции» приведен исчерпывающий перечень причин, по которым транспортное средство может быть остановлено. К ним относится:

  • Нарушение водителем транспортного средства установленных правил дорожного движения;
  • Наличие очевидных признаков того, что транспортное средство неисправно и с такими неисправностями продолжать движение невозможно;
  • Если у сотрудников полиции есть информация (часто это называется ориентировкой), которая может свидетельствовать о том, что лица находящийся в машине либо же сам автомобиль причастен к ДТП или пассажиры транспорта причастны к совершению уголовного или административного правонарушения;
  • Если останавливаемое транспортное средство находится в розыске (дана ориентировка на машину);
  • Остановка для совершения опроса сотрудниками полиции лиц (водителя, пассажиров) про обстоятельства того или иного правонарушения в качестве свидетелей;
  • Существует необходимость привлечь водителя авто для оказания помощи другим участникам дорожного движения или же сотрудникам полиции, или в качестве понятого для надлежащего оформления протокола;
  • Если на данном участке дороги временно ограничено движение транспортных средств;
  • Если на транспортном средстве ненадлежащим образом закреплен груз, что может в свою очередь создавать опасность для других участников движения (в данном случае это положение в основном может применятся к грузовым авто);
  • Если на Вашем транспортном средстве установлены проблесковые маячки или сирена, без надлежащего на то разрешения.

Если сотрудник органов полиции не может сформулировать причину остановки или уходит от ответа – его действия незаконны и выполнять его дальнейшие требования Вы не обязаны. Отдельно хотелось бы упомянуть об остановках транспортных средств на иностранной регистрации.

Ввиду того, что в Одессе их довольно много, приходится часто слышать от водителей таких авто, что при остановке им озвучивали причины вроде: «просрочен режим временного ввоза» «движение на авто с иностранной регистрацией» и т.д.

Такие причины остановки являются также незаконными.

Назвав причину остановки в соответствии с законом, полицейский может потребовать от Вас предъявления документов – это могут быть исключительно:

  • Водительское удостоверение;
  • Полис страхования (автогражданка);
  • Технический паспорт на автомобиль.

На практике встречались случаи, когда сотрудники полиции требовали помимо вышеуказанных документов еще и доверенность на управление. Следует знать, что такое требование не имеет под собой законных оснований, так как в ПДР приведен исчерпывающий перечень требуемых документов.

Отдельно стоит упомянуть, что в соответствии со ст. 9 Закона Украины «О национальной полиции» представители данного органа работают открыто и прозрачно. Это значит, что Вы имеете полное право без предварительного на то разрешения фиксировать Ваше общение с сотрудниками полиции и любую их деятельность во время выполнения своих должностных обязанностей.

Поверхностный осмотр

Если все же причина остановки озвучена верно или хотя бы, тем или иным образом соответствует ситуации, довольно часто сотрудники полиции прибегают к процедуре под названием «поверхностная проверка». Данная процедура может проводиться если существуют на то определенные основания, а именно:

  • Если есть весомые основания полагать, что в машине находится правонарушитель или же лицо, чья свобода ограничивается на незаконных основаниях;
  • Если существуют допущения или основания того, что в транспортном средстве находятся вещи, оборот которых ограничен или потенциально опасные вещи для жизни и здоровья других лиц;
  • Если у сотрудников полиции есть основания полагать, что в автомобиле есть вещь (или же сам автомобиль), является орудием совершение преступления или имеет отношение к нему.

Также следует упомянуть, что поверхностный осмотр проводится без активного участия сотрудника полиции, то есть полицейский может просить Вас открыть багажник или же дверь в автомобиль и изучать содержимое, не дотрагиваясь до Вашей собственности.

Если же сотрудник полиции начинает совершать активные действия, то следует напомнить, что он начинает совершать обыск, для которого необходимо обязательное составление протокола и участие как минимум двух понятых.

Обычно такое замечание заметно остужает интерес к Вашим вещам и такой «осмотр» заканчивается.

Не стоит забывать, что любой разговор с полицейским не следует начинать с конфликтной ноты и с пеной у рта, доказывать свою правоту с момента опускания стекла в водительской двери. Все мы люди и довольно часто прибегая к простой вежливости можно решить уйму потенциальных конфликтов, но если же данный прием не действует, то придется напомнить о своих правах и при необходимости защитить их.

Новый закон отучит водителей спорить с полицейскими о причине остановки

  •    Федотов Максим                                                   
  •    помощник юриста в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Новый закон отучит водителей спорить с полицейскими о причине остановки

В Верховную Раду внесён правительственный законопроект об ужесточении ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Он предусматривает не только повышение штрафов и уголовную ответственность за «пьяные» ДТП с пострадавшими, но и ряд новых требований, касающихся общения водителей и правоохранителей.

Новый закон отучит водителей спорить с полицейскими о причине остановки

Полное название законопроекта — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ужесточения ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения». В Верховной Раде его зарегистрировали 14 ноября под №7286.

В пояснительной записке к документу указано, что его цель — «обеспечить создание безопасных условий для участников дорожного движения, сохранения жизни и здоровья граждан, а также повышение эффективности влияния на дисциплину участников дорожного движения».

Последний пункт касается всех водителей и полицейских, ответственных за безопасность на дорогах.

В частности, у полиции появится дополнительное основание для остановки транспортного средства — «для проведения осмотра водителя на состояние опьянения». При этом водители будут обязаны (жирным выделены нововведения):

See also:  Незаконные задержания: есть ли выход?

остановить ТС с соблюдением требований правил дорожного движения; выключить двигатель и вынуть ключ из замка зажигания (если таковой имеется); передать (сейчас достаточно «предъявить») для проверки водительское удостоверение, регистрационный документ на ТС и страховой полис; находясь в транспортном средстве, положить руки на руль, держа их в поле зрения полицейского и не покидать ТС без разрешения полицейского; по требованию полицейского выйти из транспортного средства; неукоснительно выполнять требования и распоряжения полицейского.

За отказ передавать документы на проверку, полицейский будет вправе выписать штраф на 425 гривен. Кроме этого авторы документа не забыли и о правилах поведения пассажиров во время остановки транспортных средств. В то время как водитель будет глушить мотор и держать руки на руле в ожидании указания о передаче документов полицейскому, пассажир будет обязан:

оставаться на месте до распоряжения или требования полицейского; по требованию полицейского выйти из транспортного средства.

В числе других новшеств:

увеличение срока наложения административного взыскания за вождение в нетрезвом состоянии с 3 месяцев до одного года; запрет на передачу рассмотрения дела о вождении в нетрезвом состоянии в общественные организации и трудовые коллективы; сокращение «ненаказуемого» превышения скорости с 20 до 10 км/ч и увеличение штрафа до 340 гривен; увеличение штрафа за нарушение правил проезда перекрестков, остановки ТС, проезд на запрещающий сигнал светофора, правил обгона, разговоры по телефону до 510 грн; увеличение до 680 грн штрафа за непредоставление преимущества в движении спецтранспорту (полиция, ГосЧС, автомобили скорой помощи) с включенными световыми или звуковыми спецссигналами, а также движение и остановку в полосе для общественного транспорта и превышение скорости на более чем 50 км/ч; штраф 3400 грн или лишение права управления ТС на срок до 6 месяцев за оставление места ДТП; штраф 10200 грн за вождение без права управления или передачу ТС такому лицу. Штраф 40800 грн за повторное на протяжении года правонарушения аналогичного характера.

Напомним, что о готовящихся нововведениях для водителей МВД объявило на прошлой неделе. На момент подготовки материала законопроект №7286 находился на начальном этапе прохождения Верховной Рады — зарегистрирован и передан на обработку в комитеты.

Источник: autoua.net

Причины и основания остановки транспортного средства полицией по новому приказу МВД N 664 – ПИЛОТОВ.НЕТ

Действующее законодательство не допускает остановки транспортного средства полицией без причин и оснований, но многие автомобилисты превратно толкуют нормы законы и уверены, что сотрудники ГИБДД останавливают их машину без достаточных оснований.

В этой публикации мы представим исчерпывающий список причин остановки транспортного средства инспектором ДПС согласно Приказу МВД России от 23 августа 2017 г.

N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

Изучение норм «Приказа N 664» позволит избежать ненужных споров с гаишниками и избавит от траты нервов и времени, особенно, если вы ничего не нарушили.

Крайне актуально обновить свои знания, потому что Приказ МВД России N 664 от 23 августа 2017 года отменил следующие нормативно-правовые акты: Приказ МВД от 2 марта 2009 г.

N 185, Приказ МВД N 1023 от 31 декабря 2009 года, Приказ МВД N 780 от 13 августа 2012 года, Приказ МВД России N 857 от 3 октября 2014 года, а также Приказ МВД N 155 от 1 апреля 2011 года — все эти документы утратили силу.

Новый закон отучит водителей спорить с полицейскими о причине остановки

Основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД

И так, пункт №84 нового Приказа МВД N 664 описывает полный перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства:

  • 84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  • 84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  • 84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • 84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  • 84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • 84.6. Необходимость использования транспортного средства (Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»).
  • 84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  • 84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  • 84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  • 84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  • 84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711)
  • 84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  • 84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  • 84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Водитель транспортного средства обязан выполнять требования сотрудника ГИБДД об остановке автомобиля. За невыполнение этого законного требования предусмотрена ответственность согласно ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ (Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства) в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

Основания остановки ТС для проверки документов

Кстати, проверка документов может быть осуществлена полицией только в соответствии с пунктом №106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:

  • выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
  • проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

Не забываем и про то, что новый Приказ N 664 четко описывает каким образом водитель обязан передавать инспектору ДПС документы для проверки (пункт № 53):

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Обратите внимание, что термин «стационарный пост» удалён из нового регламента МВД, таким образом в любом случае у инспектора должны быть основаниями для остановки машины и проверки документов, вне зависимости от того, на каком участке дороги полиция вас остановила.

Но прямой обязанности инспектора обосновывать наличие оснований для остановки автомобиля больше нет. Инспектор теперь не обязан документально ознакамливать водителя с ориентировками или спецмероприятиями на месте остановки. Отказ предоставить документы на проверку инспектору ГИБДД может быть квалифицирован по ч.1 ст.

19.3 КоАП РФ как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, что влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Обратите внимание, что для защиты своих интересов вы имеете право снимать на видео сотрудников полиции, остановивших вас на дороге!

(9 votes, average: 4,33

Причина остановки? Почему не стоит качать права, споря с полицейскими

Следуя таким «видеоурокам», человек может запросто ответить по административной статье или даже стать фигурантом уголовного дела. Так на основании чего действуют полицейские? Какие права и обязанности у человека, общающегося с правоохранителями?

Когда полицейский может проверять документы?

Одно из распространённых заблуждений – полицейские не могут остановить человека для проверки документов. Это не так. Полицейские имеют право проверять документы (п. 2 ст. 13 Федерального закона «О полиции»). Если документов не оказалось, правоохранители вправе задержать человека и доставить в отдел для выяснения личности.

Для этого у сотрудников полиции должны быть веские основания. Во‑первых, данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления или полагать, что он находится в розыске. Во‑вторых, если есть повод к возбуждению дела об административном правонарушении.

В‑третьих – основания для его задержания в случаях, предусмотренных законом «О полиции», прописаны в федеральном законе в статье 14. В документе 13 пунктов, к которым относится подозрение в совершении преступления либо административного правонарушения, возможность нахождения в федеральном розыске и так далее.

Обоснованное подозрение полицейского в любом из перечисленных пунктов является законной причиной для задержания.

See also:  Пішохідні зони та необгрунтовані заборони зупинки і стоянки: наскільки вони законні?

Например, ночью в одном из районов города ограбили магазинчик. И вдруг от места преступления удаляются двое мужчин.

Сотрудники ППС попросят их предъявить документы и попытаются удостовериться: идут ли ночные прохожие по своим делам или, возможно, именно они решили поправить свои дела быстрым, но преступным способом.

Это не только право, но и обязанность полицейских: спорить с ними в этот момент явно не стоит.

Меня тормозит гаишник. По какому праву?

Ещё одно заблуждение, навеянное Интернетом, – сотрудники ГИБДД имеют право останавливать водителей только на стационарных постах ДПС. Однако п. 20 ст. 13 закона «О полиции» говорит о другом.

Полицейские вправе останавливать машины, если этого требует обеспечение безопасности дорожного движения, проверяя документы на автомобиль и водительские права, документы на перевозимые грузы, полис ОСАГО.

Останавливать транспортные средства сотрудники полиции могут где угодно, вне зависимости от того, стационарный это пост или нет. Кроме того, полицейские имеют право на осмотр транспортных средств, если у них есть обоснованные подозрения в противоправных действиях водителя либо владельца транспортного средства.

Права водителя

Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

Распространите знания! Отправьте статью тем, кому она пригодится

Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

Основание. Пункт 89 административного регламента.

Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

Основание. Пункты 84, 89 и 91 административного регламента.

Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

См. также:

  • ГИБДД запретили снимать номера

Основание. Статья 51 Конституции РФ, пункты 51, 132 административного регламента.

Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил.

Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя.

В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

Основание. Статья 8 закона «О полиции».

Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили.

На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского.

А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

См. также:

  • Что изменилось в регламенте ГИБДД

Основание. Пункты 45, 52 административного регламента, статья 5 закона «О полиции».

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

Основание. Пункты 134, 151, 168, 211 административного регламента.

Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы.

В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол.

Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

См. также:

  • Что делать при эвакуации машины

Основание. Статьи 28.1.1, 28.2 КоАП РФ.

Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет.

Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине.

Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

См. также:

  • Штрафы за нештатное оборудование

Основание. Статьи 290, 291 УК РФ.

Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.

См. также:

Основание. Пункты 146, 147, 203 административного регламента, статья 25.7 КоАП РФ.

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно.

Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

См. также:

  • За что могут задержать машину
  • Как проводят осмотр и досмотр машины

Основание. Пункт 221 административного регламента.

Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

См. также:

  • Что делать, если лишают прав

Основание. Пункт 234 административного регламента.

Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол.

Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы.

Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

См. также:

Основание. Статья 33, 53 закона «О полиции», пункт 316 административного регламента.

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.

См. также:

  • Как оспорить штраф ГИБДД
  • Что делать с двойным штрафом за нарушение ПДД

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*