Закон о криптовалюте: bitcoin в украине обложат налогом, а владельцев идентифицируют

Закон о криптовалюте: Bitcoin в Украине обложат налогом, а владельцев идентифицируют Закон о криптовалюте: Bitcoin в Украине обложат налогом, а владельцев идентифицируют

Биткоин как необеспеченный токен, обязательная регистрация бирж и обменников, штрафы за ICO без уведомления регулятора – Украина представила проект закона «О виртуальных активах», который введет криптовалютный рынок в законное поле.

Документ вызвал немало споров. Чтобы разобраться, как прописанные нормы повлияют на участников рынка, ForkLog побеседовал с автором законопроекта, главой межфракционного объединения (МФО) Blockchain4Ukraine Алексеем Жмеренецким и главой группы советников Blockchain4Ukraine Константином Ярмоленко.

ForkLog: Здравствуйте, Алексей и Константин. Документ совсем недавно был вынесен на общественное обсуждение, но уже получил порцию критики в свой адрес. Предлагаем сегодня пройтись по наиболее важным пунктам. Для начала объясните, чем продиктовано определение виртуальных активов (ВА) как имущества?

Blockchain4Ukraine: Мы классифицируем ВА как имущество по ряду причин. Во-первых, согласно определению FATF и директивы ЕС 2018/843 ВА, это «цифровое выражение стоимости» (digital representation of value).

Во-вторых, согласно статье 139 Хозяйственного Кодекса Украины, «имуществом в настоящем Кодексе признается совокупность вещей и других ценностей (включая нематериальные активы), которые имеют стоимостное определение…»

В-третьих, международные стандарты финансовой отчетности (IFRS) в апдейте за июнь 2019 классифицируют криптовалюты как нематериальные активы (intangible asset). С учетом этих аргументов и по ряду других причин мы относим ВА для целей хозяйственного законодательства к нематериальным активам и, соответственно, к имуществу.

Для целей бухгалтерского учета мы классифицируем ВА как нематериальные активы группы «прочие нематериальные активы».

ForkLog: Вы разделили ВА на обеспеченные и необеспеченные токены (криптоактивы). К какому классу отнесен биткоин?

Blockchain4Ukraine: Согласно данному законопроекту, биткоин относится к криптоактивам.

ForkLog: В законопроекте прописана регистрация для работающих с криптовалютой компаний. Кто должен регистрироваться в Минцифры, а кто нет?

Blockchain4Ukraine: Регистрация предусмотрена только для поставщиков услуг ВА: бирж, обменников и хранителей. Все остальные участники рынка регистрироваться не обязаны, но также могут это сделать исходя из своих бизнес-интересов.

ForkLog: Как будет осуществляться регулирование деятельности эмитентов криптовалюты, не зарегистрированных в Украине?

Blockchain4Ukraine: В текущей редакции законопроекта деятельность эмитентов ВА регулируется в двух вариантах – либо у эмитента здесь зарегистрировано местонахождение или есть постоянное представительство, либо эмитент подчинил свое предложение о продаже законодательству Украины.

Вопрос о регистрации в Украине поставщиков ВА (VASP), которые инкорпорированы за рубежом, обсуждается на уровне FATF. В текущей версии рекомендаций FATF от июня 2019 каждая страна сама решает, нужна ли регистрация VASP-нерезидентов.

Однако, по нашей информации, в профильных комитетах FATF формируется точка зрения, что необходимо внести изменения в предложения FATF и рекомендовать всем странам проводить лицензирование/регистрацию VASP-нерезидентов.

ForkLog: Распространяется ли законопроект на майнеров как на эмитентов валюты? Потребуется ли им регистрация?

Blockchain4Ukraine: Тема майнинга (генерации) виртуальных активов в законопроекте пока не затронута, но этот вопрос активно дискутируется. Минэкоэнерго в данный момент рассматривает возможные варианты использования профицита генерации электричества в энергосистеме, в особенности «Энергоатомом».

Поскольку вариантов решения проблемы не так уж и много (в частности, выведение атомных блоков на ремонты, электрификация железнодорожной сети, использования энергоемких дата-центров и майнинговых ферм, способных балансировать свое энергопотребление), мы находимся в активном диалоге со всеми стейкхолдерами инициативы по использованию дата-центров и майнинговых ферм в поисках решения в законодательной плоскости.

Если будет необходимость и политическая воля, мы оперативно разработаем и внедрим изменения для регулировании этого вопроса.

На наш взгляд, и мы в этом вопросе разделяем мнение Офиса эффективного регулирования (BRDO), для быстрого запуска сегмента генерации виртуальных активов важно изменить классификацию этого вида экономической деятельности: с КВЭД с 64.19 «Другие виды денежного посредничества» на КВЭД 63.11 «Обработка данных…»

ForkLog: В каких случаях будет считаться, что ВА не имеет эмитента?

Blockchain4Ukraine: Это сложный вопрос. Самый известный кейс, когда эмитент ВА не определен, – биткоин.

С юридической точки зрения термин «эмитент ВА не определен» означает, что не была проведена идентификация эмитента токена.

Биткоин и все Proof-of-Work ВА подпадают под это определение, так как идентификацию майнеров или майнинг-пулов никто не проводил и вычислить, кто конкретно стоит за каждым из блоков и, соответственно, за биткоинами, которые выплачены в качестве награды, не представляется возможным. Таким образом, предъявить претензии майнеру биткоина невозможно.

Сейчас мы с юристами и экспертами пытаемся найти ответ на этот вопрос, особенно применительно к тем ВА, эмиссия которых проведена вне Украины и до вступления в силу этого закона.

ForkLog: Что насчет налогообложения для бирж, обменников и майнеров? Подразумевается ли оно в дальнейшем?

Blockchain4Ukraine: 15 ноября 2019 мы зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №2461 «Про налогообложение криптоактивов». До вступления в силу этого закона в Украине для участников рынка виртуальных активов действуют стандартные нормы налогообложения.

ForkLog: Законопроект оговаривает, что владеть биржами и обменниками могут только люди с незапятнанной деловой репутацией. Что это значит и не создаст ли это коррупционные риски?

Blockchain4Ukraine: Норма про «незапятнанную деловую репутацию» предполагает, что физическое лицо, которое является конечным бенефициаром или руководителем компании поставщика виртуальных активов, по аналогии с конечным бенефициаром или руководителем банка не должно иметь судимость по статьям Уголовного кодекса, связанным с преступлениями в финансовой сфере.

ForkLog: Почему уставный капитал для криптобирж определен на уровне 20 тысяч евро, а для хранителей ВА – 10 тысяч евро? Согласуется ли это с общемировой практикой?

Blockchain4Ukraine: Уровень уставного капитала для поставщиков ВА нами определен исходя из анализа общемировой практики, но мы готовы обсудить этот вопрос с участниками рынка.

ForkLog: В документе прописаны различные штрафы для поставщиков услуг ВА. Существует ли риск, что биржи будут выплачивать штрафы из средств пользователей? Не ставит ли это потенциально под угрозу ликвидность площадки?

Blockchain4Ukraine: Мы считаем, что больший риск сейчас – это вопросы безопасности бирж и защиты их клиентов. Процедура регистрации поставщиков услуг ВА как раз и призвана очистить рынок, а уставной капитал – создать «стабилизационный фонд», на который будут обращаться риски в случае неликвидности биржи или наложения штрафов.

ForkLog: Для регулирования правоотношений между участниками крипторынка предлагается считать, что виртуальные активы находятся на территории Украины. Не создаст ли эта норма юридические коллизии, например, в случае судебных разбирательств с клиентами иностранных бирж? Насколько уместна такая территориальная привязка криптовалюты?

Blockchain4Ukraine: Поскольку природа виртуальных активов такова, что их фактическое местонахождение установить сложно, норма статьи 8 в большей степени готовит почву для подходов к определению компетентного суда для рассмотрения спора, определяя местонахождение имущества, которого касается спор. Это, в основном, касается тех споров, когда разбирательство идет относительно имущества, а не относительно лица.

  • Конечно же, судебной защите прав на виртуальные активы следует посвятить пристальное внимание в дальнейшем.
  • При этом должны сказать, что такая привязка – не украинское ноу-хау, в других юрисдикциях это также практикуется.
  • ForkLog: В каких случаях оборот обеспеченного токена может быть запрещен?

Blockchain4Ukraine: Текущая редакция не содержит указаний относительно блэклистинга ВА, хотя такая возможность обсуждалась.

На данный момент действуют общие правила, которые следуют из существующего законодательства: а) если имущество, которое стоит за обеспеченным токеном, выбыло из гражданского оборота, например, если оно уничтожено, либо запрещено к обороту в Украине (наркотики, оружие и прочее); б) если такое имущество является предметом залога или на нем лежит иное отягощение, которое препятствует гражданскому обороту – тогда распоряжение обеспеченным токеном запрещено.

ForkLog: Право собственности на виртуальный актив, согласно документу, подтверждается наличием приватного ключа. Следует ли из этого, что при потере seed-фразы, пользователь не сможет доказать владение активами?

Blockchain4Ukraine: Одна из задач закона – ввести ВА в оборот в Украине, при том, что они уже есть у пользователей. Поэтому предполагается, что ключ подтверждает право относительно ВА, которые есть у пользователя. При этом, конечно, если судом будет подтверждена кража или другое основание для истребования, наличие ключа ни о чем не говорит.

  1. Если речь идет об анонимных ВА и их владелец не прошел процедуру идентификации, то с потерей seed-фразы он утратит и этот виртуальный актив.
  2. Если же физлицо или юрлицо идентифицировано как владелец определенного виртуального актива, то он сможет доказать свое право собственности, даже если потеряет seed-фразу.
  3. ForkLog: Отразится ли каким-либо образом законопроект на обычных владельцах криптовалют?
See also:  Рада приняла закон для полноценного запуска в украине bankid и mobileid

Blockchain4Ukraine: Данный законопроект также, как и вступивший в силу 28 апреля 2020 закон № 361-IX (2179) про финмониторинг, в том числе виртуальных активов, коснется в основном участников рынка, а именно поставщиков виртуальных активов. Обычные владельцы виртуальных активов смогут и дальше использовать их, за исключением отмывания денег и других преступных целей.

  • ForkLog: Какие еще законопроекты, касающиеся регулирования криптовалютного рынка, предполагается разработать?
  • Blockchain4Ukraine: Пока что мы сфокусированы на принятии закона «Про виртуальные активы» и подзаконных норм.
  • ForkLog: Зачем криптовалютам законодательное регулирование?

Blockchain4Ukraine: Во-первых, есть три международные институции, которые с лета 2019 предприняли активные меры для регулирования рынка виртуальных активов, – это FATF, Европейский Центробанк и, собственно, Евросоюз. Это было необходимо, чтобы отсечь криминальные сегменты рынка, а с другой стороны интегрировать рынок виртуальных активов в существующую финансово-банковскую систему.

Украина в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС должна постепенно имплементировать директивы ЕС. Также Украина является членом MONEYVAL (региональный комитет FATF при Совете Европы) и находится в процедуре усиленного мониторинга со стороны MONEYVAL по результатам 5-го раунда взаимных оценок.

Во-вторых, регулирование необходимо, чтобы защитить инвесторов, которые за последние несколько лет потеряли накопления от инвестиций в разные пирамиды и в сомнительные схемы.

В-третьих, перед запуском регулируемого рынка виртуальных активов мы планируем провести разовую акцию по легализации виртуальных активов в рамках плана по амнистии капиталов, который в данный момент готовится в Верховной Раде.

ForkLog: Так получилось, что практически следом за Украиной свои законопроекты по регулированию крипторынка представила и Россия. И они гораздо жестче – за биткоин-сделки предусматривается наказание вплоть до семи лет тюрьмы. Почему Украина не выбрала путь запрета?

Blockchain4Ukraine: Мы изучили текущую версию российского законопроекта «О цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нем содержатся два ключевых пункта: 1) запрет на эмиссию и оборот криптовалют и 2) запрет на распространение информации об эмиссии и обороте криптовалют.

Оба пункта при этом вводят уголовную ответственность за их нарушение. Если законопроект будет принят в текущей версии, то это повлечет за собой смерть рынка виртуальных активов в России.

Украина не пошла по российскому пути запрета виртуальных активов, потому что этот рынок является точкой роста для ВВП Украины и возможностью стать одним из мировых технологических лидеров. Помимо этого, нет смысла запрещать то, что технически невозможно контролировать, как мы это уже видели в случае с блокировкой Telegram в России.

Обсуждение законопроекта «О виртуальных активах» продолжается. Свои предложения и комментарии по документу можно присылать до 24 мая на почту blockchainforukraine (@) gmail.com или dubetskyi (@) thedigital.gov.ua. Ожидается, что в срок до 29 мая документ будет передан на рассмотрение в Верховную Раду.

  1. Напомним, с 28 апреля в Украине вступил в силу закон о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма, однако прописанные в нем положения о финмониторинге криптовалютных операций применяться пока не будут.
  2. Беседовала Lena Jess
  3. Подписывайтесь на новости ForkLog в Telegram: ForkLog Feed — вся лента новостей, ForkLog — самые важные новости и опросы.
  4. Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Украина обложит налогом криптовалюты

Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции в Украине опубликовало разъяснения, касающиеся учета криптовалют в налоговых декларациях.

Теперь держатели токенов будут обязаны сообщать государству о наличии виртуальных активов, а также их количестве и дате приобретения.

Таким образом, правительство планирует снизить уровень коррупции в стране и противостоять отмыванию денег.

В документе также дается официальное определение криптовалюты, которое было сформулировано на основании документации FATF.

Согласно предложенной формулировке, криптовалюты – это цифровое выражение стоимости, которым можно торговать в цифровом формате или передавать другим лицам и которое может быть использовано в качестве платежного или инвестиционного инструмента.

В документе поясняется, что
криптовалюта, как вид виртуальных активов, является активом, создается, учитывается и отчуждается в распределенном реестре и не удостоверяет имущественных и / или неимущественных прав владельца криптовалюты.

Под распределенным реестром можно понимать электронную базу данных, содержащую записи о выполненных операциях,  которая формируется, сохраняется и обновляется на основе алгоритмов, обеспечивающих согласованность данных между всеми программно-техническими комплексами, которые поддерживают функционирование такой базы данных. Иными словами, криптовалюта – это цифровые (виртуальные) деньги в форме токенов, созданные и учтенные в распределенном реестре.

Закон о криптовалюте: Bitcoin в Украине обложат налогом, а владельцев идентифицируют

  • Согласно новым требованиям, держатели криптовалют должны указать в налоговой декларации следующие данные:
  • – вид криптовалюты;
  • – дату приобретения;
  • – количество токенов;
  • – общую стоимость токенов в переводе на украинскую гривну.
  • Эти же правила распространяются на членов семей, которые также могут быть держателями криптовалют.
  • Таким образом, украинское правительство хочет не только выяснить реальное количество держателей криптоактивов, но и взять их на учет, во избежание возможных коррупционных действий.

Украина намерена узаконить криптовалюты

Украина – одна из первых стран СНГ, которая всерьез занялась вопросом легализации криптовалют. Еще в декабре прошлого года была создана рабочая группа на базе министерства цифровизации, в которую вошли также представители международной организации FATF и крупнейшей криптовалютной биржи Binance.

Основной задачей специалистов было создание правовой базы для законного обращения криптовалюты, а также формирование прозрачных и понятных механизмов контроля за обращением токенов, чтобы минимизировать риски, связанные с отмыванием денег, финансированием терроризма, наркоторговли и торговли людьми.

Уже в конце прошлого года рабочая группа предоставила документ, который описывал статус криптовалюты в Украине,  обозначал место токенов в украинской экономике. Следующим шагом на пути к легализации криптовалют стало создание механизма налогового учета токенов, что позволит государственным органам установить контроль за оборотом цифровой валюты.

Представители министерства цифровизации Украины неоднократно говорили о необходимости легализации криптовалют в стране и создании благоприятных условий для организации работы криптовалютных компаний и бирж.

Кроме того, создание законодательной базы позволит Украине привлечь криптовалютных инвесторов, что при нынешней экономической ситуации поможет властям избежать дефолта и поправить бедственное финансовое положение в стране.

  1. ▶️ Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для трейдеров, чтобы получить доступ к эксклюзивным торговым сигналам и образовательному контенту, участвуйте в дискуссиях и оценивайте проекты.

Налогообложение операций с криптовалютами в Украине

Артем Середа, адвокат, налоговый советник, Компания «аllTax»

Мысль о том, что криптовалюта не признана официальной денежной единицей, а потому покупка-продажа криптовалют не подлежит налогообложению является ошибочной. Рассмотрим ситуацию, в которой физическое лицо резидент покупает и продает криптовалюту без осуществления майнинга.

  • Как следует расценивать операции по купле-продаже криптовалют?
  • Операции по купле-продаже криптовалют следует расценивать как деятельность, имеющую целью получение прибыли, а поэтому – это фактически является предпринимательской деятельностью.
  • Подлежат ли операции по купле-продаже криптовалют налогообложению в Украине?

Положения ст. 165.1 НКУ содержат информацию о доходах, которые налогообложению не подлежат. Поскольку, ст. 165.1 НКУ не освобождает операции по купле-продаже криптовалют от налогообложения, то такие операции подлежат налогообложению в случае получения от них дохода.

Что именно будет облагаться при осуществлении операций по купле-продаже криптовалют?

Учитывая, что куплю-продажу криптовалют осуществляет физическое лицо, то согласно ст. 163.

1 НКУ объектом налогообложения резидента является: общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход; доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются при их начислении (выплаты, предоставления); иностранные доходы – доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины. Фактически, облагаться будет только доход от купли-продажи криптовалют.

Каким будет источник происхождения средств от купли-продажи криптовалют?

Следует учесть, что фактически физическое лицо при осуществлении операций по купле-продаже криптовалют находится в Украине, но все происходящие операции, находятся за пределами Украины.

Подтверждением осуществления операций за пределами Украины, может быть то, что непосредственно сами торговые биржи, на которых совершаются операции, зарегистрированы за пределами Украины. Примером является биржа www.yobit.net. Согласно данным веб-ресурса www.whois.com она зарегистрирована в России.

Фактически, местом осуществления операции по купле-продаже криптовалют на бирже является страна регистрации биржи.

Поэтому операции по купле-продаже криптовалют необходимо расценивать как «иностранный доход», полученный из источников за пределами Украины, поскольку сама торговая операция по купле-продаже и процесс получения прибыли происходит за пределами Украины.

See also:  Реформа госархконтроля как новый символ бесконечности, или немного о законопроекте №3336

Является ли купля-продажа криптовалют операциями с «инвестиционными активами» и может ли облагаться налогом по ставке 5%?

Операция по купле-продаже криптовалют не может расцениваться как операция с «инвестиционными активами», поскольку положения п. 170.2 НКУ содержат исчерпывающий перечень понятий, относящихся к «инвестиционным активам» и «инвестиционной прибыли». Информация об активах, похожих на криптовалюту в ней не указана.

  1. Подлежит ли налогообложению операция по покупке криптовалюты?
  2. Приобретение криптовалюты не подлежит налогообложению, поскольку сам факт приобретения криптовалюты не подтверждает факта получения прибыли.
  3. Какие операции с криптовалютами подлежат налогообложению и по каким ставкам?

Если криптовалюта была продана по более высокой цене чем приобреталась, например 1 «Bitcoin» был приобретен за 1000 у.е, а продано за 7000 у.е. То положительная разница составляет 6000 у.е. По своей правовой сути, такая прибыль является пассивным доходом, поскольку физическое лицо-покупатель непосредственно не влияло на факторы роста стоимости криптовалюты.

Но действующие положения п. 170.2 НКУ не признают криптовалюту «инвестиционной прибылью» и «инвестиционным активом», и поэтому прибыль от такой продажи не может облагаться в соответствии с положениями п. 170.2 НКУ по сниженной ставке 5%.

Такую прибыль следует трактовать как «любой доход полученный резидентами» и «другие доходы от любых видов деятельности за пределами таможенной территории Украины» согласно п. 14.1.55 НКУ, а потому он подлежит налогообложению на общих основаниях по ставке 18 %, предусмотренной п. 167.1 НКУ. То есть, 18% от 6000 у.е. составляет 1080 у.е.. В свою очередь 1 у.е.

составляет 1 доллар США, переводим по официальному курсу НБУ в гривну на момент получения прибыли и считаем сумму налога, подлежащего уплате.

  • Когда возникает обязанность оплаты налог на доходы физических лиц?
  • Обязанность уплаты налога возникает в день получения прибыли, то есть в день зачисления денежных средств от продажи/обмена криптовалюты на деньги, но уплачивается до 1 августа следующего года.
  • Подлежит ли налогообложению обмен одной криптовалюты на другую?

Подчеркиваем, что налогообложению подлежит только выведенный доход, то есть те криптовалюты, которые были обменены на денежные средства и переведены на банковский счет/карту физического лица.

Операции по обмену одной криптовалюты на другую не подлежат налогообложению учитывая тот факт, что обмен одной криптовалюты на другую не является доходом.

При обмене криптовалюты следует обращать внимание на стоимость первой инвестиции, то есть суммы за которую была приобретена первая криптовалюта, а также сумму, за которую была обменяна (продана) последняя криптовалюта на денежную единицу.

Например, 1 «Litecoin» был приобретен за 1000 у.е., обменян на 1 «Bitcoin». Позже, 1 «Bitcoin» был обменян на 6000 у.е., и положительная разница составила 5000 у.е. В таком случае налогообложению будет подлежать положительная разница в 5000 у.е. по ставке 18%.

То есть, фактически при продаже криптовалюты налогообложению подлежит только положительная разница между суммой покупки и продажей.

Облагаются ли в Украине операции нерезидентов по купле-продаже криптовалюты?

Учитывая положения п. 163.

2 НКУ, доход нерезидента от операций по купле-продаже криптовалюты облагаться не будет, даже при условии, что нерезидент физически находится в Украине, поскольку операции по купле-продаже криптовалюты происходят за пределами Украины, а именно на бирже.

Нерезидент должен уплатить налоги в стране, резидентом которой он является. Исключением будут операции нерезидента по купле-продаже криптовалюты, осуществляемые на украинских биржах. К таким операциям будет применяться общее правило, что и к налогообложению резидентов.

Когда необходимо подать налоговую декларацию и уплатить налог?

Налоговую декларацию за год, который завершился, необходимо подать до 1 мая следующего года, а налог необходимо оплатить до 1 августа. То есть декларация за 2017 подается до 1 мая 2018 года, а налог уплачивается до 1 августа 2018 года.

Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов от операций по купле-продаже криптовалюты?

Физические лица несут уголовную и финансовую ответственность за уклонение от уплаты налогов при осуществлении операций по купле-продаже криптовалюты. В случае уклонения от уплаты налогов в значительных, крупных или особо крупных размерах, – физическое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 1, 2 или 3 ст. 212 Уголовного кодекса Украины (далее – УКУ).

В рамках уголовного производства к такому лицу может быть применен штраф в размере от 17 000 до 425 000 гривен в зависимости от части статьи 212 УКУ, а также может быть применена конфискация имущества. В случае непривлечение к уголовной ответственности, к физическому лицу может быть применена финансовая ответственность, предусмотренная п. 123.

1 НКУ, а именно штраф в размере 25% от скрытой суммы налога, а также пеня.

Почему биткоин останется вне закона в Украине

Конечно, многие продолжают утверждать, что рынок криптовалют — просто пузырь, который рано или поздно лопнет. Но даже самые отъявленные скептики не могут  игнорировать тот факт, что криптовалюты изменили финансовый мир безвозвратно. 

Биткоин — самая известная криптовалюта. В начале сентября власти Китая запретили проводить ICO (первичные размещения криптовалюты, аналог IPO) и прикрыли криптовалютные биржи.

Так в Поднебесной решили бороться с выводом капитала и отмыванием «грязных» денег. Поклонники теории «пузыря» в один голос стали пророчить биткоину скорую кончину, а его цена опустилась с $3900 до $3600.

Но падение длилось недолго: вскоре курс биткоина побил новый рекорд — $5800 за штуку. 

Пока все следят за динамикой курса биткоина, регуляторы по всему миру пытаются установить контроль над криптовалютами. Далеко не все страны идут по пути Китая и ограничивает обращение криптовалют.

Например, Япония активно пользуется их преимуществами. Еще весной этого года местные власти признали биткоин легальным платежным инструментом. Если быть точнее, официальный статус биткоина в Японии — предоплаченный платежный инструмент.

Это, по сути, приравнивает биткоин к фиатным валютам.

Австралия также взялась за легализацию биткоина. Подробности пока не раскрывают, но соответствующий законопроект обещают обнародовать к середине 2018 года. Полная легализация биткоина в этой стране должна завершиться к концу следующего года.

Не отстает в этом плане и Европа. Так, Центробанк Швеции разрабатывает свою собственную криптовалюту — eKrona. И даже в Кремле уже заговорили о выпуске крипторубля.

Хотя в этом вопросе регуляторы отнюдь не единодушны. Например, главный финрегулятор Литвы недавно заявил, что ни банки, ни платежные сервисы, ни другие участники финансового рынка не должны предоставлять услуги, связанные с виртуальными валютами, или участвовать в их выпуске. Уж слишком высокорисковый этот инструмент. 

В Украине обращение криптовалют – все еще открытый вопрос. Долгое время власти просто закрывали глаза на их существование, несмотря на то, что купить тот же биткоин в Украине — дело 10-ти минут. В Киеве даже устанавливают специальные «криптоматы» под эти цели.

Но в последнее время ситуация стала меняться. Для начала, свое отношение к криптовалютам высказал Нацбанк. Месяц назад замглавы НБУ Олег Чурий еще раз подтвердил, что на Институтской не считают биткоин ни валютой, ни платежным средством. 

Прояснить ситуацию решили депутаты. В начале октября они внесли в Верховную Раду сразу два законопроекта, призванных решить «криптоголоволомку». «Минфин» изучил предложения народных избранников.

Первый законопроект — 7183 — инициировали четыре народных избранника: Ирина Ефремова, Людмила Денисова, Игорь Котвицкий, Иван Рыбак и Светлана Войцеховская.

Инициатором второго проект закона — 7183-1 — выступил депутата Серегей Рыбалка.

Предмет мена или финансовый актив? 

У депутатов нет единого мнения, что представляют собой криптовалюты. Но оба законопроекта имеют нечто общее: они пытаются подвести обращение криптовалют под финансовое регулирование. 

Законопроект, разработанный группой депутатов, определяет криптовалюту как некий программный код. На него распространяются права собственности и он может выступать в качестве инструмента мена.  

Такой статус криптовалюты вызвал у экспертного общества недоумение. «Эта формулировка ставит криптовалюту в один ряд с картиной или стихом, которые также – объекты интеллектуальной собственности», — говорится в официальной реакции старейшей украинской организации, продвигающей развитие криптовалют, Bitcoin Foundation.

Более того, если криптовалюта – интеллектуальная собственность, то ее правообладатели должны получать роялти, а сам объект подпадает под охрану авторским правом. В мире тысячи пользователей владеет криптовалютой. Каким образом будет на них распространятся авторское право – непонятно.

В законопроекте Сергея Рыбалки природа криптовалюты определена еще запутаннее. Документ предлагает дать им статус финансового актива. Но, как и в первом проекте,  криптовалюта не может выступать платежным инструментом. 

По словам автора документа, криптовалюту нельзя признать платежным инструментом, поскольку это противоречит Конституции.

А так как в Украине лучше всего подготовлено законодательство, касающееся работы с финансовыми активами и деривативами, криптовалюту предлагают признать финансовым активом.

Такой статус дает возможность покупать товары и услуги за криптовалюту. Правда, для этого ее сначала придется обменять на гривны.

See also:  Суд арестовал счета 24 украинских it-компаний. причина — незаконный доход и отмывание денег

Что можно делать с криптовалютой

Законопроект группы депутатов позволяет владельцам криптовалют свободно ими распоряжаться — обменивать их на другие криптовалюты, электронные деньги, валютные ценности, ценные бумаги, услуги и товары. Правда, авторы законопроекта не уточнили, как это можно будет сделать на практике. Кроме того, что все подобные транзакции будут подпадать под положения украинского законодательства о договоре мена.

Альтернативный законопроект предлагает проводить все криптовалютные транзакции с помощью бирж и обменников. Проводить их смогут только инвесторы.

В это понятие включают всех юридических и физических лиц, которые заключили публичный договор с финчуреждением, предоставляющим подобные услуги, и приняли на себя возможные риски.

Обменять криптовалюту на иностранные денежные знаки будет невозможно.

«У нас единым платежным средством является национальная валюта – гривна. Нельзя продать финансовый актив, которым мы считаем криптовалютой, за другие валюты. А если организовать одновременный обмен гривны, например, на доллар, это уже будет валютообменная операция и потребуется лицензия НБУ. Зачем усложнять?», — утверждает Сергей Рыбалка.

По утверждению Bitcoin Foundation, в законопроекте Сергея Рыбалки содержится положение, которое можно трактовать как обязательство покупать и продавать криптовалюту только через финансовых посредников. «Напрямую из положений ЗП это не следует, но определение статуса инвестора дает возможность сделать такой вывод».

Льготы для криптовалютных ФОПов

В первом законопроекте содержатся только общие понятия майнинга криптовалюты.

Из его положений следует, что майнер получает «криптовалюту в виде вознаграждения от системы блокчейн в результате ее генерации, если он выполнил необходимые условия».

Более того, документ считает криптовалюты объектом налогообложения. Но каким именно налогом должен облагаться майнинг и как это будет происходить, авторы не уточняют.

Законопроект Рыбалки предлагает более простую формулировку. Майнинг – «деятельность физических и юридических лиц по проведению математических расчетов с целью получения вознаграждения в виде единиц криптовалют».

Более того, он предлагает стимулировать такого рода деятельность. Например, поддерживать инновационные проекты, связанные с майнингом, в том числе, с помощью тарифного регулирования.

Льготные тарифы на электроэнергию должна будет определить Нацкомиссия в сфере регулирования энергетики и коммунальных услуг.

Еще один способ стимулирования майнинга – льготное налогообложение субъектов, проводящих предпринимательскую деятельность по добыче криптовалюты.

Эксперты настроены скептически, и не слишком верят в то, что власти на самом деле  начнут стимулировать развитие майнинга.

«В законопроекте используются довольно популистские (декларативные) заявления о стимулировании майнинига. Но пока очень трудно представить их практическое применение. Здесь упоминается о тарифах для майнинга и возможности налогообложения прибыли в криптовалюте, но нет никаких механизмов для реализации этих пунктов», — говорится в заявлении совета директоров Bitcoin Foundation.

Регулирование и надзор

У депутатов также нет общей позиции по поводу того, кто должен осуществлять надзор за рынком криптовалют. В первом законопроекте депутаты предлагают отдать криптовалюты под контроль Национального банка. Регулятор будет должен установить порядок создания и деятельности криптовалютных бирж, которые будут проводить мониторинг всех транзакций в соответствии с нормативами НБУ. 

Даже в этом коротком определении экспертное сообщество сразу нашло несостыковки.

«В законопроекте регулятором рынка криптовалют выступает Нацбанк. В то же время операции с криптовалютой определены как бартерные. Возникает вопрос, почему к регулированию гражданско-правовых отношений (бартера) привлекается финансовый регулятор. Здесь видна явная алогичность и несоответствие с полномочиями НБУ», — говорится в заявлении Bitcoin Foundation.

Законопроект Сергея Рыбалки предлагает отдать криптовалюты под контроль Нацкомфинуслуг. Комиссия будет выполнять стандартные функции – выдавать лицензии, проводить проверки, рассматривать жалобы и т.д.

По мнению автора, это логичное решение, особенно, если учесть, что НБУ высказывается против криптовалюты.

«У нас сильные законы о финансовых инструментах, поэтому под криптовалюту не нужно будет «изобретать велосипед», входя в противоречие с действующим законодательством. Тем более вызывает вопросы целесообразность поручения регулирования НБУ, если регулятор уже прямо высказал свою позицию по этому поводу и, очевидно, не намерен ее менять», — объясняет Сергей Рыбалка.

Что о предложениях депутатов думают в самом Нацбанке, пока неизвестно. Ни один из законопроектов на Институтской так и не прокомментировали. 

Биржи

Как сказано выше, первый законопроект возлагает на НБУ обязанности по разработке правил создания и деятельности криптобирж. Доход бирж от криптовалютных операций будет подлежать налогообложению, по какой ставке — пока неизвестно. 

Второй законопроект выставляет более жесткие требования. Так, криптобиржей может стать только юрлицо в форме хозяйственного общества. Минимальный уставный капитал должен быть не меньше 5 млн грн на день выдачи лицензии. Формироваться он может только за счет денежных средств, включая от размещения облигаций. Большая часть уставного капитала – 51% — должна принадлежать гражданам Украины.

Также законопроект устанавливает требования к веб-сайту криптобирж и обменников. Их веб-сайты должны принадлежать к украинскому домену. Там должна публиковаться информация об их услугах, рисках, размере уставного капитала и структуре собственности.

Биржи могут открывать счета как юридическим и физическим лицам, независимо от гражданства. Если на движимое имущество клиента власти наложили арест, биржа обязана заблокировать его счета. Возобновление расчетных операций разрешается только после одобрения исполнительной службы.

При этом биржам запрещено открывать анонимные счета. По утверждению Сергея Рыбалки, это должно свести на нет риски мошенничества.

«Законопроект призван максимально ограничить возможности для мошенничества как со стороны профессиональных участников рынка – бирж, инвесторов, майнеров – так и обычных граждан. Именно с этим связаны ограничения относительно анонимности», — поясняет автор.

Быть или не быть

Эксперты с недоверием отнеслись к инициативе депутатов и считают, что это — не более чем попытка «попиариться» на горячей теме.

Группа депутатов предлагает легализировать криптовалюту и обложить ее налогом

Управление оборотом криптовалюты планируют поручить Нацбанку

Фото из открытых источников

Украинскому парламенту предлагают легализовать криптовалюту, приравнять вознаграждение системы блокчейн к частной собственности и обложить налогом. Об этом говорится в законопроекте № 7183 об обращении криптовалюты в Украине.

Документ зарегистрировали пять депутатов из парламентской коалиции – представители “Народного фронта” Людмила Денисова, Игорь Котвицкий и Светлана Войцеховская, нардеп от БПП Иван Рыбак. Главный инициатор – депутат от НФ, представитель регламентного комитета ВР Ирина Ефремова.

Законопроект законодательно определяет такие понятия, как пользователь системы блокчейн и майнер, владелец криптовалюты, вознаграждение системы блокчейн и т. п.

  • Блокчейн – это распределенный реестр всех проведенных криптовалютных транзакций.
  • Майнер – человек, который использует свое или арендованное оборудование, чтобы поддерживать работоспособность системы блокчейн, проводить криптовалютные транзакции и защищать всю систему.
  • Вознаграждение блокчейн – это криптовалюта, которую получает майнер в случае нахождения блока транзакций, который записали в текущую систему блокчейн.

Государственное управление оборотом криптовалюты предлагают предоставить Нацбанку Украины. Вместе с тем, подчеркивают, что государство не несет ответственности в случае обесценивания или потери криптовалюты ее владельцем.

Отметим, сам Нацбанк определился со статусом Bitcoin, не признав ее ни валютой, ни платежным средством.

Согласно законопроекту, криптовалюта – это собственность майнера, и она подлежит налогообложению. При этом майнер сам защищает и сохраняет свою криптовалюту, а майнингом занимается “на свой собственный риск”.

Криптовалюту можно обменять на электронные деньги, валютные ценности, ценные бумаги, услуги, товары и прочее. При чем на нее распространяются общие нормы о собственности.

Законопроект запрещает использовать криптовалюту “против основ национальной безопасности Украины, для призывов к свержению конституционного строя, нарушения территориальной целостности Украины, совершения террористических актов, финансирования терроризма, легализации (отмывания) доходов, полученных преступлением путем, оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, и других противоправных действиях”. Однако законопроект не вносит изменений в административный или уголовный кодекс в связи с нарушением этой нормы – предусмотрена ответственность “в соответствии с законодательством Украины”.

Согласно документу, Нацбанк определит, как создать и организовать деятельность криптовалютной биржи. Там и только там можно будет легально обменять криптовалюту на электронные деньги, финансовые ценности или ценные бумаги (доход при этом будет обложен налогом).

  1. Вместе с тем, обменять криптовалюту можно будет и в сети Интернет – но “на свой собственный риск”.
  2. Авторы предлагают, чтобы документ вступил в силу через 3 месяца после публикации.
  3. Как сообщалось ранее, установление криптоматов опережает легитимизацию цифровой валюты в Украине.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*