Экологически чистый. что предусматривает новый закон об органической продукции

В предыдущей части нашего обращения мы выразили несогласие членов Союза органического земледелия, с предложенной Минсельхозом РФ редакцией законопроекта «Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии».

Причина нашего несогласия в том, что идея Президента, ставшая в дальнейшем частью поручения Правительства, на наш взгляд была трактована неправильно и исполнена непродуманно.

Результатом такой непродуманности, в случае принятия законопроекта об экологически чистой продукции в предложенной Минсельхозом редакции, будет осуществлена прямая подмена «органической продукции» на «экологическую», причем не только понятий и терминов, но и всей системы производства и подтверждения, уничтожая тем самым новый для России внутренний рынок органики.

 Сельхозпроизводители органической продукции недавно получили от Президента поддержку в виде подписанного им федерального закона №280-ФЗ и начали активную деятельность по его реализации в своих хозяйствах, вкладывая деньги в развитие национальной экономики. И теперь им, твердо стоящим на рельсах органического сельского хозяйства, предлагают подмену закона, подписанного Президентом РФ.

Это привело к смятению в рядах сельхозпроизводителей, жесткой дестабилизации. В хозяйствующих субъектах растет недовольство по поводу столь скорой смены позиции Минсельхоза РФ. Все это было раскрыто в предыдущей части, а сейчас мы предлагаем перейти к конструктиву.

Экологически чистый. Что предусматривает новый закон об органической продукции

Какая цель озвучена?

Использование природных возможностей нашей страны, с целью увеличения производства экологически чистой продукции для внутреннего и (особенное внимание!) внешнего рынка.

Какая задача поставлена?

Создать защищенный бренд экологически чистой продукции, «заслужить гарантии высокого качества и на внутреннем, и на внешнем рынке». Т. е. нашему бренду экологически чистой сельхозпродукции должны доверять и россияне, и зарубежные покупатели.

Решает ли предложенный законопроект указанную задачу, позволяет ли достигнуть поставленную цель? Конечно, нет.

В результате вступления в силу такого законопроекта получится мертворожденное чудище, которое не вызовет ни малейшего доверия ни у российских потребителей, ни у иностранных, да еще и попутно похоронит российских производителей органической продукции, сертифицированных по российскому национальному стандарту ГОСТ 33980-2016.

Прежде всего, нужно рассказать, что мы, как участники рынка, вкладываем в понятие «экологически чистый продукт» (и его синонимы: экологичный, экологический, экологически предпочтительный и т.д.). В 280-ФЗ «Об органической продукции», подписанном Президентом в 2018 году, термин «органическая продукция» определен как:

«органическая продукция — экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом».

Стоп, снято! Выходит и закон, и национальный бренд, и система сертификации — все уже создано, а Президент, видимо, забыл. Подписывать приходится много, и есть темы поважнее.

Это, конечно, шутка. Дело в том, что экологическая продукция не ограничивается только органической, хотя и включает ее в себя. Понятие «Экологическая продукция» — намного шире, чем только «органическая».

  Прежде всего, экологическая продукция, это продукция, соответствующая принципам «устойчивого развития» (sustainable development) и защиты окружающей среды от негативного антропогенного сельскохозяйственного влияния (environmental impact of agriculture).

В то время как принципы органического сельскохозяйственного производства используют только часть принципов устойчивого развития, и в меньшей степени основаны на научно-статистических достижениях.

Основным мотиватором для покупателя экологической сельскохозяйственной продукции (как В2В, так и В2С) является соответствие производителя и произведенного им продукта принципам, указанным в предыдущем абзаце.

Потребитель определяет экологичность продукции по маркировке и соответствующей системе подтверждения соответствия (сертификации).

Следовательно, критерии отнесения продукции к экологической (маркировка) должны быть общеприняты, а не выдуманы нами в России самостоятельно, и система сертификации должна иметь признание и на территории РФ, и за ее пределами.

В странах Евросоюза, где органическое производство развивалось на протяжении длительного периода времени, единая экологическая маркировка на основе системы стандартов ISO 14000 («евроцветок»)

Экологически чистый. Что предусматривает новый закон об органической продукции

не распространяется на продукты питания, для них применяется маркировка на основании органических принципов («евролисток»).

Экологически чистый. Что предусматривает новый закон об органической продукции

Отказ от использования второй единой маркировки был вызван высоким доверием потребителя к органической продукции. Тем не менее, дискуссия по использованию единой экологической маркировки идет постоянно, и эта ниша занята частными и общественными стандартами.

Однако органическое сельскохозяйственное производство имеет свои особенности. Помимо того, что органические регламенты и система оценки соответствия охватывают не все критерии устойчивого развития, есть еще и чисто экономические сложности.

Себестоимость продукции часто оказывается выше, чем в традиционных видах сельхозпроизводства, а значит выше и цена продукции для потребителя.

  Технологические приемы, изначально разработанные для малых ферм, часто трудно применимы на средних и больших хозяйствах и, по мнению многих ученых и производителей, не всегда научно обоснованы.

И если у потребителя недостаточно денег, он не в состоянии компенсировать расходы производителя покупкой более дорогостоящей органической продукции. И часто бывает так, что внедрив экологическую ответственность в два-три основных процесса, производитель не может идти дальше, по экономическим причинам.

И что делать тем, кто, заботясь об экологии и устойчивом развитии не достиг уровня сертифицированного органического производителя? Или не хочет специализироваться в органическом сельхозпроизводстве, считая его антинаучным? Как сделать экологическую продукцию более доступной для массового покупателя?

В развивающихся странах для решения этих задач были созданы различные экологические маркировки на основе системы стандартов ISO 14000 (конкретно ISO 14024). Продукт получает такие характеристики как жизненный цикл продукта, важный экологический аспект и критерий экологичности.

Тем самым мы получаем возможность сравнивать критерии экологичности для однотипных продуктов, на одинаковых этапах жизненного цикла, определять экологические аспекты и степень их влияния, с учетом восприятия их потребителями и научного обоснования.

Именно эта идеология, как наиболее распространенная, общепринятая и понятная потребителю – должна лечь в закон «Об экологически чистой продукции, сырье и продовольствии»

Экологически чистый. Что предусматривает новый закон об органической продукции

Или Food Alliance Certification,

Экологически чистый. Что предусматривает новый закон об органической продукции

так и частных (аспектных), для каждой группы однородных продуктов, такие аспектные стандарты как «травяной откорм» (аспект защиты здоровья животных и сохранения почв),

Экологически чистый. Что предусматривает новый закон об органической продукции

или «antibiotic free/свободный от антибиотиков»,

Экологически чистый. Что предусматривает новый закон об органической продукции

и прочие.

В том числе и стандарты со 100% переработкой отходов без захоронения, стандарты, связанные с мониторингом и улучшением состояния почв (точное минимизированное внесение минудобрений в их современных, а не устаревших формах, обоснованное использование пестицидов, с обязательным применением всех превентивных мер, таких как механические обработки, севообороты, чередование посевов).

На эту идеологию нет необходимости городить систему учета и контроля аналогичную органической системе. Точно не нужен реестр, а единый знак скорее должен быть национальным зонтичным брендом, по аналогии с китайской системой.

  • Подобных подход позволит нам производить больше продуктов с добавленной экологической ценностью, факторы оценки этой ценности будут прозрачны и понятны потребителям в Российской Федерации и за рубежом, система контроля будет осуществляться и через процедуру процессной сертификации и через лабораторный контроль, а система органических продуктов в сознании потребителя будет восприниматься как высшая ступень экологических.
  • А самое главное — экологическое производство перестанет быть премиальным, а станет массовым и доступным потребителю, и, постепенно увеличивая требования стандартов, мы сможем повышать уровень ответственности производителей и уровень заботы об окружающей среде.
  • Именно такой подход, позволит достигнуть целей, определенных Президентом в Послании к Федеральному Собранию, и, кроме этого, повысить и уровень здоровья нации, так как он непосредственно зависит и от экологического состояния окружающей среды и качества потребляемой нами пищи.
  • Непосредственные предложения по изменениям в текст законопроекта, после согласования с участниками Союза органического земледелия, будут в рабочем порядке представлены в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, в Комитет по аграрным вопросам ГД РФ, комитет СФ ФС РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, членам рабочей группы по разработке нормативно-правовой базы в сфере экологически чистой продукции.

Сергей Коршунов, к.п.н, член Общественного совета Минсельхоза РФ, Председатель Правления Союза органического земледелия.

Органическая продукция. Основные требования

В России понятие «органическая продукция» не имело нормативно-правового обоснования, указания на «экологичность» продукта часто использовались как рекламный ход, во многих случаях даже без всякого на то основания. Плохо понимали, что это за продукция, производители и потребители.

Федеральный закон № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создает полноценное правовое поле для производства и реализации органической продукции в России. Прокомментируем его основные положения.

ИСТОРИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ, СТЕРЕОТИПЫ

Стереотипы, или Органическое земледелие глазами обывателя

Есть области, в которых сформировалось множество стереотипов и ложных представлений. Яркий пример — «экологически чистые продукты». Человек выбирает продукты исходя из вкусовых предпочтений, финансовых возможностей и представлений о полезности продуктов. Представление о «полезных» продуктах не всегда бывает объективным, и виной тому навязанные стереотипы.

Для обывателя «экологически чистая продукция» — синоним безопасной, полезной и натуральной продукции. В общем это представление правильное, однако если нет четких критериев «экологичности» продукции, то создается большое поле для манипулирования  потребителем.

Органические продукты визуально невозможно отличить от обычных, следовательно, потребители вынуждены целиком и полностью надеяться на добросовестность изготовителя или независимую сертификацию (при ее наличии).

Простыми словами

Говоря простым языком, органическое сельское хозяйство — это натуральное хозяйство, в котором не используются химикаты ни в виде удобрений, ни пестицидов, ряд ветеринарных препаратов, генетически модифицированные элементы, облучающие и прочие методики.

Однако отсутствие химических средств защиты не гарантирует получение экологически чистой продукции. Вредные вещества могут уже находиться в почве, быть принесены ветром или осадками с других участков.

See also:  Задоволення вимог банку за договором споживчого кредитування повинно відбуватись з врахуванням приписів закону «про захист прав споживачів», що встановлює певні обмеження для його дострокового повернення (справа № 331/8467/14-ц, 15.02.17)

Применение органических удобрений, например навоза, может способствовать занесению нежелательных микроорганизмов, в том числе возбудителей заболеваний человека и животных.

Поэтому простой отказ от пестицидов и агрохимикатов — это еще не органическое земледелие.

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются производители органической продукции, — снижение урожайности вплоть до полной ее потери.

Большую угрозу представляют возбудители болезней и вредители сельскохозяйственных растений, а также снижение плодородия почв.

Поэтому ведение такого хозяйства предполагает использование специальных методик, в основе которых лежат альтернативные способы долгосрочного поддержания плодородия почв, защиты растений и лечения животных.

Биологические системы защиты растений защиты подразумевают множество  профилактических мер: оптимальные севообороты, залужение, использование сидеральных культур и биопрепаратов на основе гиперпаразитов возбудителей болезней и вредителей сельскохозяйственных культур.

Экологически чистый. Что предусматривает новый закон об органической продукции

Мировой опыт

В 60-х гг. ХХ в. производители и потребители поняли, что объемы химикатов, применявшихся в земледелии и животноводстве, способны нанести вред здоровью человека и окружающей среде, и в 1972 г.

была создана Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство (International Federation of Organic Agriculture Movements, IFOAM) со штаб-квартирой в Бонне (Германия).

Это международная неправительственная организация, отстаивающая интересы всех организаций, занимающихся органическим сельским хозяйством.

Экологически чистый. Что предусматривает новый закон об органической продукции

Цель системы гарантий органического производства IFOAM — содействовать принятию во всем мире социально устойчивой, экономически выгодной, благотворной для окружающей среды системы, основанной на органических принципах ведения сельского хозяйства.

Система гарантий органического производства IFOAM способствует международной торговле, поддерживает чистоту органического производства и вызывает доверие покупателей во всем мире.

В основе Системы гарантий IFOAM — Собрание IFOAM-стандартов. Оно включает все стандарты и технические нормативы, принятые IFOAM в качестве общих целей и требований органических стандартов (COROS) — Единых требований IFOAM. Таким образом, Собрание IFOAM-стандартов — способ различить органические и неорганические стандарты.

Все стандарты и нормативные акты, отраженные в Собрании IFOAM-стандартов, признаны IFOAM в качестве единственно действующих органических стандартов и могут быть использованы для сертификации в системе гарантий.

Правовое поле для органической продукции в россии

3 августа 2018 г. был принят Федеральный закон № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 280-ФЗ). Но вступит в силу он только с 1 января 2020 г.

  • Этот Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции.
  • Обратите внимание!
  • Федеральный закон № 280-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой и реализацией парфюмерно-косметической продукции, лекарственных средств, семян лесных растений, продукции охоты, рыбной продукции (за исключением продукции аквакультуры).
  • Закон вводит понятия:
  • Органическая продукция — экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
  • Органическое сельское хозяйство — совокупность видов экономической деятельности, которые определены Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и при осуществлении которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв.
  • Производители органической продукции — юридические и физические лица, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию органической продукции и включены в единый государственный реестр производителей органической продукции.

Почему в нашем национальном стандарте закреплено именно понятие «органик»?

Так сложилось, что другие понятия уже имеют в продуктах питания свое значение: «эко» — произведено с минимальным влиянием на окружающую среду, «био» относится к молочным продуктам, содержащим живые бактерии (например, биокефир, биойогурт). Поэтому в законе закреплено только понятие «органические продукты».

Экологически чистый. Что предусматривает новый закон об органической продукции

Основные требования к производству органической продукции сформированы в ст. 4 Федерального закон № 280-ФЗ в виде 11 пунктов. Четко сформулированы запреты и ограничения, в том числе:

  • обособление производства органической продукции от производства продукции, не относящейся к органической продукции;
  • запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;
  • запрет на применение трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукции, изготовленной с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов;
  • запрет на применение ионизирующего излучения;
  • запрет на смешивание органической продукции с продукцией, не относящейся к органической, при хранении и транспортировке органической продукции;
  • запрет на использование упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе на использование поливинилхлорида для упаковки, потребительской и транспортной тары.

К сведению

Допускается использование биологических и профилактических методов в борьбе с негативными факторами.

Переход к органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции

  1. Федеральным законом № 280-ФЗ при переходе к органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции установлен переходный период, в течение которого должны быть внедрены правила ведения органического сельского хозяйства и производства органической продукции, установленные действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции.
  2. Обратите внимание!
  3. Не допускается размещать маркировку органической продукции на упаковке, потребительской, транспортной таре сельскохозяйственной продукции, сырья и пищевых продуктов, произведенных в переходный период[1].

Стандартизация органической продукции в России

В России введены в действие следующие национальные стандарты:

  • ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»;
  • ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»;
  • Межгосударственный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС);
  • ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации. NEQ CAC/GL32-1999» (указаны разрешенные для производства органической продукции кормовые добавки, удобрения и другие вещества.

Эти стандарты — основа для производства, идентификации и сертификации органической продукции.

Маркировка

Согласно Федеральному закону № 280-ФЗ производители органической продукции после подтверждения соответствия производства органической продукции в соответствии со ст.

5 этого закона имеют право разместить являющуюся отличительным признаком органической продукции маркировку в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре органической продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации.

К сведению

Российский графический знак еще не утвержден. На его разработку, согласование, составление свода правил нанесения на упаковку продукта потребуется время. Планируется ввести знак органической продукции к сентябрю 2019 г.

Фактически еще какое-то время производитель, прошедший сертификацию, не сможет выделить свою продукцию с помощью узнаваемого графического символа.

В мире есть несколько основных знаков сертификации.

Экологически чистый. Что предусматривает новый закон об органической продукции Экологически чистый. Что предусматривает новый закон об органической продукции

Переходный период

Федеральный закон об экологически чистой продукции

  • Принят федеральный закон о производстве, хранении, транспортировке, маркировке и реализации органической (экологически чистой) продукции.
  • Федеральный закон N 280-ФЗ “Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” был принят 3 августа 2018 года. 
  • Настоящий документ устанавливает определенные требования при производстве органической продукции, среди которых:
  • запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, кроме разрешенных законодательством РФ в области производства органической продукции;
  • запрет на применение трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукции, изготовленной с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов;
  • запрет на использование гидропонного метода выращивания растений;
  • запрет на использование ионизирующего излучения;
  • применение для борьбы с вредителями, болезнями растений и животных средств биологического происхождения;
  • подбор пород или видов сельскохозяйственных животных с учетом их адаптивных способностей и устойчивости к болезням;
  • использование пищевых добавок, технологических вспомогательных средств, ароматизаторов, усилителей вкуса, ферментных препаратов, микроэлементов, витаминов, аминокислот, предусмотренных действующими в РФ стандартами в области производства органической продукции;
  • применение биологических микроорганизмов, которые традиционно используются при переработке пищевых продуктов;
  • запрет на смешивание органической продукции с неорганической продукцией при хранении и транспортировке;
  • запрет на использование упаковки, которая может привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды (запрет на использование поливинилхлорида).

Подтверждение соответствия изготовления органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации. Однако, добровольное подтверждение соответствия не заменяет обязательного подтверждения соответствия органической продукции в случаях, предусмотренных законодательством РФ. На упаковке или на иных носителях информации после подтверждения соответствия изготовители органической продукции смогут поместить соответствующую маркировку в виде комбинации надписей и графического изображения органической продукции. Надписи могут содержать слово “органический”, сокращения этого слова, а так же слова, являющимися производными от этого слова.

Единый государственный реестр производителей органической продукции будет доступен на официальном сайте Минсельхоза России.

В федеральные законы “О землеустройстве” и “О развитии сельского хозяйства”в связи с принятием ФЗ N 280-ФЗ внесены соответствующие правки.

Федеральный закон от 03.08.2018 N 280-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.

С наиболее подробной информацией можно ознакомиться по ссылке.

Когда от «эко» — одно название: новый закон об эко-товарах — Право на vc.ru

Наибольшее внимание экологичности товара покупатели (67%) уделяют при приобретении продуктов питания (НАФИ, 2016). Выходит, для большинства из нас это важно.

See also:  Верховна рада ухвалила закон про національну безпеку

Все, что связано с экологичностью, в моду вошло и выходить не собирается. Только вот незадача — до недавнего времени ваш йогурт с пометкой «Bio» мог не иметь никакого отношения к экологически чистым продуктам.

Доля экологически сознательных потребителей ежегодно растёт. Так, 73% опрошенных респондентов требуют экологической ответственности от бизнеса, 62% испытывают чувство вины, когда совершают действия, наносящие урон окружающей среде

Мода на экологичность продуктов, одежды и других товаров в России только растет, и брешью в законе могли пользоваться все, кому не лень. Но не теперь. Цель закона – защитить потребителя, обеспечить контроль качества эко-продукции и обеспечить потребителя всей необходимой информацией о нем.

Право наносить маркировку и специальный знак получат только те производители, которые находятся в специальном реестре производителей органически чистой продукции, и если их продукция прошла проверку на соответствие правилам производства органической продукции.

Единый реестр производителей органической продукции

Им займется Минсельхоз и будет вести его в электронном виде. Стоит полагать, реестр будет в открытом доступе и наличие / отсутствие в нем определенного производителя сможет посмотреть каждый человек. Чтобы попасть в реестр, производитель должен подтвердить соответствие своего товара требованиям, которые установили в отношении экологически чистой продукции.

Требования к эко-товарам

Чтобы вы представляли, как обстояла ситуация ДО закона – требования в нем почти целиком состоят из запретов. Например:

  • запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных
  • запрет на смешивание органической продукции с продукцией, которая к такой не относится
  • запрет на использование гидропонного метода выращивания растений (это такой метод выращивания без почвы – например, можно вырастить вполне себе помидоры на стоге сена, вовремя подавая им питательный раствор)

​Ну, или без сена. Гидропонный метод выращивания растений. В субстрат включают минеральную вату, перлит, кокосовое волокно, капрон, полипропилен. Материалы стоят дешевле, чем почвосмесь. Их не нужно часто менять — достаточно раз в несколько лет.

В требованиях, разумеется, указаны и запреты к использованию упаковок, загрязняющих окружающую среду. Разрешено использование пищевых добавок, витаминов, аминокислот и усилителей вкуса, которые предусмотрены стандартами в сфере производства органической продукции.

Осталось подождать, пока закон полностью охватит производителей, претендующих на «organic». Гринвошинг (экологичное позиционирование компании или отдельного товара) оказался по нраву производителям. Правда, за его основу иногда брались бездоказательные утверждения, слишком общие выводы, ложные заявления и маркировки, которых просто не существует.

А вот это – существующие маркировки. Это знаки, которые применяют в системах сертификации по экологическим требованиям. Могут встретиться вам на полках в российском магазине​

Учитывая отсутствие доверия тому, на что и закона-то нет, страна стала решать вопрос иначе. Например, в Питере экологический союз в рамках программы «Экология и человек» создал «Листок жизни» – собственную экомаркировку. «Листок жизни» ставится только на те товары, которые соответствуют европейским нормам. Узнать о них подробней можно здесь.

А вот и про относительный уровень доверия населения к маркировкам. Источник: ecounion.ru

Ответственность за «не-эко»

Административная, конечно – это те же права потребителя. Если производитель решил поставить знак «эко» на своих чипсах, то попадет на штраф – от 100 000 до 500 000 рублей для юр.лиц. Специфической ответственности нет – тот же КоАП РФ, та же Статья 14.7. Обман потребителей, штраф и административная ответственность.

С юридической точки зрения, здесь важны корректировки – от «эко»-товаров и продуктов ждут слишком много. Купить своим детям деревенское молоко с пометкой «bio», которое на деле представляет собой пакет с химикатами – опасно.

Поэтому не исключено, что от законодателя потребуют уточнений – ведь сейчас большим концернам выгодно бесконечно откупаться копеечными для них штрафами, продавая химию под видом экологичных и натуральных товаров, а не разрабатывать реально экологичное производство.

В россии вступил в силу закон об органической продукции

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Закон “Об органической продукции” вступил в силу в России. Он вводит понятие “органическая продукция” и регламентирует ее производство, хранение, транспортировку, маркировку и реализацию, а также закрепляет норму о государственной поддержке этой отрасли.

Так, к производству органической продукции предъявляются 11 требований – например, ее необходимо будет производить, хранить и перевозить отдельно от неорганической. Кроме того, производителям запрещено применять пестициды, гормональные препараты, агрохимикаты, антибиотики и стимуляторы роста (кроме разрешенных действующими стандартами).

Документ запрещает также использовать упаковку из материалов, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе из поливинилхлорида.

При этом положения закона не распространяются на парфюмерию и косметику, лекарства, семена лесных растений. Им также не обязаны следовать охотники и рыболовы (кроме тех, кто производит продукцию аквакультуры).

Первые попытки законодательно урегулировать производство органической продукции в России предприняли почти 15 лет назад.

Сейчас более чем в 80 странах действуют соответствующие законы, но до сих пор РФ не входила в число этих государств.

При этом у этой отрасли в стране большие перспективы: в январе 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев отмечал, что Россия может занять от 10% до 25% мирового рынка органических продуктов.

Сертификация и маркировка

Производители органической продукции, согласно новому закону, смогут проходить добровольную сертификацию, подтверждая свое соответствие действующим национальным, межгосударственным и международным стандартам.

После получения сертификата соответствия они получат право маркировать свою продукцию как “органическую” (это слово можно будет заменять сокращениями или производными).

За необоснованное использование такой маркировки производитель будет нести административную ответственность.

При этом закон предусматривает переходный период, в течение которого правила производства органической продукции будут внедряться, а размещать соответствующую маркировку на товарах будет запрещено.

В конце декабря 2019 года ряд ассоциаций потребительского рынка попросил вице-премьера РФ Алексея Гордеева отложить на год введение административной ответственности за нарушение закона об органической продукции.

Они объяснили свою просьбу тем, что из-за позднего восстановления аккредитации органа, который проводит сертификацию таких товаров, сезонности самого процесса и минимально необходимого на нее времени участники рынка не имели реальной возможности в срок пройти все необходимые процедуры.

Потянулись к земле: в России вводят закон об органических продуктах

В России вскоре может появиться закон, регулирующий деятельность отечественных производителей органических продуктов. Документ в конце июля уже одобрили в третьем чтении депутаты Государственной думы.

Ожидается, что закон, если он будет принят, вступит в силу к 2020 году и позволит, помимо прочего, сократить на прилавках количество «экологически чистых» продуктов, которые на самом деле таковыми не являются, а еще — помочь предприятиям, которые действительно хотели бы развивать органическое сельское хозяйство.

Почему сегодня большая часть произведенной в стране органической продукции идет на экспорт, могут ли в России появится органические продукты по доступным ценам и почему «органика» нередко — единственный шанс на выживание для маленьких хозяйств, разбирался портал iz.ru.

Определились с понятиями

Главное новшество законопроекта — он наконец дает официальное определение самому понятию органической продукции и процесса ее производства.

Согласно документу, органическими считаются «экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом».

А ее производителями — «юридические и физические лица, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию органической продукции и включены в единый государственный реестр производителей органической продукции».

Речь пока идет только о продуктах питания — ни косметика, ни парфюмерия, ни лекарства или семена растений под его действие не подпадают.

Также в документе установлены основные требования к производству и транспортировке такой продукции. Всего их 11, некоторые, такие как запрет на использование антибиотиков и химикатов, — довольно ожидаемые. Но есть и менее очевидные — например, запрет на использование пробиотиков и микроорганизмов, обычно использующихся аграриями для переработки пищевых продуктов.

Кроме того, органическую продукцию нужно будет перевозить отдельно от неорганической, а в ее упаковке нельзя будет использовать материалы, которые могут привести к загрязнению самой продукции или окружающей среды.

Желающие продавать свои товары как произведенные по таким технологиям сначала должны будут пройти государственную сертификацию, и только после того как соответствие национальным стандартам будет подтверждено, они смогут нанести на упаковку своей продукции маркировку со словом «органический», а также сокращениями и производными от него. За нанесение маркировки без сертификации нарушителям, по словам авторов инициативы, придется заплатить от 10 тыс. до 100 тыс. рублей штрафа.

Чтобы отследить недобросовестных производителей, планируется создать специальный реестр — отвечать за него будет Минсельхоз, а сами данные будут находиться в общественном доступе.

Перспективное направление

Если законопроект будет принят, он станет первым российским документом, регулирующим эту сферу. Сейчас похожие законы действуют в десятках стран мира — в том числе во входящих в Евразийский экономический союз Армении и Казахстане. В России вплоть до конца 2017 года серьезных попыток ввести законодательной регулирование этой сферы не предпринималось. 

В декабре 2017-го проект федерального закона «О производстве органической продукции» был представлен правительственной комиссии по законопроектной деятельности, в январе 2018 года его рассматривали в правительстве. Дмитрий Медведев тогда назвал органическое сельское хозяйство перспективным направлением, которое к тому же поможет эффективнее использовать многочисленные заброшенные земли сельхозназначения.

See also:  Зачем приводить устав в соответствии с новым законом

«Они (земли. — iz.ru) имеют не только проблемы, потому что их нужно вводить в оборот. Но они не тронуты химией, что само по себе является естественным преимуществом. Задача их эффективно использовать, поощрять фермеров, которые готовы их возделывать», — отметил премьер на заседании правительственной комиссии.

Кот в мешке 

Кроме того, ожидается, что новый закон, в случае вступления в силу, поможет и потребителям. Пока характеристики вроде «органический» или «эко» в основном используются в качестве маркетингового инструмента на фоне растущей моды на здоровый образ жизни.

Некоторые из производителей стараются соответствовать заявленным стандартам, но происходит это далеко не всегда: сейчас проконтролировать это фактически невозможно.

Довольно свободное использование производителями соответствующих характеристик приводит к возникновению вопросов у потребителей, рассказал порталу iz.ru председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.

«Учитывая, что у нас нет надлежащего контроля за изготовителем продукции, которая называется органической или фермерской, вопрос качества стоит довольно остро. Люди, которые могут позволить себе покупать более дорогие продукты, не хотят покупать кота в мешке, они хотят получить какую-то гарантию того, что товар прошел определенный контроль», — убежден эксперт.

Аналогичные проблемы наблюдаются и в случае с другими категориями товаров, однако в «органическом» сегменте всё усугубляется заметно более высокими ценами.

Сейчас, по словам Андрея Карпова, такие товары в России стоят иногда на 50% дороже «неорганических» аналогов.

Это привело в том числе к тому, что спрос органические товары на российском рынке упал после кризиса 2014 года и, по данным эксперта, к прежним показателям так и не вернулся.

Экспортный товар 

При этом сам рынок органической продукции в России сейчас в разы меньше международных показателей. Мировой оборот таких товаров составляет около $100 млрд, российский — около $120 млн, отмечает издание ПРОВЭД.

Всего в нашей стране производством продукции такого рода официально занимаются менее 1% от всех сельскохозяйственных предприятий, рассказал порталу iz.ru руководитель Союза органического земледелия (СОЗ) Сергей Коршунов.

Все они проходили сертификацию по европейским стандартам и работают в основном на экспорт — за рубеж уходит до 95% произведенной в России органической продукции.

А вот для внутреннего пользования при этом  органическую продукцию, наоборот, приходится импортировать.

Для ориентированных на экспорт хозяйств принятие нового закона почти ничего не изменит — как минимум в краткосрочной перспективе. Но он важен для тех, кто хотел бы работать на внутреннем рынке.

«Если раньше практически 100% предприятий были сертифицированы по европейским стандартам, то теперь те, кто хочет работать на внутренний рынок, получают легальную возможность сертифицироваться по российским ГОСТам», — рассказал Сергей Коршунов.

Увеличения числа сертифицированных предприятий в Союзе органического земледелия пока не заметили, зато, по словам его главы, зафиксировали рост интереса к ведению такого хозяйства. Однако большинство потенциально заинтересованных в производстве органической продукции сельхозпредпринимателей на время подготовки закона заняли выжидательную позицию.

Растущий интерес к переходу на органические формы земледелия отметил в разговоре с порталом iz.ru Андрей Лысенков — фермер и одновременно аудитор немецкой компании ABCERT, который уже несколько лет инспектирует российские хозяйства, желающие пройти сертификацию по европейским стандартам.

По его словам, активно запрашивать информацию о процессе перехода на «органику» аграрии из разных регионов начали примерно полгода назад, когда проект закона стали активно обсуждать на государственном уровне. Рост числа таких запросов продолжается до сих пор, некоторые уже заключают договоры на прохождение сертификации.

Но большинство фермеров, вероятнее всего, будут принимать решение о возможном переходе на новую систему работы уже после принятия закона и, главное, после введения новых мер государственной поддержки.

 Пока по ним четкого понимания нет — и, по оценкам Сергея Коршунова, появится оно не раньше 2019-го. Но в СОЗе уже готовят предложения, которые впоследствии должен будет рассмотреть и отправить на утверждение Минсельхоз.

Ориентируются производители органической продукции в основном на уже проверенный опыт Европы и соседей — Армении и Казахстана.

В первую очередь речь может идти о дополнительной поддержке хозяйств, начавших переход на органическое земледелие, но еще не получивших сертификат (а значит, и основания для того, чтобы продавать свои продукты по более высоким ценам). 

Глоток воздуха

В отличие от общепринятой мировой практики, при которой органическое сельское хозяйство в основном удел небольших предприятий (и их шанс на выживание в острой конкуренции с агропромышленными гигантами), в России сегодня им чаще занимаются именно большие агрохолдинги, рассказал Андрей Лысенков.

У маленьких хозяйств просто нет достаточного количества ресурсов для того, чтобы перестроить свою работу.

На Западе часть рисков, связанных с неурожаем, а также с расходами на переходный период — по правилам он составляет 24 месяца, в течение которых землю восстанавливают после использования пестицидов и химикатов, — берет на себя государство. Там фермерам предоставляют субсидии на гектар или на голову животного или вовсе возмещают затраты на сертификацию.

Если аналогичные меры не будут приняты в России, новый закон, по мнению Андрея Лысенкова, не будет обладать «ярко выраженным положительным эффектом».

Тем более что органическая форма земледелия сейчас — едва ли не единственный способ выйти на рынок для частных хозяйств.

С продукцией больших холдингов в массовом сегменте конкурировать они всё равно не смогут из-за разной себестоимости таких продуктов.

— Крупным агрохолдингам, желающим одновременно производить и органическую продукцию, и так ничего не мешает работать по европейским стандартам — у них есть финансовые возможности для того, чтобы заниматься тем, чем они хотят.

А вот для небольших хозяйств это (государственная поддержка. — iz.ru) может стать стимулом.

Тем более что они не могут конкурировать с агрохолдингами в индустриальном секторе и органическое производство для них — возможность выделить свою более качественную и экологически чистую продукцию на полках магазинов, — пояснил Андрей Лысенков.

Кроме того, это позволит снизить цены на такие продукты для покупателей, поскольку затраты производителей (и риски, которые они закладывают в конечную стоимость продукции) автоматически снизятся.

Ценный актив

И здесь дополнительным подспорьем для небольших хозяйств, желающих заняться органическим земледелием, действительно могут стать те самые заброшенные сельскохозяйственные земли, о которых в том числе говорил премьер-министр Дмитрий Медведев в январе 2018 года.

Сельскохозяйственные участки, которые не использовались в течение многих лет (как, например, произошло с большим количеством бывших колхозных земель) не подпадают под правило о двухгодичном переходном периоде, то есть на них сразу можно будет начинать выращивать органическую продукцию.

Всего в России, по разным данным, сейчас от 80 млн до 100 млн га таких земель. Региональные власти всё чаще предлагают всевозможные льготные программы, для того чтобы вернуть их в оборот.

Часть из них, отмечает Андрей Лысенков, давно заросли лесом, то есть на самом деле начать использовать их с ходу не получится — потребуются дополнительное время и деньги на то, чтобы освоить их заново. Но от 8% до 10% таких земель по-прежнему находятся в хорошем состоянии. Это уже около 8–10 млн га — цифра, в общем-то, колоссальная.

«Я езжу по инспекциям и вижу, что часть участков сильно заросшие, а некоторые пусть и находятся в отдалении от трассы, но имеют прекрасный внешний вид и в первый же год могут быть вспаханы и засеяны. Абсолютно точно, что эти залежные участки могут стать наиболее ценным активом для развития органического земледелия», — уверен Андрей Лысенков.

Развитие рынка  

На том же правительственном совещании в январе 2018 года Дмитрий Медведев заявил, что оборот органических товаров отечественного производства на внутреннем рынке к 2020 году может увеличиться почти вдвое, а на мировом рынке доля товаров российского производства может составить до 10–25%. 

В то же время Сергей Коршунов в разговоре с iz.ru подчеркнул важность развития именно внутреннего рынка.

«Сегодня ситуация с экспортом благополучная, но завтра рынок Европы может быть насыщен, поэтому нам надо развивать собственный рынок и переработку. И я надеюсь, что когда все заработает — и закон, и подзаконные акты, которые сейчас разрабатываются, — то года через два внутренний рынок должен выстрелить», — отметил он.

  • По его оценкам, в этом случае производители органической сельхозпродукции смогут занять на российском рынке до 5–7%, притом что даже в странах, где этот сегмент традиционно пользуется популярностью, — например, в Европе или на Средиземном море, — он всё равно остается довольно узким и не превышает 10–12%.
  • При этом Андрей Карпов убежден, что, для того чтобы решить вопрос с недобросовестными производителями, использующими «экологические» маркировки на своих товарах без всяких оснований, и, соответственно, вернуть доверие покупателей, потребуются дополнительные меры, связанные именно с контролем продукции, представленной на прилавках.  
  • «Нередко ведь именно так бывает: разово проверили, выдали всем грамоты за лучший товар, а через 2–3 месяца качество товара резко упало», — напомнил эксперт.
  • Поэтому для решения проблемы, по его мнению, потребуются дополнительные инвестиции и постоянный, часто внеплановый, контроль качества. 

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*