Если законопроект об антикоррупционном суде так и не примут, до осени траншей мвф можно не ждать – экономист новак

Если законопроект об антикоррупционном суде так и не примут, до осени траншей МВФ можно не ждать – экономист Новак

В этом году украинские власти, казалось, сделали всё, чтобы наконец-то получить долгожданные кредиты МВФ, которые в этом году нужны особенно сильно на фоне негативных последствий коронавирусной пандемии. И, исходя из позитивных заявлений чиновников и представителей фонда, «час икс» должен был пробить буквально на днях. Однако вместо этого случилось ровно обратное: фонд отложил рассмотрение украинской программы, выдвинув для Украины новые требования.

Не далее, как 21 мая текущего года команда сотрудников Международного валютного фонда завершила дистанционные переговоры с властями Украины, по итогам которых была согласована новая 18-месячная кредитная программа.

Сразу стоит напомнить, что новая программа пришла на смену предыдущей программы с заметным сокращением сроков и объемов кредитования. В МВФ отказались от трёхлетней программы расширенного финансирования EFF, которая оценивалась в 8 млрд. долларов.

В фонде почему-то решили не заглядывать в такие «далекие» перспективы и вдвое уменьшили временной горизонт – до полутора лет, а из бюджета программы скинули 3 млрд. долларов.

«Учитывая беспрецедентную неопределенность в отношении экономических и финансовых перспектив и необходимость сосредоточить политические приоритеты на краткосрочном сдерживании и стабилизации, переговоры переключились на 18-месячный stand by, который может обеспечить поддержку платежного баланса для усиления реакции властей», – комментировали решение представители МВФ.

Так или иначе, новая программа с бюджетом в 5 млрд. долларов готова к утверждению. Согласно программе первый транш кредита составит 1,9 млрд. долларов и может быть полностью направлен на покрытие бюджетного дефицита, что является весьма нетипичной опцией для денег МВФ.

И, как ранее заявлял министр финансов Сергей Марченко, первый транш должен быть зачислен до конца мая. Второй транш ожидается в четвертом квартале 2020 года. Однако майский прогноз Минфина оказался ошибочными и до конца текущего месяца никаких траншей Киев не получит.

Дело в том, что в МВФ пока не включали в график вопрос окончательного решения по новой программе сотрудничества с Украиной. Текущий календарь расписан до 3 июня, и в эти дни фонд будет заниматься кредитами для Бангладеш, Гондураса, Барбадоса и других стран.

И, скорее всего, в июне никаких подвижек также не следует ожидать.

Фокус очередной заминки очень прост. Ведь для Украины была утверждена новая программа, а новая программа не может быть принята без утверждения меморандума, в котором прописываются условия, необходимые для получения доступа к кредитным ресурсам. Стало быть, прежде, чем получить доступ, нужно вновь исполнить ряд требований. И это не шутка.

Хотя все помнят, что совсем недавно Украина выполнила два важнейших условия дальнейшего сотрудничества с МВФ – это старт земельной реформы и принятие «Антиколомойского закона». Казалось бы, для пары миллиардов долларов здесь и сейчас, Киев уже сделал более, чем достаточно.

Но в МВФ все-таки решили воспользоваться бюрократическими формальностями и деньги придержать.

Как стало известно украинской прессе, перечень новых условий состоит по большей части из совершенно не принципиальных вещей, которые до этого не мешали получать кредиты МВФ. Например, в сфере энергетики властям необходимо изменить устав НАК «Нефтогаз Украины» в соответствии нормами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В частности, в новых договорах на предоставление коммунальных услуг нужно упростить процедуру смены поставщиков газа. В судебной системе требуется изменить процедуру конкурсного отбора членов Высшего совета правосудия. В сфере налоговой и таможенной политики к осени необходимо разработать механизм объединения налоговой службы и таможни.

В банковском секторе Нацбанку нужно утвердить план работы с проблемными активами. И так далее.

Создается впечатление, что в МВФ действуют по принципу: если список требований к Украине вдруг закончился, значит надо просто выдумать новый. И, на первый взгляд, это похоже на игру в наперстки – сколько не играй, а нужного результата не получишь, просто потому что он не предусмотрен.

Впрочем, игру эту начали отнюдь не в МВФ. Текущий раунд начался еще тогда, когда в прессу были слиты записи совещания уже бывшего премьер-министра Алексея Гончарука и его коллег. Напомним, что на тех пленках Гончарук и его люди обсуждают проблему газовых тарифов и роли МВФ в этом вопросе.

Представители фонда ждали от украинского правительства повышения тарифов, но Гончарук понимал, что при текущей платежеспособности населения это не приведет ни к чему, кроме роста задолженности перед коммунальщиками. Однако решать эту проблему власти не собирались.

На записях речь идет о том, чтобы обвести фонд вокруг пальца, выиграв дополнительное время.

К этому можно добавить и историю вокруг «Антиколомойского закона», принятие которого в МВФ ожидали еще в прошлом году, но киевские власти ловко манипулировали ситуацией, закапывая вопрос в зыбучих бюрократических песках. Не сложно догадаться, что кредиторы едва ли оценили подобные устремления украинских властей.

Особенно после записей Гончарука. Но на этом интриги украинских властей не завершились. К примеру, та же земельная реформа, которая хоть и была запущена, однако не совсем отвечает интересам МВФ. Согласно текущей редакции, с июля 2021 года сельскохозяйственные земли станут объектом сделок купли-продажи.

Однако первые два года землю смогут покупать только физические лица, являющиеся гражданами Украины. А начиная с 2024 года землю смогут покупать украинские юридические лица. А вот иностранцы в текущей версии закона купить землю на Украине не смогут. Судьба этого вопроса должна решиться на специальном референдуме.

И это явилось большим разочарованием для западных кредиторов.

Украина и МВФ: что будет, если не предоставят очередной транш

Если законопроект об антикоррупционном суде так и не примут, до осени траншей МВФ можно не ждать – экономист НовакФото – Українські Новини

В отношениях МВФ и Украины наметился очередной кризис. В этот раз он связан с Антикоррупционным судом и пенсионной реформой. Мы разобралась в претензиях со стороны Международного валютного фонда и узнала, чем может грозить разрыв с Фондом.

Размолвка

На днях появилось письмо главы миссии МВФ в Украине Рона ван Родена, где он призвал внести правки в законопроект об Антикоррупционном суде. Напомним, президент Петр Порошенко подал документ в ВР накануне Нового года.

Главная претензия ван Родена — проект отводит Общественному совету международных экспертов совещательную роль при отборе судей, и если документ примут в нынешней редакции, Высшая квалификационная комиссия сможет игнорировать мнение экспертов.

Венецианская комиссия ранее рекомендовала отдать международным организациям решающую роль в этом вопросе, на чем настаивают и в МВФ. А в прошлый четверг спикер Фонда Джерри Райс озвучил претензии к пенсионной реформе.

“Там есть недостатки, подрывающие стимул людей работать дольше и вносить свой вклад в систему, и это не обеспечивает справедливую и устойчивую пенсионную систему”, — объяснил Райс.

Деньги

Вместе с тем, власти уже связывают проблемы украинской экономики с отсутствием очередного транша. Министр финансов Александр Данилюк считает, что именно из-за этого сейчас “просела” гривня.

Напомним, последний раз мы получили кредит от Фонда в размере $1,3 млрд в апреле 2017 года. По плану сотрудничества Украины и МВФ до конца года мы должны получить еще 8 траншей на общую сумму около $9 млрд. Ближайшая дата в графике — 15 февраля.

Впрочем, Национальный банк ранее прогнозировал в 2018-м получение всего двух траншей на общую сумму $3,5 млрд в первом и третьем кварталах.

Но на днях в НБУ предупредили: раньше второго квартала помощи ждать не стоит, а если мы не получим деньги до конца июня, то нынешний этап сотрудничества с МВФ и вовсе прекратится. Вместе с тем Данилюк подчеркнул: пока новая программа сотрудничества с Фондом даже не обсуждается.

Эксперты

  • По словам главы Стратегической группы советников по поддержке реформ Ивана Миклоша, без помощи МВФ Украина не сможет расплачиваться по своим внешним долгам.
  • “Необходимо, чтобы требования Фонда были выполнены до конца мая”, — подчеркнул он.
  • Экономист, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко говорит, что в нынешней ситуации МВФ будет несговорчивым, в отличие, например, от вопроса земельной реформы.

“В этом году Украине нужно $7 млрд валюты, из которых $4 млрд мы должны раздать по внешним долгам. Без сотрудничества с МВФ руководство страны оказывается перед двумя альтернативами.

Первый — идти на снижение золотовалютных резервов, которых у нас $19 млрд. Но снижая их до $12 млрд, мы открываем страну для кризиса в конце 2018-го или в начале 2019 года. Вторая альтернатива — пойти на глобальную девальвацию гривни. И в таком случае доллар может стоить гораздо больше 30 грн.

В этом случае удастся встретить кризис 2019 года относительно вооруженными, и можно будет избежать сильных негативных последствий. Но все равно это означает, что к политическому пику в 2019-м мы подойдем крайне ослабевшими”, — подчеркнул он.

Политолог Руслан Бортник успокаивает: в этом году сотрудничество с МВФ вряд ли прекратится.

“Украинское руководство согласится на все требования Фонда — и по Антикоррупционному суду, и по пенсионной реформе. И уже на протяжении весны и лета этого года власти не будут сильно сопротивляться.

Тут дело в том, что созданный суд заработает в лучшем случае под конец 2018 года, а первые свои решения вынесет не ранее второй половины 2019-го.

То есть эти решения не повлияют на результаты выборов”, — считает Бортник.

Схожим мнением поделилась и представитель президента в Верховной Раде Ирина Луценко. По ее словам, может быть создана рабочая группа, которая переработает документ о суде с учетом рекомендаций Венецианской комиссии и МВФ.

“Будем искать консенсус. Но закон об Антикоррупционном суде будет принят. Следующую сессию мы начнем с включения его в повестку дня”, — написала она на своей странице в соцсети, добавив, что по оптимистичным прогнозам новый суд сможет начать работу “где-то через полгода, с учетом всех процедур”.

Встреча в Давосе: “Не судом единым”

Выступая на брифинге в Вашингтоне Джерри Райс также подтвердил встречу главы МВФ Кристин Лагард и Петра Порошенко на полях Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария).

See also:  Незаконне розпорядження органу влади земельною ділянкою унеможливлює законне набуття права приватної власності на отриману земельну ділянку, навіть при юридичному оформленні цього права (справа № 617/682/15-ц, 06.03.17)

“Я думаю, они обсудят последние события и перспективы реформ в Украине. Особенно те, которые помогут продолжить путь для завершения программы”, — заявил спикер Фонда.

Напомним, Порошенко и Лагард встречались на прошлогоднем ВЭФ. Тогда глава фонда назвала встречу “эффективной и продуктивной”. По мнению профессора политологии Национального университета “Киево-Могилянская академия” Алексея Гараня, в этом году в первую очередь будет обсуждаться вопрос Антикоррупционного суда.

“Очевидно, что будет идти речь о том, что Украина должна выполнить, а что не требует срочной реакции и в чем можно убедить МВФ.

Обязательно будет поднят вопрос земельной реформы — мы понимаем, что в этом году принятие реформы будет политически очень сложным. Опять-таки потому, что есть мощная оппозиция в парламенте.

И я думаю, что сложно будет в предвыборный год принимать подобный закон”, — отмечает эксперт.

Источник: Сегодня

Экономист заявил, что людоедские условия МВФ окажутся невыполнимы для Украины

Эксперт по экономике Олег Соскин объяснил, почему из пяти обещанных Международным валютным фондом миллиардов Украина получит только начальный транш.

Требования МВФ, которые эксперт называет людоедскими, в итоге окажутся просто невыполнимыми. Программа, утвержденная Международным валютным фондом, предполагает выдачу пяти миллиардов долларов в течение восемнадцати месяцев. Это даже не кредит, а перекредитование, потому что первый транш пойдет на погашение предыдущего долга.

Скорее всего, эти деньги на Украине даже не появятся. Поэтому на МВФ Киеву особенно рассчитывать не стоит. Зато от Европейского cоюза ожидается поступление кредита сначала на пятьсот миллионов евро, а потом еще миллиард евро на борьбу с пандемией.

Это единственное, что способно стабилизировать гривну в ближайшее время. Но данные средства, считает Соскин, “ломку снимут, а болезнь не излечат”. На пару месяцев, за которые можно ослабить социальное напряжение, этого может хватить.

Однако для получения следующих траншей МВФ украинской власти придется выполнять взятые на себя обязательства перед фондом. А требования не просто жесткие, они людоедские. Речь идет о работе с активами и банками, ужесточении требований по возвращению задолженностей и работе с “Нафтогазом” и так далее. Причем к выполнению некоторых пунктов следует приступить уже сейчас.

Даже попытки выполнить взятые обязательства вызовут возмущения населения и не исключено, что власть за это поплатится.

Поэтому процесс будет всячески тормозиться, картина знакомая – так было и при всех предыдущих президентах Украины. На получение остатка суммы рассчитывать не стоит, но до конца лета можно будет пережить.

Из-за подорванной вирусом экономики надеяться на ее развитие тоже не приходится.

По предварительным прогнозам, отметил эксперт, в начале следующего месяца наступит шок от того, насколько пострадала мировая экономика. Результаты первого полугодия потрясут страны на всех континентах. Украине необходимы постоянные кредиты, а давать их будет некому – все будут решать собственные проблемы.

К концу лета упадет гривна, а обвал экономики ожидается после местных украинских выборов. В октябре будет относительно спокойно. Зато потом страну уже ничего не спасет. В начале ноября надо ожидать очередного падения гривны.  

Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили уверен, что Украина может разделиться на несколько частей, если Киев срочно не проведет некоторые политические реформы, позволяющие сохранить страну в ее нынешних  границах. Политолог Андрей Золотарев согласился с этим мнением и отметил, что без “сильной руки” Украине уготован распад.

Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.

Сергей Никифоров

Экономике Украины без МВФ грозит катастрофа: экономист объяснил почему

МВФ / Reuters

Жесткая реакция МВФ на попытку внести изменения в законодательство с целью отставки главы НАБУ Артема Сытника сигнализирует о том, что Фонд теперь выдвигает Украине политические требования для предоставления кредита. По сути, у Киева нет выбора, так как в случае неполучения денег от МВФ государство будет вынуждено объявить дефолт.

Об этом изданию Главред рассказал Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

“МВФ стал выдвигать Украине не только экономические и финансовые требования, но и политические. Требование Фонда не вносить изменения в законодательство о НАБУ и не менять его руководителя – из разряда политических.

Это объясняется тем, что антикоррупционные органы, которые должны были начать масштабную войну против коррупции, взяточничества и схем в Украине, создавались именно на условиях наших западных партнеров.

Украина создала эти органы, но эффективность их работы пока что оставляет желать лучшего. Было несколько громких арестов, но они так ничем и не закончились – всех отпустили под залог либо без него, а до судебных решений с наказаниями ни одно дело не дошло.

Вероятно, у МВФ тут чисто процедурный подход: не трогать вновь созданные антикоррупционные органы”, – считает аналитик.

Приказы для колонии или справедливые требования: есть ли жизнь без МВФПо словам эксперта, Украина пошла на уступки Фонду – законопроект, подразумевающий увольнение Сытника, не запущен в повестку дня украинского парламента.

“Законопроект, который призван изменить правила увольнения и назначения руководства НАБУ, в повестку дня парламента пока не включен. Это значит, что фактически украинская власть прислушалась к политическим требованиям МВФ”, – уверяет экономист.

Более того, как полагает Новак, задекларированные президентской канцелярией планы, реализация которых предполагает разрыв отношений с Фондом не имеют права на жизнь и не предотвратят экономического коллапса.

“То, что ОПУ попросил Кабмин разработать план выживания Украины без кредитов МВФ, еще ничего не значит.

Власть может готовиться к любым сценариям, но без новой программы с МВФ Украине придется объявить дефолт госбюджета и свою неспособность обслуживать долговые обязательства”, – уверен Новак.

Напоследок экономист резюмировал, что разрыв с МВФ повлияет и на финансовые отношения с другими финансовыми донорами. Под вопросом будет также и получение Украиной 2 миллиардов евро, которые готов выделить Евросоюз.

“Прямая зависимость: будет программа с МВФ – будет сотрудничество с другими партнерами; не будет программы с МВФ – с Украиной практически никто работать не будет. Причем под угрозой может оказаться даже военная помощь – и финансовая, и материально-техническая, и консультативная”, – подчеркнул Новак.

Ранее аналитик Александр Кочетков рассказал, почему МВФ уже не стремится к сотрудничеству с Киевом, а Запад провоцирует дрейф Украины в сторону России.

Терпение лопнуло: Украина не хочет выполнять требования МВФ

МОСКВА, 6 июн — РИА Новости, Максим Рубченко. На Украине назревает очередной полномасштабный кризис: депутаты Рады выступают против нового соглашения Киева с Международным валютным фондом.

Чтобы затыкать дыры в бюджете, нужны деньги, однако законодатели возмутились тем, что по условиям, выдвигаемым кредитором, страна фактически переходит под внешнее управление.

Эксперты уверены: Киев от соглашения не откажется, но и выполнять обязательства перед МВФ не будет.

Прочитали — прослезились

Двадцать второго мая МВФ сообщил, что новая кредитная программа на пять миллиардов долларов с Киевом согласована. Неделю спустя глава кредитной организации Кристалина Георгиева в разговоре с президентом Владимиром Зеленским пообещала предоставить первый транш в размере 1,9 миллиарда “уже в ближайшее время”.

Однако радость украинцев оказалась недолгой: неожиданно выяснилось, что Киев подписал с МВФ меморандум, взяв на себя беспрецедентные политические и экономические обязательства. Официально документ не опубликовали, однако его выложил в интернет депутат Верховной рады Александр Дубинский.

Значительная часть требований МВФ к Украине традиционно касается окончательного перевода на рыночные отношения всей социальной сферы. В первую очередь речь идет об отмене ограничений на подорожание различных услуг — от ЖКХ до медицины и образования.

В частности, с сентября вводят новые тарифы на коммуналку, которые смогут “адекватно отражать изменения в расходах на газ и негазовых расходах (включая капвложения)”. Другими словами, украинцам придется из своего кармана оплачивать капитальные траты компаний.

Кроме того, тарифы будут индексироваться в зависимости от роста цен на газ. А он неизбежно подорожает, поскольку еще один пункт меморандума предусматривает отмену постановления Кабмина о регулировании стоимости голубого топлива: с 1 января для населения и коммунальных предприятий — только рыночная цена.

“У нас ситуация, на 100 процентов похожая на положение дел в 2014-2015 годах, — отмечает депутат Верховной рады от президентской партии “Слуга народа” Ирина Верещук. — Доходы населения упали, и, если на этом фоне поднять тарифы, мы получим резкий рост неплатежей и банкротство коммунальной сферы”.

Аналитики МВФ это прекрасно понимают, поэтому в меморандуме есть пункт об обязанности украинских властей “разработать инструменты, которые позволят обеспечить сбор платежей посредством высоких штрафов и упрощенного правоприменения”.

“Это значит, что сначала установят высокую пеню за просрочку платежей по коммуналке. А если человек не сможет ее погасить, то у него арестуют имущество и продадут с аукциона в уплату счетов”, — объясняет Дубинский.

По мнению Ирины Верещук, правительство, прежде чем повышать тарифы, должно навести порядок в “Нафтогазе Украины”. “Сейчас это государство в государстве, — указывает депутат.

— Как говорят специалисты, в “Нафтогазе” есть миллиарды гривен невыплаченных дивидендов, которые надо было бы вынуть и положить в казну. А если этих денег там нет, то спросить, за что платят такие высокие зарплаты руководству компании — по миллиону-два.

Эти черные дыры надо закрыть, и тогда, возможно, не понадобится к населению в карман залезать”.

Внешнее управление

Однако у МВФ прямо противоположный взгляд на эту проблему: там настаивают на полной независимости крупнейшей государственной корпорации от правительства.

В частности, меморандум требует лишить Кабмин права назначать главу и членов правления “Нафтогаза Украины” и утверждать финансовый план госкорпорации. Эти функции должны перейти наблюдательному совету “Нафтогаза”, в который войдут иностранные представители, рекомендованные МВФ.

Наблюдательные советы, обладающие максимальными полномочиями и сформированные из западных специалистов, появятся и во всех украинских госбанках. Таким образом, именно иностранцы будут решать, какие украинские проекты финансировать, а какие — нет.

Мало того, МВФ требует, чтобы зарубежные представители были в Высшем совете юстиции Украины — органе, назначающем судей. Значит, и украинская судебная система окажется под внешним управлением. На этом фоне прежнее условие фонда по земельной реформе — допустить к покупке земли иностранцев — выглядит сущей мелочью.

“Новый меморандум приведет к полной потере субъектности, — констатирует Дубинский. — Народ Украины не будет управлять своей страной, это за него будет делать МВФ”.

See also:  Новый закон об обществе с ограниченной ответственностью: что ждет самую популярную форму ведения бизнеса в украине

Деньги вперед

После того как содержание соглашения между Украиной и МВФ стало достоянием общественности, в стране начали искать виновников такого национального унижения. Но безуспешно.

“Моя коллега-депутат обратилась к правительству с просьбой открыть тайну: кто же от Украины ведет переговоры с МВФ и подписывает меморандумы, — рассказывает Ирина Верещук. — Ей ответили, что это конфиденциальная информация и мы не можем знать, кто уполномочен брать такие обязательства, из-за которых все должны затянуть пояса. Теперь даже не к кому апеллировать”.

Зато депутаты наперебой принялись критиковать договоренности с МВФ. “Условия по новой кредитной программе неприемлемы для Украины, — заявил глава парламентской фракции “Слуга народа” Давид Арахамия. — Многое изложено так, что не будет воспринято ни украинским обществом, ни парламентом”.

“Мы или сейчас развернем ситуацию и объясним, что эти пять миллиардов, которые обещает нам МВФ, не стоят таких меморандумов, или продолжим затягивать эту петлю у себя на шее”, — соглашается Ирина Верещук.

Украинские эксперты относятся к договоренностям с МВФ гораздо спокойнее. “Они хотели бы, чтобы у нас был порядок во всем, но нужно понимать: тот идеал, который “держат в уме” наши спонсоры, сталкивается с украинской практикой реализации, и в итоге получается совсем не то, что планировалось”, — говорит заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко.

Другими словами, специалисты уверены: сейчас Киев пообещает МВФ все что угодно, лишь бы получить первый транш по новой кредитной программе. Как только эти 1,9 миллиарда перечислят, украинцы, как обычно, начнут тихий саботаж всех договоренностей, срывая выполнение подписанного меморандума.

МВФ собирается рассмотреть вопрос о новом кредите Киеву 9 июня. Положительное решение еще несколько дней назад казалось гарантированным. Но скандал со злополучным меморандумом может изменить позицию украинских спонсоров.

Если законопроект об антикоррупционном суде так и не примут, до осени траншей МВФ можно не ждать – экономист Новак

Без принятия законопроекта о создании в Украине антикоррупционного суда Киев как минимум до осени не получит очередной транш от Международного валютного фонда, заявил в комментарии изданию “ГОРДОН” глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

“Мы работаем с МВФ по старой программе. И пока Украина не получила всю предусмотренную этой программой помощь. Эти деньги Киев рассчитывает получить в нынешнем или следующем году. С 2020 года может быть рассмотрен вопрос о новой программе.

Очевидно, МВФ хочет дождаться результатов президентских и парламентских выборов, чтобы понимать, с кем ему в Украине работать – с каким президентом и с каким правительством. В рамках нынешней программы мы уже год, как не получаем транши. Это связано с невыполнением взятых на себя обязательств.

И это при том, что, учитывая сложную ситуацию из-за российской агрессии, МВФ существенно сократил перечень требований к Киеву”, – сказал экономист.

По его мнению, создание антикоррупционного суда позволит Украине рассчитывать на получение транша МВФ в октябре-ноябре 2018 года.

“Я очень сомневаюсь, что накануне двух избирательных кампаний украинские политики введут рынок земли. Скорее всего, мораторий будет продлен. До осени откладывается вопрос избирательного законодательства и приватизация. Единственное условие, которое теоретически может быть выполнено, – это поддержка создания антикоррупционного суда.

Но если законопроект об антикоррупционном суде так и не примут, до осени траншей МВФ можно не ждать. Если же начнется прозрачная приватизация и будет создан этот суд, то в октябре-ноябре можно рассчитывать на транш. Пока объективных оснований для предоставления нам денег от Фонда я не вижу.

Все требования МВФ сводятся к одному – бюджет страны должен быть платежеспособным”, – резюмировал Новак.

В марте 2015 года Украина и МВФ подписали последний меморандум о сотрудничестве, в течение четырех лет Фонд должен выделить Украине $17,5 млрд. В рамках этой программы украинское правительство получило уже четыре транша на общую сумму $8,7 млрд. В апреле министр финансов Украины Александр Данилюк заявлял, что Киев может получить очередной транш от МВФ в размере $2 млрд в мае-июне 2018 года.

29 мая глава миссии МВФ в Украине Рон ван Роден написал письмо украинскому правительству, в котором заявил, что Украина нарушает обязательства, взятые во время получения предыдущего транша от МВФ, сообщило издание “ЛІГАБізнесІнформ”.

31 мая на брифинге глава Нацбанка Украины Яков Смолий сказал, что на новую программу сотрудничества с МВФ Украина сможет претендовать не раньше 2020 года.

1 марта парламент поддержал законопроект об антикоррупционном суде в первом чтении. Согласно документу, Высший антикоррупционный суд в Украине должны создать в течение 12 месяцев после вступления закона в силу.

21 мая спикер Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что удалось согласовать 13 из 14 поправок, предложенных Венецианской комиссией к законопроекту об антикоррупционном суде ко второму чтению. Несогласованной остается позиция о полномочиях Общественного совета международных экспертов – права вето при назначении судей.

23 мая депутаты начали рассматривать законопроект во втором чтении.

Закон приняли, но немного не тот: Киев пытается нагло обмануть МВФ

Изменить размер текста Аа

Украина в очередной раз пытается получить транш, не выполнив нужных условий.

Сегодня в силу вступает украинский закон об антикоррупционном суде. Событие, которого, без всяких сомнений, в МВФ ждали достаточно долго. Подобный закон является обязательным условием Международного валютного фонда для получения Киевом очередного транша.

Вы какой закон приняли?

Казалось бы, наконец-то Украина поняла, что обещания нужно выполнять и сделала то, чего от неё ждал МВФ. Однако даже тут Киев продемонстрировал свою тягу к примитивным методам обмана.

В тексте закона «О Высшем антикоррупционном суде Украины» появилась правка, которой изначально не было в проекте решения.

Небольшое, на первый взгляд, изменение позволяет де-факто всем, против кого возбуждены дела до начала работы этой инстанции, опротестовывать вердикт в суде общей юрисдикции.

В связи с этим многие эксперты уже назвали данную норму «амнистией топ-коррупционерам Украины». Ведь выходит, что дела самых отъявленных коррупционеров попросту не дойдут до антикоррупционного суда. Их либо разрешат по-своему, либо вовсе прикроют в общих судах.

К слову об этом. Как среди СМИ, так и среди политиков Украины широко освящается тот факт, что суды общей юрисдикции уже давно подконтрольны президентскому окружению.

Таким образом, Порошенко ставит своего рода «фильтр», который не пропустит нужных людей в руки антикоррупционного суда.

«На самом деле слишком многие подковёрные процессы и договорённости нам не видны. Однако и бесспорно то, что Порошенко хочет контролировать антикоррупционные процессы. А то ведь так можно неожиданно и самому оказаться на скамье подсудимых. Или соратников потерять.

Если он мудрый украинский политик, то, конечно же, не готов идти на компромиссы, поскольку в данной ситуации такое поведение кончается цугундером», – поделился своими мыслями директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов в своём комментарии для iReactor.

Обмануть МВФ

После принятия такого видоизменённого закона напрашивается очевидный вопрос о том, закроет ли глаза на всё это МВФ, выдав транш за якобы проведение успешной реформы, или нет.

На этот и другие вопросы ответил специально для iReactor историк, журналист Максим Артемьев: «Я думаю, после длительных баталий в Верховной Раде, где этот закон не мытьём так катаньем в итоге всё же был принят, Запад посчитает это успехом и выполнением условий даже несмотря на определённые недочёты.

Не стоит забывать, что такого рода придирки в первую очередь идут от политических противников Порошенко, которым нужен хоть какой-нибудь повод, чтобы дискредитировать его. В целом выдача МВФ очередного транша для Украины зависит от целого ряда факторов, среди которых закон об Антикоррупционном суде является просто одним из многих.

К примеру, Международный валютный фонд будет смотреть на макроэкономические показатели политики украинского премьер-министра, на показатели инфляции, на обстановку в юго-восточной части страны. Ведь с началом предвыборной гонки команда Порошенко может начать принимать популистские решения, которые не всегда к чему-то хорошему приводят.

Украинский президент и его команда хотели бы оставить за собой ключевые кадровые решения Антикоррупционного суда. И им вовсе не нужно, чтобы другие органы, тем более из других стран, забрали бы эту привилегию себе.

Само население Украины сильно разочаровалось тем фактом, что власть ничего не может сделать с коррупцией в стране. Чтобы решить такую проблему, нужно звать иностранцев. Выходит, люди должны унизительно расписаться в собственном бессилии и надеяться на благосклонность «дяди из-за рубежа». Конечно, Порошенко понимал непопулярность такой меры, но ему всё же пришлось пойти на это.

В целом ситуация на Украине так и останется прежней. Драматических изменений не произойдёт, по крайне мере в краткосрочной перспективе. Безусловно, в экономике есть серьёзные проблемы, но в ближайшее время тотального коллапса не произойдёт. Всё-таки как-то четыре года государство просуществовало.

МВФ с большой долей вероятности выдаст очередной транш Киеву, а значит, у Порошенко и Гройсмана появится повод заявить о себе, как об удачных управленцах.

Другой вопрос, что для обычных украинцев выделение транша и новый принятый Верховной Радой закон – события, которые ровным счётом ничего не изменят, улучшения уровня жизни не будет».

Примитивные методы работают

Экономист оценил одобрение кредита Украине на $5 млрд со стороны МВФ

Украинский политолог, экономист Александр Дудчак в интервью НСН скептически оценил жест поддержки со стороны МВФ, в размере $5 млрд. Эксперт считает, ни о каком спасении страны за счет этих средств говорить нельзя, а украинские власти и не пытаются думать в этом направлении. 

Исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) решил предоставить Украине кредит на $5 млрд сроком на 1,5 года. Первый транш на $2,1 млрд Киев получит в июне, а для предоставления оставшейся суммы потребуется одобрение исполнительного совета. 

See also:  Депутат гетманцев рассказал, кого коснется антиофшорный закон

В МВФ отметили, что экономика Украины существенно пострадает в 2020 году в связи с пандемией коронавируса.

В организации считают, что кредитные средства должны помочь стране вернуться к экономическому росту и обеспечить “продвижение небольшого набора ключевых структурных реформ”.

 При этом в МВФ напомнили, что Украина должна все-таки начать проводить внутренние реформы и заняться борьбой с коррупцией.

“Вся программа на 5 миллиардов, и я сомневаюсь, что все эти деньги будут выплачены. Практика предыдущих программ от МВФ показывает, что ни одна из них не была выполнена — максимум на 40%”, – заявил Дудчак.

По его словам, власти сейчас берут новые кредиты даже не для выплаты предыдущих, а для обслуживания выплат по предыдущим кредитам. Эксперт отметил, что Украина находится “на очень коротком поводке” у Международного валютного фонда.

  • Экономист заявил также, что МВФ вмешивается во внутреннюю политику страны, в законодательный процесс и дает прямые указания по принятию законов, которые интересны крупному международному капиталу. 
  • “Вплоть до того, что выставляет требования по формированию руководства компаний, которые имеют важнейшее значение для Украины — по тому же “Нафтогазу”, – говорит Дудчак.
  • Эксперт считает, что для населения страны вопрос заключается не в выходе страны из кризиса, а в том, насколько изменятся тарифы, а также уровень жизни.

“МВФ выдает в таком объеме, чтобы можно было выдерживать определенные макроэкономические показатели для статистики.

Хотя это все от лукавого, потому что МВФ может в любой момент назвать вещи своими именами и объявить, что Украина некредитоспособна.

Их устраивает такая дойная корова, которую можно все меньше кормить и все больше доить. Они ищут оптимальный баланс, чтобы эта корова не сдохла”, – подвел итог экономист.

Ранее сообщалось, что МВФ в обмен на кредитную помощь требовал от властей Украины принять ряд законов, в числе которых закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, до этого не продававшихся, а также о запрете возвращения национализированных банков бывшим владельцам, и в первую очередь “Приватбанка” Игорю Коломойскому. Команду президента Владимира Зеленского резко критиковала оппозиция за принятие закона о рынке земли.

Дилемма украинской власти: как сохранить помощь МВФ, но не бороться с коррупцией

На днях было опубликовано письмо Международного валютного фонда, адресованное Администрации президента Украины на имя главы АП Райнина. Позже было опубликовано также письмо Мирового банка, адресованное украинской власти.

Оба письма утверждают, что поданный президентом Порошенко в Верховную Раду законопроект об Антикоррупционном суде не соответствует обязательствам Киева, которые записаны в Меморандуме о сотрудничестве МВФ и Украины.

Также говорится о том, что этот законопроект не соответствует рекомендациям Венецианской комиссии.

Главное замечание состоит в том, что принятие такого закона не будет способствовать усилению борьбы с коррупцией в Украине, поскольку этот законопроект не обеспечивает независимость Антикоррупционного суда, а порядок подбора судей, предложенный данным законопроектом, позволяет власти держать этот процесс в собственных руках (это может повлечь за собой назначение судей, которые не будут независимыми, а будут выполнять указания власти). Поэтому достаточно жестко говорится о том, что Украина может не получить следующих траншей от МВФ, а Мировой банк четко указывает, что Украина рискует потерять 800 миллионов долларов кредитных гарантий, которые МБ должен был ей предоставить в ближайшей перспективе.

Таким образом, мы имеем конфликт между МВФ и украинской властью, который приобрел публичный характер.

Следует помнить, что МВФ и Мировой банк — это не просто международные финансовые организации. Это — организации, которые выражают коллективную волю Запада, прежде всего, Соединенных Штатов Америки.

США господствуют в МВФ, имеют право вето на его решения.

Не случайно позиция международных финансовых организаций была публично поддержана послом США в Украине Йованович в недавнем интервью в одном из украинских изданий.

Таким образом, мы имеем конфликт между МВФ и украинской властью, который приобрел публичный характер

Согласно уставу, МВФ, конечно, не должен заниматься построением антикоррупционных систем в странах, которые он кредитует. Но поскольку Фонд принимает решение о предоставлении кредитов, он может использовать условия, необходимые для этого, для давления на ту или иную страну, дабы заставить ее проводить такую политику, которую в МВФ считают нужной.

Момент для давления на Украину выбран крайне удачный. Как известно, программа сотрудничества между Украиной и МВФ находится на грани срыва. В прошлом году Украине удалось получить всего 1 миллиард долларов от МВФ.

При этом Киев заплатил Фонду 1 миллиард 300 миллионов долларов. Негативное сальдо торгового баланса возрастает. Давление на гривну усиливается, и она начала падать. Деньги МВФ сегодня нужны, что называется, «позарез».

Украина не выполнила и ряд других условий по программе сотрудничества между ней и МВФ. В частности, она не провела повышение цен на газ для населения, что нужно было сделать еще осенью 2017 года. Также не был создан рынок земли сельскохозяйственного назначения. Вместо этого Верховная Рада продлила мораторий еще на год, а президент подписал такой закон, а не ветировал его.

Но больше всего международные организации и Запад беспокоит то, что в Украине не идут реформы, а уровень коррупции не снижается, а даже растет. У них появились опасения за судьбу своих денег. Они понимают, что бесконечно давать кредиты, которые идут на «проедание» и разворовывание, невозможно, так как увеличивается вероятность того, что эти кредиты им не вернут.

Украинская власть, в свою очередь, связана обязательствами перед Западом по созданию системы органов по борьбе с коррупцией. А в силу сложившейся традиции, эта власть хочет контролировать все, в том числе суды и антикоррупционные органы.

Украина не выполнила и ряд других условий по программе сотрудничества между ней и МВФ. В частности, она не провела повышение цен на газ для населения, что нужно было сделать еще осенью 2017 года. Также не был создан рынок земли сельскохозяйственного назначения

Это вполне получилось по отношению к Национальному агентству по борьбе с коррупцией (НАПК), которое, судя по заявлениям его некоторых высокопоставленных сотрудников, лояльно к власти и в основном согласовывает кандидатов, прежде чем начать против них антикоррупционные расследования.  

При этом наша власть «обожглась» на Национальном антикоррупционном бюро. Она действительно дала промашку — это бюро оказалось ей в основном неподконтрольно и заводит реальные дела против достаточно известных чиновников и политических деятелей без санкции «сверху».

Плюс весьма ограниченный контроль над Антикоррупционной прокуратурой. Поэтому начались конфликты между НАБУ и Генеральной прокуратурой, между НАБУ и Министерством внутренних дел, между Генеральной прокуратурой и Антикоррупционной прокуратурой и т.п.

Ситуация усугубилась публичными заявлениями руководителей названных антикоррупционных органов с жалобами на давление «сверху».

Такие конфликты сами по себе резко подрывают репутацию Украины.

С другой стороны, создать сейчас независимый Антикоррупционный суд — это значит замкнуть антикоррупционную систему. Ведь, что бы там ни делало НАБУ, если дела попадают в зависимые от власти суды, они ничем не заканчиваются, условно говоря, суды никого не сажают. А если будет создан Антикоррупционный суд, то, независимо от власти, могут выноситься реальные приговоры.

Либо нужно делать все, что говорят на Западе, соглашаясь с тем, что мы фактически утратили свой суверенитет, что Украина уже находится под внешним управлением, что с помощью траншей, кредитных программ и рекомендаций ею начинают управлять извне

Наша власть прекрасно помнит, чем завершилось построение подобной антикоррупционной системы с подачи Запада в целом ряде стран Восточной Европы.

Самый яркий пример — Румыния, где в тюрьму посадили брата бывшего Президента Румынии Мирчу Бэсеску, посадили также бывшего Премьер-министра Адриана Нэстасе, при котором и был создан антикоррупционный директорат.

Посадили двух лидеров партий, 11 министров, 39 депутатов, 14 сенаторов, сотни чиновников помельче и судей. Конечно, повторять такой опыт и испытывать его на себе украинская власть не хочет.

Потому сейчас Украина стоит перед интересным выбором.

Либо нужно делать все, что говорят на Западе, соглашаясь с тем, что мы фактически утратили свой суверенитет, что Украина уже находится под внешним управлением, что с помощью траншей, кредитных программ и рекомендаций ею начинают управлять извне. И очень рисковать будущим своей «политической элиты».

Либо сопротивляться и не выполнять требований Запада. Это будет значить лишить себя дополнительного финансирования в условиях, когда Украина уже в значительной мере разрушила свою экономику. Тогда становится возможен дефолт, резкое падение гривны, скачок цен, социальные проблемы. И все это опять-таки может закончиться плохо для действующей власти.

Либо же можно искать другие выходы. Так, например, некоторые страны становились более авторитарными, переходили к диктаторским режимам, пытаясь удержать власть силой.

В общем, любой из этих вариантов плохой для Украины. Думаю, что сейчас будут прилагаться большие усилия, чтобы как-то договориться с США и другими западными странами о продолжении кредитования и предоставления другой поддержки без выполнения всех условий, которые требуются по борьбе с коррупцией и проведению реформ.

Сейчас Украина стоит перед интересным выбором

Сильным аргументом украинской власти может быть тот, что борьба с Россией важнее для Запада, чем борьба с коррупцией в Украине. И что готовность действующей украинской власти самым активным образом участвовать в этой борьбе должна быть принята во внимание.

Однако убедить Запад в том, что западные интересы важнее для Запада, чем западные ценности, едва ли получится. Западу проще сделать ставку на другую команду, которая будет обеспечивать западные интересы и уважать западные ценности.

Виктор Суслов, заслуженный экономист Украины, экс-министр экономики Украины    

Читайте последние новости Украины и мира на канале УНИАН в Telegram

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*