Минфин рассказал, как будут работать новые законы про рро

С 2021 года все предприниматели в сфере торговли будут обязаны поставить кассовый аппарат или его цифровой аналог – программный регистратор расчетных операций.

В колонке для MC Today партнер Legal House Наталья Радченко и руководитель направления налогового консалтинга Legal House Галина Пилипенко рассказали, какие проблемы государство хочет решить таким образом, как покупатель сможет получить кешбэк за донос на продавца и почему бизнес против.

Друзья, мы в редакции mc.today мечтаем публиковать ваши истории. С вами приключилось что-то странное и необычное на работе, в поездке, прямо на улице? Расскажите об этом нам, отправив письмо на [email protected] Присылайте сразу готовый рассказ объемом до 10 тыс. знаков, по стилю ориентируйтесь на эту статью.

Что случилось?

Минфин рассказал, как будут работать новые законы про РРО

Наталья Радченко

Сегодня ФЛП (физические лица-предприниматели – прим.ред), которые получают меньше 1 млн грн дохода в год, могут не использовать регистраторы расчетных операций (РРО), то есть кассовые аппараты. Когда они получают оплату наличными, они нигде это не фиксируют.

Но 20 сентября Верховная Рада Украины приняла законы, которые меняют систему расчета наличными. С 1 января 2021 года применение РРО станет обязательным для всех предпринимателей сферы торговли, независимо от дохода. Этот закон не касается только «единщиков» первой группы.

А с 1 октября 2020 года, независимо от формы налогообложения, РРО должны будут установить:

  • те, кто продает товар (предоставляет услуги) через интернет;
  • те, кто продает ювелирные изделия;
  • те, кто торгует б/у товарами в магазинах;
  • владельцы кафе, ресторанов, отелей, турагентств и туроператоров;
  • продавцы текстиля, деталей и оборудования для автомобилей.

Зачем это сделали

Минфин рассказал, как будут работать новые законы про РРО

Галина Пилипенко

Международный валютный фонд обязывает Украину урегулировать расчеты наличными и бороться с теневым денежным оборотом. РРО и фискальные чеки позволят четко контролировать всю цепочку движения товара от границы (в случае с импортом) или производителя до конечного потребителя.

Авторы законопроектов утверждают, что введение обязательных РРО также поможет бороться с контрабандой, потому что торговать товарами, не оформленными на таможне, станет сложнее.

Есть ли альтернатива кассовому аппарату?

Вместо дорогого кассового аппарата можно установить специальное программное обеспечение прямо на ноутбук или смартфон – программный регистратор расчетных операций. Закон предусматривает, что налоговая служба бесплатно предоставит предпринимателям свое программное решение и обеспечит его техническую поддержку.

Можно будет пользоваться программами и других поставщиков (естественно, за деньги).

Еще одно нововведение – электронный чек вместо бумажного. Он формируется с помощью РРО. Такой чек может быть в виде QR-кода, продавец может отправлять его покупателю по SMS или email.

Как работает электронный РРО?

Налоговики присваивают фискальный номер каждому электронному чеку. Это происходит на специальном фискальном сервере Государственной налоговой службы (ГНС). Для этого чек передается с устройства предпринимателя на сервер налоговой службы и уже в виде фискального расчетного документа возвращается обратно.

А что, если пропадет связь?

В случаях, когда пропадает связь с сервером налоговой, программный РРО можно использовать в офлайн-режиме до 36 часов подряд и до 168 часов ежемесячно, указано в законе.

Но для этого предприниматель должен получить у контролирующего органа диапазон фискальных номеров для чеков, а в течение часа после восстановления связи передать на сервер ГНС все созданные в офлайн-режиме расчетные документы.

Почему все это не очень удобно

Бизнес, работающий как с обычными, так и с программными РРО, по-прежнему будет обязан ежедневно формировать и отправлять в налоговую так называемые Z-отчеты (фискальный отчетный чек – прим. ред.) обо всех проведенных операциях.

Программный РРО нужно предварительно запрограммировать, введя целый массив информации: наименование товара (для подакцизных товаров еще и код УКТВЭД – код Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности), цены и другие данные.

Не выполнишь эти требования – оштрафуют. Если предприниматель использует незапрограммированный надлежащим образом РРО – то на 85 грн. Если этот предприниматель торгует подакцизными товарами – на 5100 грн. За неподачу отчетности штраф составит 510 грн и так далее.

В Государственной налоговой службе обещают облегчить для бизнеса коммуникацию с контролирующими органами. Но для этого нужно принять ряд подзаконных актов, которых еще не существует.

Почему бизнес против?

Сейчас большинство представителей малого бизнеса не ведут бухгалтерский учет, закон не обязывает их это делать. Но после начала тотальной фискализации упрощенная система перестанет быть упрощенной. Придется вести учет товара.

Предприниматель во время проверки должен будет предоставлять налоговой документы, подтверждающие происхождение и ведение учета товара, который будет находиться на полках или складе на момент проверки.

Это будет касаться:

  • ФЛП – плательщиков НДС;
  • ФЛП и юридических лиц на общей системе налогообложения;
  • всех ФЛП, которые реализуют технически сложные бытовые товары, подлежащие гарантийному ремонту, ювелирные изделия, лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Если документы не предоставить, придется заплатить штраф, состаляющий 200 % стоимости неучтенного товара. Такую же сумму придется заплатить, если указанная в документах цена не будет совпадать с ценником.

Тот самый «кешбэк»

Еще одно нововведение, которое волнует бизнес  – так называемый «кешбэк за бдительность». Государство будет поощрять покупателей, чтобы они контролировали продавцов и проверяли выданные ими чеки.

У налоговой службы есть специальный ресурс, на котором можно проверить, фискальный (то есть учтенный налоговой) вам выдали чек или нет. Когда фискализация чеков станет обязательной для всех, теоретически каждый чек должен быть фискальным. Если покупатель обнаружит «неправильный» чек, сможет подать жалобу на предпринимателя и получить вознаграждение.

Кешбэк может составлять до 100 % стоимости товара, указанного в «плохом» (нефискальном) чеке. Товар продавцу не вернут.

Какие тут могут быть нюансы

Многие предприниматели уже заявили, что нововведение опасно для бизнеса. Они уверены, что как только положение о «кешбэке» вступит в силу, налоговая будет завалена жалобами людей, желающих обогатиться. А предприниматели никак не защищены от использования чужих или поддельных фискальных чеков. Им сложно будет доказать, что такой чек покупателю они не выдавали.

Интересно, что если продавец вообще не выдал чек, то у покупателя не будет возможности его оспорить. Кроме того, чтобы покупатель мог получить вознаграждение, «нефискализированный» товар должен стоить от 850 грн и больше.

Человек, подающий жалобу через электронный кабинет налогоплательщика, должен указать все свои данные, в том числе банковский счет, и поставить электронную подпись. Документы, полученные вместе с товаром или услугой, нужно отсканировать и приложить к жалобе.

Также чтобы покупатель получил вознаграждение, налоговая должна оштрафовать предпринимателя, ее решение не должно быть оспорено, а сам штраф – уплачен.

Чего не хватает, чтобы все это заработало

Результат будет зависеть в том числе от технической готовности налоговой службы. В ГНС должны создать систему учета данных, которая бы собирала информацию с регистраторов расчетных операций. Но порядок работы такой системы еще не разработали и не утвердили.

Также налоговикам нужно будет технически координировать работу всех электронных баз и систем, задействованных в исполнении закона. Это нужно для того, чтобы «хорошие» чеки не терялись в системе. И чтобы покупатель не мог повторно пожаловаться на чек, по которому предпринимателя уже оштрафовали. Пока техническая подготовка ГНС оставляет желать лучшего.

К чему готовиться фопам: главные нововведения законов о рро | бізнес

  • Законы о кассовых аппаратах для ФЛП и о “кешбэке” уже официально опубликованы в «Голосе Украины», но начнут действовать через полгода, за исключением отдельных норм, касающихся, в частности, наименования контролирующего органа (Государственная налоговая служба), которые вступили в силу 20 октября и относительно применения механизма кэшбэк – с 1 октября 2020, а также увеличения годового лимита для ФЛП второй группы – с 1 января 2021 года.
  • Так, законопроект №1053-1«О внесении изменений в Закон «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» относительно детинизации расчетов в сфере торговли и услуг» теперь стал Законом № 128-IX от 20 октября 2019 года, а законопроект № 1073 – Законом № 129-IX от 20 октября 2019 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг».
  • Эти законы вызвали много критики со стороны малого бизнеса, поскольку обязывают предпринимателей использовать кассовые аппараты, вводят электронный чек, денежное вознаграждение для покупателей и немалые штрафы для бизнеса.
  • Какие именно нововведения ожидают предпринимателей?
  • Использование РРО

Регистраторами расчетных операций могут быть как обычные устройства (POS-терминалы), так и программные (контролирующий орган должен обеспечить бесплатное программное решение). Отметим, Президент уже обязал Кабмин с 1 января 2020 года дать возможность налогоплательщикам тестировать бесплатное программное обеспечение при осуществлении расчетных операций.

Расчетным документом может быть кассовый чек, товарный чек, расходный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т.п, подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, созданный в бумажной и/или электронной форме (электронный чек, QR-код) или заполненный вручную.

Напомним, узнать о попадании компании в графики плановых проверок государственных органов надзора и контроля можно с помощью сервиса CONTR AGENT от ЛІГА:ЗАКОН. Кроме того, сервис позволяет проверить информацию относительно уплаты налогов вашими контрагентами и возможном их включении в санкционные списки Украины, ЕС, США и других стран. Сервис можно протестировать.

  1. Кто обязан использовать РРО?
  2. РРО не будут применяться плательщиками единого налога первой группы.
  3. До 1 октября 2020 РРО не применяются плательщиками единого налога второй – четвертой групп независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода которых не превышает 1 млн. гривен, кроме реализации:
  4. – технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  5. – лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставления платных услуг в сфере здравоохранения.
  6. То есть ФЛП с доходом менее 1 млн грн в год до 1 октября 2020 года не применяют РРО.
  7. С 1 октября 2020 года правила заработают для так называемых “групп риска”:
  8. – реализация товаров (предоставления услуг) через сеть Интернет;
  9. – реализация технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  10. – реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставления платных услуг в сфере здравоохранения;
  11. – реализация ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;
  12. – розничная торговля бывшими в употреблении товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД);
  13. – рестораны, кафе, рестораны быстрого обслуживания, кроме продажи воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов; блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса;
  14. – турагенства и туроператоры;
  15. – гостиницы и подобные места временного размещения (группа 55.10 КВЭД);
  16. – реализация текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках), деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.
See also:  Новый закон об обществе с ограниченной ответственностью: что ждет самую популярную форму ведения бизнеса в украине

В случае превышения объема дохода 1 млн. гривен, применение РРО становится обязательным и начинается с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения, и продолжается во всех последующих налоговых периодах.

  • С 1 января 2021 года РРО будут применять все плательщики единого налога 2-4 группы.
  • ФЛП второй группы увеличат лимит годового дохода
  • С 1 января 2021 года годовой лимит дохода плательщиков единого налога второй группы повышается с 1,5 млн грн до 2,5 млн грн.
  • Расширен перечень предпринимателей, которые не могут быть плательщиками единого налога
  • С 20 октября 2019 года не могут быть плательщиками единого налога 1-3 групп предприниматели, осуществляющие деятельность:
  • – по предоставлению услуг фиксированной телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи (местной, междугородной, международной);
  • – деятельность по предоставлению услуг фиксированной телефонной связи с использованием беспроводного доступа к телекоммуникационной сети с правом технического обслуживания и предоставления в пользование каналов электросвязи (местной, междугородной, международной);
  • – деятельность по предоставлению услуг подвижной (мобильной) телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи;
  • – деятельность по предоставлению услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации телекоммуникационных сетей, сетей эфирного теле- и радиовещания, проводного радиовещания и телесетей.
  • Как и когда заработает механизм «кэшбэк»?
  • С 1 октября 2020 года покупатели смогут жаловаться на выданные им чеки с нарушениями, но только на покупки от 850 грн.
  • Подать жалобу можно будет исключительно через свой Электронный кабинет налогоплательщика, после прохождения электронной идентификации, с использованием квалифицированной электронной подписи.
  • Компенсация будет перечисляться за счет штрафных (финансовых) санкций, примененных по результатам проверки жалобы, и составит 100 % стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), указанных в его жалобе.

Такая компенсации исключена из налогооблагаемого дохода физлица. То есть, получив возмещение покупатель не должен будет с него уплачивать налоги.

  1. Налоговики уже разъяснили, как будет работать механизм “кэшбэков”. Читайте об этом здесь
  2. Что указывается в жалобе:
  3. – ФИО, место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта, номер средства связи;
  4. – дата приобретения товаров (работ, услуг);
  5. – наименование и стоимость приобретенных покупателем товаров (работ, услуг), наименование и/или налоговый номер продавца, адрес хозяйственной единицы продавца или адрес места приобретения товаров;
  6. – в случае приобретения товаров через интернет – также указание сайта;
  7. – перечень документов, полученных покупателем (потребителем) от продавца товаров (работ, услуг) вместе с приобретенным товаром (работой, услугой);
  8. – информация о расчетном документе;
  9. – номер банковского счета покупателя (потребителя), на который может быть перечислена компенсация.
  10. К жалобе обязательно прилагаются электронные копии документов или копии документов, полученные путем сканирования полученных покупателем от продавца товаров (работ, услуг) вместе с приобретенным товаром (работой, услугой), о которых говорится в жалобе.
  11. Что изменится в отчетности для ФЛП?
  12. Напомним, недавно в Минфине рассказали, что никакой новой отчетности по применению РРО не вводится (ни для программных, ни для классических РРО). Читайте об этом подробнее здесь
  13. Изменениям в Законе о применении РРО уточняется, что при использовании программных РРО также нужно будет ежедневно создавать в бумажной и/или электронной форме фискальные отчетные чеки при осуществления расчетных операций, создавать контрольные ленты в бумажной и/или электронной форме и обеспечивать их хранение (на обычных РРО-три года, а на программных – до момента передачи расчетных документов на фискальный сервер контролирующего органа).
  14. Также нужно будет проводить расчетные операции с использованием режима предварительного программирования наименования товаров (услуг) и вести учет товарных запасов, осуществлять продажу только тех товаров (услуг), которые отражены в таком учете.
  15. При этом субъект хозяйствования обязан предоставить контролирующим органам при проведении проверки документы (в бумажной или электронной форме), подтверждающие учет и происхождения товаров, которые на момент проверки находятся в месте продажи (хозяйственном объекте).
  16. Однако такие требования не распространяются на ФЛП, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированы плательщиками НДС (кроме осуществляющих деятельность по реализации технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней).
  17. Что делать, если программный РРО не работает или утратил связь с сервером?

Если программный РРО не работает, нужно в течение дня уведомить об этом контролирующий орган (ГНС), производителя программного регистратора и/или центр сервисного обслуживания (при наличии) по установленной форме. На период выхода из строя программного регистратора проведение расчетных операций не осуществляется до момента устранения неисправностей.

В случае проведения расчетных операций в период отсутствия связи с сервером контролирующего органа в течение часа после восстановления такой связи необходимо уведомить контролирующий орган средствами телекоммуникаций о времени и дате начала и окончания проведения расчетных операций в этот период.

В этот период в расчетном документе указывается информация о проведении расчетной операции в режиме офлайн.

В режиме офлайн проводить расчетные операции можно не дольше 36 часов с созданием электронных расчетных документов, которым присваиваются фискальные номера из диапазона, сформированного фискальным сервером.

Номера из этого диапазона можно использовать не более 168 часов в течение календарного месяца.

Порядок определения диапазона, выдачи и резервирования этих номеров будет определен отдельно.

Без зарезервированных фискальных номеров из этого диапазона использовать программный регистратор офлайн нельзя.

В течение часа после восстановления связи осуществляется передача копий созданных в режиме офлайн расчетных документов. Эти расчетные документы должны быть переданы до момента передачи электронного фискального отчета, электронного фискального отчетного чека за день, когда были сформированы эти документы. Такие документы должны храниться до момента подтверждения их доставки.

  • Субъект хозяйствования может принять решение о том, что в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии проведение расчетных операций не осуществляется до момента надлежащего подключения резервного регистратора или включения электроэнергии, о чем сообщает при регистрации регистратора расчетных операций.
  • Напомним, что вы можете посмотреть на свой бизнес глазами налоговиков через сервис Liga:Report, который поможет вовремя получать информацию об имеющейся задолженности, штрафах, пени, переплате по налогам в той системе, где вы работаете, контролировать успеваемость уплаты налогов, а также эффективно взаимодействовать с налоговиками.
  • Какие штрафы грозят ФЛП?
  • В случае установления в ходе проверки факта:
  • – проведения расчетных операций на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг);
  • – непроведение расчетных операций через РРО;
  • – несоответствие на месте проведения расчетов суммы наличных средств сумме средств, указанной в дневном отчете регистратора, более чем на 10 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, а в случае использования расчетной книжки – общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня;
  • – невыдачи (в бумажном виде и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа
  • предприниматели заплатят штраф до 1 октября 2020 года в размере:
  • – 10% стоимости товара, проданного с нарушениями – за нарушение, совершенное впервые;
  • – 50 % стоимости товара, проданного с нарушениями – за каждое следующее нарушение.
  • После переходного периода размер штрафов будет следующим:
  • – 100 % стоимости товара, проданного с нарушениями – за первое нарушение;
  • – 150 % стоимости товара, проданного с нарушениями – за каждое следующее нарушение.
  • Также предусмотрены следующие финансовые санкции:
  • 50 НМДГ (850 грн) – за неиспользование при осуществлении расчетных операций или использование незарегистрированных книг учета расчетных операций или расчетных книжек;
  • 30 НМДГ (510 грн) – в случае если контрольная лента не напечатана или не создана в электронной форме или обнаружено искажение данных о проведенных расчетных операциях;
  • 5 НМДГ (85 грн) – в случае проведения расчетных операций без использования режима предварительного программирования наименования каждого товара, который не является подакцизным, и/или услуги, цены товара (услуги) и учета их количества;
  • 300 НМДГ (5100 грн) – в случае проведения расчетных операций через РРО без использования режима предварительного программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории УКТ ВЭД, цены товара и учета их количества;
  • 20 НМДГ (340 грн) – в случае нарушения установленного порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, или в случае нарушения порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте;
  • 300 НМДГ (5100 грн) – в случае применения при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя;
  • 30 НМДГ (510 грн) – в случае непредставления в контролирующие органы отчетности, связанной с применением РРО, расчетных книжек и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков.
  • Воспользуйтесь ботом-бухгалтером ReporTax для ФЛП, который умеет рассчитывать и оплачивать налоги, а также подавать отчетность в госорганы.
  • За торговлю неучтенными товарами применяется финансовая санкция в размере двойной стоимости таких товаров по ценам реализации, но не менее десяти НМДГ (170 грн).
  • В случае установления при применении РРО производственных дефектов в его конструкции или программном обеспечении, которые позволяют искажать информацию об объеме расчетных операций к производителю или поставщику такого регистратора по решению контролирующих органов применяется финансовая санкция в размере 500 НМДГ (8500 грн). Такие регистраторы подлежат конфискации, производитель или поставщик обязан возместить их стоимость субъекту хозяйствования
  • Александра Кознова, главный редактор портала ЛІГА:ЗАКОН Бизнес
  • Важно знать: Предпринимателей обязали отчитываться банкам за наличные расчеты с физлицами
  • Обратите внимание: ТОП-5 вопросов о РРО
See also:  Пайова участь для замовників будівництва підлягає скасуванню - закон підписано

Минфин рассказал, как будут работать новые законы про РРО

20 сентября 2019 года Верховная Рада приняла законопроекты, которые регулируют использование РРО (кассовых аппаратов). Все ФОП в ритейле должны будут использовать кассовые аппараты после переходного периода.

 Законопроекты также увеличивают штрафы за нарушения в этой сфере, вводят программные РРО. В Министерстве финансов провели встречу с представителями бизнеса и прокомментировали некоторые популярные вопросы о проектах (в частности, о штрафах, Z-отчетах и т.д.). Редакция AIN.

UA собрала вопросы предпринимателей, которые прокомментировали в ведомстве.

Закон предусматривает обязанности продавца по составлению отчетности по РРО. Увеличивается ли админнагрузка на продавцов и вводится дополнительная ответственность за нарушение этого требования?

Комментарий ведомства: Новую отчетность по использованию РРО в законопроекте 1053-1 не вводят (ни для программных, ни для классических РРО). Дополнительной административной нагрузки для продавца законодательные изменения не несут.

Но под «отчетностью» в Законе «О применении РРО в сфере торговли, питания и услуг» попадают в том числе фискальные отчетные чеки, так называемые Z-отчеты (Z-отчет — это фактически отчет об операциях в РРО за день, его цель — зафиксировать результаты работы РРО за этот период и обнулить память аппарата — ред.)… Штрафов за несоздание фискальных отчетных чеков в программных РРО быть не должно. Министерство финансов подготовит налоговую консультацию по этому вопросу.

Зачем вообще нужен Z-отчет для программных РРО?

Комментарий ведомства: В концепции программных РРО он нужен, этим отчетом продавец показывает, что все без исключения расчетные операции, совершенные днем (или в определенную смену), прошли через РРО.

На практике это не будет создавать сложностей для плательщика налогов, не нужно будет ждать «до ночи», чтобы сформировать отчет. Вся «внутренняя кухня» по обмену информацией между налоговой и плательщиком налогов будет решаться настройками фискального сервера и техническими требованиями к программным РРО. Эти требования будут вынесены на публичное обсуждение.

Эти отчеты можно будет формировать в электронном кабинете на основании чеков, поступивших на сервер налоговой.

Будет ли штраф за нарушение формирования контрольной ленты в программном РРО?

Комментарий ведомства: В законопроекте №1053-1 контрольная лента для программных РРО предусмотрена только для режима офлайн, и она — исключительно электронная. Без этого элемента невозможен контроль за последовательностью чеков, созданных в таком режиме работы.

Для программных РРО механизм формирования ленты будет выписан в технических требованиях. Он вообще не будет требовать дополнительных действиях от плательщиков налогов. Опасения насчет штрафов за несоздание контрольной ленты на программных РРО — лишние, ведь возможность их применения к продавцу исключена. Министерство финансов предоставит соответствующее разъяснение.

Почему остается штраф за несоответствие суммы налички на месте проведения расчетов?

Комментарий ведомства: Речь идет о штрафе за несоответствие на месте проведения расчетов суммы, указанной в дневном отчете, больше чем на 10% размера минимальной зарплаты.

Ответственность за такое нарушение предусмотрена в текущей редакции Закона о РРО.

То есть, речь не идет о возобновлении штрафов из отмененного указа президента «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию оборота наличных» № 436/95 от 12.06.1995.

Штраф ни в коем случае не зацепит тех плательщиков, которые будут применять программные РРО, где фискализация проходит на сервере налоговой. Что же касается классических РРО, то этот штраф остается из-за специфики регистрации ими расчетных операций.

Как выполнять требования закона о предварительном программировании товаров в РРО?

Комментарий ведомства: Нужно техническое решение, которое даст автоматизовать программные для всех продавцов, в том числе, частных предпринимателей. Это общее задание Минфина и ГНС, которое проведут при разработке бесплатного решения для программного РРО.

Ответственность за ошибки в таком программировании для тех, кто не торгует подакцизными товарами, остается на текущем уровне: пять необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (85 грн) разово, за все выявленные во время проверки нарушения.

Минфин рассказал, как будут работать новые законы о РРО

Министерство финансов провело встречу с представителями бизнеса по отдельным аспектам введения законопроекта о РРО (Законопроект № 1053-1 от 06.09.2019).

Об этом сообщает пресс-служба Минфина.

Основные вопросы:

  • Никакой дополнительной административной нагрузки для продавцов законодательные изменения не создают.

Новая отчетность по применению РРО законопроектом 1053-1 не вводится. Однако, под «отчетность» в контексте законопроекта подпадают в том числе «фискальные отчетные чеки», так называемые Z-отчеты. И здесь позиция Министерства финансов и ГНС едина и однозначна: штрафов за несоздание фискальных отчетных чеков программными РРО не должно быть, ведь механизм «фискализации» по ним совсем иной.

  • Штрафа за отсутствие Z-отчета быть не должно.

Впрочем, в концепции программных РРО Z-отчет все же нужен. Им продавец свидетельствует, что все без исключения расчетные операции, которые он совершил в течение рабочего дня (или определенной смены), прошли через программный РРО (в том числе оформленные во время работы в режиме «оффлайн»).

На практике это не будет создавать неудобств или дополнительных обязанностей налогоплательщика, не нужно будет ждать «до ночи», чтобы сформировать отчет. Вся «внутренняя кухня» по обмену информацией между ГНС и налогоплательщиком будет решена настройками работы фискального сервера и техническими требованиями к программным РРО.

Владислав Крайник: есть ли жизнь после электронного РРО?

Также такие отчеты можно будет сформировать средствами электронного кабинета на основе данных чеков, поступивших на фискальный сервер ГНС.

  • Разъяснение относительно штрафа за нарушение формирования контрольной ленты в программном РРО.

В законопроекте № 1053-1 контрольная лента для программных РРО предусмотрена только для режима «оффлайн», и она – только электронная. Без этого элемента невозможен контроль за последовательностью чеков, созданных в таком особом режиме работы.

Как и в случае с Z-отчетами, для программных РРО механизм формирования ленты будет выписан в технических требованиях. Более того – он вовсе не потребует дополнительных действий от налогоплательщиков. Опасения относительно штрафов за несоздание «контрольной ленты» на программных РРО излишни, ведь возможность их применения к продавцу – исключена.

  • Почему остается штраф за несоответствие суммы наличных на месте проведения расчетов.

Речь идет о штрафе за несоответствие на месте проведения расчетов суммы наличных средств, указанной в дневном отчете, более чем на 10 процентов размера минимальной заработной платы. Ответственность за такое нарушение предусмотрена в действующей редакции Закона о РРО.

Этот штраф ни в коем случае не затронет тех плательщиков, которые будут применять программные РРО, где фискализация проводится на сервере ГНС. Что касается классических РРО, то этот штраф остается в силу специфики регистрации ими расчетных операций.

  • Как выполнить требования Закона по предварительному программированию товаров в РРО?

В Минфине отметили, что требуется техническое решение, которое позволит автоматизировать такое программирование для всех продавцов, в том числе частных предпринимателей (то есть оно должно быть удобным и универсальным). Это общая задача Минфина и ГНС, которая будет выполнена при разработке бесплатного решения для программного РРО.

Ответственность за ошибки в таком программировании для тех, кто не торгует подакцизными товарами, останется на действующем уровне: пять необлагаемых минимумов доходов граждан (85 грн.), Разово, за все выявленные в ходе проверки случаи нарушения.

  • Применение программных РРО для программно-технических комплексов самообслуживания.
See also:  Рада ухвалила антипіратський закон

Специфика ПКТС хорошо известна: в таком аппарате нет «человека-кассира», который мог бы заверить фискальный чек своей электронной подписью, есть некоторые другие важные нюансы. Участники встречи согласились с тем, что законопроект № 1053-1 в предложенной редакции не мешает найти техническое решение для ПКТС, которое даст возможность их операторам оставаться в правовом поле.

Справка Finance.ua:

  • 20 сентября Верховная Рада приняла законопроекты 1053-1 і 1073 по детенизации расчетов в сфере торговли и услуг, что предусматривает применение программного обеспечения регистраторов расчетных операций (РРО).
  • Новшество коснется тех, кто осуществляет реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения, ювелирной продукции, розничную торговлю в магазинах, деятельность ресторанов, кафе, быстрого питания, деятельность гостиниц и турагентств.

Новые правила для ФЛП: главные инновации в законах про кассовые аппараты и «кэшбек»

Глава государства Владимир Зеленский подписал законы Украины № 128-IX “О внесении изменений в закон “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” и № 129-IX “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг”, которые Парламент принял 20 сентября 2019 года. Они направлены на защиту легального бизнеса от недобросовестной конкуренции, вывод из теневого оборота доли наличных расчетов, “серого” товара, улучшение эффективности налогового администрирования и государственного контроля за расчетными операциями.

В частности, они обязывают предпринимателей использовать кассовые аппараты, вводят электронный чек на товар или услугу, вводят денежное вознаграждение для покупателей и большие штрафы для бизнеса, если товар будет продаваться без чека, а также многое другое.

Главные инновации в законах про кассовые аппараты и «кэшбек»:

Почти весь малый бизнес будет обязан использовать РРО

  • РРО – (программы, с помощью которых можно будет законно оформлять продажу товаров) — кассовый аппарат, должны будут использовать все плательщики единого налога 2, 3 и 4 группы.
  • Для ФОПов второй-четвертой категории, которые продают бытовые товары с гарантийным ремонтом или медикаменты, РРО будут обязательными с 1 октября 2020 года.
  • С 1 октября 2020 года сфера применения РРО существенно расширится. Так, РРО станет обязательным при:
  • реализации технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (данная норма вступила в силу с мая 2018-го);
  • осуществлении деятельности по реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставлению платных услуг в сфере
  • здравоохранения;
  • реализации ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней;
  • реализации товаров (оказании услуг) через сеть Интернет;
  • реализации подержанных товаров в магазинах (за исключением “блошиных рынков”);
  • деятельности туристических агентств и операторов; деятельности гостиниц и тому подобное.

С 2021 года они станут обязательными для ФОПов, которые продают ювелирные товары, текстиль, б/у товары в магазинах, ресторанов и кафе, турагентств, гостиниц и хостелов.

Применение РРО не касаются ФЛП первой группы, предпринимателей, которые рассчитываются в безналичной форме, производителей. Без РРО можно будет торговать товарами за наличные средства на рынках, кроме товаров, которые подлежат гарантийному обслуживанию.

Без РРО работать смогут только те предприниматели, которые не используют труд нанятого сотрудника, зарабатывают до 300 тыс. грн в год, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению.

Например, если парикмахер в среднем зарабатывает около 20 тыс. грн, работает “на себя” и ищет клиентов в интернете, пользоваться регистратором ему не нужно. Но если решит нанять еще нескольких своих коллег на ставку и принимать больше заказов, то в таком случае придется вести учет.

Вводится новый тип РРО — программный

Функцию программного РРО сможет выполнять любое устройство (компьютер, планшет, смартфон), на которое установлено соответствующее программное обеспечение. Государственная налоговая служба Украины должна обеспечить программным решением для использования субъектом хозяйствования программного РРО бесплатно. Регистрация программного РРО будет осуществляться через электронный кабинет.

Предусмотрено, что чек может быть не только бумажным, но и электронным (отображаться на экране, в том числе в виде QR-кода). Его создаст программный РРО и зарегистрирует фискальный сервер контролирующего органа.

В Государственном реестре РРО зарегистрированы 8 типов программных РРО. Сейчас они доступны для тестового применения.

Налоговая служба бесплатно предоставит бизнесу программный РРО. Данный программный РРО называется “E-Receipt” (е-Чек – электронний чек), он зарегистрирован в госреестре РРО. Для тестирования его можно скачать с веб-сайта налоговой службы.

Вводится кешбэк

Кроме того, чтобы стимулировать потребителей получать чеки, с 1 октября 2020 вводится так называемый кэшбек. Это возможность выплаты покупателю компенсации 100% стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в случае нарушения продавцом законодательства по РРО.

Если в чеке сумма меньше, чем вы заплатили, или вам его вообще не выдали – идите в налоговую и стоимость покупки вам вернут, а покупку при этом можно будет оставить себе.

Механизм такой компенсации прописан в документе. Покупатель жалуется в налоговую, а налоговая в сжатые сроки проверяет, было ли нарушение. После – штрафует и делится полученными деньгами с клиентом недобросовестного продавца.

Штрафы

Даже при использовании программных РРО предприниматели обязаны формировать ежедневные отчеты

За каждое невыполнение обязательства штраф 510 грн (30 необлагаемых доходов граждан).

Создание отчетных чеков (Z-отчетов) утверждено постановлением Нацбанка. Z-отчет сейчас для предприятия является обязательным видом отчетности, связанным с применением РРО.

Если предприниматель выдал покупателю полностью или частично не фискализированный чек (чек, который не был зарегистрирован на сервере Государственной налоговой службы) на один или несколько товаров, каждый из которых дороже 850 грн, покупатель может написать жалобу в Налоговую.

Штрафы за нарушения работы с РРО (выдача чека на неполную сумму стоимости товара или услуг; непроведение расчетных операций) на переходный период до 1 октября 2020 года составит 10 %  стоимости товара или услуг (за первое нарушение), за второе – 50 %. После переходного периода штрафы увеличатся до 100 % и 150 % соответственно.

Увеличивается “лимит” оборота ФЛП второй группы

с 1 января 2021 года повышается с 1,5 млн грн до 2,5 млн грн максимальный порог годового дохода физического лица-предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, который может относиться ко II группе плательщиков единого налога.

Зеленский подписал законы про РРО, а заодно и указ про двухлетний мораторий на проверки ФЛП

Президент Украины Владимир Зеленский сегодня подписал принятые 20 сентября Радой законы №1053-1 и №1073, регулирующие использование бизнесом кассовых аппаратов (регистраторы расчетных операций, РРО). Об этом свидетельствует соответствующая запись в таблице основных этапов прохождения документов на сайте Рады.

По новым правилам, все ФЛП в розничной торговле должны будут использовать кассовые аппараты после переходного периода. С принятием этих законопроектов также ввели программные РРО и увеличили штрафы за нарушения.

Итак, утверждены следующие этапы:

  1. До 1 октября 2020 года ФЛП в сфере торговли с оборотом менее 1 млн грн в год могут не использовать РРО. Это правило не касается тех, кто продает «технически сложные» бытовые товары, подлежащие гарантийному ремонту, а также лекарства и медицинские услуги.
  2. С 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года ФЛП в сфере торговли с оборотом меньше 1 млн грн в год всё ещё могут не использовать РРО. Однако этот льготный период не распространяется на предпринимателей, которые торгуют технически сложными товарами, лекарственными препаратами и медицинскими услугами, ювелирными украшениями, б/у-товарами, владеют кафе или ресторанами, туристическим бизнесом, отелями. Также эта льгота не распространяется на интернет-магазины, работающие через ФЛП. Таким образом, интернет-магазинам, работающим через ФЛП, нужно будет перейти на использование кассовых аппаратов не позднее 1 октября 2020 года.
  3. Для ФЛП 2-й группы лимит повышается с 1,5 млн грн до 2,5 млн грн.
  4. Если доход предпринимателя превысил 1 млн грн, он должен начать пользоваться РРО в следующем календарном периоде.

Что касается штрафов за нарушение кассовых операций, то они немного снижены. На время переходного периода за первое нарушение штраф составит 10% от стоимости товара, за второе — 50%. После переходного периода штрафы увеличиваются: до 100% за первое нарушение, и до 150% за второе. Также, законопроекты устраняют штраф за то, что предприниматель не ведёт книгу учета расчетных операций.

Еще одно новшество — «кэшбек», под которым подразумевается выплата для покупателей, обнаруживших нарушения со стороны магазина при выдаче чеков.

В случае выявления таких незарегистрированных чеков граждане смогут обратиться в налоговую службу с заявлением компенсацию стоимости товара из штрафа, который заплатит магазин. В предыдущем проекте закона минимальная сумма покупки для получения права на «кэшбек» была установлена на уровне 500 грн.

Ко второму чтению она была увеличена до 850 грн. По словам Данила Гетьманцева, «кешбек» будет касаться только случаев, когда продавец выдал фальшивый чек.

Одновременно с законами про РРО президент подписал указ про введение двухлетнего моратория на проверки ФЛП, о котором мы писали накануне.

Источник: rada.gov.ua (2) и president.gov.ua

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*