Неподъемная отчетность: новый закон взвинтит цены на услуги аудиторов

Юбилейный, 25-й выпуск рейтингов крупнейших российских аудиторских организаций и групп, составленный рейтинговым агентством RAEX («РАЭКС-Аналитика»), выявил начавшуюся рецессию на этом рынке финансовых услуг. Смягчить негативные тенденции аудиторам удалось за счет клиентов, которых заказывать проверки впрямую обязывает закон.

Спокойно, мы падаем

Суммарная выручка топ-100 российских аудиторских организаций составила в 2019 году 38,24 млрд руб. против 39 млрд руб. годом ранее, снизившись за год на 2%.

Этого оказалось недостаточно, чтобы обогнать инфляцию, которая, по Росстату, в прошлом году составила 3% Таким образом, за последние три года ведущие аудиторы страны лишь в 2018 году смогли существенно нарастить свои обороты (+9%), ведь и в 2017-м в этом сегменте наблюдался спад (–5%).

Вниз рынок тянут, как ни странно, суммарные показатели лидеров — компаний «большой четверки». В 2019 году на их долю пришлось 72% от всей выручки по рэнкингу — 27,38 млрд руб.

(–4,8% к прошлому рэнкингу, когда «четверке» удалось заработать 28,76 млрд руб.).

А вот за вычетом этих компаний совокупный доход других участников рэнкинга увеличился на 6% — более 60 компаний из рейтинга завершили год увеличением своих доходов.

Неподъемная отчетность: новый закон взвинтит цены на услуги аудиторов

Это видимое противоречие объясняется довольно просто. На рынке аудита выделяются два основных сектора: проверки обязательные (от них нельзя уклониться — закон принуждает) и инициативные (то есть добровольные).

В 2019 году общее число этих проверок (на профессиональном языке — аудиторских заключений), по данным компаний—участниц рейтинга, в целом возросло на 5,3% (до 18 324). При этом заключений по обязательному аудиту стало на 6,9% больше (16 415), а по инициативным проверкам меньше — на 6,7% (1909).

Во-первых, это свидетельствует о том, что в 2019 году аудиторы стали работать интенсивнее за меньшие деньги. А во-вторых, часть «подневольных» клиентов могла предпочесть заказать аудит тем, у кого это стоит дешевле.

Сила обязательств

Общая выручка от аудита (обязательный и инициативный аудит плюс сопутствующие аудиту услуги — согласно форме №2-аудит) у участников рейтинга аудиторских организаций за год снизилась на 3% и составила 21,787 млрд руб.

Доходы от консалтинга (услуги, связанные с аудиторской деятельностью) снизились на 1% и составили 16,451 млрд руб. (консалтинг в области финансового, налогового и бухгалтерского учета, юридические консультации, оценка, автоматизация).

Сюда же входит и аутсорсинг учетных функций: почти у половины компаний из списка текущего топ-100 есть услуги данного направления.

Самый больший по размерам и самый устойчивый сектор — обязательный аудит, который проводится в силу законов, по итогам 2019 года увеличился на 2% (то есть все равно ниже инфляции) и составил 16,314 млрд руб. Число аудиторских заключений составило 16 415, увеличившись на 6,9%. Чтобы вывести рынок в плюс, этого оказалось недостаточно, так как на 22% — до 2,745 млрд руб.

— снизилась выручка участников рейтинга, полученная от инициативных проверок, одновременно при снижении числа заключений в этом секторе до 1909 (–6,7%). Упали и доходы в сегменте сопутствующих аудиту услуг (например, проверки промежуточной консолидированной отчетности или аудит нефинансовой отчетности). По итогам 2019 года выручка здесь составила 2,729 млрд руб.

, уменьшившись год на 3%.

Неподъемная отчетность: новый закон взвинтит цены на услуги аудиторов

  • Налицо стремление клиентов сократить расходы на инициативных процедурах, необходимых для получения объективной информации — менеджментом и собственниками, инвесторами и кредиторами.
  • Сеанс групповой терапии

Схожие тенденции выдает анализ итогов и другого рэнкинга рынка аудита — в разрезе крупнейших аудиторских групп.

Участниками этого отдельного списка стали 70 аудиторских групп, которые позволяют пристальнее посмотреть на деятельность не только самих аудиторских организаций, но и связанных с ними консалтинговых компаний.

Здесь также наблюдается формальный рост на 1% (выручка участников увеличилась за 2019 год до 74,49 млрд руб.), оказавшийся ниже инфляции.

Более трети выручки 2019-го у крупнейших аудиторских групп приходится на аудит — 26,83 млрд руб. (36%). По данным участников рейтинга, это на 1,5% меньше, чем годом ранее (27,25 млрд руб. за 2018-й). Консалтинговые услуги принесли участникам рейтинга больше — всего 47,66 млрд руб., на 2,5% больше, чем в 2018-м (46,51 млрд руб.).

Читать далее

Самый небольшой сегмент — оценочная деятельность — принес участникам рэнкинга 1,581 млрд руб. (рост за год на 7,9%).

Объем услуг налогового и юридического консалтинга у аудиторских групп составил по итогам 2019 года 1,291 млрд (6,5%) и 1,181 млрд (5,9%) руб. Спрос преобладал на консультации по текущим вопросам деятельности и сопроводительные консультации в ходе налоговых проверок, обжалование решений налоговых органов, налоговый аудит и анализ налоговых рисков.

По словам участников рэнкинга, в текущем году востребованными остались абсолютно все услуги в области налогового консалтинга.

«Понятным образом на время сократилась возможность и необходимость лично присутствовать на допросах, при представительстве интересов наших клиентов на различных мероприятиях в ФНС, при выемках и иных операциях, ограниченных в связи с текущим режимом повышенной готовности.

Но добавилось большое число обращений, где нужна проработка вопросов, возникающих при обращении за господдержкой. Плюс перед нами возник огромный пласт работы по изучению и сопоставлению федерального и регионального нормотворчества в области налогообложения и иных преференций от государства.

Также, несмотря на сокращение выездных проверок, у налоговых органов пока не сократился интерес к обычной деятельности компаний, поэтому важно вовремя отвечать на большое число запросов по предоставлению документов или информации, поступающих налогоплательщикам.

Более того, застывшие на время карантина судебные дела наконец сдвинулись с мертвой точки. Мы ожидаем повышенный спрос на услуги по сопровождению налоговых споров, который объективно возникнет, когда закончится мораторий на проведение налоговых проверок и начнется активная стадия рассмотрения результатов, вынесения решений и так далее»,— говорит Клара Валентина Воробьева, руководитель практики налогового консультирования МЭФ PKF.

Спрос ожидается и на услуги юридического характера. «Очевидна огромная волна споров, которая накроет суды в ближайшее время. Два месяца простоя бизнеса повлекут за собой накопленные претензии, что перерастет в споры об изменении и отказе от договоров, взыскании дебиторской задолженности, трудовые споры и споры в области аренды.

После первой волны будет вторая — оспаривание сделок по выводу имущества.

В мае были востребованы практики трудового и административного права, также для крупных компаний был важен и вопрос о том, можно ли включиться в список системообразующих предприятий, которые смогут рассчитывать на поддержку государства»,— рассказывает Ольга Савина, управляющий партнер Parallel Legal Consulting.

Неподъемная отчетность: новый закон взвинтит цены на услуги аудиторов

Наиболее емкие секторы консалтинговых услуг — ИТ-консалтинг и финансовый консалтинг. В структуре доходов крупнейших аудиторских групп они составляют 3,424 млрд (доля — 17,2%) и 2,948 млрд (14,8%) руб. соответственно*.

«Интенсивное развитие компьютерных технологий, потребность в автоматизации финансово-хозяйственной и производственной деятельности приводят к необходимости разработки и сопровождения программных комплексов.

При участии специалистов нашей компании на платформе «1С: Предприятие» разработаны и активно используются в практической деятельности различные решения для автоматизации бухгалтерского, бюджетного и налогового учета на предприятиях различных отраслей промышленности,— комментирует Наталья Бородина, первый заместитель генерального директора компании «Аудит-НТ».

Опыт, полученный во время карантина, развитие удаленных форматов деятельности может привести к активизации спроса на системы электронного документооборота и для работы с большими данными.

Современные технологи окажут влияние и на сферу аудиторской деятельности. «В новой реальности у аудиторов не остается альтернативы тому, чтобы начать работать с технологиями, связанными со сбором, обработкой, консолидацией и анализом новых форм данных и больших объемов информации»,— говорит Наталья Бородина.

Она приводит пример одного из решений в этой области — автоматизированной информационной системы «Аудит», разработанной в соответствии с МСА для автоматизации бизнес-процессов аудиторских компаний: «Применение АИС “Аудит” позволяет использовать методологию организации-пользователя, стандартизировать процесс документирования (от подготовки к проведению аудита до составления аудиторского заключения), автоматизировать максимальное количество аудиторских процедур, минимизировать время работы аудитора, в том числе на формирование рабочих документов и с помощью автозаполнения рабочих документов из учетных систем и файлов, а также повысить качество благодаря уменьшению риска человеческого фактора».

See also:  Держава заплатить 90 тисяч за незаконний арешт чоловіка суддею іриною уханьовою , який знімав судове засідання

Что дальше

Описанные выше тенденции показывают, что в начавшийся общемировой финансово-экономический кризис, усугубленный остановкой экономики на карантинную паузу, отечественный рынок аудита вошел не в самой лучшей форме. И негативные проблемы, как ожидают сами игроки рынка аудита, будут только нарастать.

«COVID-кризис не ограничился сферой защиты здоровья граждан, он привел к масштабной дестабилизации всей экономической системы. Уже последовали и еще будут происходить серьезные “афтершоки”.

В то же время в области профессиональных услуг существует известная инерционность: в апреле—мае мы наблюдали спрос на наши услуги практически на докризисном уровне. Это не должно вызывать иллюзий — главные проблемы, в частности у консультантов, еще впереди.

На этом фоне, конечно, будет происходить объективное снижение стоимости консультационных услуг. Но какое и как надолго — пока невозможно предсказать»,— делится мнением Сергей Шапигузов, президент, управляющий партнер ФБК Grant Thornton.

Армен Даниелян, старший партнер и директор по стратегическому развитию группы «Деловой профиль», утверждает, что «к работе в условиях карантина не готов был никто.

Пострадали компании, ориентированные на импорт комплектующих, когда срывались поставки, терпели убытки экспортеры, столкнувшиеся с резким падением спроса, большие потери понесли отечественное производство и торговля непродовольственными товарами.

Сфера аудита и консалтинга тоже ощутила потери: заказчики сворачивают инвестиционные программы, откладывают выход на новые рынки, сокращают непроизводственные издержки.

В краткосрочной перспективе, в поисках выхода из возникшего кризиса, все это может привести к спросу на услуги антикризисного консалтинга в части поиска источников финансирования, реструктуризации обязательств, оптимизации затрат».

Проводить аудит стало сложнее

Режим изоляции и карантина, а также перенос сроков утверждения отчетности оказали свое влияние на механизмы проведения аудиторских проверок (подробнее см. результаты опроса на сайте RAEX).

С одной стороны, в текущих обстоятельствах заказчики аудита получили возможность скрупулезно отнестись к замечаниям аудиторов и завершить аудит в «спокойном» режиме, так как, согласно закону №115-ФЗ от 7 апреля 2020 года, срок утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности участниками и акционерами обществ был продлен до 30 сентября 2020 года.

В то же время карантин спровоцировал общие сложности, с которыми столкнулись аудиторские компании.

Во-первых, не все клиенты оказались одномоментно готовы к полноценной работе в условиях дистанционного режима, что затруднило предоставление удаленного доступа к документам и информационным базам.

Во-вторых, сокращение очного взаимодействия с клиентами для получения аудиторских доказательств ограничило аудиторов в выборе необходимых аудиторских процедур.

Неподъемная отчетность: новый закон взвинтит цены на услуги аудиторов

Суммарно это повышает вероятность не выявить у аудируемой компании нарушения, затрудняет сбор доказательств для формирования мнения о ее деятельности и в конечном счете усложняет соблюдение международных стандартов аудита.

Например, в части оценки препятствий при проведении проверки, оценке рисков, подтверждения принципов непрерывности деятельности и прогнозов событий.

Это создает предпосылки для невозможности безоговорочно положительного мнения о достоверности отчетности в аудиторском заключении.

Таким образом, с одной стороны, требуемый дополнительный и глубокий анализ мер поддержки экономики и воздействия текущих усилий на деятельность аудируемых компаний приведет к росту трудозатрат аудиторов, а также к необходимости совершенствования технологий аудита, профессионального опыта и дистанционных форматов работы. А с другой — к возможности снижения качества проверок и усилению демпинга, перебоям в занятости специалистов, поскольку в условиях ограничения аудиторских процедур некоторые аудиторские заключения перенесены на поздние сроки.

*Здесь и далее распределение выручки приводится без учета «большой четверки» и «Финэкспертизы» из-за отсутствия структуры выручки от консалтинговых услуг для отражения в рейтинге.

Вартан Ханферян

открыть таблицу в новом окне

Представлены первые 100 компаний—участниц рэнкинга. Полная версия таблицы размещена на сайте www.raex-a.ru.

  1. *Суммарная выручка организации по форме №2-аудит.
  2. **Выручка от аудита означает сумму выручки от обязательного и инициативного аудита, а также услуг, сопутствующих аудиту.
  3. ***Для целей рэнкинга приведена доля выручки от аудита и сопутствующих аудиту услуг, которая включает в себя выручку от проведения аудита, обзорных проверок в отношении любых видов финансовой информации, согласованных процедур и заданий, обеспечивающих разумную/ограниченную уверенность, как для российских, так и для иностранных компаний в соответствии с любыми национальными или внутрисетевыми стандартами, отличными от стандартов аудита, принятых на территории РФ, выручку от оказания услуг, связанных с выдачей писем-подтверждений по проспектам эмиссии.
  4. ****Среднее число сотрудников и аудиторов за 2019 год приводится с учетом штатного персонала и персонала, работающего по гражданско-правовым договорам.

Расширенная версия рэнкинга и его методика размещены на сайте www.raex-a.ru.

Источник: RAEX, по данным участников рэнкинга.

открыть таблицу в новом окне

  • *В рэнкинге представлены: группы аффилированных лиц, группы юридических лиц, являющихся членами международной аудиторской сети.
  • **Выручка от аудита означает сумму выручки от обязательного и инициативного аудита, а также услуг, сопутствующих аудиту, по форме №2-аудит.
  • ***Для целей рэнкинга приведена доля выручки от аудита и сопутствующих аудиту услуг, которая включает в себя выручку от проведения аудита, обзорных проверок в отношении любых видов финансовой информации, согласованных процедур и заданий,обеспечивающих разумную/ограниченную уверенность, как для российских, так и для иностранных компаний в соответствии с любыми национальными или внутрисетевыми стандартами, отличными от стандартов аудита, принятых на территории РФ, выручку от оказания услуг, связанных с выдачей писем-подтверждений по проспектам эмиссии.

****Общее число сотрудников на 31.12.2019.

Источник: RAEX, по данным участников рэнкинга.

открыть таблицу в новом окне открыть таблицу в новом окне открыть таблицу в новом окне открыть таблицу в новом окне открыть таблицу в новом окне открыть таблицу в новом окне открыть таблицу в новом окне открыть таблицу в новом окне

Представлены первые 50 компаний. Полную версию рэнкинга см. на сайте www.raex-a.ru.

*Выручка от услуг, связанных с регулярным обеспечением и поддержкой у клиента бизнес-процессов, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом, расчетом заработной платы и кадровым учетом, подготовкой бухгалтерской и налоговой отчетности по отечественным и международным стандартам, а также сопутствующим аутсорсингу работам.

Источник: RAEX, по данным участников рэнкинга.

Кто подпадает под обязательный аудит

Кто подпадает под обязательный аудит? Перечень субъектов, подлежащих этой процедуре, устанавливается разными федеральными законами. Из нашего материала вы узнаете об основных видах организаций, для которых обязателен аудит бухгалтерской отчетности.

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Пао или ао: кому требуется аудировать отчетность

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

  • Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита
  • Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен
  • Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам
  • Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год
  • Итоги

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Неподъемная отчетность: новый закон взвинтит цены на услуги аудиторов

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Как пройти обязательный аудит, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Пао или ао: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами.

Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита.

При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

See also:  Спецдоповідач оон з питань незалежності суддів та адвокатів закликав президента переглянути законопроект 9055 через невідповідність міжнародним стандартам

Неподъемная отчетность: новый закон взвинтит цены на услуги аудиторов

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита

Неподъемная отчетность: новый закон взвинтит цены на услуги аудиторов

Вопросы нам часто задают по этому поводу. Вот решили комплексно ответить. Представляю вашему вниманию материал, подготовленный аудиторами группы компаний «Налоги и финансового право» под руководством директора по аудиту Звягина Дмитрия Сергеевича.

Аудит и обязательный аудит

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.

Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.

Когда аудит становится обязательным

  • Обязательному аудиту подлежат отдельные типы организаций вне зависимости от организационно-правовой формы. К числу таких организаций, в частности, относятся:
  • — акционерные общества (в том числе ЗАО);
  • — организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

— жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

— застройщики (ст.18 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ);

  1. — организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
  2. — негосударственным пенсионным или иным фондом;
  3. Полный перечень организаций, которые обязаны проводить аудиторскую проверку, опубликован на сайте Минфина РФ.
  4. Кроме того, в общем случае, аудит обязателен, если финансовые показатели организации достигли следующих значений:
  5. — выручка превышает 400 млн. рублей;
  6. и/или

— валюта баланса превышает 60 млн. рублей.

Финансовые показатели берутся за год, предшествующий отчетному. То есть необходимость проведения аудита за 2019 год определяется по результатам анализа финансовых показателей за 2018 год.

В какой срок должно быть подготовлено аудиторское заключение

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.

При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

То есть аудиторское заключение за 2019 год должно быть составлено не позднее 31.12.2020 г.

Публикация бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения

В отдельных случаях организация обязана опубликовать свою отчетность, например:

— жилищные накопительные кооперативы (ст.21 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

— ООО в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ);

— публичные акционерные общества, а также непубличные акционерные общества в случае, когда число их акционеров превышает 50 или в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг (ст.92 Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

— консолидированную отчетность, если такая отчетность составляется (ст.7 Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»).

В случае наличия обязанностей по опубликованию бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением не позднее 3 дней с момента составления аудиторского заключения (п.10 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ). Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

Например, требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. № 454-П (далее по тексту — Положение).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения).

Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с отражением, среди прочего, перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, мнения аудиторской компании (индивидуального аудитора) о достоверности вышеуказанной отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Ответственность

За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность: п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Последствия непроведения обязательного аудита (штрафы)

1. Штрафы со стороны налоговых органов, органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (ст.28.3 КоАП).

За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.

Статьей 15.

11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки такой отчетности.

Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:

  • — на граждан в размере от 2 до 4 тысячи рублей;
  • — на должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;
  • — на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.
  • 2. Штрафы со стороны Банка России
  • Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту — Закон № 208-ФЗ). Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. № 454-П

Не опубликованиеакционерным обществом на странице в сети Интернет, равно как и непредставление акционерам, аудиторского заключения в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках. Раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — от 30.000 до 50.000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

— на юридических лиц — от 700.000 до 1.000.000 рублей. (п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

3. Штрафы со стороны Росстата

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

— от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);

— от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

Отметим, что срок хранения аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности не ограничен (ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 402-ФЗ; ст. 408 Перечня, утв. Приказом Минкультуры от 25.08.2010 г. № 558).

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Перспектива

В настоящее время самая жесткая мера ответственности применяется в отношении непредставление информации акционерам. Иные штрафные санкции для крупных компаний имеют незначительный размер. Примеров судебных решений, когда суд подтверждает обоснованность наложения штрафа на организацию исключительно за не опубликование аудиторского заключения, в арбитражной практике довольно мало.

Так, например:

1) отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации постановлением от 16.06.2017 № 17-6094/3110 был наложен штраф на ЗАО «Бийский крупяной комбинат «Наладчик» в размере 500 тысяч рублей по части 2 статьи 15.23.

1 КоАП РФ на основании непредставления аудиторского заключения к годовому общему собранию акционеров. Решением АС Алтайского края от 5 октября 2017 г.

по делу № А03-11802/2017 штраф был отменен (заменен на предупреждение), но только на основании доказательства вины аудиторской организации в несвоевременном представлении аудиторского заключения.

2) постановлениями ЦБ РФ от 27.02.2014 N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4667/3110-1, N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4668/3110-1 ЗАО «МТО» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 500 000 руб. Решениями судов нескольких инстанций наложенный штраф оставлен в силе.

See also:  Законность проведения налоговой проверки с точки зрения судебной практики

Учитывая, что размер административных санкций не обеспечивает должным образом исполнение обязанности по обязательному прохождению аудиторской проверки в 2019 году Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)».

Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше.

Так, согласно данному проекту, несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту.

В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.

Таким образом законопроект расширяет сферу применения существенных штрафов не только в части их применения Банком России к публичным акционерным обществам, но и к любым организациям, подлежащим обязательному аудиту.

Законопроект подготовлен 29.06.2018 г., но до настоящего времени не внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ.

В этой связи отметим, что согласно недавно опубликованному проект Кодекса об административных правонарушений, подготовленного Минюстом РФ, штраф предполагается установить в еще большем размере. Так, штрафы за несдачу бухотчестности в ГИРБО, в т.ч. и аудиторского заключения предполагается довести до 1 500 000 рублей.

Неподъемная отчетность: новый закон взвинтит цены на услуги аудиторов

Рынок аудиторских услуг готовится к масштабным потрясениям: с 1 октября 2018-го в Украине заработают нормы нового закона №2258-VIII «Об аудиторской деятельности». Требования к компаниям существенно повысят, а контроль за их деятельностью усилят. Причем расходы на содержание надзорного органа возложат на самих аудиторов.

Придется укрупниться

Одно из ключевых изменений, которое привносит закон, касается штата компаний, которым будет позволено проводить обязательный аудит финотчетности. Для этого фирма должна будет иметь минимум трех аудиторов в штате.

А чтобы проверять отчетность общественно важных предприятий (финкомпании, страховые, банки, эмитенты ценных бумаг, допущенных к торгам на биржах и т.д.) — и вовсе придется набрать штат из 10 квалифицированных сотрудников. 5 из которых должны быть аудиторами, а двое — сертифицированы по международным канонам.

Начнут проверять завышенные цены и все документы: аудиторам добавят прав

«Расширяется спектр деятельности для аудиторов. Например, если раньше к аудиту финансовых учреждений допускались только специалисты с «банковским» сертификатом, то теперь этим может заниматься любой аудитор.

В то же время ужесточается профессиональная аттестация. Раньше экзамен проходил в два этапа — теория и практика. После введения закона будет около 16 разнотипных экзаменов», — рассказал UBR.

ua аудитор АФ «Контроль-аудит» Дмитрий Киричинский.

По его словам, новации могут вынудить небольшие аудиторские фирмы укрупняться и сливаться, чтобы сохранить право проводить аудит общественно значимых предприятий. Не исключено, что часть из них примет решение завязать с этим видом деятельности.

Впрочем, и без нового закона количество аудиторских фирм в последние годы сокращается. В начале 2016-го их насчитывалось более 2 тыс., а теперь — всего 959. К концу 2018 года станет еще меньше.

Всесторонний контроль

Но меняются не только квалификационные требования. Закон радикально меняет правила надзора за деятельностью аудиторов. Теперь качество будет проверять новый орган Общественного надзора. В свою очередь он будет состоять из двух организаций: Совета по надзору и Инспекции по обеспечению качества деятельности.

Создание такого органа — требование 43-й Директивы ЕС об обязательном аудите. Управлять им должны исключительно не практикующие аудиторы с многолетним стажем, которые будут следить за аттестацией, обучением и принятием стандартов профессиональной деятельности.

Реестр банковских аудиторов покинули две компании

Требования к аудиту повлияют на детализацию и прозрачность финансовой отчетности общественно важных предприятий. В результате, говорят эксперты, их банкротство сможет предсказать даже среднестатистический украинец. Например, отчеты нового образца банков и акционерных обществ помогут тщательнее оценить риски и избежать потерь.

«Аудиторы общественно значимых предприятий обязаны будут готовить не только отчет о финансовой деятельности, но и дополнительный письменный отчет для аудиторского комитета предприятия.

Кроме того, от таких компаний потребуют осуществлять ротацию субъектов аудиторской деятельности после 10 лет предоставления услуг с возможностью продления периода ротации», — рассказала UBR.

ua директор департамента корпоративных коммуникаций группы «Де Визу» Ирина Кацал.

Проверка дорогого стоит

Эксперты говорят, что за все эти изменения в конечном итоге придется заплатить предприятиям, чья отчетность должна подвергаться обязательному аудиту. Ведь стоимость услуг аудиторских компаний неизбежно вырастет, причем очень значительно.

По новому закону, за каждый подготовленный отчет аудиторская фирма должна будет заплатить Органу общественного надзора взнос в размере 3 минимальных зарплат и дополнительно до 2% от суммы вознаграждения по договору. Вдобавок нужно платить отдельные членские взносы в Аудиторскую палату Украины.

Ошибки при аудите стоили PwC 5 миллионов фунтов

Кроме того, закон устанавливает ответственность для компаний за нарушение порядка подачи финотчетности. За несвоевременно поданные отчеты или другие ошибки предприятию грозит штраф до 3 тыс. необлагаемых минимумов доходов (51 тыс. грн.).

«Такую финансовую нагрузку выдержат не все предприятия, тем более в условиях кризиса. Объем работы по аудиту таких компаний увеличивается в 3-4 раза по новому закону, а самим аудиторским фирмам придется повысить стоимость своих услуг примерно в 10 раз. Поэтому финансовая нагрузка ставит под угрозу дальнейшее существование многих предприятий», — считает эксперт по аудиту Галина Сочинская.

Между тем, опрошенные UBR.ua аудиторы говорят, что делать выводы еще рано. Невзирая даже на тот факт, что закон прошел все формальности, а его нормы начнут регулировать рынок с октября 2018 года.

«Сейчас сложно делать какие-то прогнозы, как именно отразится на рынке новый закон. Оценивать его плюсы и минусы можно будет не раньше, чем через год после того, как его нормы заработают. В конце концов, нет никаких гарантий, что до октября в него не внесут какие-то правки и изменения», — резюмировал Киричинский.

Рискует ли организация, если аудиторское заключение за 2019 год предоставит в ИФНС после 31 марта 2020 года? | «Правовест Аудит»

Вопрос: Начиная с отчетности за 2019 год, организации, подлежащие обязательному аудиту, должны предоставлять обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности вместе с аудиторским заключением не в Росстат, а в налоговый орган (согласно новой редакции ст.

 18 Закона о бухучете N 402-ФЗ). В обновленной форме баланса теперь нужно указывать наименование аудиторской организации, её ИНН, ОГРН. При этом срок сдачи годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — 31 марта 2020 года.

Чем рискует организация, если аудиторское заключение за 2019 год предоставит в ИФНС после 31 марта 2020 года?

Ответ: Аудиторское заключение может быть представлено после сдачи бухгалтерской отчетности, если на момент представления отчетности проверка еще не завершена или срок представления аудиторского заключения еще не наступил. Поясним.

Действительно, заполняя новую форму баланса организации, необходимо проставить значение в полях формы об обязательном аудите: подлежит ли организация обязательному аудиту (ДА) или не подлежит обязательному аудиту (НЕТ).

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, в заголовочной части бухгалтерского баланса раскрываются: наименование аудиторской организации, ИНН и ОГРН.

Если на момент представления обязательного экземпляра отчетности в налоговый орган обязательный аудит еще не завершен и отчетность представляется без аудиторского заключения, то аудиторское заключение можно представить позже: в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года. Тем не менее, в представляемой отчетности нужно проставить отметку, что отчетность подлежит обязательному аудиту.

Таким образом, по отчетности за 2019 год организация имеет возможность представить аудиторское заключение позднее 31 марта 2020 года, как и в прошлые отчетные периоды, так как согласно действующему законодательству крайняя дата представления аудиторского заключения в налоговый орган — 31 декабря 2020г.

Ольга НовиковаЧлен Палаты налоговых консультантов, DipIFR Russian, руководитель отдела консалтинга, к. э. н.

  • Тем организациям, кто опасается вопросов от налоговых органов можно подготовиться следующим образом: выбрать аудитора заблаговременно, заключить договор и составить пояснения для налоговых органов о сроках завершения обязательного аудита и представления аудиторского заключения за 2019 год.
  • См. также:
  • Цены на аудит организации

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*