Новеллы законодательства об ооо и одо

Новеллы законодательства об ООО и ОДО

Александр Миролюбов для своего блога на «Клерке» написал статью «О некоторых несуразностях в законах». Очень интересные выводы, советуем прочитать.

Ранее я обещал привести примеры некоторых несуразностей в уставах обществ с ограниченной ответственностью. Но прежде немного о законах, которые регулируют деятельность этих обществ.

Сначала примеры несуразностей в законах. Будет скучно и без картинок. Законы вообще без картинок. Потом будет значительно веселее. На живых примерах с картинками я покажу несуразности в уставах действующих крупных организаций (торговых сетей, солидных банков и пр.), в уставах из Интернета для бесплатного скачивания от «юридических фирм», в он-лайновских конструкторах уставов, в уставах от Министерства экономического развития и Федеральной налоговой службы, предлагаемых для неограниченного круга российских предпринимателей.

О корректности определений

Нас учили, что дав определение чего-либо, надо доказать корректность этого определения. Во-первых, что это существует и, во-вторых, что оно единственно. Если мы сможем всё это доказать, то тогда наше определение корректно и можно будет приступать к изучению свойств того, что мы таким образом определили.

Доказать отсутствие чего-либо возможно, но иногда трудно. Проще доказать наличие чего-либо. Для этого достаточно просто привести пример, показать это.

Я выбрал простой путь. Я не буду показывать, и доказывать корректность чего-либо, например, закона или устава.

Я на простых примерах буду демонстрировать её отсутствие.

Ссылки «вникуда»

Порядок проведения общего собрания участников ООО указан в статье 37 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (14-ФЗ). При этом его необязательно ещё раз повторять в уставе ООО, но некоторые это делают. В пункте 2 указанной статьи есть ссылка на пункты 4 и 5 статьи 185 ГК РФ.

(Это про доверенность представителю участника, для участия в собрании.) В 2013 году в ГК РФ были внесены изменения, и указанные пункты, на которые ссылается 14-ФЗ, немного видоизменились и «переместились» в новую статью 185.1 ГК РФ, изменив при этом и свою нумерацию.

  • Ещё пример
  • «Общество обязано обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости его чистых активов, определенной в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 50 настоящего Федерального закона.»
  • Вопрос

Абзац 3 пункта 2 статьи 30 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (14-ФЗ) устанавливает обязанность общества: Но с 30.07.2017 пункт 4 статьи 50 14-ФЗ видоизменился и стал пунктом 3 этой статьи.

Сохранилась ли после 30.07.

2017 у общества обязанность «обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости его чистых активов в порядке, установленном пунктом 4 статьи 50» 14-ФЗ, если в указанном пункте этот порядок не установлен? И зачем это сделано?

Пример смешанного противоречия

Абзац 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (14-ФЗ):

«Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества.»

Абзац 2 пункта 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):

«Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников.»

Причём, оба эти абзаца были внесены одновременно и в ГК РФ, и в 14-ФЗ одним и тем же «старым» 312-ФЗ от 30.12.2008, но почему-то пошли разными путями.

Пример внешнего противоречия

Статья 10 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (14-ФЗ):

«Участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем десять процентов уставного капитала общества, вправе требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет».

Абзац 4 пункта 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):

«Участник … общества … вправе … требовать исключения другого участника из … общества …

в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред …

обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами … общества».

Пример внутреннего противоречия

Абзац 2 пункта 6 статьи 37 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (14-ФЗ):

«Протоколы всех общих собраний участников общества подшиваются в книгу протоколов, которая должна в любое время предоставляться любому участнику общества для ознакомления. По требованию участников общества им выдаются выписки из книги протоколов, удостоверенные исполнительным органом общества.»

Абзац 1 пункта 3 статьи 50 14-ФЗ:

«В течение пяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования участником общества указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть предоставлены обществом для ознакомления … Общество по требованию участника общества обязано предоставить ему копии указанных документов».

Логические противоречия

Противоречие первое Оно возникло в 2008 году, когда «старым» 312-ФЗ от 30.12.2008 в 14-ФЗ вводилось понятие «Список участников». Пункт 2 статьи 31.1 14-ФЗ (Ведение списка участников общества):

«Лицо, …

, обеспечивает соответствие сведений об участниках общества и о принадлежащих им долях или частях долей в уставном капитале общества, о долях или частях долей, принадлежащих обществу, сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, и нотариально удостоверенным сделкам по переходу долей в уставном капитале общества, о которых стало известно обществу.»

Всего один абзац, а сколько сразу в нём логических противоречий! 1. Участнику не может принадлежать часть доли. Участнику всегда принадлежит доля, и только доля. Всегда целая, и всегда только одна. 2. В ЕГРЮЛ не содержатся сведения о части доли, принадлежащей участнику, т.к. во-первых, этого не может быть никогда (см. 1) и, во-вторых, это не предусмотрено 129-ФЗ и ныне действующими формами 2013. 3. Правильно указано, что обществу могут принадлежать несколько долей, а также и части доли, но в ЕГРЮЛ эти сведения не содержатся. Части долей, которые могут принадлежать обществу, не предусмотрены 129-ФЗ, и действующей ныне (2013) формой Р14001. Указанная форма также не предусматривает внесение в ЕГРЮЛ сведений о нескольких долях, принадлежащих обществу. 4. Если у участника не может быть части доли (см. 1), а только одна и целая, то по нотариально удостоверенной сделке часть доли участника перейти как раз может. Однако, в указанном пункте упоминается лишь о переходах только долей. Про части долей, видимо, забыли.

Противоречие второе

Оно также возникло в 2008 году, когда «старым» 312-ФЗ от 30.12.2008 в 14-ФЗ вводилось понятие «Список участников». Пункт 3 статьи 31.1 14-ФЗ (Ведение списка участников общества):

«Каждый участник общества обязан информировать своевременно общество об изменении сведений о своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения, а также сведений о принадлежащих ему долях в уставном капитале общества. В случае непредставления участником общества информации об изменении сведений о себе общество не несет ответственность за причиненные в связи с этим убытки.»

Понятия «место жительства» и «место нахождения» только с виду кажутся семантически схожими. Место жительства человека (ФЛ) это место, где он постоянно или преимущественно проживает. Оно имеет конкретный адрес, по которому этого ФЛ можно найти и/или доставить ему корреспонденцию. Причём эти сведения относятся к его ПДн и не публикуются в открытых источниках. Место нахождения организации (ЮЛ) определяется местом её государственной регистрации путём указания населённого пункта. Сложно доставить корреспонденцию «на деревню, дедушке». Для этого служит адрес этого ЮЛ (в пределах его места нахождения), который, в отличие от адреса (места жительства) ФЛ, всегда указывается в открытых источниках — в ЕГРЮЛ.

Противоречие третье

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/472871/

Новеллы в гражданском законодательстве о юридических лицах

В самом начале стоит сказать о понятии юридических лиц.

Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) содержит следующее легальное определение понятия «юридическое лицо»: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

С 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г.

№ 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» , который стал очередным шагом на пути к модернизации гражданского законодательства в рамках Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. Указанным нормативным актом внесены колоссальные изменения в один из основополагающих институтов гражданского права – институт юридических лиц. Изменения затронули само понятие юридического лица, состав его учредительных документов, ответственность органов управления, порядок реорганизации, введена новая классификация юридических лиц. Анализируя основные изменения главы 4 «Юридические лица» Гражданского кодекса РФ, можно сказать, что новеллы оказывают существенное влияние на систему юридических лиц России.

Начнём с правового статуса юридического лица. В этой части:

  • Было уточнено понятие юридического лица: оно стало более кратким и чётким.
  • Был урегулирован Вопрос учреждения юридического лица теперь также в Гражданском кодексе РФ.
  • Изменился правовой статус некоммерческих организаций: если некоммерческая организация осуществляет деятельность, приносящую доход, то в таком случае она должна иметь достаточное для осуществления такой деятельности имущество, рыночная стоимость которого должна быть не менее минимального размера уставного капитала.
See also:  Минфин рассказал, как будут работать новые законы про рро

Далее можно сказать об изменениях в классификации юридических лиц. Традиционно юридические лица подразделялись на коммерческие и некоммерческие организации. К числу коммерческих относились хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

К числу некоммерческих организаций – потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и иные фонды. Как следствие, в гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ, Кодекс) появилась ст. 65.

1, которая все юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие) делит на корпорации и унитарные юридические лица.

ГК РФ четко закрепил понятие корпораций, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, и унитарных предприятий – юридических лиц, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. (ст. 65.1 ГК РФ в ред. Закона № 99-ФЗ).

Еще одной новеллой гражданского законодательства стало деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные корпорации.

К первым относятся акционерные общества, акции которых и конвертируемые в такие акции ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

К непубличным обществам относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества.

Каких-либо иных разъяснений ни Кодекс, ни специальные нормативные акты не содержат Корпорациями являются организации, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ в редакции Закона № 99-ФЗ. К данным организациям отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих.

В свою очередь, юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия (являющиеся коммерческими организациями), а также следующие некоммерческие организации:

  • общественные, благотворительные и иные фонды;
  • государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании.

Исключена возможность создания обществ с дополнительной ответственностью и закрытых акционерных обществ, а вместе с этим еще одним важным моментом является исключение обществ с дополнительной ответственностью, которые не получили распространения на практике.

Одной из причин отказа от этих юридических лиц является то, что, во-первых, их статус определяется положениями законодательства об обществах с ограниченной ответственностью, во-вторых, возложение на участников такого общества дополнительной ответственности по долгам юридического лица не требует закрепления в законе особой организационно-правовой формы, а может быть санкционировано на уровне устава.

Создана новая организационно-правовая форма некоммерческой организации – товарищество собственников недвижимости.

Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимых вещей, созданное для совместного владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения имуществом (вещами), которое в силу закона находится в их общей собственности и (или) в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (п. 1 ст. 123.12 ГК РФ в ред. Закона № 99-ФЗ).

Теперь поговорим о реорганизации юридических лиц. Процедура реорганизации юридических лиц претерпела следующие изменения:

  • допускается реорганизация юридических лиц с сочетанием различных её форм, а также с участием юридических лиц различных организационно-правовых форм;
  • если участники не осуществят реорганизацию, то суд по иску государственного органа назначает арбитражного управляющего, который осуществляет указанную процедуру;
  • разделительный баланс отменён и заменён передаточным актом;
  • требования кредиторов о досрочном исполнении обязательств или возмещении убытков должны быть исполнены до завершения реорганизации;
  • расписана процедура признания решения о реорганизации недействительным, определены последствия признания такого решения недействительным;
  • введена возможность признания всей процедуры реорганизации несостоявшейся.

Ликвидация юридических лиц. Процедура ликвидации юридических лиц претерпела следующие изменения:

  • расширен перечень оснований для ликвидации юридического лица по решению суда;
  • учредители (участники) ликвидируемого юридического лица обязаны совершить действия по ликвидации за счёт имущества такого юридического лица, а при недостаточности имущества — солидарно за свой счет;
  • если имущество было обнаружено после ликвидации, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с требованием распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Заявление о назначении процедуры распределения такого имущества может быть подано в течение 5 лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.

Немаловажны и изменения, коснувшиеся ответственности участников юридического лица.

Для лиц, которые в силу закона, иного правового акта или учредительных документов юридического лица уполномочены выступать от его имени, установлена обязанность действовать в интересах этого юридического лица добросовестно и разумно. Аналогичная обязанность предусмотрена для членов коллегиальных органов организации (п. 3 ст. 53 ГК РФ в редакции Закона № 99-ФЗ).

В случае нарушения этой обязанности указанные лица несут ответственность перед юридическим лицом: по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах организации, они должны возместить причиненные по их вине убытки (п. 1 ст. 53.1 ГК РФ в ред. Закона № 99-ФЗ). Устранить и ограничить такую ответственность в соглашении нельзя, в противном случае его условия будут считаться ничтожными (п. 5 ст. 53.1 ГК РФ в ред. Закона № 99-ФЗ).

Ответственность за причиненные юридическому лицу убытки несет и его мажоритарный участник (или иное лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, включая возможность давать указания членам органов управления), если они причинены по вине этого участника (п. 3 ст. 53.1 ГК РФ в ред. Закона № 99-ФЗ). Нормы о солидарной ответственности применяются к тем лицам (членам органов управления юридического лица, мажоритарным участникам и т.д.), которые совместно причинили убытки организации (п. 4 ст. 53.1 ГК РФ в ред. Закона № 99-ФЗ).

Таким образом, проанализировав Закон о внесении изменений, в итоге можно сказать, что институт юридических лиц в части, касающейся их классификации, претерпел немалые изменения. Произошла попытка привести действующее законодательство в соответствие с реалиями экономической жизни.

Юридическое лицо – коллективное (системное) образование, поэтому к его органам, непосредственно олицетворяющим правосубъектность, хозяйственное общество относит общее собрание, совет директоров (

наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган. Каждый из них в той или иной мере воздействует на все отношения общества. Деятельность других образований носит производный характер, хотя она и признается деятельностью самого юридического лица, в нашем случае – хозяйственного общества.

В самом ГК РФ увеличилось количество уровней обобщения. Кроме того, такие виды организационно-правовых форм юридических лиц, как, например, акционерные общества, регулируются не одним, а несколькими специальными законами.

Внесенные в ГК РФ изменения, связанные с институтом юридического лица, касаются многих аспектов функционирования данного субъекта права.

Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777737591/

Некоторые новеллы в Законе «О хозяйственных обществах»

26.06.

2013 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят в первом чтении Проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ» (далее — законопроект), в соответствии с которым в частности планируется внести некоторые изменения в Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах» (далее — Закон), некоторые из которых будут оговорены далее.

Основная часть изменений, содержащихся в законопроекте, касается порядка создания, деятельности, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ с одним участником.

Так, согласно законопроекту в случае учреждения хозяйственного общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично, при этом единолично также принимаются вопросы, относящиеся к компетенции учредительного собрания хозяйственного общества, так как при учреждении хозяйственного общества одним лицом учредительное собрание не проводится. Данное положение касается и общего собрания участников хозяйственного общества, полномочия которого будет осуществлять сам участник такого общества единолично.

Еще одним важным изменением, которое предполагается внести в Закон, является определение четкого перечня вопросов, которые относятся к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества.

Напомним, что действующей редакцией Закона не установлен конкретный перечень вопросов, относящихся к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, а закреплена только общая норма о том, что полномочия данного органа могут определяться в пределах его компетенции решениями общего собрания участников хозяйственного общества.

See also:  Новий закон про тов. що приготували бізнесу?

При этом в соответствии с законопроектом предусматривается исключение термина «исключительная компетенция совета директоров (наблюдательного совета)» из Закона и введение общего термина «компетенция совета директоров (наблюдательного совета)».

Законопроект также коснулся компетенции исполнительного органа хозяйственного общества.

Так, предлагается добавить к компетенции исполнительного органа также и подготовку информации о деятельности общества за отчетный период, которая должна быть подготовлена до проведения годового общего собрания участников хозяйственного общества.

При этом данная информация должна быть доступна для ознакомления лицам, имеющим право на участие в общем собрании участников хозяйственного общества, в местах, адреса которых указаны в извещении о проведении общего собрания не менее чем за двадцать дней до проведения годового общего собрания участников хозяйственного общества.

Также законопроект предусматривает возможность в уставе хозяйственного общества предусмотреть возможность передачи вопроса о принятии решения по предоставлению безвозмездной (спонсорской) помощи исполнительному органу, с одновременным возложением на него обязанности ежеквартально отчитываться о предоставлении такой помощи перед советом директоров (наблюдательным советом) этого общества или общим собранием участников в случае, если в хозяйственном обществе не предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета).

Необходимо отметить, что изменения, содержащиеся в законопроекте, коснулись не только компетенции органов управления, но и обязанностей членов органов управления хозяйственного общества, а также членов его контрольных органов, которые по действующему Закону никак не регулируются.

Так, например, члены данных органов должны действовать на основе открытости, в интересах хозяйственного общества, добросовестно и разумно.

При этом под открытостью в соответствии с законопроектом понимается доведение до сведения общего собрания и совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества информации в соответствии с требованиями Закона, иного законодательства, уставом и локальными нормативными правовыми актами хозяйственного общества, а также иной информации, которая может оказать влияние на исполнение членами этого совета своих полномочий.

Говоря про полномочия и обязанности членов органов хозяйственного общества, необходимо обратить внимание и про их ответственность.

Так, законопроектом предлагается дополнить Закон новой статьей, которая так и называться «Ответственность членов органов хозяйственного общества».

В данной статье кроме общих положений, содержащихся в действующей редакции Закона, предполагается изложить вопросы привлечения к ответственности, как в судебном порядке, так и во внесудебном.

Изменения, содержащие в законопроекте, также коснулись оспаривания решения общего собрания участников общества, а также решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества.

Так, например, новый срок в течение которого можно оспорить решение общего собрания участников акционерного общества, в соответствии с законопроектом составляет 3 месяца (по действующему Закону — 6 месяцев), при этом изменение срока оспаривание решения общего собрания участников ООО (ОДО) законопроектом не предусмотрено.

Источник www.dogovor.by

хозяйственное общество

Источник: http://www.ilat.info/nekotorye-novelly-v-zakone-o-xozyajstvennyx-obshhestvax/

Общество с ограниченной ответственностью — Студопедия

  • Общество с ограниченной ответственностью – это хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли участия.
  • Деление уставного капитала не делает имущество О общей долевой, а служит лишь целям определения размера участия каждого из них в управлении делами, прибылях и ликвидационной квоте.
  • ООО не несет ответственности по обязательствам участников и наоборот.

Участниками ООО могут быть юр. лица и граждане, в том числе профессионально не занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Гос. органы и органы местного самоуправления не вправе быть участниками обществ.

ООО может быть учреждении одним лицом, которое становится его единственным участником.

Законодательством установлено ограничение количественного состава участников ООО – не более 50. Если данный лимит превышен, ООО должно быть преобразовано в ОАО или производственный кооператив, иначе О может быть ликвидировано по решению суда в судебном порядке по требованию уполномоченных органов (ФНС).

  1. Участники ООО имеют определенные права и обязанности, иначе именуемые корпоративными правами и обязанностями. В частности:
  2. 1) право на участие в управлении делами О;
  3. 2) право на получение информации о деятельности О и ознакомление с его бухгалтерскими книгами и иной документацией;
  4. 3) право на участие в распределении прибыли;
  5. 4) право на продажу или иную уступку доли в уставном капитале О;
  6. 5) право на выход в любое время из О независимо от согласия других участников и получение доли имущества;

6) право на получение имущественного или денежного эквивалента части имущества О, оставшегося после расчетов с кредиторами – право на ликвидационную квоту.

Закон об «ООО» предусматривает возможность предоставления участникам общества или отдельным участникам дополнительных прав и обязанностей при условии, что они предусмотрены уставом или в дальнейшем (после учреждения) – единогласным решением общего собрания О. Например, это может быть обязанность оказывать О-ву какие-либо услуги и т. д. Если доля участника, обремененного дополнительными правами или обязанностями, отчуждается, то они не переходят к приобретателю доли.

Учредительными документами О являются Устав и Учредительный договор. Если О учреждается одним лицом, то – Устав, утвержденный этим лицом.

В учредительном договоре: учредители обязуются создать О; определяют порядок его создания; размер, порядок и ответственность за внесение вкладов в уставный капитал; порядок распределения прибыли, порядок выхода участников из О.

Устав ООО содержит: наименование; сведения о месте нахождения; о составе, компетенции и порядке принятия решений в органах управления О; о размере уставного капитала и доле каждого из участников; права и обязанности участников, в т. ч. право на выход из О и передачи доли другому лицу.

Необходимость наличия в ООО двух учредительных документов вызывает некоторые сомнения (хотя закон и предусматривает). В частности, нет логики в том, что закон устанавливает разный порядок регулирования внесения изменений и дополнений в зависимости от вида учредительного документа.

Источник: https://studopedia.ru/2_71675_obshchestvo-s-ogranichennoy-otvetstvennostyu.html

Общества с дополнительной ответственностью | Изменения в законодательстве

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, КАСАЮЩИЕСЯ ОБЩЕСТВ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ Материал подготовилпомощник юриста ЮФ”Логос” Сынышин Константин

1 сентября 2014 года в соответствии со вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», начинают действовать новые правила правового регулирования такой организационно-правовой формы юридического лица, как Общество с Дополнительной Ответственностью (ОДО).

Безусловно, Общество с Дополнительной Ответственностью является довольно редкой организационно-правовой формой юридического лица, если сравнивать её с Обществом с Ограниченной Ответственностью (ООО), можно даже сказать, что она фактически не используется на практике, ведь намного проще иметь дело с ООО. Однако, хоть таких юридических лиц и немного, они всё же существуют, и их руководителям придется считаться с новыми юридическими реалиями.

Итак, Общество с Дополнительной Ответственностью по своему правовому статусу очень схоже с Обществом с Ограниченной Ответственностью, при этом его отличие как раз отражено в названии – участники такого общества «солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их долей, определенном уставом общества» (пункт 1 статьи 95 Гражданского Кодекса). Эта формулировка означает, что оплата по долгам такого общества будет осуществляться как имуществом общества, а в части, непокрытой имуществом общества, учредители будут отвечать своим имуществом. Разумеется, для учредителей это является очень серьёзным недостатком данной организационно-правовой формы, поэтому нет ничего удивительного, что предпочтение в подавляющем большинстве случаев отдается ООО.

Вышеуказанный Федеральный закон полностью исключает из Гражданского Кодекса нормы, регулирующие Общества с Дополнительной Ответственностью, соответственно организацию с такой организационно-правовой формой с 1 сентября 2014 года больше нельзя будет зарегистрировать, а те ОДО, что были зарегистрированы до вступления в силу новых норм, автоматически преобразовываются в ООО, при этом необходимо будет привести в соответствие с действующим законодательством наименование и учредительные документы.

  • При этом новые нормы не устанавливают жёстких сроков для приведения в соответствие с действующим законодательством наименования и учредительных документов – пункт 7 статьи 3 ФЗ «О внесении изменений…» разъясняет, что это должно быть сделано при первом изменении учредительных документов, при этом государственная пошлина взиматься не будет (пункт 12 статьи 3 ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации). 
  • После внесения таких изменений в наименование Общества с Дополнительной Ответственностью не будет необходимости внесения также изменений «в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование» (пункт 7 статьи 3 ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).
  • Что касается ответственности, то неисполнение требований ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ» в части приведения наименования и учредительных документов в соответствие с новыми нормами не повлечет никаких последствий, так как сроков для данных действий в законе не предусмотрено.
  • Следует лишь помнить о том, что с 1 сентября 2014 года к ОДО применяются нормы Гражданского Кодекса об обществах с ограниченной ответственностью (пункт 8 статьи 3 ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации), а его устав будет действителен только в части, не противоречащей нормам обновленной главы 4 ГК РФ (пункт 7 статьи 3 ФЗ «О внесении изменений…).
See also:  Через недосконалість законодавства недобросовісному підприємцю вигідніше сплатити штраф за неоформлених працівників за кпап, ніж за кзпп

Если у Вас возникла необходимость внести любые изменения в учредительные документы Вашей организации – обращайтесь в юридическую фирму «Логос»! Мы оказываем регистрационные услуги с 1998 года и имеем в своем штате высококвалифицированных профессионалов, которые помогут Вам не только внести изменения в учредительные документы, но и разобраться во всех тонкостях регистрации фирм, а также качественно и в срок выполнят ваш заказ.

Источник: http://www.logosinfo.ru/registratsiya/predpriyatiya/ooo/obshestva-s-dopolniteljnoi-otvetstvennostjyu.html

Сф упразднил такие формы юрлиц, как одо и зао – принят новый блок поправок в гк – новости право.ру

Сегодня Совет Федерации одобрил поправки в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ, касающиеся создания и ликвидации юридических лиц, а также управления их деятельностью – седьмой блок президентского проекта “нового ГК”, сообщает пресс-служба СФ (с ми к этому документу главы законодательного комитета Госдумы Павла Крашенинникова можно ознакомиться в “Право.Ru” здесь).

По информации комитета СФ по экономической политике, Федеральным законом изменяются положения о видах и правоспособности юридических лиц. Унифицируется их правовой статус.

Определяется исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, устанавливается деление их на корпорации (учредители, участники или члены которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью) и унитарные организации/предприятия (учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства). Из числа форм коммерческих юридических лиц исключаются общество с дополнительной ответственностью и закрытое акционерное общество. Создается новая организационно-правовая форма некоммерческой организации – товарищество собственников недвижимости.

Новый закон закрепляет в ГК значение членства в саморегулируемой организации. Сейчас право осуществлять определенные виды деятельности только при наличии членства в саморегулируемой организации предусмотрено отдельными федеральными законами. В ГК таких норм до этого не было.

Устанавливаются универсальные правила, касающиеся решения о создании юридического лица.

Усиливается ответственность лиц, уполномоченных выступать от имени соответствующего юридического лица.

Федеральный закон допускает возможность возложить на мажоритарного участника ответственность за убытки, причиненные юридическому лицу по его вине.

Также предусматривается солидарная ответственность лиц (членов органов управления юрлица, мажоритарных участников и др.), которые совместно причинили убытки юридическому лицу.

Упрощаются правила реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Предлагается законодательно закрепить возможность смешанной реорганизации, одновременной реорганизации нескольких юрлиц, в том числе относящихся к различной организационно-правовой форме, а также закрепить возможность признания реорганизации недействительной или несостоявшейся.

Предусматривается специальное регулирование последствий признания реорганизации недействительной или несостоявшейся. Вносятся изменения в нормы ГК, устанавливающие гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.

В Федеральном законе установлена солидарная ответственность вновь созданного юрлица по долгам старого в случае невозможности определить правопреемника по обязательству или в случае недобросовестного распределения активов между ними, если это привело к существенному нарушению интересов кредиторов.

В целях борьбы с “фирмами-однодневками” уточняется понятие “недействующее юридическое лицо”.

Согласно Федеральному закону признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим) такое юрлицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло отчетность, предусмотренную российским законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ, что влечет правовые последствия, установленные применительно к ликвидируемым юрлицам.

Вводятся новые для ГК положения о корпоративном договоре.

Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2014 года. Положения новой редакции главы 4 части первой ГК применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу Федерального закона.

  • Со дня вступления в силу Федерального закона юридические лица должны создаваться в организационно-правовых формах, которые предусмотрены новой редакцией главы 4 части первой ГК.
  • Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК (в редакции Федерального закона) при первом изменении учредительных документов.
  • С текстом Федерального закона “О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (законопроект № 47538-6/2) можно ознакомиться здесь.

Источник: https://pravo.ru/news/view/104696/

Основные изменения в законодательстве об ООО

11 февраля 2009

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

В 2009 году российское корпоративное законодательство существенно поменяется

1 июля 2009 года вступают в силу поправки в часть 1 Гражданского Кодекса РФ, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ряд других нормативно-правовых актов.

Изменения коснулись более половины норм закона об ООО, в том числе положений об учредительных документах общества, оплате долей в уставном капитале, купли-продажи доли в уставном капитале, выхода участника из общества.

Анализ изменений законодательства от Анны Краевой, ведущего юриста ИНТЕЛЛЕКТ-С.

1. Состав учредительных документов общества с ограниченной ответственностью

Ставший за много лет привычным состав учредительных документов, включающий устав и учредительный договор, заменяется только уставом. Учредительные договоры обществ с 01 июля 2009 года утрачивают силу учредительных документов.

При этом вводится новый документ — договор об учреждении общества, который учредительным документом не является. Данный договор заключается учредителями в письменной форме и определяет, в частности, порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества. Договор не заключается, если Общество учреждается единственным лицом.

2. Оплата долей в уставном капитале общества

В законодательстве ужесточаются требования к оплате участниками ООО долей в уставном капитале. Это было произведено путем принятия следующих положений:

  • В случае неполной оплаты доли в уставном капитале общества в течение срока, определяемого договором об учреждении общества, неоплаченная часть доли переходит к обществу.
  • Договором об учреждении общества может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате долей в уставном капитале общества.

3. Реализация участниками общества преимущественного права покупки доли выбывающего участника

Участники ООО после 1 июля 2009 года смогут пользоваться преимущественным правом покупки не только доли целиком, но и части доли выбывающего участника общества. Данное право может быть реализовано не только по цене предложения третьему лицу, но и по цене, которая заранее определена уставом общества.

И еще одно существенное дополнение: уставом общества может предусматриваться возможность предложения выбывающим участником доли или части доли всем участникам общества непропорционально размерам их долей. Тогда как в действующей в настоящий момент редакции закона об ООО предложение доли совершается только пропорционально размеру долей остающихся участников.

4. Выход участника из общества с ограниченной ответственностью

Новеллой в законодательстве является и правило о том, что выход участника из общества с 1 июля 2009 года будет возможен, только если это прямо предусмотрено уставом общества. Данное положение представляет большую важность, так как закрепляет общее правило о недопустимости самовольного выхода участника из общества.

Если устав общества допускает выход участников, то в нем также должны быть отражены порядок такого выхода и его последствия.

В любом случае не допускается выход участников из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника из общества.

5. Договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью

Новая редакция закона об ООО позволяет участникам общества с ограниченной ответственностью заключать договор об осуществлении прав участников общества

Данное нововведение трудно переоценить, поскольку подобные договоры (более близкий термин — соглашение участников) появились в российском корпоративном праве впервые.

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/osnovnye_izmeneniya_v_zakonodatel_stve_ob_ooo/

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*