Новый закон об обществе с ограниченной ответственностью: что ждет самую популярную форму ведения бизнеса в украине

Что ждет украинских предпринимателей и простых потребителей после того, как президент Владимир Зеленский подпишет законопроект, разбирался “Обозреватель”, передает Диалог.UA.

В Украине партия “Слуга народа” разработала и приняла законопроект, который обяжет физлиц-предпринимателей (ФЛП) вести учет, использовать регистрации расчетных операций (РРО) или специальные приложения на смартфоне. Это позволит узнать, какой реальный оборот у бизнеса и имеют ли они право находиться на едином налоге и платить в бюджет мизерные суммы.

Мы узнали, кого и как могут коснуться новшества и почему этот законопроект нужно было принять как минимум 10 лет назад.

Главное:

  • Вести учет должны будут все физлица-предприниматели, кроме тех, у кого годовой оборот менее 300 тыс. грн и при этом нет нанятых работников;
  • Новшество позволит избежать схем, когда предприниматели скрывают часть оборота, чтобы оставаться на едином налоге;
  • Если ФЛП не будут регистрировать операции – они не смогут выдавать чеки. В таком случае покупатель может пожаловаться в налоговую, ему вернут 100% стоимости покупки.

Хочешь нанять сотрудников и много зарабатывать – обязан вести учет

В Украине регистраторы расчетных операций (РРО) сейчас могут не устанавливать физлица-предприниматели (ФЛП), которые платят единый налог. Даже если оборот такого бизнеса, к примеру, 5 млн грн в год.

Покупателям не выдают чеки, никакой учет фактически не ведется. А иногда реальный оборот “единщика” значительно выше 5 млн, и по закону он обязан платить полные налоги, но без учета работать в тени легко. Секонд-хенды, магазины с подержанной техникой, продавцы украшений и т.д. – все они работают фактически без контроля.

Новые правила же ситуацию кардинально изменят. Без РРО работать смогут только те предприниматели, которые не используют труд нанятого сотрудника, зарабатывают до 300 тыс. грн в год.

Например, если сантехник в среднем зарабатывает около 25 тыс. грн, работает “на себя” и ищет клиентов в интернете, пользоваться регистратором ему не нужно.

Но если он решит нанять еще нескольких своих коллег на ставку и принимать больше заказов, то в таком случае придется вести учет.

Новый закон об обществе с ограниченной ответственностью: что ждет самую популярную форму ведения бизнеса в Украине

Учет, во-первых, защищает владельца бизнеса от краж со стороны собственных сотрудников, а во-вторых – дает возможность бороться с “внутренним офшором” в виде единого налога. Когда бизнесмены на самом деле зарабатывают миллионы, но платят копейки, оформив себе единый налог и скрывая реальный оборот.

Более того, наличие РРО – гарантия, что покупатель сможет получить чек. Для тех, кому невыгодно покупать регистратор, кассовый аппарат, введут возможность просто установить специальную программу на смартфон. Тогда будут выдавать не обычный бумажный чек, а электронный.

Такие новшества поддержали не все. Уже много лет в Украине пытались ввести обязательный учет и кассовые аппараты для физлиц-предпринимателей, но каждый раз серый бизнес выступал против, устраивал целую черную кампанию против тех, кто пытался ввести новшество.

К примеру, еще в 2010-м на тот момент глава Госкомпредпринимательства и действующий президент Федерации баскетбола Украины Михаил Бродский выступил с инициативой ввести кассовые аппараты для всех, кроме самозанятых с оборотом до 300 тыс. грн.

“Не хочешь кассовый аппарат – бери оборот до 300 000 грн. Это добровольно, никто никому специально кассовый аппарат не ставит. Те, кто протестует, – обманывают.

Они боятся кассовых аппаратов потому, что никто ж не торгует на 600 000 в год, они торгуют на 200 000 в месяц! Вот где правда лежит!”, – заявлял Бродский в интервью газете “Сегодня” еще 9 лет назад.

Новый закон об обществе с ограниченной ответственностью: что ждет самую популярную форму ведения бизнеса в Украине

В то же время действующая глава Регуляторной службы Ксения Ляпина наоборот – считает, что контролировать малый бизнес не нужно. Мол, все, кто на едином налоге – “ниже порога”, учет для них это дополнительные затраты.

Хотя на самом деле, если ввести учет, может оказаться, что часть “единщиков” уже давно превысили максимальный порог оборота и обязаны платить общие налоги. Так, согласно Налоговому кодексу, максимальный годовой оборот для единщика – 5 млн грн.

Если же бизнес крупнее, то он не имеет права платить “единый налог”, который иногда даже меньше, чем налоги с зарплаты обычного сотрудника.

“Любой учет для малых — это лишние затраты. Есть уровень ниже радара, где никто не будет вести надлежащего учета, какие бы законы ни писали, поскольку это лишняя нагрузка, не нужная для микробизнес-деятельности”, – заявляла Ксения Ляпина еще до принятия законопроекта.

Среди противников учета есть несколько главных мотиваций. Одни не хотят платить по-честному, другие же боятся кассовых аппаратов, РРО и возмущаются, что за них придется дорого платить. И если 9 лет назад установить кассовые аппараты хотели за счет государства, сейчас вовсе – создадут возможность скачать приложение на телефон и с его помощью проводить все операции, выдавать электронные чеки.

Главный же принцип, с которым сложно поспорить – в Украине часть бизнеса находится в тени и даже не стремится легализовать свои доходы. И иногда, чтобы подтолкнуть к честной уплате налогов, достаточно ввести контроль и учет.

Контролировать смогут сами покупатели

Автор законопроекта Данил Гетманцев соглашается, что даже после обязательного РРО часть предпринимателей будут нарушать новые нормы. Чтобы этого избежать, в документе также ввели кэшбек для покупателя, которому не выдали чек.

Если в чеке сумма меньше, чем вы заплатили, или вам его вообще не выдали – пожалуйтесь в налоговую и стоимость покупки вам вернут, а покупку при этом можно будет оставить себе.

Так, согласно закону, бизнес обязан заплатить штраф в размере 150% за товар или услугу, за который не выдал чек, а должен был.

В таком случае часть штрафа (100% от стоимости товара) отдадут покупателю, а часть (50%) поступит в бюджет.

Механизм такой компенсации прописан в документе. Покупатель жалуется в налоговую, а налоговая в сжатые сроки проверяет, было ли нарушение. После – штрафует и делится полученными деньгами с клиентом недобросовестного продавца.

Руководитель журнала “Рейтинг. Вестник” Павел Поликарчук предполагает: с кэшбеком могут быть проблемы, так как налоговой придется в сжатые сроки обработать большое количество жалоб.

“Есть большие сомнения, что это будет работать. Будет волна жалоб на невыдачу чеков.

Но потом все те жалобы нужно отработать, доказать, что у этого продавца есть нарушение, взыскать с него средства (а не договориться и положить в карман инспектору)”, – поясняет эксперт.

Ранее Диалог.UA сообщал:

“Слуга народа” провалила первый законопроект в Верховной Раде. В Офисе президента, уверяют источники, на это отреагировали очень болезненно.

Кроме того, 20 сентября Верховная Рада внесла существенные изменения в закон об обороне Украины. У Зеленского все больше власти.

А недавно всю Украину всколыхнула оригинальная идея Рады по борьбе с коррупцией. Законопроект уже одобрен.

Мы также писали, что у Зеленского запустят Раду в “турборежим”: “Слуге народа” дана команда принимать 7-10 законов в день.

Источник: https://www.dialog.ua/business/189999_1569012102

Новый закон об ООО – ключевые изменения и их последствия – Укрправо

Новый закон об обществе с ограниченной ответственностью: что ждет самую популярную форму ведения бизнеса в Украине

  • С 16 июня 2018 года вступил в силу новый закон, определяющий правовой статус обществ с ограниченной ответственностью, порядок их создания, деятельности и прекращения, а также права и обязанности их участников.
  • Давайте рассмотрим все ключевые изменения и их последствия для уже существующих ООО, а также разберемся в причинах, по которым абсолютно всем существующим на сегодня ООО нужно внести изменения в свои уставы.
  • Но начну я с конца – с «Заключительных и переходных положений» нового закона.

Так, согласно п. 3 главы VIII Закона Украины от 26 февраля 2018 года № 2275-VIII «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон № 2275), в течение года со дня вступления в силу этого закона (тоесть до 16 июня 2018 года) положения устава ООО, не соответствующие данному Закону, действуют в части, соответствующей законодательству по состоянию на день вступления его в силу.

Говоря простым человеческим языком, если вы не внесете изменения в свои старые уставы, то до 17 июня 2019 года ваше ООО будет «жить» согласно тому, что написано в вашем старом уставе.

За единственным исключением.
Если у вас, ну, очень древний устав, то его положения будут применяться только в той части, которая не противоречит законодательству, действовавшему по состоянию на 16 июня 2018 года.

Что будет, если вы не внесете изменения в течение этого года?
Все достаточно просто: после 17 июня 2019 года все написанное в вашем уставе «превратится в тыкву» – и ваше ООО будет жить исключительно согласно положениям Закона № 2275. И в этом бы не было трагедии, если бы новый закон не усложнял принятие управленческих решений, а также внесение в ЕГР даже незначительных изменений по вашему ООО.

І. Старые положения на новый лад

Для начала давайте расскажу, как изменились те нормы, которые были в старой редакции Закона Украины «О хозяйственных обществах», а также в Гражданском и Хозяйственном кодексах Украины.

Порядок созыва общего собрания участников

Согласно новому Закону об общем собрании, участников общества нужно уведомить не менее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания участников. Такое уведомление должно быть направленно по почте письмом с описью вложений.

  1. Вместе с тем Закон № 2275 содержит оговорку: если другой срок и способ уведомления не предусмотрены уставом ООО.
  2. Такими образом, если вы не внесете изменения в ваш текущий устав, то через год (после 17 июня 2019 года) для того, чтобы сменить кого-то из учредителей, директора или просто добавить КВЭДы, вам придется направить по почте уведомления всем участникам (собственникам) вашего ООО, подождать месяц – и только потом писать нужный вам протокол.
  3. Думаю, вы прекрасно понимаете, какими последствиями может быть чревата подобная отсрочка.
See also:  Нардепы ввели в закон понятие вора в законе и определила ответственность за преступные сходки - protocol

Принятие решений общим собранием

Источник: https://ukrpravo.biz/ru/novyj-zakon-ob-ooo-klyuchevye-izmeneniya-i-ih-posledstviya.html

Вступление в силу Закона об ООО обеспечит простые и понятные правила игры для самой популярной формы ведения бизнеса в Украине

18 июн 2018 Новый закон об обществе с ограниченной ответственностью: что ждет самую популярную форму ведения бизнеса в Украине

17 июня 2018 года вступил в силу новый Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» № 2275-VIII, заменяя устаревшие нормы Закона «О хозяйственных обществах» 1991 года в части регулирования обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью (ООО и ОДО).

Среди основных новшеств закона – введение корпоративного договора, отсутствие ограничения количества участников ООО, изменение требований к составлению учредительных документов обществ, установление четких механизмов принятия решений участниками обществ, порядка создания наблюдательного совета.

В дополнение к этому закон предполагает отмену обязательного кворума и ревизионной комиссии, введение ответственности менеджмента и наблюдательного совета, установление принципов добросовестности управления в интересах общества, снятие запрета на конвертацию долга в капитал общества, усовершенствование правил оборота долей и защита права собственности на доли, урегулирование вопросов преимущественного права, залога, выхода, исключения, наследования и многое другое.

Также Закон дает возможность ООО и ОДО в течение года привести свои уставы в соответствие с новым Законом и без уплаты регистрационного сбора провести государственную регистрацию соответствующих изменений. До 17 июня 2019 года (или до внесения любых изменений в устав по решению общества) положения старого устава будут превалировать над положениями Закона для данного общества.

Анна Бабич, партнер, руководитель практики корпоративного права /M&A, AEQUO, является драйвером реформы законодательства об ООО и приняла активное участие в разработке проекта закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» как один из его авторов.

«Принятие закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью стало одним из самых долгожданных событий в истории реформирования корпоративного законодательства Украины. Данный закон изменит правила игры для более чем 500 тыс.

обществ с ограниченной ответственностью в Украине и обеспечит либерализацию корпоративного управления, максимальную гибкость ведения предпринимательской деятельности основной бизнес-ячейкой страны, а также защиту бизнеса от рейдерства.

Кроме того, в долгосрочной перспективе закон будет способствовать увеличению ВВП страны за счет создания благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в украинскую экономику», – комментирует Анна Бабич, – «Хотелось бы также отметить высокий профессионализм группы экспертов, участвующей в разработке и продвижении закона, и поблагодарить каждого за огромный вклад в успешное осуществление этого сложного проекта».

Более детальная информация по ссылке.

Источник: https://aequo.ua/ru/publication/news/the_entry_into_force_of_the_llc_law_will_guarantee_simple_and_clear_rules_of_the_game_for_the_most_popular_form_of_business_companies_in_ukraine/

Новый закон об обществе с ограниченной ответственностью: что ждет самую популярную форму ведения бизнеса в Украине

06.02.2018 года Верховной Радой Украины принят Закон «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее Закон), законопроект №4666.

 Эта новость всколыхнула все общество, ведь до этого вопрос создания, деятельности и ликвидации ООО регулировал Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины, Закон Украины «О хозяйственных обществах» (далее–Закон 1576-XII), которые определяли основные моменты, но обычно не детализировали их.

Новый закон ждет соответствующих подписей и опубликования, а также определено, что Закон вступает в силу через 3 месяца со дня его опубликования.

В нашей статье рассмотрим основные положения предложены новым Законом, ведь доля ООО в украинском бизнесе очень значительна. Кстати, если у Вас есть вопросы по деятельности и/или регистрации ООО «под ключ», внесение изменений в сведения об ООО, юристы и бухгалтеры ЮК ЛегаЛ предоставят профессиональную консультацию и правовую помощь в данном вопросе.

Новый Закон определяет правовой статус обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью (далее — общество), порядок их создания, деятельности и прекращения, права и обязанности их участников.

Количество участников общества не ограничивается. Действующий Закон 1576-XII определяет, что максимальное количество участников общества с ограниченной ответственностью может достигать 100 человек.

Новый Закон дает определение корпоративного договора — договор, по которому участники общества обязуются осуществлять свои права и полномочия определенным образом или воздерживаться от их реализации (далее — корпоративный договор), является безвозмездным и совершается в письменной форме. Определяет условия и порядок заключения такого договора.

В Законе отведена отдельная статья для определения понятия «Безотзывная доверенность по корпоративным правам». Обращаем Ваше внимание, что на сегодня в ст. 249 Гражданского кодекса Украины отмечается о существовании безотзывной доверенности, но случаи, с которыми связано выдача такой доверенности, ГК не приводит.

Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» определяет, что учредительный документ юридического лица излагается в письменной форме, прошивается, нумеруется и подписывается учредителями (участниками), уполномоченными ими лицами или председателем и секретарем общего собрания (в случае принятия такого решения общим собранием, кроме случаев основания юридического лица). Подлинность подписей на учредительном документе нотариально удостоверяется, кроме случаев, предусмотренных законом.

Новый Закон определяет, что первая редакция устава общества подписывается всеми участниками общества. Подлинность подписей участников удостоверяется нотариально.

 При принятии решения о внесении изменений в устав Закон «позволяет» подписать устав лицу, уполномоченным на это органом, принявшим такое решение, если это предусмотрено уставом.

 То есть, на данный момент устав и протокол общего собрания участников могли подписать председатель и секретарь такого собрания, что упрощало данную процедуру относительно нотариального удостоверения этих документов в случае, когда участников такого ООО более двух.

 В случае вступления в силу нового Закона необходимо быть очень внимательным в вопросе оформления протокола и устава ООО в случае необходимости внесения изменений в сведения о юридическом лице.

  • Действующий Закон 1576-XII

Источник: https://www.uk-legal.od.ua/novyy-zakon-ob-obshhestve-s-ogranichenno/

Организационно-правовые формы предприятий в Украине: выбор формы собственности предпринимательской деятельности в 2020 году

Совсем neprosto начинающему предпринимателю разобраться в многообразии форм ведения хозяйственной деятельности, предлагаемых законодательством. Помочь ему разобраться, как выбрать организационно-правовую форму, и дать несколько практических советов решила адвокат, партнер ЮФ “Москаленко и Партнеры” Анастасия Москаленко.

Согласно ст.

42 Хозяйственного кодекса Украины, предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом.

Итак, в случае осуществления хозяйственной деятельности систематически, а не единоразово или время от времени, человек сталкивается с необходимостью легализовать свою деятельность. Несистематическое получение доходов вследствие разового выполнения работ или оказания услуг, даже на основании письменных договоров, не обязывает лицо регистрировать официально ведение хозяйственной деятельности.

Законодательство предоставляет возможность выбирать организационно-правовые формы ведения хозяйственной деятельности. Можно вести предпринимательскую деятельность в следующих формах:

Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки на этапе основания, и на этапе становления и развития бизнеса.

Для некоторых видов бизнеса законодательство определяет обязательные требования к организационно-правовой форме (например, банки могут быть только публичными акционерными обществами или кооперативными банками), но в большинстве случаев выбор учредителей ничем не ограничен.

Для того, чтобы использовать законодательные льготы по ограничению ответственности и упрощенному налогообложению можно структурировать бизнес и вместо одной компании сделать несколько.

Одно и то же лицо в большинстве случаев может быть одновременно учредителем и директором неограниченного количества юридических лиц, а также быть физическим лицом-предпринимателем (за исключением редких ограничений). Главное в таком случае не заключать соглашений между различными фирмами за подписью одного и того же лица, поскольку такие сделки могут быть оспорены.

На этапе создания и становления бизнеса простейшими для государственной регистрации и управления и самыми популярными сегодня являются ФЛП, ООО и ЧП. Не углубляясь в их основные характеристики, которые несложно найти в законодательстве, перейдем сразу к анализу их положительных и отрицательных черт с точки зрения «молодого» бизнеса.

Преимуществами такой организационно – правовой формы как ФЛП является:

  • простота регистрации,
  • сниженные налоги,
  • упрощенная система отчетности и делопроизводства, которая не требует найма профессионального бухгалтера на постоянную работу.

Недостатками являются:

  • сложность юридической процедуры прекращения предпринимательской деятельности в результате ее фактического прекращения,
  • повышенная ответственность
  • сложность привлечения в бизнес компаньонов и инвесторов. Не каждый компаньон поверит на слово, что из денег, вложенных в бизнес, он будет иметь свою часть дохода, поэтому документально подтвердить это довольно сложно, а заключение договоров займа и совместной деятельности имеет существенные недостатки для самого ФЛП.

Что касается ООО, то на сегодня это одна из наиболее урегулированных форм бизнеса в Украине, наделенная широким спектром прав и четко определенных обязанностей. Законодательство детально регламентирует внутренние отношения в ООО, а также отношения с третьими лицами. Все риски за результаты своей деятельности несет ООО, а не его участники. С июня 2011 г.

минимального размера уставного капитала ООО законодательством не установлено (для сравнения: для акционерного общества минимальный уставный капитал составляет 1250 минимальных заработных плат; предварительно минимальный уставный капитал ООО устанавливался в размере 1 минимальной зарплаты).

Также преимуществами ООО является полное разграничение между ответственностью ООО и ответственностью его участников, повышенная ответственность директора и возможность беспрепятственного отстранения последнего от обязанностей по решению общего собрания учредителей; простота привлечения внешних инвесторов.

ООО как аналог иностранной Limited Liability Company будет полностью понятно иностранным партнерам (в отличие от ЧП, которое является, по моему мнению, пережитком советского права).

Преимущества ЧП – это минимальные законодательные требования к его регистрации и деятельности, разграничение между ответственностью ЧП и ответственностью его участников, отсутствие требований к минимальному уставному капиталу, в определенных случаях – возможность привлечения посторонних инвесторов и использования некоторых законодательных преимуществ.

Но недостатки ЧП, по моему мнению, превышают его положительные стороны.

Среди них: поверхностное, недостаточно подробное правовое регулирование (которое не меняется столь динамично, как в отношении ООО), неурегулированность в законе проблемных вопросов деятельности ЧП, отсутствие достаточных разъяснительных источников судебной практики о ЧП и другие недостатки, которые не дают возможности посоветовать такую ​​организационно-правовую форму по сравнению с ее альтернативой, а именно ООО.

На что еще следует обратить внимание

See also:  Набрав чинності закон, який виводить систему держконтролю за харчовою продукцією на якісно новий рівень

Сведения о физических лицах-предпринимателях и юридических лицах включаются в Единый государственный реестр, который является открытым для ознакомления. В нем можно в любое время получить основную информацию о любом юридическом лице или ФЛП-контрагенте, эти сведения являются общедоступными.

Источник: https://prostopravo.com.ua/prava_biznesa/sozdanie_biznesa/stati/pravovye_formy_predpriyatiy

Улучшит ли бизнес-климат Украины новый закон об ООО

Безусловно, одним из резонансных событий для бизнеса за последнее время стало принятие законопроекта № 4666 “Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью” (далее – “Новый закон”), а также его подписание президентом Украины 12 марта текущего года.

Без преувеличения — именно общество с ограниченной ответственностью (далее — “общество”, “ООО”) является наиболее распространенной формой ведения бизнеса в Украине.

Почему бизнес зачастую выбирает именно эту организационно-правовую форму? Причина в простых, в целом понятных “правилах игры” и ограниченной ответственности участников, даже несмотря на некоторые пробелы и архаичные нормы в законодательной базе. Именно поэтому принятие Нового закона привлекло столько внимания со стороны практикующих юристов и стало предметом активных дискуссий в бизнес-кругах.

В прессе можно встретить немало оптимистичных отзывов про Новый закон, но действительно ли он стал прорывом для бизнеса, сможет ли улучшить бизнес-климат Украины, или все-таки случайное совпадение цифр “666” в номере законопроекта стало фатальным знаком? В этой статье мы проанализируем его наиболее существенные новации и дадим свои комментарии.

Структура закона

С первого взгляда на содержание Нового закона мы, к сожалению, не увидели логики в последовательности разделов.

Даже в последней редакции документа отсутствуют определения общества с ограниченной и общества с дополнительной ответственностью.

Новый закон также не разъясняет термины, которые могут быть непонятными для бизнеса, в частности, определение уставного капитала, вклада, дивидендов и т. п.

Участники общества и их ответственность

На сегодняшний день ООО не может объединять более 100 участников. Отметим, что на практике общее количество участников, как правило, не превышает трех-пяти. В Новом законе указывается, что количество участников общества не ограничивается, что, на наш взгляд, является логичным изменением.

Однако также хотелось бы понять логику законодателя, почему он не определил в Новом законе, кто вообще может быть учредителем (участником) ООО? Может ли быть таким учредителем (участником) государство, как отмечается в ч. 3 ст. 1 Нового закона, несовершеннолетний или физическое лицо-предприниматель и т. п.? Этот вопрос остается неурегулированным.

Одним из важнейших моментов, который может насторожить инвесторов при открытии бизнеса в форме ООО, на наш взгляд, является определение ответственности участников. По этому поводу в Новом законе говорится следующее:

  1. Участники общества, которые не полностью внесли вклады, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости невнесенной части вклада каждого из участников.
  2. По своим обязательствам ООО несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом.
  3. ООО не несет ответственность по обязательствам своих участников.

Почему законодатель убрал из Нового закона утверждение о том, что участник ООО несет ответственность в пределах его вклада в уставный капитал? В чем же тогда ограниченность ответственности участников общества?

Создание общества и его устав

Источник: https://buhgalter911.com/news/news-1036212.html

5 главных бизнес-фактов нового закона об украинских ООО

Украинское законодательство, регулирующее работу хозяйственных обществ, безнадежно устарело. Поэтому часто организационно-правовую форму предприятия выбирают не по принципу наиболее эффективного управления бизнесом, а из существующих законодательных ограничений.

Принятие законопроекта № 4666 «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», по словам опрошенных UBR.ua юристов, даст большую гибкость в работе ООО и ОДО. Что в конечном итоге станет толчком к развитию бизнеса и созданию новых рабочих мест.

«Профильный закон о хозобществах, регулирующий процедуры создания и деятельности ООО, давно устарел, а нормы Гражданского кодекса — половинчаты. Например, до сих пор закон не позволял создавать наблюдательные советы или иные органы управления предприятием», — рассказал UBR.ua управляющий партнер АО Suprema Lex Виктор Мороз.

Фиктивность предприятия: признаки и последствия

Пока закон не опубликован, нельзя с уверенностью сказать, все ли инициативы нашли свое отражение в его окончательном тексте. Тем не менее, юристы выделяют несколько ключевых моментов, которые могут изменить работу ООО и ОДО.

Количество участников и органы управления

Прежде всего, новый закон не ограничивает количество участников ООО или ОДО. В результате многие акционерные общества (АО) смогут вернуться в форму общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Кроме того, появляется возможность создания наблюдательного совета, что значительно повысит привлекательность ООО в глазах иностранных инвесторов.

«Сейчас можно принимать решение на общем собрании или через исполнительный руководящие органы общества. После принятия закона структура управления становится более гибкой. Каждый собственник может настроить управление «под себя», создавая наблюдательный совет или какой-то иной орган контроля», — заметил UBR.ua партнер ЮФ ILF Антон Зинчук.

По словам Виктора Мороза, если иностранный инвестор не хочет заморачиваться с АО, ценными бумагами общества и регулятором фондового рынка, ему было бы удобнее использовать ООО. Но для этого ему сейчас не хватает инструментария, в частности, для распределения полномочий менеджеров общества по использованию денег владельца. Например, установить ограничение по сумме, которую можно потратить.

Нехватку процедур и норм в действующем законодательстве компании компенсировали путем «выписывания правил» в уставе предприятия.

Однако в случае выяснения отношений между участниками общества суды далеко не всегда признавали внутренние положения и уставы компании соответствующими закону.

То есть, фактически признавали недействительными эти внутренние правила, которые должны были бы защитить интересы собственника. На том основании, что отношения между участниками может регулировать только закон.

В Украине закрылось почти 300 частных предприятий

«Законодательство, регулирующее деятельность ООО и ОДО сейчас, не адаптировано под бизнес должным образом. Поскольку ООО является наиболее распространенной организационно-правовой формой в Украине, очевидно, что у компаний на рынке своя специфика ведения хозяйственной деятельности и ее нужно учитывать», — считает младший юрист Eterna Law Маргарита Татарова.

Принятая редакция законопроекта отдает самому обществу право решать абсолютное большинство вопросов, т.е. не устанавливает однозначные правила. Появляется возможность принимать собственные процедуры, определять органы, которые нужны обществу в корпоративном управлении и предвидеть заранее возможные пути выхода из потенциальных корпоративных конфликтов.

Например, в обществе с одним участником он больше не обязан имитировать общее собрание, а принимает все решения единолично в виде письменного решения.

Правила взаимодействия участников конкретного предприятия будут отражены в так называемом корпоративном договоре и уставе.

Заключение корпоративных договоров

Как отметила Маргарита Татарова, если президент Украины подпишет закон, для украинских ООО и ОДО откроются, к примеру, возможности выдавать безотзывные доверенности на осуществление полномочий участника общества, а также заключать между участниками корпоративные договора.

По такому договору участники общества обязуются осуществлять свои права и полномочия определенным образом или воздерживаться от их реализации.

Источник: https://ubr.ua/business-practice/laws-and-business/5-hlavnykh-biznes-faktov-novoho-zakona-ob-ukrainskikh-ooo-3864514

ФОП-контроль: как новые законы изменят жизнь малого бизнеса

Речь идет о законопроектах № 1073 и №1053-1. Как утверждают их авторы, инициативы направлены на детенизацию экономики и одновременно должны удешевить обслуживание кассовых операций.

Противники изменений обращают внимание на увеличение штрафов и огромные затраты бизнеса в процессе выполнения новых норм.

Цена вопроса

Еще до назначения на пост главы финансового комитета Верховной Рады, Даниил Гетманцев пообещал бороться с фиктивными ФЛП. При этом уже тогда стало понятно, что это направление будет среди приоритетов «налогового крыла» Зе-команды.

«Необходимо исключить возможность использования псевдо-ФОП, когда большой магазин продает телефон и дает чек от ФОП. Хотя мы в здравом уме и трезвой памяти понимаем, что за день он делает выручку больше, чем лимит, установленный для ФОП на год», — объяснял необходимость изменений Даниил Гетманцев.

По результатам исследования Института социально-экономической трансформации и Центра социально-экономических исследований CASE-Ukraine из-за занижения оборотов ФОП госбюджет ежегодно теряет от 2 до 2,5 млрд гривен.

Сумма кажется очень большой, но лишь до тех пор, пока вы не посмотрите на убытки государства в других сферах. Так, по данным исследования, из-за «серого импорта» и контрабанды, бюджет недополучает до 93 млрд. грн., зарплат в конвертах – 74 млрд, а оффшорных схем – 36. Однако именно ФОП как настоящие, так и фиктивные, стали первыми, кому власть решила «закрутить гайки».

Контроль и кэшбек

Парламентарии уже поддержали в первом чтении законопроекты «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (№1053-1) и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» (№1073).

Эти инициативы идут в комплексе. Фактически одна расширяет перечень предпринимателей, за деятельностью которых ведется контроль, а другая этот контроль упрощает и позволяет приобщиться к надзору каждому гражданину.

В то же время в пояснительной записке к законопроекту №1051-1 подается как такой, что упростит жизнь предпринимателей, позволив не тратить деньги на кассовые аппараты. Вместо этого можно будет пользоваться программным регистратором расчетных операций. Ожидается, что это будет программа, установить которую на гаджет продавца будет так же просто, как приложение на смартфон.

Стали известны детали налоговой амнистии

Плюс для предпринимателя в том, что не надо будет тратиться на отдельный кассовый аппарат, а это несколько тысяч гривен. Кроме того, авторы законопроекта говорят об упрощении регистрации РРО (в электронном кабинете без предоставления регистрационных документов) и удешевлении процедур обслуживания операций.

Эти преимущества нардепы предлагают взамен за усиление контролирующих функций в отношении работы бизнеса. Сейчас без РРО могут работать ФЛП, у которых оборот меньше 1 млн в год.

А согласно инициативе, им нужно будет пользоваться регистратором уже с 2021 года.

А для интернет-магазинов, аптек, ювелирных магазинов, кафе и ресторанов, турагентств, отелей, магазинов по продаже секонд-хенда и деталей для автомобилей время перемен наступит еще раньше. Уже через полгода после опубликования закона.

За продажу товара без проведения расчетной операции, или если будет указана неполная сумма, предприниматель должен будет заплатить штраф в размере 150% от стоимости товара, а за повторное нарушение – 250%.

Авторы изменений пытаются заинтересовать покупателей в контроле кассовых операций. Предполагается, что за выявленное нарушение они будут получать «кэшбек» в размере 100% стоимости товара. При этом предусматривается возможность электронной проверки чеков, что позволит покупателям выявлять нарушения.

See also:  Полиция: алкотестеры «драгер» используются законно

За и против

Изменения вызвали неоднозначную реакцию бизнес-сообщества и обозревателей.

В Государственной регуляторной службе подсчитали, что в целом дополнительные расходы малого бизнеса на обязательное введение РРО независимо от вида деятельности и объемов доходов превысят 11 млрд грн.

А вследствие увеличения количества проверок и ужесточение штрафов, легальному бизнесу в следующем году придется уплатить еще 2,6 млрд грн.

Против изменений выступил также Союз украинских предпринимателей, в котором отмечают, что проекты могут стать очередным стимулом для малого бизнеса уйти «в тень». Поэтому ее представители призвали парламент не спешить с их внедрением.

Резко против законодательных инициатив выступил сооснователь Новой почты Владимир Поперешнюк. По его словам, новая власть пошла в наступление на бизнес.

«Коррупционная привлекательность и потенциальный теневой доход увеличиваются, когда бизнесу сложно и трудно. Вероятно, именно поэтому, вместо либерализации, которую нам обещали, имеем ухудшение условий для предпринимательства.

Лучшей стратегии уничтожения Украины, пожалуй, и не придумаешь», — подчеркнул он.

В то же время в партии власти убеждают, что сопротивление изменениям оказывает именно крупный бизнес. «Есть определенные лоббистские группы, которые, защищая крупный бизнес, поднимают на флаги «интересы ФОП», которые якобы будет преследовать власть.

Если ФОП за год продает товары на 5 млн грн, пусть продает, но если за день, то это не сможет так работать. Мы сделаем все, чтобы большой бизнес не смог уклоняться от уплаты налогов с использованием модели единого налога», — заявил Даниил Гетманцев.

Депозит с высокими процентами и бонусом от «Минфина»

Естественно, поддерживают его и коллеги по фракции. По словам Галины Третяковой, те, кто сейчас скрывается за маской ФЛП, хотят и дальше это делать. «Среди них — огромные торговцы с огромными торговыми площадями, многомиллионным (в долларах) оборотом. Они могут честно платить все налоги. Но не платят! Им легче проплатить кампанию манипуляций и лжи», — заявляет парламентарий.

Выступает за перемены и бывший заместитель министра финансов Елена Макеева. По ее словам, предыдущая власть еще в 2015 году была близка к обязательному введению РРО.

«Тогда отдельные «заинтересованные» депутаты смогли убедить премьера пойти на компромисс, поэтому обязательное РРО ввели только для частных предпринимателей с годовым валовым доходом более миллиона гривен.

И поскольку проверить точность расчетов годового дохода предпринимателей было невозможно, этот компромисс ничего не изменил», — объясняет она.

В настоящее время проекты готовятся ко второму чтению.

В Союзе украинских предпринимателей рассказали, что во время рабочей встречи с руководством совета и профильного комитета предоставили свои предложения к инициативе.

Однако учитывая скорость рассмотрения законодательных инициатив в последнее время, вряд ли можно ожидать, что доработка затянется. Скорее всего, могут быть внесены разве что технические правки.

Алексей Писарев

Источник: https://minfin.com.ua/2019/09/12/39024246/

Расходы, штрафы и проблемы: как будут выживать ФОП после нового закона

Малый бизнес обязали устанавливать кассовые аппараты / minfin.com.ua

На прошлой неделе президент Владимир Зеленский подписал законы № 128-IX и №129-IX, которыми вводятся обязательные кассовые аппараты для малого бизнеса.

Главред разбирался в том, что еще предлагается этими законами и какие риски возможны для предпринимателей.

Что меняется

По большей части, законы, подписанные президентом, в основном коснутся следующих предпринимателей: ФОП 2 группа, ФОП 3 група и ФОП 4 группа – то есть всех, чей доход за год превышает 300 тысяч. Такие предприниматели, начиная с 1 января 2021 года, должны будут использовать кассовые аппараты.

Кроме стандартных кассовых аппаратов с бумажными чеками, предприниматели, согласно новому законодательству, в качестве их замены смогут использовать планшеты, смартфоны или ноутбуки, на которые необходимо будет установить программное обеспечение (ПО) под названием E-Receipt (электронный чек).

На данный момент его работа происходит в тестовом режиме – полностью доработать его обещают за полгода, то есть до весны 2020 года.

Штрафы и бесплатные товары для потребителя: почему бизнес испугался закона “о кэшбэке”При этом часть ФОПов все еще могут обходиться без кассовых аппаратов.

В частности, они необязательны для кафе-ресторанов быстрого обслуживания, турагенств, интернет-магазинов, работающих на ФОП, магазинов автотоваров и секонд-хендов.

Однако при этом в законе сказано, что ПО является обязательным для всех предпринимателей, чей доход превышает 1 млн гривен.

  • Еще одно новшество, которое предлагает новое законодательство – так называемый кешбек, который должен появиться уже с 1 октября 2020 года.
  • Если покупка от 850 грн частично фискализирована (не все позиции чека отображены на сервере налоговой) или нефискализирована (выданный чек вообще не отображается на сервере), то покупатель может обратиться с жалобой на продавца.
  • Фактически, с его помощью покупатель сможет контролировать продавцов – например, если после покупки вам не выдали чек, то продавец должен будет уплатить штраф в размере 150% от стоимости покупки, часть из которого получит заявитель, а остальное – будет направлено в госбюджет.

Почему приняли закон о ФОПах

Как утверждают их авторы из пропрезидентской фракции, эти законы необходимы для выведения бизнеса из тени. Прежде всего, крупного и среднего бизнеса, которые часто используют ФОПов, чтобы платить меньше налогов.

Это связано с тем, что по отношению к ФОПам четырех существующих групп, в зависимости от суммы их годового оборота, действует так называемая упрощенка – обязательная плата единого налога, что позволяет существенно экономить работодателям.

Например, продавец продуктов, который относится к 1 группе “единоналожников”, уплачивает каждый месяц 10% процентов от прожиточного минимума, то есть 192 гривны.

У ФОПов 2 группы, чей доход не превышает 1,5 миллиона гривен (к ним, по большей части, относят сотрудников ресторанного бизнеса, этот налог составляет уже 20%, то есть примерно 834 гривны за каждого своего сотрудника.

Рост налогов и штрафы: законпроект по ФОП для IT-сектораФОПы 3 группы, чей годовой доход не превышает 5 миллионов гривен, уплачивают куда реже и меньше – 3 процента от заработанной суммы раз в квартал. При этом все эти категории раз в квартал также уплачивают и единый социальный взнос (ЕСВ) – 918 гривен с человека.

Такая система налогообложения гораздо выгоднее для работодателей, ведь если сотрудник принят на работу по трудовой книжке, налоги для такого предприятия гораздо выше, так как с зарплаты каждого своего трудоустроенного сотрудника работодатель должен выплачивать 22% ЕСВ, 1,5% военного сбора и 18% подоходного налога ежемесячно.

“Будут выкачивать штрафы”

У самих предпринимателей новые законы вызывают сплошные вопросы.

“Мы не понимаем, как этот закон будет работать в реальном секторе. Например, закон ссылается на обязательную фискализацию (использование кассовых аппаратов, – Ред.) 2-4 группы упрощенки.

Соответственно, каждому такому предпринимателю необходимо будет купить кассовые аппараты, а это – дополнительная нагрузка на их бюджет. Кроме того, в законе говорится и о том, что каждый смартфон может стать карманным кассовым аппаратом.

Однако нет разъяснений того, какое программное обеспечение использовать, как оно будет сообщаться с ГФС.

Также неизвестно, что делать с людьми в селах, которые покупают там продукты, и так как там есть проблемы с интернетом и эта проблема не решена, то о каких кассовых аппаратах в смартфонах идет речь?”, – говорит Главреду глава Ассоциации владельцев малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.

Также, по словам эксперта, остается вопрос и с администрированием налогов.

“Например, раньше упрощенец сдавал отчет раз в квартал, не выходил за лимиты по кассовой книге и его никто не трогал.

А теперь фискальный чек подразумевает под собой жесткую отчетность – то есть раз в месяц, а это требует бухгалтерских навыков.

Соответственно, нужно будет либо учиться самому, либо брать бухгалтера в штат, либо на аутсорс, что также несет за собой дополнительные расходы для предпринимателя”, – говорит Соболь.

Вопрос кешбека, который якобы стимулирует потребителя контролировать частного предпринимателя, тоже только добавляет вопросов. Непонятно, кто будет контролировать честность самого контроля, поскольку теперь недобросовестные предприниматели могут нарочно подсылать людей к конкурентам, создавая им проблемы и тем самым расчищать себе дорогу.

Экономический эксперт Тарас Загородний напоминает, что сама по себе процедура “упрощенки” появилась еще в 1998 году.

“Это вводилось для того, чтобы избавить малый бизнес от проверок, так как во всем мире понимают, что за гоняться за малым бизнесом – себе дороже. Потому и был введен единый налог, который и способствовал появлению в стране среднего класса.

Сейчас де-факто идет наступление на малый и средний бизнес, так как крупный бизнес ка раз может себе позволить установить кассовые аппараты. Уверен, что эти законы будут работать так, что ГФС и другие органы будут выкачивать деньги с предпринимателей со всеми сопутствующими штрафами и проверками.

Ни о какой реформе, речь, к сожалению, не идет”, – отмечает эксперт.

Эксперты предупреждают, что все эти действия аукнуться для власти падением рейтингов и массой проблем.

“ФОПы – это группа людей с семьями численностью в несколько миллионов человек. Так что власть сейчас создала для себя серьезную проблему. И я думаю, по факту она будет потом принимать еще какие-то законы для того, чтобы проблема рассосалась, потому что ФОПы будут бунтовать”, – отметил руководитель политических программ Украинского института будущего Юрий Романенко.

Анастасия Заремба, для Главреда

Источник: https://glavred.info/economics/10115156-rashody-shtrafy-i-problemy-kak-budut-vyzhivat-fop-posle-novogo-zakona.html

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*