Опубликован текст законопроекта президента зеленского с изменениями в конституцию по децентрализации: префекты, округа и местные референдумы

Опубликован текст законопроекта президента Зеленского с изменениями в Конституцию по децентрализации: Префекты, округа и местные референдумы

Украинский президент Владимир Зеленский подал законопроект о внесении изменений в конституцию страны о децентрализации, который опубликован на сайте Верховной рады. Об особом статусе Донбасса нет ни слова, хотя Зеленский подписал итоговое коммюнике лидеров “Нормандской четверки” 9 декабря, в котором говорится об обязательствах Украины по особому статусу.

В поданном же законопроекте Зеленский написал, что “территориальное устройство Украины основывается на принципах унитарности”, что исключает особый статус Донбасса. Хотя отдельный правовой статус имеет Киев.

Вся децентрализация сводится к тому, что областные районы станут округами (несколько лет назад предлагалось переименовать области в регионы), а из конституции исключат перечень областей, но внесут пункт, что порядок их создания, изменения границ или переименования определяется отдельным законом.

Полномочия местных властей еще больше урежут. В областях и округах появятся префекты, которых будет назначать президент по представлению правительства. При этом префект может заблокировать любые решения местных советов. А если Конституционный суд признает их незаконными, то они вообще распускаются. Также их полномочия сокращены до 4 лет вместо 5.

Исполнительную власть в областях и округах вместо местных госадминистраций будут осуществлять территориальные отделения центральных органов исполнительной власти, т.е. Киева. Это делает регионы еще более бесправными перед диктатом Киева. То есть вместо реальной децентрализации власти Украина не только собирается провести ее имитацию, но даже сократить полномочия региональных властей.

Полпред ДНР на переговорах в Минске министр иностранных дел Наталья Никонорова сегодня заявила, что никакая односторонняя децентрализация Украины Донецком признана не будет, так как это является грубым нарушением Минских соглашений (пп. 9, 11).

Любопытно, что проект Зеленского раскритиковала и “Европейская солидарность” бывшего президента Петра Порошенко.

Сопредседатель фракции Ирина Геращенко заявила, что он “отменяет демократическую, европейскую реформу децентрализации”, а президент “под видом префектов вводит своих смотрящих”.

Она считает, что постсоветские люди во власти решили строить новый СССР с генсеком во главе.

Напомним, о децентрализации на Украине много говорилось весной 2014 года. Однако позже о ней “забыли”.

Опубликован текст законопроекта Зеленского о децентрализации

Опубликован текст законопроекта президента Зеленского с изменениями в Конституцию по децентрализации: Префекты, округа и местные референдумы

Президентский проект изменений в Конституцию касательно децентрализации предусматривает образование общин, а также введение института префектов. Вместе с тем, проект № 2598 не содержит упоминания об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Законопроект направлен, как говорится в пояснительной записке, на уменьшение чрезмерной централизации власти и четкое разграничение полномочий между местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, функционирующих в административно-территориальных единицах разных уровней.

Законопроект предлагает ввести такие административно-территориальные единицы, как община, округ, область и Автономная Республика Крым.

Устанавливается, что община является первичной единицей в системе административно-территориального устройства Украины.

Документ урегулирует вопросы создания, ликвидации, установления и изменения границ, наименование и переименование общин, округов, областей и прочее.

Предлагается закрепить в разделе XI «Местное самоуправление» права общины непосредственно или через органы и ее должностных лиц решать вопросы местного значения, в том числе проводя выборы и местные референдумы.

Предусматривается создание представительных и исполнительных органов местного самоуправления — окружного, облсовета, их исполкомов. Окружной совет, областной совет назначают и увольняют председателя исполнительного комитета совета и по его представлению формируют состав этого органа.

Срок полномочий главы общины, депутатов совета общины, окружного и облсоветов составит четыре года.

«Вместе с тем децентрализация не означает ослабление центральной власти в таких вопросах, как оборона, внешняя политика, национальная безопасность, верховенство права, соблюдение прав и свобод человека», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В документе указано, что в областях, округах и столице представлять государство будут префекты, которых назначит президент с подачи Кабмина на три года. При этом они будут вправе останавливать любое решение местных советов, признанное префектами противоречащим Конституции.

Если глава или совет общины, окружная или областная рада приняли неконституционный акт, который создает угрозу нарушению государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу нацбезопасности, президент по представлению префекта не только останавливает действие акта с обращением в Конституционный суд, но и временно останавливает полномочия должностного лица и назначает временного госуполномоченного.

В таком случае Верховная Рада по представлению президента досрочно прекращает полномочия председателя общины, совета общины, окружного, областного совета и назначает внеочередные выборы.

Зеленский внес Раду неотложный законопроект с изменениями в Конституцию в части децентрализации власти

Опубликован текст законопроекта президента Зеленского с изменениями в Конституцию по децентрализации: Префекты, округа и местные референдумы

Президент Украины Владимир Зеленский зарегистрировал в Верховной Раде проект закона о внесении изменений в Конституцию страны относительно децентрализации власти.

Как сообщается на сайте парламента, соответствующий законопроект № 2598 зарегистрирован в пятницу. Документ определен как безотлагательный к рассмотрению в парламенте.

Согласно опубликованной в понедельник утром на сайте парламента пояснительной записке к законопроекту, документом предлагаются изменения по децентрализации госвласти, совершенствованию территориальной организации власти и усиление конституционно-правового статуса местного самоуправления.

Так, меняются отдельные положения Конституции Украины относительно административно-территориального устройства. В частности, предлагается ввести такой перечень административно-территориальных единиц: громада, округ, область, Автономная Республика Крым. В действующей редакции Конституции закреплен перечень конкретных наименований всех областей Украины.

Предполагается законодательное урегулирование вопросов административно-территориального устройства Украины, в частности порядка образования, ликвидации, установления и изменения границ, наименование и переименование громад, округов, областей, а также их порядка образования, наименования и переименования и отнесения поселений (сел, поселков, городов) к соответствующей категории. Закрепляется, что изменение их границ, наименование и переименование осуществляется с учетом мнения местных жителей.

Изменениями в раздел XI “Местное самоуправление” предлагается закрепление местного самоуправления как права и возможности громады решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. При этом громада определяется как первичный субъект местного самоуправления и юридическое лицо.

На конституционном уровне закрепляется право громады на непосредственное осуществление местного самоуправления путем выборов, местных референдумов, местных инициатив и в других форм, определенных законом.

Предусматривается создание представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Такими органами являются окружной, областной совет, их исполкомы.

Эти советы назначают и увольняют голову исполкома и по его представлению формируют состав этого органа.

Предлагается на конституционном уровне определить, что право голоса на выборах главы громады, депутатов совета громады имеют дееспособные жители соответствующей громады, постоянно проживающие на ее территории и достигшие на день проведения выборов 18 лет.

Также предусмотрено сокращение срока полномочий главы громады, депутатов ее совета, окружного и облсоветов, избранных на очередных выборах, который составит 4 года. Избрание председателя окружного и облсоветов происходит на основе ротации. При этом срок полномочий председателя составляет 1 год.

Закрепляется материальная и финансовая основа местного самоуправления. В частности определяется, что такой основой является земля, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, другие объекты, в коммунальной собственности громады; объекты совместной собственности громад, находящихся в управлении окружных, областных советов; местные налоги и сборы, и другие доходы местных бюджетов.

  • В то же время предлагается определить, что государство обеспечивает соразмерность финансовых ресурсов и полномочий органов местного самоуправления, определенных Конституцией и законами Украины, а изменение компетенции органа местного самоуправления осуществляется с одновременными соответствующими изменениями в распределении финресурсов.
  • Раздел XI Конституции Украины также дополняется положением, согласно которому разграничение полномочий между органами местного самоуправления громад, округов, областей определяется законом на основе принципа субсидиарности.
  • “Вместе с тем децентрализация не означает ослабления центральной власти в таких вопросах, как оборона, внешняя политика, национальная безопасность, верховенство права, соблюдение прав и свобод человека”, – подчеркивается в пояснительной записке.
See also:  Задоволення вимог банку за договором споживчого кредитування повинно відбуватись з врахуванням приписів закону «про захист прав споживачів», що встановлює певні обмеження для його дострокового повернення (справа № 331/8467/14-ц, 15.02.17)

Именно поэтому для административного надзора за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления, координации деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти и осуществления надзора за соблюдением ими Конституции и законов предлагается ввести институт префектов. Проектом предусматривается, что префекта назначает на должность и освобождает от должности по представлению Кабинета министров президент Украины.

  1. “Префект приостанавливает действие актов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины с одновременным обращением в суд”, – подчеркивается в записке.
  2. Кроме того, законопроектом предусмотрено, что в случае принятия председателем громады, ее советом, окружным, областным советом акта, не соответствующего Конституции Украины и создающего угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности, президент по представлению префекта приостанавливает действие соответствующего акта с одновременным обращением в Конституционный суд Украины, временно останавливает полномочия председателя громады, состава такого совета и назначает временного государственного уполномоченного.
  3. В случае признания КС Украины акта главы или совета громады, окружного, областного советов не соответствующим Конституции, Верховная Рада по представлению президента досрочно прекращает их полномочия и назначает внеочередные выборы.
  4. “Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения соответствуют европейским и международным стандартам, учитывают выводы и замечания Венецианской комиссии и позволят обеспечить дееспособность местного самоуправления и построить эффективную систему территориальной организации власти в Украине”, – подчеркивается в пояснительной записке.

Префекты, местные выборы и территориальные громады. Опубликован текст законопроекта Зеленского о децентрализации

На сайте Верховной Рады опубликован текст законопроекта № 2598 о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации.

Президент Владимир Зеленский зарегистрировал проект закона в парламенте еще в пятницу, 13 декабря, документ помечен как неотложный.

Законопроект содержит несколько новшеств, которые, по мнению автора, направлены на децентрализацию власти в соответствии с требованиями Европейской хартии местного самоуправления.

Префекты

В Конституцию предлагается ввести новую государственную должность — префект. Офис префекта фактически будет выполнять обязанности местных государственных администраций.

А именно — контролировать работу территориальных управлений госорганов, отвечать за взаимодействие локальных госструктур в условиях военного или чрезвычайного положения, подавать президенту решения местных советов и общин, принимать решения, обязательные к исполнению на данной территории.

Префект назначается на должность на три года и освобождается с должности президентом по представлению Кабинета министров.

Исполнительную власть в областях и округах представляют территориальные представительства центральных органов исполнительной власти.

Территориальное устройство

Проект закона предлагает ввести в Конституцию новый перечень административно-территориальных единиц: община, округ, область, Автономная Республика Крым. Сейчас в Конституции перечислены все области Украины.

«Территорию Украины составляют общины. Община является первичной единицей в системе административно-территориального устройства Украины. Несколько смежных общин составляют округ. Правовой статус города Киева как столицы Украины определяется отдельным законом», — говорится в документе.

В Конституции предлагается закрепить право общины на проведение местных выборов, местных референдумов, местных инициатив, определенных законом.

В проекте закона говорится, что право голоса на выборах главы общины, депутатов совета общины имеют дееспособные жители общины от 18 лет, постоянно проживающие на ее территории. Главу общины, депутатов совета общины, окружного и областных советов выбирают раз в 4 года.

Глав окружного и областных советов выбирают на основе ротации на 1 год. Префект может через суд приостановить действие актов местного самоуправления, если решит, что они нарушают Конституцию или законы Украины.

Переименования

Также указано, что решения о переименовании сел, поселков и городов принимает парламент с учетом мнения местных жителей.

В переходных положениях говорится, что после вступления в силу закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)» одно или несколько поселений (сел, поселков, городов) с прилегающими территориями приобретают статус общины, а первые местные выборы глав общин, советов общин, окружных и областных советов проводятся в течение 90 дней.

До вступления закона в силу президент назначает на должности и увольняет глав местных государственных администраций, «но не позднее чем до 1 марта 2021 года».

Опубликован текст законопроекта Зеленского о децентрализации: что изменится

На сайте Верховной Рады опубликован текст законопроекта президента Владимира Зеленского о внесении изменений в Конституцию страны относительно децентрализации власти.

Документ меняет отдельные положения Конституции Украины относительно административно-территориального устройства.

Зеленский предлагается ввести такой перечень административно-территориальных единиц: громада, округ, область, Автономная Республика Крым. В действующей редакции Конституции закреплен перечень конкретных наименований всех областей Украины.

Президент предлагает законодательно урегулировать вопросы административно-территориального устройства Украины: порядка образования, ликвидации, установления и изменения границ, наименование и переименование громад, округов, областей, а также их порядка образования, наименования и переименования и отнесения поселений (сел, поселков, городов) к соответствующей категории.

Изменение границ, наименование и переименование будет осуществляться с учетом мнения местных жителей.

Предлагается закрепить местное самоуправление как право и возможность громады решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Громада определяется как первичный субъект местного самоуправления и юридическое лицо.

На конституционном уровне закрепляется право громады на непосредственное осуществление местного самоуправления путем выборов, местных референдумов, местных инициатив и в других формах, определенных законом.

Предусматривается создание представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Такими органами являются окружной, областной совет, их исполкомы.

Эти советы назначают и увольняют голову исполкома и по его представлению формируют состав этого органа.

Предлагается на конституционном уровне определить, что право голоса на выборах главы громады, депутатов совета громады имеют дееспособные жители соответствующей громады, постоянно проживающие на ее территории и достигшие на день проведения выборов 18 лет.

Также предусмотрено сокращение срока полномочий главы громады, депутатов ее совета, окружного и облсоветов, избранных на очередных выборах, который составит 4 года. Избрание председателя окружного и облсоветов происходит на основе ротации.

При этом срок полномочий председателя составляет 1 год.

Закрепляется материальная и финансовая основа местного самоуправления.

В частности определяется, что такой основой является земля, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, другие объекты, в коммунальной собственности громады; объекты совместной собственности громад, находящихся в управлении окружных, областных советов; местные налоги и сборы, и другие доходы местных бюджетов.

Предлагается определить, что государство обеспечивает соразмерность финансовых ресурсов и полномочий органов местного самоуправления, определенных Конституцией и законами Украины, а изменение компетенции органа местного самоуправления осуществляется с одновременными соответствующими изменениями в распределении финресурсов.

«Вместе с тем децентрализация не означает ослабления центральной власти в таких вопросах, как оборона, внешняя политика, национальная безопасность, верховенство права, соблюдение прав и свобод человека», — подчеркивается в пояснительной записке.

Именно поэтому для административного надзора за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления, координации деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти и осуществления надзора за соблюдением ими Конституции и законов предлагается ввести институт префектов.

Проектом предусматривается, что префекта назначает на должность и освобождает от должности по представлению Кабинета министров президент Украины.

«Префект приостанавливает действие актов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины с одновременным обращением в суд», — подчеркивается в записке.Кроме того, законопроектом предусмотрено, что в случае принятия председателем громады, ее советом, окружным, областным советом акта, не соответствующего Конституции Украины и создающего угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности, президент по представлению префекта приостанавливает действие соответствующего акта с одновременным обращением в Конституционный суд Украины, временно останавливает полномочия председателя громады, состава такого совета и назначает временного государственного уполномоченного.

В случае признания КС Украины акта главы или совета громады, окружного, областного советов не соответствующим Конституции, Верховная Рада по представлению президента досрочно прекращает их полномочия и назначает внеочередные выборы.

Этот текст появился на сайте НВ полтора часа назад.

See also:  Набрання законної сили ухвалою суду в цивільній та господар. справі

Я примерно представляю себе круг интересов своих читателей, и не собирался размещать егоу себя, потому что большинству читателей такой текст почти так же не интересен. как самый проект Закона.

Если их что и заинтересует, то политический разбор проекта, причем со стороны правильно ангажированных авторов.

Без таких комментариев самый текст большинству не интересен – интересны подводные камни, кто какие изменения отстаивал в ОП, что предлагалось но не прошло и т.д. и т.п.

По этой причине я был в высшей степени удивлен, прочитав следующий комментарий

runaway_ua

“не так важно, что говорят, как важно о чем умалчивают”-Золотые слова .Вот все жду что напишут сторонники Зе про изменения в Конституции поданные президентом , которые он подал как раз во время начала раскрутки шумихи с Шереметом .И ТИШИНАААА )))ХОтя в том законопроэкте просто каждый пункт радует своими инициативами …Но по делу Шеремета все рупоры Зе надорвали глотки а вот по инициативе Зе – ТИШИНААААА .

Обалдеть! Российский бизнесмен, ведущий бизнес в Украине уже успел прочитать что проект опубликован и изумляется тому, что его не комментируют – спустя два часа после появления текста. Хотя в этом тексте просто каждый пункт радует своими инициативами

Я настоятельно прошу мне рассказать. чем радует известного противника президента Зеленского – российского бизнесмена runaway_ua такой пункт:

ввести такой перечень административно-территориальных единиц: громада, округ, область, Автономная Республика Крым – жду немедленного разъяснения.Или такой

закрепить местное самоуправление как право и возможность громады решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Громада определяется как первичный субъект местного самоуправления и юридическое лицо

Предивны дела твои, Господи. А то, что такой вот комментарий появирлся в материале. объясняющем каким мощным стало пропагандонство в Украине, – разум еется это напоминание мне лично от Господа – о тщете человеческих усилий.

Впрочем вот этот комментарий в плане напоминания о тщете ничуть не хуже

Законопроект о децентрализации: какие изменения Зеленский предложил внести в Конституцию

Опубликован текст законопроекта президента Владимира Зеленского
о внесении изменений в Конституцию страны относительно децентрализации власти.

Об этом сообщает nv.ua.

Документ меняет отдельные положения Конституции Украины относительно административно-территориального устройства.

Зеленский предлагается ввести такой перечень административно-территориальных единиц: громада, округ, область, Автономная Республика Крым. В действующей редакции Конституции закреплен перечень конкретных наименований всех областей Украины.

  • Президент предлагает законодательно урегулировать вопросы административно-территориального устройства Украины: порядка образования, ликвидации, установления и изменения границ, наименование и переименование громад, округов, областей, а также их порядка образования, наименования и переименования и отнесения поселений (сел, поселков, городов) к соответствующей категории.
  • Изменение границ, наименование и переименование будет осуществляться с учетом мнения местных жителей.
  • Предлагается закрепить местное самоуправление как право и возможность громады решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.
  • Громада определяется как первичный субъект местного самоуправления и юридическое лицо.
  • На конституционном уровне закрепляется право громады на непосредственное осуществление местного самоуправления путем выборов, местных референдумов, местных инициатив и в других формах, определенных законом.

Предусматривается создание представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Такими органами являются окружной, областной совет, их исполкомы. Эти советы назначают и увольняют голову исполкома и по его представлению формируют состав этого органа.

Предлагается на конституционном уровне определить, что право голоса на выборах главы громады, депутатов совета громады имеют дееспособные жители соответствующей громады, постоянно проживающие на ее территории и достигшие на день проведения выборов 18 лет.

Также предусмотрено сокращение срока полномочий главы громады, депутатов ее совета, окружного и облсоветов, избранных на очередных выборах, который составит 4 года. Избрание председателя окружного и облсоветов происходит на основе ротации. При этом срок полномочий председателя составляет 1 год.

Закрепляется материальная и финансовая основа местного самоуправления. В частности определяется, что такой основой является земля, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, другие объекты, в коммунальной собственности громады; объекты совместной собственности громад, находящихся в управлении окружных, областных советов; местные налоги и сборы, и другие доходы местных бюджетов.

  1. Предлагается определить, что государство обеспечивает соразмерность финансовых ресурсов и полномочий органов местного самоуправления, определенных Конституцией и законами Украины, а изменение компетенции органа местного самоуправления осуществляется с одновременными соответствующими изменениями в распределении финресурсов.
  2. Раздел XI Конституции Украины также дополняется положением, согласно которому разграничение полномочий между органами местного самоуправления громад, округов, областей определяется законом на основе принципа субсидиарности.
  3. «Вместе с тем децентрализация не означает ослабления центральной власти в таких вопросах, как оборона, внешняя политика, национальная безопасность, верховенство права, соблюдение прав и свобод человека», — подчеркивается в пояснительной записке.

Именно поэтому для административного надзора за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления, координации деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти и осуществления надзора за соблюдением ими Конституции и законов предлагается ввести институт префектов. Проектом предусматривается, что префекта назначает на должность и освобождает от должности по представлению Кабинета министров президент Украины.

  • «Префект приостанавливает действие актов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины с одновременным обращением в суд», — подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.
  • Кроме того, законопроектом предусмотрено, что в случае принятия главой громады, ее советом, окружным, областным советом акта, не соответствующего Конституции Украины и создающего угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности, президент по представлению префекта приостанавливает действие соответствующего акта с одновременным обращением в Конституционный суд Украины, временно останавливает полномочия председателя громады, состава такого совета и назначает временного государственного уполномоченного.
  • В случае признания К С Украины акта главы или совета громады, окружного, областного советов не соответствующим Конституции, Верховная Рада по представлению президента досрочно прекращает их полномочия и назначает внеочередные выборы.
  • «Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения соответствуют европейским и международным стандартам, учитывают выводы и замечания Венецианской комиссии и позволят обеспечить дееспособность местного самоуправления и построить эффективную систему территориальной организации власти в Украине», — подчеркивается в пояснительной записке.
  • Данный проект закона № 2598, определенный как безотлагательный к рассмотрению в парламенте, был зарегистрирован в Раде 13 декабря.
  • Особый статус Донбасса: Зеленский рассказал об изменениях Конституции по децентрализации.

Изменения в Конституцию по децентрализации: опубликован важный документ | Народная Правда

На сайте Верховной Рады опубликовали законопроект №2598 «О внесении изменений в Конституцию Украины», который внес президент Владимир Зеленский. Документ касается децентрализации власти.

Как передает НАРОДНАЯ ПРАВДА, в документе не упоминается предоставление особого статуса Донецкой и Луганской областям, или отдельным их регионам, при этом установлен отдельный правовой статус для Киева.

Зеленский хочет, чтобы представляли государство в областях, округах и городе Киеве назначенные им с подачи Кабинета министров префекты. Занимать должность префекта человек сможет только 3 года. Отметим, ранее губернаторов назначали на весь срок полномочий президента.

  • Префектам могут разрешить блокировать любое решение местных советов, если оно, по их мнению, противоречит Конституции.
  • «Префект приостанавливает действие актов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины с одновременным обращением в суд», – говорится в пояснительной записке.
  • После этого президент может остановить полномочия главы местного совета и подать заявление в Конституционный суд, который должен в семидневный срок вынести свой вердикт.

Также в Конституции предлагается изменить положения относительно административно-территориального устройства . В частности, предлагается ввести такой перечень административно-территориальных единиц: громада, округ, область, Автономная Республика Крым. Если говорить более простыми словами, вместо района будет округ.

Из Конституции убирается конкретный перечень областей. Вместо них появляется пункт, что порядок создания, изменения границ и переименования областей, округов и громад определяется отдельным законом.

  1. В документе говорится, что устанавливать, менять и ликвидировать границы территориальных единиц можно только с учетом мнения местных жителей.
  2. В разделе XI «Местное самоуправление» предлагается закрепление местного самоуправления как права и возможности громады решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.
  3. На конституционном уровне закрепляется право громады на непосредственное осуществление местного самоуправления путем выборов, местных референдумов, местных инициатив и в других форм, определенных законом.
See also:  Грязные методы под запретом: защитит ли от коллекторов новый закон

Добавим, проект Владимира Зеленского предусматривает сокращение срока полномочий главы громады, депутатов ее совета, окружного и областного советов, избранных на очередных выборах до 4 лет. Избрание председателя окружного и облсоветов происходит на основе ротации. При этом срок полномочий председателя составляет всего 1 год.

Напомним, министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко допустил возобновление железнодорожного сообщения с оккупированными районами Донецкой и Луганской области после открытия новых контрольных пунктов въезда-выезда.

Хотите читать новости в другом формате?Подписывайтесь на телеграмм-канал НАРОДНАЯ ПРАВДА

Подписаться можно ЗДЕСЬ

Законопроект Зеленского о всеукраинском референдуме не соответствует Конституции и имеет признаки плагиата

9 июня 2020 года Президентом Украины внесен в Верховную Раду Украины проект Закона Украины «О народовластии через всеукраинский референдум» (регистр. № 3612), определенный главой государства как неотложный.

Анализ основных положений Законопроекта указывает на его несоответствие нормам Конституции Украины, гарантирующим полноту власти народа и его право на управление государственными делами (статьи 5 и 38 Основного Закона Украины), а само содержание Законопроекта имеет признаки плагиата.

  1. На основании распоряжения председателя Верховной Рады Украины от 13 января 2020 года в парламенте была создана рабочая группа для разработки проектов законов по вопросам народовластия. Указанной рабочей группой был разработан проект Закона «О всеукраинском референдуме», обнародованный 4 марта 2020 года на веб-сайте парламента для общественного обсуждения. 13 мая 2020 года председатель Верховной Рады Украины обратился с запросом о мнении Венецианской комиссии по поводу проекта Закона Украины «О всеукраинском референдуме».

Текст Законопроекта, внесенного Президентом Украины, по сути, является воспроизведением проекта закона, подготовленного парламентской рабочей группой.

В связи с этим необходимо отметить, что Верховная Рада Украины (ее органы) не является подрядной организацией Президента Украины по подготовке его законодательных инициатив, а молчаливое использование законодательных разработок народных депутатов Украины ‒ это плагиат, что неприемлемо в правовом государстве, в котором конституционно определен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (статья 6). При этом в силу статьи 93 Конституции Украины народные депутаты Украины, как и глава государства, являются самостоятельными субъектами законодательной инициативы.

    2. Украинский народ в соответствии с частями второй, третьей, четвертой статьи 5 Конституции Украины является единственным источником власти, которую он осуществляет непосредственно, и не может быть никем ограничен или лишен права выражать свою волю на всеукраинском референдуме.

    3. По мнению Конституционного Суда Украины, положение части третьей статьи 5 Конституции Украины следует понимать так, что народ как носитель суверенитета и единственный источник власти может реализовывать свое право определять конституционный строй в Украине путем принятия Конституции Украины на всеукраинском референдуме.

Также Суд указал, что «из нормативно-правового содержания положений частей второй, третьей статьи 5 Основного Закона Украины, по которым народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине и народу принадлежит право определять и изменять конституционный строй в Украине, следует, что народ имеет право принимать новую Конституцию» (Решение от 5 октября 2005 года № 6-рп/2005).

  • Согласно правовой позиции Конституционного Суда Украины «по содержанию статей 5, 72, 74 Конституции Украины народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине, осуществляя свое волеизъявление через референдум, может в порядке, который должен быть определен Конституцией и законами Украины, принимать законы, вносить изменения в действующие законы, отменять их (кроме законов по вопросам налогов, бюджета, амнистии)» (Решение от 16 апреля 2008 года № 6-рп/2008).
  • Положения части первой статьи 3 Законопроекта, определяющие предмет всеукраинского референдума, нивелируют право Украинского народа как единственного источника власти на управление государственными делами, в том числе на принятие новой Конституции Украины, законов, внесение изменений в законы на всеукраинском референдуме, тем самым сужают содержание и объем существующих прав граждан Украины, что противоречит части третьей статьи 22 Основного Закона Украины.
  • Статьей 74 Конституции Украины закреплено, что референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии.
  • Законопроект расширяет перечень вопросов, которые не могут быть предметом всеукраинского референдума, а именно:
  • 1) противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным в первую очередь во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, протоколах к ней;
  • 2) направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;
  • 3) в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета, амнистии;
  • 4) отнесенные Конституцией Украины и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.
  • При этом на всеукраинский референдум может выноситься один вопрос (часть третья статьи 3 Законопроекта).
  • Контроль соответствия Конституции Украины вопроса всеукраинского референдума возложен на Конституционный Суд Украины (статья 21 Законопроекта).

Исходя из конституционно определенных функций и полномочий, Конституционный Суд Украины является судом права, а не факта.

Дача заключений, в частности, по вопросам, которые «направлены на создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды», находится вне сферы компетенции органа конституционной юрисдикции. Это, по сути, уголовные деликты, правовую оценку которым должны давать правоохранительные органы.

    4. Предложенный «Оппозиционной платформой – За жизнь» проект Закона «О всеукраинском и местных референдумах по народной инициативе» (регистр. № 3177 от 05.03.2020) ‒ реальный механизм для народовластия.

Предметом законодательного референдума является принятие Конституции Украины, законов о дополнении Конституции Украины, внесении изменений или признании недействительными законов либо отдельных их положений, которыми были внесены изменения в Конституцию Украины («народное вето»); законов Украины, законов о признании недействительными или изменении законов (правовых актов), принятых Верховной Радой Украины (Украинский народ как субъект права собственности на землю и ее недра не может быть лишен права определять, например, статус земли сельскохозяйственного назначения и ее неотчуждаемости как источника своего благосостояния).

Также предусматриваются согласительные референдумы (согласование со стороны украинского народа действий органов государственной власти или разрешение на принятие ими конкретных решений как в сфере внутренней жизнедеятельности государства, так и в сфере международных отношений, например вступление Украины в НАТО или ЕС) и контрольно-отзывные референдумы, предполагающие осуществление народом контрольных функций по выполнению обязанностей государством в лице уполномоченных им органов, их должностных лиц, которые они должны выполнять в соответствии с предписаниями Конституции Украины. Граждане получат возможность на референдумах выражать недоверие Кабмину и Верховной Раде и тем самым отправлять их в отставку, принимать решения об отставке глав районных и областных государственных администраций, советов всех уровней, председателей сельских, поселковых и городских советов.

Законопроект, подготовленный «Оппозиционной платформой – За жизнь», направлен на осуществление полномочий Украинского народа через всеукраинский и местные референдумы и соответствует демократической европейской практике.

 Так, в части стран ‒ членов ЕС (Австрия, Греция, Дания, Эстония, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Словения, Германия, Франция) предусмотрена возможность принятия законов на общегосударственных референдумах.

По народной инициативе законодательные референдумы могут проводиться в Италии, Латвии, Литве, Мальте, Польше, Словении, Венгрии.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*