Рада приняла новый закон о финмониторинге: что поменялось для клиентов банков

Инициатором законопроекта выступил премьер-министр Украины Алексей Гончарук

Рада приняла новый закон о финмониторинге: что поменялось для клиентов банков

Принят закон о финмониторинге. incelaw.com

Верховная Рада Украины 6 декабря приняла закон №2179 «О финансовом мониторинге», инициатором которого выступил премьер-министр Алексей Гончарук. Решение о принятии закона поддержали 246 депутатов, сообщается на официальном сайте украинского парламента.

Пресс-служба Нацбанка сообщила, что финрегулятор приветствует принятие законопроекта.

Также НБУ выделил основные положения нового законопроекта:

  • уменьшение с 17 до 4 пороговых операций, обязательных для отчетности, с максимальной автоматизацией процессов. В частности, операции PEPs, переводы за границу, операции с наличными — если участник/банк из страны, невыполняющей рекомендации FATF
  • повышение минимальной суммы для обязательной отчетности с 150 тыс грн до 400 тыс грн
    возможность дистанционной верификации клиента
  • усовершенствование процедуры раскрытия конечных бенефициарных собственников
  • сосредоточение внимания участников системы финансового мониторинга на высоких рисках и угрозах
  • переход к применению субъектами первичного финмониторинга риск-ориентированного подхода и в соответствии с кейсами отчетности о подозрительных операциях клиентов

Кроме того, новый закон упростит процедуры отчетности о финансовых операциях для субъектов первичного финмониторинга (банков, страховщиков, кредитных союзов, ломбардов, бирж, платежных организаций и других финансовых учреждений) и позволит банкам не выяснять источники происхождения средств при размещении клиентом депозита на сумму 400 тыс грн или проведении им операций на такую сумму. Исключение — если клиент или сама операция будут считаться рисковой по другим параметрам.

СПРАВКА PAYSPACE MAGAZINE

Цель принятия закона №2179 — предотвращение и противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем. Законопроект разработали Министерство финансов, Госфинмониторинг, НБУ и Агентство США по международному развитию (USAID).

Четыре украинских банка нарушили условия финмониторинга

Рада приняла новый закон о финмониторинге: что поменялось для клиентов банков

Банки сегодня начали блокировать переводы свыше 5000 гривен. 6 важных моментов нового закона о финмониторинге

Рада приняла новый закон о финмониторинге: что поменялось для клиентов банков   С сегодняшнего дня, 28 апреля, вступил в силу новый закон о финансовом мониторинге – №361-IX. Это резонансный документ, поскольку им сразу втрое понижается планка для анонимных (без идентификации) денежных переводов и платежей: с 15 тысяч грн до 5 тысяч грн.   Операции на сумму свыше 5 тысяч грн теперь нужно проводить, предоставляя либо паспорт, либо платежную карту, при открытии которой происходила полная верификация человека (исключение делается для платежей за коммунальные платежи, по штрафам, по налогам и по кредитам).   По этой причине новый закон уже назвали “5-тысячным”, и сконцентрировались именно на этой его особенности.

   Хотя документом прописывается не менее 6 важных нюансов и моментов. Источник – Страна.

   Первый: уже упомянутое правило о платежах/переводах свыше 5 тысяч грн только с идентификацией – нужен паспорт либо банковская карточка.   Второй: правило, по которому при участии Госфинмониторинга и Нацбанка будет запущен обмен информацией о лицах (физлицах, физлицах-предпринимателях, юрлицах), проводивших сомнительные/подозрительные сделки. О том, что человек или компания провели подозрительную операцию, будет знать не только тот банк или организация, где все случилось, но и все остальные банки и субъекты финансового мониторинга. К ним, кстати, относятся не только финучреждения, но десятки прочих организаций и лиц (адвокаты, риэлторы и пр.).   Ожидается формирование базы данных с сомнительными сделками. У тех, кто в нее попадет, возникнут проблемы с открытием нового счета (могут закрыть старый) в других банках и с получением прочих услуг – финансовых, юридических и так далее. Ему могут отказывать в обслуживании.   Третий: Информация о клиенте банка начнет ходить за его операцией. То есть файл с полной информацией о человеке или организации будет поступать в другой банк вместе с его денежной проводкой. До сих пор, когда постороннее физлицо, ФОП или юрлицо впервые отправляли какие-то деньги клиенту, скажем, “Альфа-Банка” из “Приватбанка”, то в “Альфе” о нем почти ничего не знали. Если отправитель средств был клиентом другого финучреждения, были известны лишь общие сведения – имя человека или название компании. Теперь вместе с его деньгами, будет поступать файл со всеми данными. “Приватбанк” поделится информацией с “Альфа-Банком”.   Четвертый: Новым законом значительно повышается сумма банковской операции, с которой банк будет начинать финансовый мониторинг – со 150 тысяч грн до 400 тысяч грн. Начиная с 400 тысяч грн он будет обязан запросить данные о происхождении средств:   – налоговую декларацию,   – справку о зарплате,   – контракт о выполнении работ/поставке товара,   – договор о купле/продаже актива (квартира, машина, акции и пр.);

   – документ о вступлении в наследство и пр.

   Если документы не будут предоставлены, то банковская операция будет приостановлена до выяснения, а средства заморозят на счете.   Это не значит, что мониторить и задавать вопросы будут только о суммах свыше 400 тысяч грн. Эта планка – обязательна. Но банкам позволено на собственное усмотрение понижать сумму в зависимости от своих приоритетов и собственной политики.   Потому вопросы о происхождении денег могут задавать и при меньших суммах. А также в зависимости от источника поступления, средств, частоты этих поступлений и их использования.   Если на счет начнет через день падать по 100 тысяч гривен, да еще тут же сниматься в банкоматах, то банк может приостановить обслуживание (заблокирует средства) и начнет задавать вопросы о происхождении денег и цели операций.   Если не получит ответов на них, то средства не разблокирует и еще сообщит о подозрительной операции в Госфинмониторинг (он перепроверяет историю и передает информацию в правоохранительные органы).   Пятый: законом вводится понятие “риск-ориентированного” подхода при оценке операций клиентов. До этого оно фигурировало лишь в постановлениях Нацбанка, но не было закреплено законодательно. Потому некоторым банкам удавалось оспаривать в судах штрафы по финмониторингу, которые выставлял им Национальный банк. Теперь же все законодательно закрепили, и протестовать и спорить станет сложнее.   Шестой: появилось такое понятие как “виртуальный актив”. По новому закону, это “цифровое выражение стоимости, которым можно торговать в цифровом формате или пересказывать и которое может использоваться для платежных или инвестиционных целей”.   Это сделано для поэтапной легализации криптовалют (Bitcoin, Ethereum, Ripple и др.), использование которых пока не регламентирована действующим законодательством. Одного термина для этого, конечно, недостаточно, но делаются первые шаги перед утверждением нового специального закона.

   Новые правила расчетов на почте и в интернете

   С сегодняшнего дня заработали новые правила расчетов за дорогие товары с доставкой – дороже 5 тысяч грн. В “Новой почте” “Стране”, например, заявили, что для получения посылки стоимостью от 5 тысяч грн с наложенным платежом, придется пройти полную верификацию. Это значит предоставить паспорт и идентификационный код. Если этого не сделать – посылку не выдадут.    “Мы следим в сети за общей стоимостью полученных посылок в день. Если утром получите посылку на 2,5 тысячи грн – у вас документ не попросят. Но если вечером придете еще за одной посылкой снова на 2,5 тысячи грн, то уже придется предоставлять документы, и мы внесем все данные в свою систему. Это достаточно сделать один раз. Если хотите сохранить анонимность, то забирайте посылки в разные дни. Мы отслеживаем операции за сутки (по всей сети)”, – рассказали “Стране” в контакт-центре “Новой почты”.   В интернет-магазине “Розетка” у нас тоже потребовали предоставить документы, но пообещали, что проверка будет достаточно поверхностной.   “Нужен только паспорт, идентификационный код не требуется. Никакую анкету заполнять не придется, и ваши данные не попадут ни в какую базу данных. Наш курьер только сличит имя в паспорте с именем в заявке на покупку товара. Серию паспорта, номер и прописку переписывать не будет. Это и есть идентификация по новому закону. После нее можно заплатить за покупку наличными, как всегда”, – заявили “Стране” в контакт-центре “Розетки”.

   Как переводить в платежных терминалах

   В первый день действия нового закона все платежные терминалы остановили наличные платежи свыше 5 тысяч грн для не идентифицированных клиентов. Без считывания банковской карты в терминале можно заплатить только менее 5 тысяч грн, а больше этой суммы – после идентификации. Нужно вставить свою банковскую карту.   Но есть и исключения. Без ограничений по сумме и без идентификации до сих пор можно платить:   за коммунальные услуги;   по штрафам;   налоговые платежи;

   кредитные платежи.

   Правда, с выплатой кредитов через платежные терминалы могут возникать проблемы. Они появляются, если платить не в терминале своего банка-кредитора, а в аппарате другой структуры – в финансовых компаниях (City24, EasyPay, 24nonStop и пр.).  “Некоторые банки не идентифицируют такие платежи как погашение “кредитной задолженности”. В их системах транзакция, которую проводит человек, обозначается как пополнение собственного счета. А на такие операции установлен лимит 5 тысяч грн. Из крупных розничных кредиторов такая проблема есть, например, у Монобанка. Но мы уже работаем над ее решением”, – пояснил “Стране” представитель сети терминалов City24 Дмитрий Гриша.   Он уточнил, что лимит в 5 тысяч гривен распространяется не только на пополнение не только чужих карт (без идентификации), но и на ряд других операций в терминалах:   пополнение предоплаченных услуг мобильной связи;   пополнение онлайн игр;   юридические услуги (считается высокорисковой операцией);   оплата товаров;   оплата за информационно-консультационные услуги;   брокерские услуги;   благотворительность;   развлекательные мероприятия;

   лотереи.

See also:  Суд: платники податків вправі не надавати відповіді на запити податкових органів у разі, якщо такі запити не відповідають вимогам закону

   “В тоже время, большое количество провайдеров услуг обладают данными о своем клиенте. Ведь они заключают договора с ними. Это дает возможность финансовым компаниям, которые принимают платежи в пользу таких провайдеров, получить необходимые данные о плательщике в соответствии с требованиями закона”, – отметил Гриша.   Хотя признал, что проблему с пополнением предоплаченных услуг мобильной связи это не решит: припейд картами, то есть не контрактными абонентами. В отношении них лимит будет действовать всегда – не более 5 тысяч грн.   “Но эта проблема коснется совсем немногих. Ведь средний чек по терминалам самообслуживания в Украине составляет немногим более 200 грн”, – подчеркнул Гриша.

   Проблемы с банковскими платежами

Рада приняла новый закон о финмониторинге: что поменялось для клиентов банков

6 декабря Верховная Рада в целом поддержала законопроект №2179 о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Когда этот проект вступит в силу, поменяются некоторые правила, по которым банки проводят финмониторинг.

Что такое финмониторинг?

Финмониторинг — это те правила и процессы, по которым банки проверяют денежные переводы на предмет их нелегальности. Предприниматели сталкиваются с ним в жизни, когда при переводе крупной суммы денег перевод блокируют в банке (а иногда заодно блокируют и карту).

Финмониторинг регулируется соответствующим законом от 2014 года. Фактически, любой украинский банк обязан изучать своих клиентов и имеет право отказать в обслуживании, если клиент не сможет объяснить происхождение своих средств и предоставить подтверждающие документы.

Если раньше клиент нес ответственность за незаконные транзакции, то с 2017 года правила поменяли и эту ответственность несут уже банки: отдельных сотрудников или целый банк могут штрафовать за нарушения.

Подробнее о том, как работает финмониторинг, мы писали ранее.

Зачем принимают этот проект?

В Минфине отмечают, что это — часть международных обязательств Украины по договору об ассоциации с ЕС. Этот проект закона адаптирует украинское законодательство к рекомендациям FATF и Директивам ЕС об отмывании средств и финансировании терроризма. Это нужно, чтобы в будущем претендовать на членство в ЕС.

Что предлагают в законопроекте?

В проекте предлагается риско-ориентированный подход для банков, почтовых операторов, нотариусов, адвокатов, аудиторов и других субъектов первичного финансового мониторинга. Это обозначает, что подозрительных клиентов будут проверять дотошно, а надежных меньше, как отмечает Telegram-канал UATaxesYou.

При этом, порог обязательного финмониторинга подняли с 150 000 грн до 400 000 грн.

Имеется в виду, что указанные выше субъекты финмониторинга должны обязательно отчитываться о таких операциях Госфинмониторингу.

Остается обязанность сообщать об операциях, связанных с наличкой, переводом средств за рубеж, политически значимыми лицами, клиентам из государств, которые работают «в антилегализационной сфере».

Нормы проекта также вводят обязанность для платежных систем сопровождать денежные переводы данными о плательщике и получателе. Также — обеспечивать полноту этих данных.

  • О подозрительных финансовых операциях, согласно проекту, должны теперь сообщать не только указанные выше субъекты первичного финмониторинга, но и те, кто консультирует по вопросам налогов.
  • Вводится «международный инструментарий по заморозке активов», но в деталях его работу пока не описывают.
  • В Министерстве финансов подготовили инфографику о тех новшествах, которые предлагает проект:

Рада приняла новый закон о финмониторинге: что поменялось для клиентов банков

Новый закон о финмониторинге: что изменится для граждан

28 апреля вступит в силу закон “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения”, из-за которого у банковских клиентов появилось много вопросов, сообщила первый заместитель главы Национального банка Украины Екатерина Рожкова.

Закон увеличивает предельные суммы финансовых операций, подлежащих обязательному мониторингу, с 150 000 до 400 000 грн.

Под финмониторинг попадут зарубежные и внутренние денежные переводы и операции с наличными от 400 000 грн, а также переводы без открытия счета, в том числе международные, от 30 000 грн.

Инициатору такого перевода необходимо предоставить информацию о себе и получателе средств.

Рожкова заверила, что проблем с дистанционной оплатой коммуналки или другими обычными переводами у граждан не возникнет. По ее словам, новый закон о финансовом мониторинге вводит «риск-ориентированный подход» к клиентам.

Отныне будет четкий перечень низкорисковых операций и клиентов: оплата коммуналки; зарплатные проекты, стипендии, пенсии; ОСМД; предприятия ЖКХ, интернет-провайдеры; «белый» бизнес, который платит налоги, и тому подобное.

  • Внимание к низкорисковым клиентам будет минимальным, закон не повлияет на большинство операций по переводу денег. Требования закона не распространяются на:
  • • уплату коммуналки, оплату налогов, штрафов, других обязательных платежей (независимо от суммы)
  • • уплату кредита до 30 000 грн;
  • • оплату товаров и услуг с помощью карты или иного платежного устройства, если ее номер сопровождает перевод (независимо от суммы)
  • • все наличные переводы в пределах Украины до 5 000 грн;
  • • снятие средств со своего счета.

В случае необходимости верификации личности процедура удаленной проверки клиентов может быть разной: через BankID, квалифицированную электронную подпись, видеотрансляцию, дистанционное считывание данных через NFC или платеж на отдельный счет банка с личного счета клиента. Как вариант рассматривается возможность разрешить банкам частично отдать идентификацию и верификацию клиентов на аутсорсинг.

Новый закон обязывает раскрыть владельцев электронных кошельков, чтобы электронные деньги не использовались для теневых операций. В Нацбанке предлагают упрощенную модель идентификации для владельцев кошельков: нужно дистанционно прислать копии документов и сделать фотофиксацию клиента с его личными документами.

Рожкова подчеркнула, что обязательно будет переходный период и для банков, и для других финучреждений. А участники рынка получат дополнительное время для настройки процессов и реализации требований.

  • Требования к идентификации плательщиков при переводе средств не будут влиять на оплату коммунальных услуг, штрафов или налогов, уверяют в НБУ.
  • С 28 апреля для идентификации в банках не будет требоваться личное присутствие клиента. Открыть счета можно будет с использованием видеосвязи, BankID или электронной подписи.

Підготовлено ЛІГА.Money за сприяння Проекту USAID “Трансформація фінансового сектору”

Светлана Заражевская

Жизнь «схемщикам» испорчена. Рада одобрила закон о финмониторинге

6 декабря Верховная Рада приняла в целом законопроект о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (№2179). «За» проголосовало 246 депутатов.

finclub.net

При доработке законопроекта №2179 его нормы были дополнены:

  • процедурой применения соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства;
  • ограничением максимального размера штрафа за грубейшие нарушения для финансовых учреждений;

НБУ выявил незаконные операции клиентов банков на 17 миллиардов

  • возможностью обжалования решения о наложении штрафов к исполнению такого решения;
  • изменениями в порядке включения лиц в перечень лиц, связанных с терроризмом (перечень будет меняться на основании решения суда);
  • а также устранены неоднозначные и оценочные формулировки.

Что даст воплощение норм закона

  • Переход к применению субъектами первичного финансового мониторинга риск-ориентированного подхода и, соответственно, к кейсовой отчетности о подозрительных операциях своих клиентов.
  • Ввозможность использования результатов надлежащей проверки, осуществленной другим субъектом первичного финмониторинга.

Финмониторинг.

Какие операции будет контролировать государство

  • Увеличение суммы финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу (из 150 тыс. грн до 400 тыс. грн) с одновременным уменьшением количества признаков таких финансовых операций с 17 до 4.
  • – операции с наличными (любые зачисления, переводы)
  • – операции политически значимых лиц и их окружения
  • – переводы за границу
  • – операции с офшорами, странами с низким уровнем финмониторинга по стандартам FATF.
  • Создание прозрачного инструмента привлечения к ответственности за нарушения.

К законопроекту о финмониторинге внесут 500 правок — Гетманцев

  • Сокращение затрат банков и финансовых учреждений на отчетность о финансовых операциях.
  • Усовершенствованную процедуру раскрытия конечных бенефициарных владельцев.

Ранее сообщалось

  • Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» был подан в Верховную Раду 25 сентября этого года.
  • 1 ноября проект был поддержан в первом чтении.
  • Законопроект адаптирует в национальное законодательство рекомендации FATF и 4-ю и частично 5-ю Директивы Европейского Союза против отмывания средств и финансирования терроризма, которые уже внедрены во всех странах-членах ЕС и являются обязательными для стран, которые хотят вступить в ЕС.

Новый закон о финмониторинге: что изменилось для банков и клиентов

28.04.2020 17:26

Сегодня, 28 апреля, вступили в силу новые требования для осуществления платежей в соответствии с Законом Украины “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения”.

Как сообщили «ЗиБ» в НБУ, это никоим образом не повлияет на большинство обычных операций по переводу денег. Проблем с дистанционной оплатой коммунальных услуг, оплатой налогов, товаров и услуг или другими обычными переводами граждан, в частности с карты на карту, не должно возникать.

Чтобы подробнее объяснить нормы закона, Национальный банк подготовил ответы на самые актуальные вопросы по этому поводу.

Якщо громадянин має 10 тисяч гривень, які хоче переказати родичу чи знайомому, як він має це зробити та ідентифікуватися? Чи треба йти виключно до відділення банку та з якими документами? 

Якщо громадянин має ці кошти на своєму рахунку, то краще здійснити безготівковий платіж на рахунок знайомого чи родича. Такі платежі здійснюються, як і раніше, без обмежень за сумою. Адже власники банківських рахунків вже ідентифіковані та верифіковані банками, які відкривали їм такі рахунки. Таку сплату просто і зручно можна здійснити віддалено за допомогою дистанційних сервісів банку.

Якщо ж у громадянин має виключно готівку – тоді цей платіж можна зробити:

See also:  Депутат гетманцев рассказал, кого коснется антиофшорный закон

– у відділенні банку, маючи з собою паспорт;

– через пристрої з функцією прийому готівки – термінали самообслуговування, банкомати (далі – ПТКС), які технологічно зможуть забезпечити верифікацію платника. Якщо це, наприклад, ПТКС банку, в якому платник має картку, тоді банк зможе верифікувати його за допомогою такої картки. 

У будь-якому разі фінансові компанії мають достатньо часу, щоб обладнати ПТКС різними технічними можливостями. Адже Національний банк встановив довготривалий перехідний період – до кінця 2020 року.

Якщо переказуєш кошти родичу, треба робити переказ меншим за 5 тисяч гривень? Як часто можна робити перекази по 5 тисяч гривень? 

Безготівкові платежі з картки на картку чи з рахунка на рахунок, як і раніше, можна здійснювати без будь-яких обмежень, і дробити платежі на частини не потрібно. Власники банківських рахунків, до яких прив'язані платіжні картки, і зараз вже є достатньо ідентифікованими.

Банки мають інформацію про кожного власника рахунка і власника картки. Вони знають звичні операції з історії його платежів, мають інформацію, яку він сам надав банку, відкриваючи рахунок.

Крім того, звичайні операції громадян на невеликі суми не є об’єктом фінансового моніторингу. Адже це – низькоризикові операції, банк їх не буде прискіпливо перевіряти. Натомість новий закон зміщує акцент на аналіз ризикових та великомасштабних операцій на суму понад 400 тисяч гривень. 

Більше того, Національний банк ніколи не вимагав, щоб клієнти банків надавали інформацію про джерела походження коштів за звичайними операціями на невеликі суми.

Чи заблокують платіжну картку, якщо клієнт двічі за день отримав на неї по 5 тисяч гривень від родича чи знайомого? 

Ні. Зарахування на карткові рахунки клієнтів – тобто звичайні операції українців – не є об’єктом перевірок для фінансового моніторингу. Такі низькоризикові операції не цікавитимуть банки. Мета закону зовсім у іншому. Банки, відповідно до вимог нового закону, мають акцентувати увагу на найвищих зонах ризику – ризикованих та великомасштабних операціях понад 400 тисяч гривень.

Проте фінансові установи мають виконувати деякі технічні вимоги закону, наприклад, присвоїти кожній операції свій унікальний номер. Для цього вони матимуть достатньо часу, адже буде встановлений тривалий перехідний період – до кінця 2020 року. За цей час вони зможуть виконати всі технічні моменти.

  • Якщо громадянин хоче переказати у відділенні банку готівкою більше 5 тисяч гривень, маючи при собі паспорт, чи повинен він підтвердити їхнє походження?
  • Наприклад, переказуючи кошти за послуги, допомагаючи рідним тощо. 
  • Ні, не повинен.
  • Національний банк ніколи не вимагав, щоб клієнти банків надавали інформацію про  джерела походження коштів за звичайними операціями на невеликі суми.
  • Громадянам не треба для кожного невеликого платежу мати при собі довідку про доходи чи інші документи.
  • Це стосується не тільки переказу коштів іншим громадянам та оплати товарів і послуг, а й переказу коштів на власний рахунок.
  • Підтверджувати походження коштів треба лише під час великих – понад 400 тисяч гривень – операцій.
  • Чи потрібна ідентифікація при переказі через термінали самообслуговування на карту наприклад 10 тисяч гривень? 
  •  Такий платіж можна зробити у відділенні банку, маючи з собою паспорт, або через  ПТКС, що технологічно може забезпечити верифікацію платника (зчитати дані з його картки).
  • Якщо ПТКС має такі технологічні функції, тоді можна спокійно здійснити операцію на ту суму, яка потрібна клієнту.
  • Якщо ні, тоді у ПТКС буде встановлений ліміт, і клієнт просто не зможе здійснити операцію на суму понад 5 тисяч гривень.
  • Чи потрібна ідентифікація під час переказу з карти на іншу картку 10 тисяч гривень? 

 Ні, не потрібна. Адже усі власники карток вже ідентифіковані банками.

  1. Вони спокійно можуть здійснювати перекази, як і раніше, без жодних обмежень.
  2. Банки уже мають інформацію про них, знають звичні операції з історії платежів тощо.
  3. А як щодо поповнення кредитки через термінал?
  4. Це можливо.

До 5 тисяч гривень в ПТКС можна поповнити готівкою рахунок або картку без ідентифікації платника. Від 5 тисяч гривень – через банківське відділення або ПТКС, що технологічно може забезпечити верифікацію платника (зчитати дані з його картки).

Як бути з переказом з-за кордону на валютний рахунок? Чи є ліміти, обмеження? 

  • Оскільки йдеться про валютний рахунок наявного та уже ідентифікованого клієнта банку, жодних лімітів на зарахування коштів на рахунок законодавством не встановлено.
  • Як і раніше, жодних лімітів та обмежень на зарахування коштів на рахунок, перерахованих  з-за кордону, валютним законодавством чи законодавством з фінансового моніторингу не встановлено.
  • А як можна буде отримати переказ свіфтом на картку?  
  •  Тут йдеться про переказ коштів у іноземній валюті, який здійснюються з рахунку на рахунок.

Тобто це уже наявні ідентифіковані клієнти банку. Він уже має інформацію про цих клієнтів, вивчив та розуміє їхні звичайні операції.

Якщо банку такий переказ здається незвичним і у нього виникнуть запитання – необхідно буде лише пояснити банку суть операції.

Чи потрібна ідентифікація під час купівлі товару в інтернет-магазині на 40 тисяч гривень, якщо це буде переказ на карту? Якщо поставка товару буде через поштового оператора? 

 Якщо оплата карткою здійснюється в інтернет-магазині за товар або послугу, то такий переказ коштів необхідно лише супроводити номером картки платника. Це одне з виключень щодо ідентифікації, передбачене у законі.

Чи потрібна ідентифікація під час переказу коштів готівкою через міжнародну систему переказу коштів 10 тисяч гривень? 

 Так, при здійсненні цієї операції необхідно ідентифікувати та верифікувати платника. Тобто клієнту треба мати з собою паспорт та пояснити, що це за платіж, наприклад, зазначити у реквізитах, що це допомога родичам.

Якщо йдеться про переказ більше  400 тисяч гривень, і немає підтвердження про джерела їхнього походження, чи можуть рахунок заблокувати, а кошти на ньому – заморозити? 

 Банк не блокує безпідставно рахунки клієнтів, якщо має про них всю необхідну інформацію.

Відкриваючи рахунок, клієнт надає банку інформацію про себе, про свої доходи тощо. Банк щодня спостерігає та знає історію операцій клієнта і знає, які є звичними для нього.

Тож тільки якщо йдеться про нетипову операцію, яка на відповідає фінансовим можливостям клієнта, тоді банк звернеться за відповідними поясненнями.

Якщо клієнт пояснить, що це, наприклад, результат отримання спадщини, тоді банк здійснить операцію, і клієнт зможе спокійно використовувати ці кошти.

Чи можна робити платежі на благодійні цілі 10 тисяч гривень на лікування людям. Як тепер з цим буде? 

 Все буде як і раніше. Жодних обмежень на безготівкові платежі закон не встановлює.

Як тепер користуватися електронним гаманцем? Чи потрібно клієнту ідентифікуватися? І які документи потрібно показати? Чи треба ідентифікувати користувачів мобільних операторів? 

 Так, ідентифікація та верифікація власників електронних гаманців буде потрібна.

Але не таких гаманців, що використовуються абонентами для оплати мобільних послуг. Закон не встановлює вимог до мобільних операторів.

Йдеться про клієнтів, які самостійно відкривають електронні гаманці, щоб здійснювати по них різні операції – купувати товари, платити за послуги.

Таких користувачів фінансові установи повинні будуть до кінця року ідентифікувати та верифікувати. Зазвичай для цього потрібен буде їх паспорт та ідентифікаційний код.

Операції через такі гаманці будуть лімітованими, і якщо клієнт дотримуватиметься цих лімітів, він зможе пройти спрощену ідентифікацію.

Закон і Бізнес

Что изменит закон о финмониторинге для банков и клиентов – разъяснение НБУ

Об этом во время брифинга  в понедельник заявил директор департамента платежных систем Алексей Шабан, сообщает корреспондент Укринформа. 

“Закон почти ничего не изменит для клиентов банков, банковских учреждений. Он никоим образом не скажется на возможностях оплаты коммунальных услуг, пополнения мобильных телефонов, переводов, оплаты карточкой. Не будут иметь никаких ограничений переводы безналичных средств, в том числе из-за рубежа на валютные счета.

Потому и владелец карточки плательщика, и владелец карточки получателя уже идентифицированы банком, и никакие дополнительные идентификации не требуются. Ограничений по таким операциям новый закон не вводит. Новый закон о том, что надо ориентироваться на крупные рисковые операции.

Закон смещает акцент на большие рисковые операции”, – подчеркнул Шабан.

Также, по словам представителя НБУ, закон ничего не меняет по лимитам на переводы, по пополнению средствами собственных счетов, оплате товаров или услуг. Он заверил, что банк не будет безосновательно блокировать операции, только потому, что операция, например, очень большая.

Новый закон о финмониторинге не касается сферы телекоммуникационных услуг – НБУ

“Вы можете продолжать осуществлять переводы, валютные или гривневые, в тех объемах, к которым вы привыкли, без каких-либо ограничений. Конечно, если операция будет несвойственной по сумме для этого клиента, банк сможет спросить, для того, чтобы прояснить суть вопроса”, – пояснил он.

Также, по словам представителя НБУ, закон ничего не меняет в принципах запроса документов о происхождении. В то и же время, по словам Шабана, если речь идет о переводе наличных, такую ​​операцию лучше сделать в отделении банка. “Операции по переводу наличных денег в 5000 осуществляются в терминалах самообслуживания в любом случае.

Крупные операции возможны, если терминал самообслуживания банка или небанковского учреждения оборудован устройством для считывания карты или позволяет верифицировать клиента, осуществляет пополнение или перевод с помощью пин-кода, считывания бесконтактной карточки или смс-пароля, то дополнительных операций делать не нужно”, – отметил представитель НБУ.

See also:  Полиция: алкотестеры «драгер» используются законно

Если же терминалы таким устройством не оборудованы, а сумма перевода превышает 5 тыс. грн, то надо будет предъявить паспорт. “Паспорта для осуществления таких операций будет достаточно.”, – отметил представитель НБУ.

Также, паспорт понадобится при переводе, например через платежные системы. “Например, при переводе через Вестерн Юнион – это по сути наличный перевод, поэтому, на данный перевод распространяются правила наличных переводов. И при операции от 5 тыс грн понадобится паспорт”, – отметил Шабан.

Новый закон о финансовом мониторинге упростит жизнь клиентам банков – НБУ

Как сообщалось, Закон Украины “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения” вступает в силу с 28 апреля 2020 года.

Он устанавливает в частности новые требования к надлежащей проверке клиентов финансовых учреждений.

Законом предусмотрена обязанность государственных регуляторов привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с требованиями Закона в течение трех месяцев с даты вступления его в силу, то есть до 28 июля 2020 года.

Пока НБУ уже готовит обновленное Положение об осуществлении банками финансового мониторинга, утверждение и внедрение которого ожидается до конца апреля; аналогичные нормы регулирования для небанковского финансового рынка, утверждение и внедрение которых ожидается до конца июля.

Нормы статьи 14 Закона не распространяются на: оплату жилищно-коммунальных услуг, оплату налогов, штрафов, других обязательных сборов и платежей (независимо от суммы) уплату кредита в сумме до 30 тыс.

грн (при условии, что финансовое учреждение может определить лицо плательщика, которой заключил договор с получателем) переводы для оплаты товаров и услуг, осуществленные плательщиком с помощью платежной карты (или другого электронного платежного средства), если ее номер сопровождает перевод (независимо от суммы) все наличные переводы в пределах Украины в сумме до 5 тыс. грн; снятие средств с собственного счета.

Поправки в закон запретили банкам предупреждать клиентов про око Росфинмониторинга

Предупреждать клиентов про око Росфинмониторинга банкам запретил новый закон, вернее, поправки в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Поправки были приняты Госдумой 7 июля и одобренный Советом Федерации 14 июля этого года. О том, что президент закон подписал, информирует пресс-служба Кремля.

Новый закон разработан с учетом рекомендаций группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

Он направлен на обеспечение соблюдения зарубежными филиалами и отделениями российских финансовых организаций требований российского законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма, если это не противоречит законодательству государства их местонахождения. Но основные изменения коснуться работы российских банков внутри страны — и сильно осложнят общение банка с клиентами.

Закон предусматривает, в частности, запрет на информирование клиентов и иных лиц о мерах противодействия легализации преступных доходов. «Федеральный закон № 115-ФЗ ранее не содержал такого запрета», — сообщил BFM.ru руководитель налоговой практики юридической фирмы «Левант и партнеры» Валерий Нарежный.

Согласно пункту 1 статьи 6 этого закона при разовом движении средств клиента свыше 600 тысяч рублей банк обязан уведомлять Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ) — Росфинмониторинг. При этом не имеет значения, какая будет совершена операция — единовременный взнос денег на счет (в том числе во вклад), снятие денег или их перевод в другой банк.

Раньше, когда клиент приносил в банк большую сумму, операционисты могли его предупредить о том, что банк обязан уведомить Росфинмониторгинг. Чтобы избежать общения с этой структурой сотрудники банка могли посоветовать разбить сумму на несколько частей: либо завести пару вкладов, либо сегодня зачислить одну часть денег на счет, а завтра — оставшуюся сумму.

Теперь тех клиентов, кто не знает тонкостей закона «О противодействии…» информировать будет некому.

Банки всегда неохотно комментируют сам закон «О противодействии…» и изменения в него. «Связываться с Росфинмониторингом ни у кого из кредитных организаций особого желания нет. Обо всех движениях средств клиентов свыше 600 тысяч рублей мы туда сообщаем уже около десять лет. Но вкладчиков, особенно тех, кто далек от финансов, жалко.

Потому что сейчас сумма вклада, компенсируемая полностью из средства Фонда страхования вкладов при отзыве лицензии банка, равна 700 тысячам, и народ пошел заводить длительные вклады на крупные суммы — по ним ставки банально выше», — говорит BFM.ru на условиях анонимности директор розничного департамента крупного банка.

При этом он привел пример того, что может получить клиент после подписания поправок: человек откроет вклад на сумму более 600 тысяч рублей, банк сообщит о нем в Росфинмониторинг, и через какое-то время из Росфинмониторинга человеку придет на дом уведомление следующего содержания «ФСФМ просит Вас отчитаться об источнике получения средств, помещенных Вами во вклад».

«Сама ситуация, когда тебе приходит такая бумага — не из приятных. Понятно, что у вкладчика в нашей стране действует презумпция невиновности, и никто, ни Росфинмониторинг, ни налоговые органы не вправе принимать никаких мер по изъятию денежных средств, если человек отмолчится и на запрос не станет отвечать.

Но кто знает, не запишет ли после такого молчания Росфинмониторинг клиента банка в потенциальные террористы или в спонсоры террориста», — продолжает банкир. Поэтому, по его словам, лучше не играть с огнем и заводить вклады меньше 600 тысяч рублей.

А уже если очень надо завести вклад на большую сумму, то всегда надо иметь под рукой оправдательные документы, например, о том, что вы закрыли вклад в другом банке, или что деньги вам достались в наследство.

Также поправки в закон указывают, что особое внимание предполагается уделять деловым отношениям и операциям с лицами из стран, которые не выполняют или в недостаточной степени выполняют рекомендации FATF.

FATF в своем «черном списке» делит страны на три категории, говорит Валерий Нарежный. Первая — это страны, в которых существуют благоприятные условия для отмывания преступных средств и финансирования терроризма. Сюда входит, в частности, Иран.

Вторая группа — страны, в национальных правовых системах которых есть существенные пробелы в законодательстве, позволяющие отмывать преступные доходы. Это Ангола, Эквадор, КНДР, Эфиопия.

Наконец, к третьей группе стран относятся государства, выразившие намерение следовать рекомендациям FATF и предпринимающие определенные усилия, но не в полной мере устранившие пробелы в своем законодательстве. Сюда входит достаточно большая группа стран: Греция, Турция, Сирия.

Из стран СНГ тут представлены Азербайджан, Туркмения, Украина. «Надо понимать, что это уже не «черный список», а скорее, технический инструмент напоминания данным государствам, чтобы они были более мобильны в исполнении рекомендаций», — отмечает Валерий Нарежный.

Ряд норм касается и юридических лиц, и предпринимателей, работающих без образования юрлица — ведь все предприятия имеют счета в банках.

Так, для нарушителей сроков информирования Росфинмониторинга за несоблюдение сроков заявления о постановке на учет в уполномоченном органе грозит наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 15 тыс. рублей; на юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс.

«Например, в ФСФМ подлежат регистрации стимулирующие лотереи, проводимые производителями и продавцами товаров и услуг. Норма об ответственности за нарушение сроков — как раз для них», — считает Валений Нарежный.

За непредоставление информации о движении средств клиентов по новому закону будут жестче наказываться и сами банки. Конкретный специалист по контролю за движением средств клиентов — комплайс-контролер, который не поставил ФСФМ в известность о подозрительной сделке, будет наказываться штрафом от 30 до 50 тысяч рублей.

Также его могут отстранить от работы (дисквалифицировать) на срок от 1 года до 3 лет. За ошибки своего сотрудника сам банк оштрафуют на сумму от 500 тысяч до 1 млн рублей. В особо выдающихся случаях ФСФМ может инициировать административное приостановление деятельности банка на срок до 90 суток.

«За 90 суток, когда банк не работает, из него сбежит любой, даже самый лояльный клиент, потому что даже небольшое предприятие, проводящие платежи хотя бы раз в неделю (а большинство компаний их проводит каждый день), не может жить с замороженным счетом три месяца.

Именно поэтому банки не перечат Росфинмониторгингу — комплайс -контролеры каждый день отсылают в ФСФМ море документации — как в электронном, так и в бумажном виде. А что там с этой массой документов делают сотрудники ФСФМ — никому не ведомо», — сообщил анонимный банкир.

Закон должен вступить в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.

Елена ГОСТЕВА

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*