Закон о фонде энергоэффективности как способ поддержки отечественных разработок в сфере энергетики

Закон О Фонде энергоэффективности как способ поддержки отечественных разработок в сфере энергетики

Разработка программы энергосбережения

Законы и приказы, которые являются основанием для разработки программы энергосбережения

Разработка программы энергосбережения должна базироваться на следующих нормативных документах:

Программа в области энергосбережения – документ, который, в первую очередь, основан на требованиях статьи 25 ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»

Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие:

  • целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
  • мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.

Регулируемые виды деятельности – виды деятельности, осуществляемые

  • субъектами естественных монополий,
  • организациями коммунального комплекса,
  • организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение или водоотведение,

в отношении которых осуществляется регулирование цен.

Закон О Фонде энергоэффективности как способ поддержки отечественных разработок в сфере энергетики

Приказ № 398. Форма программы энергосбережения

Форма программы энергосбережения и требования к программе, конкретизированы в Приказе Минэнерго №398.

Приказ №398 разделен на 2 части:

  • требования и форма программы энергосбережения для государственных организаций и
  • требования и форма программы энергосбережения для регулируемых организаций.

Типовая программа в области энергосбережения содержит

  • сведения о текущем состоянии организации,
  • цели и задачи программы энергосбережения,
  • перечень мероприятий в области энергосбережения,
  • прогнозируемые результаты,
  • источники финансирования и их объем,
  • сроки и этапы реализации мероприятий по энергосбережению.

В программе энергосбережения указываются

  • технические характеристики зданий,
  • таблица динамики энергопотребления по годам,
  • описывается структура энергопотребления.

Закон О Фонде энергоэффективности как способ поддержки отечественных разработок в сфере энергетики

Разработка программы энергосбережения – сбор и анализ данных

Разработка программы энергосбережения – сбор и анализ данных

Перед тем, как начать разработку программы энергосбережения необходимо

  • собрать исходные показатели энергопотребления организации и
  • определится с энергосберегающими мероприятиями.

Так, на первом этапе разработки программы энергосбережения необходимо

  • провести обзорное обследование всех объектов организации,
  • собрать данные об объеме энергопотребления, технической оснащенности объекта, оснащенности счетчиками,
  • собрать сведения о состоянии и эффективности систем энергопотребления,
  • определить причины энергопотерь и факторы, препятствующие повышению энергоэффективности.

Главная задача этого этапа – определится с перечнем причин, приводящих к нерациональному использованию энергии.

Нужна консультация? Звоните – 8(499)490-60-60. Ответим на любые вопросы.

Перечень мероприятий по энергосбережению для разработки программы по энергосбережению

На этом этапе необходимо составить перечень мероприятий, которые будут способствовать снижению энергопотребления.

Это могут быть простые мероприятия, как, например,

  • замена ламп накаливания или
  • утепление окон,

так и более сложные, дорогостоящие мероприятия, как, например

Подбирая мероприятия по энергосбережению, можно воспользоваться списком типовых мероприятий указанных в Приказе Минэкономразвития №61 “Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения”.

Пример мероприятий по энергосбережению для государственных организаций и учреждений

Вот небольшой перечень мероприятий, которые можно включить в программу энергосбережения:

  • энергетическое обследование и оформление энергопаспорта,
  • проведение обучения работников по программе энергосбережения,
  • утверждение организационной политики по энергосбережению,
  • утверждение программы стимулирования работников за бережное отношение к энергоресурсам,
  • установка пластиковых окон,
  • установка приборов учета воды, электричества, газа, тепла, замена вышедших из строя, поверка,
  • уплотнение оконных щелей,
  • утепление наружных ограждающих конструкций,
  • демонтаж декоративных решеток, установленных возле приборов отопления,
  • установка термостатов на отопительных приборах,
  • утепление внутренних труб,
  • промывка системы отопления,
  • установка автоматизированных систем управления освещением и датчиков присутствия,
  • модернизация электропроводки,
  • монтаж автоматических смесителей,
  • установка арматуры с двухрежимным сливом.

Закон О Фонде энергоэффективности как способ поддержки отечественных разработок в сфере энергетики

Мероприятия по энергосбережению для регулируемых организаций

  • Заключение и реализации энергосервисных договоров.
  • Предоставление поддержки организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета.
  • Содействие разработке и установке автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии.
  • Стимулирование потребителей и теплоснабжающих организаций к снижению температуры возвращаемого теплоносителя.

Закон О Фонде энергоэффективности как способ поддержки отечественных разработок в сфере энергетики

Энергосберегающие мероприятия для регулируемых организаций

Энергосберегающие мероприятия при передаче электрической энергии

  • организация достоверного и своевременного ежемесячного снятия показаний приборов коммерческого учета у потребителей – юридических лиц в установленные сроки, проверка их технического состояния
  • организация достоверного и своевременного снятия показаний приборов учета и проверка их технического состояния на электростанциях, подстанциях сетевых организаций
  • составление и анализ балансов электроэнергии по ПЭС, подстанциям, устранение небаланса
  • оптимизация схемных режимов
  • перевод электрической сети (участков сети) на более высокий класс напряжения
  • компенсация реактивной мощности
  • регулирование напряжения в линиях электропередачи
  • снижение расхода электроэнергии на “собственные нужды” электроустановок
  • внедрение автоматизации и дистанционного управления электрическими распределительными сетями напряжением 6-20 кВ.
  • оптимизация мест размыкания линий 6-35 кВ с двусторонним питанием
  • оптимизация установившихся режимов электрических сетей по активной и реактивной мощности
  • оптимизация распределения нагрузки между подстанциями основной электрической сети 110 кВ и выше переключениями в ее схеме
  • оптимизация мест размыкания контуров электрических сетей с различными номинальными напряжениями
  • оптимизация рабочих напряжений в центрах питания радиальных электрических сетей
  • отключение трансформаторов в режимах малых нагрузок на подстанциях с двумя или более трансформаторами
  • отключение в режимах малых нагрузок линий электропередачи в замкнутых электрических сетях и на двухцепных линиях

Закон О Фонде энергоэффективности как способ поддержки отечественных разработок в сфере энергетики

  • отключение трансформаторов на подстанциях с сезонной нагрузкой
  • выравнивание нагрузок фаз в электрических сетях 0,38 кВ
  • ввод в работу неиспользуемых средств автоматического регулирования напряжения (АРН);
  • выполнение ремонтных и эксплуатационных работ под напряжением
  • сокращение продолжительности технического обслуживания и ремонта основного оборудования сетей линий, трансформаторов, генераторов, синхронных компенсаторов
  • снижение расхода электроэнергии на собственные нужды подстанций
  • установка и ввод в работу устройств компенсации реактивной мощности в электрических сетях
  • батарей конденсаторов
  • шунтирующих реакторов
  • увеличение рабочей мощности установленных в электрических сетях компенсирующих устройств
  • замена проводов на перегруженных линиях
  • замена ответвлений от ВЛ 0,38 кВ к зданиям
  • замена перегруженных, установка и ввод в эксплуатацию дополнительных силовых трансформаторов на действующих подстанциях
  • замена недогруженных силовых трансформаторов
  • установка и ввод в работу устройств регулирования под напряжением (РПН) на трансформаторах с переключением без возбуждения (ПБВ)
  • регулировочных трансформаторов
  • установка и ввод в работу на трансформаторах с РПН устройств автоматического регулирования коэффициента трансформации
  • установка и ввод в работу устройств автоматического регулирования мощности батарей статических конденсаторов
  • установка и ввод в работу вольтодобавочных трансформаторов с поперечным регулированием
  • оптимизация загрузки электрических сетей за счет строительства линий и подстанций
  • перевод на более высокое номинальное напряжение линий и подстанций
  • разукрупнение распределительных линий 0,38-35 кВ
  • инвентаризация измерительных комплексов учета электроэнергии, в том числе счетчиков, трансформаторов тока (ТТ), трансформаторов напряжения (ТН)
  • составление и ввод в действие местных инструкций по учету электроэнергии
  • разработка, аттестация и ввод в действие местных методик выполнения измерений электрической энергии
  • разработка, аттестация и ввод в действие местных методик выполнения измерений электрической мощности
  • разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений потерь напряжения в линиях соединения счетчика с ТН
  • разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений вторичной нагрузки ТТ в условиях эксплуатации
  • разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений мощности нагрузки ТН в условиях эксплуатации
  • составление паспортов-протоколов измерительных комплексов учета электроэнергии
  • определение фактических рабочих условий применения средств измерений для каждого измерительного комплекса
  • проверка схем соединения измерительных ТТ, ТН и счетчиков
  • поверка счетчиков электроэнергии
  • калибровка счетчиков электроэнергии
  • ремонт счетчиков
  • поверка ТТ в условиях эксплуатации, в том числе с фактическими значениями вторичной нагрузки
  • поверка ТН в условиях эксплуатации, в том числе с фактическими значениями мощности нагрузки
  • устранение недогрузки или перегрузки ТТ
  • устранение недогрузки или перегрузки ТН
  • устранение недопустимых потерь напряжения в линиях соединения счетчиков с ТН
  • компенсация индуктивной нагрузки ТН
  • проведение проверок и обеспечение своевременности и правильности снятия показаний счетчиков
  • организация оптимального маршрута при снятии показаний счетчиков
  • определение потребителей электроэнергии, искажающих качество электроэнергии
  • внедрение системы энергоучета с классом точности приборов учета не выше 1.0
  • установка отдельных счетчиков для потребителей, получающих электроэнергию от трансформаторов собственных нужд
  • установка отдельных счетчиков учета электроэнергии, расходуемой на собственные нужды подстанций
  • установка отдельных счетчиков учета электроэнергии, расходуемой на хозяйственные нужды подстанций
  • установка счетчиков потерь на линиях
  • установка счетчиков технического учета на границах электрических сетей
  • установка недостающих счетчиков, ТТ, ТН
  • разработка и ввод в действие автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ)
  • установка счетчиков прямого включения в сетях 0,38 кВ при токах нагрузки до 60-100

Закон О Фонде энергоэффективности как способ поддержки отечественных разработок в сфере энергетики

Подготовка программы по энергосбережению

Подготовка программы по энергосбережению – оценка затрат и экономии

Далее необходимо определить расходы на внедрение энергосберегающих мероприятий.

Мероприятия могут быть

  • малозатратными,
  • среднезатратнымы и
  • высокозатратными.
  • Как правило, обучение персонала по программе энергосбережения или замена ламп накаливания – это малозатратные мероприятия.
  • Утепление дверей и крыши – среднезатратные мероприятия.
  • Замена труб или модернизация котельной – высокозатратные мероприятия.
  • Далее необходимо определить потенциал экономии от внедрения энергосберегающих мероприятий и рассчитать срок окупаемости мероприятий.
  • Малозатратные и организационные мероприятия должны окупаться за один, максимум два года.
  • Срок окупаемости высокозатратных мероприятий может достигать пяти – десяти лет.
  • Как правило, срок окупаемости большинства мероприятий должен быть менее трех лет.
  • Также, на этом этапе необходимо определиться с
  • планом внедрения энергосберегающих мероприятий и
  • источниками финансирования энергосберегающих мероприятий.

Источниками финансирования могут быть собственные средства, региональный, федеральный или муниципальный бюджет.

See also:  Новий закон про жкг: що чекає українців вже у травні

Закон О Фонде энергоэффективности как способ поддержки отечественных разработок в сфере энергетики

Разработка программ энергосбережения – виды и этапы

Заполнение программы энергосбережения

  1. Программу по энергосбережению следует разрабатывать на три-пять лет.
  2. Лучше на пять, так как, сделав программу один раз, вы освободите себя от головной боли на следующие пять лет.

  3. Форма программы по энергосбережению состоит из
  • Паспорт программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
  • Сведений о целевых показателях программы энергосбережения.
  • Перечня мероприятий по энергосбережению.

О разработке программы энергосбережения вы можете узнать по телефону 8(499)490-60-60

Как заполнять паспорт программы энергосбережения

Далее следует пример того, как заполнять программу энергосбережения для государственной организации.

Паспорт программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в “Вашей организации”

Полное наименование организации Название организации
Основание для разработки программы
  • Федеральный закон РФ № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности как приоритет и фактор экономического роста и развития России

Охотников, И. В. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности как приоритет и фактор экономического роста и развития России / И. В. Охотников, А. Р. Шарифуллин.

— Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14088/ (дата обращения: 12.06.2020).



В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия повышения энергетической эффективности. Сделан вывод о необходимости применения программно-целевых инструментов государственного регулирования, позволяющих проводить политику стимулирования ресурсосбережения для достижения целей энергетической эффективности.

Ключевые слова: энергетическая эффективность, энергосбережение, экоэффективность, устойчивое развитие, государственное стимулирование ресурсосбережения

Важнейшей национальной стратегией во всех промышленно развитых странах сегодня становиться политика энергоэффективного развития.

Преимуществом «зеленой экономики» является ориентация на современные ресурсоэффективные технологии с низким уровнем выбросов углерода, уменьшение нагрузки на природу и создание дополнительных рабочих мест — факторы которые позволят обеспечивать устойчивое развитие.

При этом темпы роста экономики в долгосрочной перспективе могут быть не ниже, чем при современном развитии. К примеру, при сценарии «зеленого инвестирования» уже с 2020 года темпы роста экономического развития в среднем по миру будут обгонять прогнозируемые темпы современной экономики (рис 1).

Закон О Фонде энергоэффективности как способ поддержки отечественных разработок в сфере энергетики

Рис. 1. Прогнозные темпы роста мирового ВВП [8, С. 25]

Энергетические проблемы в настоящее время особенно остро стоят во многих регионах Российской Федерации. Энергосберегающие и экологически чистые технологии с трудом находят применение.

Охватывая всю совокупность процессов производства, преобразования, транспорта и распределения энергетических ресурсов, топливно-энергетический комплекс, по существу, представляет собой единую систему энергоснабжения, имеющую своей главной целью эффективное и надежное обеспечение энергией требуемого качества всех потенциальных потребителей.

Тесная взаимосвязь энергетики с другими отраслями национальной экономики обуславливает огромное влияние повышения энергоэффективности на экологическую безопасность России.

Рациональное использование и экономное расходование ресурсов, повышение эффективности конечного потребления энергии во всех секторах экономики, развитие возобновляемых источников энергии — все это, может обеспечить возрастающие потребности человечества в энергии и, следовательно, его устойчивое развитие в глобальном масштабе. Концепция устойчивого развития реализуется, прежде всего, на макроэкономическом уровне. Сегодня энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5–3,5 раза выше, чем в развитых странах [5]. Основные причины — сложившаяся структура народного хозяйства (существенная доля добывающих отраслей, металлургии и тяжелого машиностроения), обширная северная часть страны и большие затраты на транспорт. Но главной проблемой являются отсталые технологии производства, энергорасточительные установки и приборы во всех секторах экономики.

В последние десятилетия в России формируется рыночный механизм использования природных ресурсов, включающий регулирование процессов спроса, предложения и ценообразования.

Однако, как показывает практика, рынок по объективным причинам не может эффективно управлять всей эколого-экономической сферой.

В этой связи необходимо государственное регулирование в сочетании с инструментами, позволяющими проводить политику стимулирования ресурсосбережения для достижения целей экономического развития.

Указом Президента РФ от 4 июня 2008 г.

№ 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» установлена задача по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года и обеспечению рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.

В обеспечение реализации данного указа Правительство Российской Федерации 27 декабря 2010 г. утвердило Государственную программу Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» [5] (далее — Программа).

Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.

Существуют три основных направления энергосбережения. Первое — малозатратные мероприятия по рационализации использования топлива и энергии, позволяющие сократить их потребность на 10–12 %.

Второе — внедрение капиталоемких мероприятий: энергосберегающих технологий, процессов, аппаратов, оборудования, счетчиков. Это способствует снижению потребностей в энергоресурсах на 25–30 %.

Для реализации таких возможностей необходимы инвестиции, но они в 2 раза ниже объема капиталовложений для наращивания добычи и производства топлива и энергии. Кроме того, энергосберегающие технологии являются экологически чистыми и дают значительную экономию эксплуатационных затрат.

Однако в последние годы инвестирование уменьшилось почти в 4 раза, что создает угрозу энергетической безопасности страны из-за неудовлетворительного состояния основных фондов отрасли.

Третье направление — структурная перестройка экономики, связанная с увеличением доли неэнергоемких отраслей в производстве ВВП. Например, энергоемкость продукции в промышленности, сфере услуг, строительстве в 8–10 раз ниже, чем в ТЭК, и в 12–15 раз ниже, чем в металлургии.

Энергоемкость продукции машиностроения по сравнению с топливной промышленностью меньше в 3 раза, а с металлургией — в 8–10 раз.

По экспертным оценкам, резерв снижения потребности в топливно-энергетических ресурсах за счет ускоренных структурных изменений в экономике составляет 10–12 % от существующего потребления.

Федеральный закон «Об энергосбережении» трактует энергосбережение как реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических, и экономических мер, направленных на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Под эффективным использованием энергетических ресурсов понимается достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды.

Энергетическая эффективность — это комплекс мер по удовлетворению потребностей в услугах и товарах при наименьших экономических и социальных затратах на необходимую энергию и при минимальных расходах, необходимых для сохранения природной среды в гармонии с устойчивым развитием на местном, национальном, региональном и мировом уровнях.

Это означает, что повышение энергетической эффективности и осуществление энергосбережения позволит: направить дополнительные финансовые ресурсы на повышение уровня жизни населения, комфорта, на развитие транспорта, а не на расширение производства энергии (например, строительства новой электростанции) или увеличение импорта энергии (что требует значительных валютных средств); увеличить эффективность использования энергии в производстве в плане повышения продуктивности и конкурентоспособности промышленности; развить новые виды деятельности, в т. ч. производство передового энергетически эффективного оборудования с дальнейшим выходом России на зарубежные рынки; создать новые дополнительные рабочие места и частично решить проблему безработицы; уменьшить выбросы загрязняющих веществ и решить проблему защиты окружающей среды.

Повышение эффективности использования топлива и энергии является самым дешевым путем защиты окружающей среды.

Энергия, которая приносит наименьший вред окружающей среде, — это та энергия, которую не только не надо потреблять, но и не надо производить.

В каждом случае, когда ее потребление для определенных целей будет уменьшаться (за счет улучшения теплоизоляции жилищ, повышения КПД двигателей и т. д.), выбросы загрязняющих веществ будут автоматически сокращаться в соответствующей пропорции.

Однако термин «энергосбережение» не самый подходящий для российских условий, т. к. предполагает снижение потребления энергии любыми методами и с любыми затратами.

Гораздо более правильно применять термин «энергоэффективность» — максимальный эффект от использования единицы энергии или максимально эффективное потребление единицы энергии, например, путем лучшей теплоизоляции помещений или путем расширения использования естественного света для освещения производственных помещений и т. д.

Энергосбережение измеряется в абсолютных единицах (например, Гкал, τ у.т и/или кВч). Энергоэффективность же измеряется в относительных единицах (Гкал/куб.м, кг у. т./Гкал, Гкал/кв.м и т. д.

) и имеет идеальным результатом, например, для теплоснабжения полное, без потерь, использование первичной энергии на нагрев воздуха в зонах деятельности человека.

Массовые отключения в подаче тепла, отключения систем приточной вентиляции очень легко выдавать за энергосбережение, хотя показатели энергоэффективности при этом ухудшаются.

Таким образом, энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени.

See also:  Рада приняла новый закон о финмониторинге: что поменялось для клиентов банков

Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только за счет использования программно-целевых инструментов, поскольку: затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов; требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан; требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач Программы; требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // www.consultant.ru

Новое в нормативно-правовой базе. Июнь 2020

Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (НОЭ) подготовило и представило на очередной онлайн-встрече отраслевого Центра компетенций 4 июня обзор обновлений в НПА.

Уточнено определение теплосетевой организации. Критерии и порядок отнесения к ТСО будет определяться Правительством РФ.

 В законодательство по водоснабжению и водоотведению вводится понятие транзитной организации (осуществляет эксплуатацию водопроводных (канализационных) сетей (сооружений) на них, оказывает услуги по транспортировке воды (сточных вод), критерии определяет Правительство РФ.

Внесены изменения в 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и в 90-ФЗ «О теплоснабжении», регламентирующие получениt разрешений на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики, теплоснабжения, энергопринимающих и теплопотребляющих установок.

Категории допускаемых объектов, порядок, случаи и условия получения разрешений на допуск будут установлены Правительством РФ, соответствующее постановление Правительства заменит приказ Ростехнадзора от 07.04.2008 N212. Разрешение на допуск в эксплуатацию будет выдаваться ФОИВом, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора.

Усовершенствован порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах и жилых домов.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством РФ, в т.ч.

порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в МКД, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

В 2020 году конкурсный отбор инвестпроектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, должен завершиться не позднее 20 декабря

Для отбора, проводимого в 2020 году, окончание срока подачи заявок на участие в отборе не может наступить позднее 1 декабря, а дата начала срока подачи заявок не может быть определена ранее 10 ноября 2020 года.

Правительство установило новый запрет на закупку для государственных и муниципальных нужд отдельных видов иностранной промышленной продукции (за исключением товаров, происходящих из стран ЕАЭС). Утвержден перечень таких товаров.

Запрещена закупка иностранной промышленной продукции (в т. ч. из вышеуказанного списка), а также иностранных работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.

Заново установлены исключения, когда такие закупки допускаются. Вместо перечня выданных заключений Минпромторг будет вести реестр промышленной продукции, произведенной на территории России.

Он формируется с использованием ГИС Промышленность.

Утвержден перечень товаров, происходящих из иностранных государств (кроме стран – членов ЕАЭС), которые допускаются к госзакупкам с ограничениями.

Если заявка на поставку иностранного товара не отклоняется, то применяются условия допуска, установленные Минфином. Ограничения в т. ч. распространяются на товары, поставляемые при выполнении работ, оказании услуг.

Запрещено смешивать лоты при закупке товаров из перечня и товаров не из него.

С 1 июля 2020 года изменятся правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Установлено, в частности, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электроэнергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электроэнергии или иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электроэнергии (мощности), и последующей их эксплуатации.

Расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения указанных обязанностей, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электроэнергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.

Постановление устанавливает новый порядок взаимодействия между абонентами и водоканалами, единообразные требования к срокам и планам снижения сбросов в водные объекты. Обновлена существующая система компенсации наносимого экологического ущерба.

Важным нововведением является утверждение правил по установлению нормативов состава сточных вод, которые включают расчет эффективности очистки стоков самими предприятиями. Если раньше регионы самостоятельно устанавливали нормативы и определяли штрафы за загрязненность, то теперь для всей страны будет действовать единый прозрачный и понятный порядок расчета нормативов и исчисления платы.

Внесены взаимосвязанные поправки в отдельные акты Правительства РФ, признан утратившим силу ряд актов Правительства РФ, в том числе Постановление от 21.06.2013 N 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод».

Установлены условия отнесения жилых помещений к стандартному жилью.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» | Министерство энергетики

  • 28 марта 2019 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 335 в государственную программу Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» внесены существенные изменения
  • Государственная программа получила новое наименование «Развитие энергетики», а срок реализации продлен на период до 2024 года.
  • Целями государственной программы являются надежное, качественное и экономически обоснованное обеспечение потребностей внутреннего рынка в энергоносителях, энергии и сырье на принципах энергосбережения и энергоэффективности, а также выполнение обязательств по зарубежным контрактам.

Параметры государственной программы актуализированы в соответствии со стратегическими ориентирами, определенными Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г.

№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13.

Структура государственной программы предусматривает реализацию с 2019 года 4 подпрограмм, имеющих отраслевую направленность, 33 целевых показателей (индикаторов) и 21 основного мероприятия, в том числе два федеральных и одного ведомственного проекта, а именно:

  • Федеральный проект «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией»;
  • Федеральный проект «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата»;
  • Ведомственный проект «Цифровая энергетика».

Для обеспечения опережающего социально-экономического развития приоритетных территорий, в том числе Дальневосточного федерального округа, Байкальского региона, Северо-Кавказского федерального округа, Калининградской области, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым и г. Севастополя, в государственной программе выделены специальные разделы, включающие в себя цели и задачи, конкретные проекты, индикаторы и ключевые показатели на указанных территориях.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственная программа включает в себя:

  • Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на компенсацию территориальным сетевым организациям, функционирующим в Республике Крым и г. Севастополе, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня;
  • Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при развитии заправочной инфраструктуры компримированного природного газа;
  • Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива.

Ежегодно ход реализации государственной программы и предложения по ее корректировке проходит общественное и экспертное обсуждение на заседаниях Комитета Государственной Думы по энергетике, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, в рамках Общественного совета при Министерстве энергетики Российской Федерации.

Правовое обеспечение энергетики

Энергетика — область хозяйственно-экономической деятельности человека, совокупность больших естественных и искусственных подсистем, служащих для преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов всех видов. Её целью является обеспечение производства энергии путём преобразования первичной, природной, энергии во вторичную, например в электрическую или тепловую энергию.

Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны.

 Основополагающие принципы развития  энергетики, закреплены в энергетической стратегии России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р).

 В числе основных механизмов, способствующих реализации энергетической стратегии –  правовое обеспечение отношений в сфере топливно-энергетического комплекса, создание развитого стабильного законодательства, учитывающего специфику функционирования предприятий ТЭК.

Также в Доктрине Энергетической безопасности Российской Федерации, закреплено, что обеспечение энергетической безопасности России является прерогативой государства и достигается в том числе, системой мер законодательного, нормативного и иного характера, адекватных выявленным угрозам и дестабилизирующим факторам.

See also:  Снести самострой можно только, если докажешь, что самострой нарушает твои законные права

Осуществление хозяйственной деятельности субъектов права, регулируется общими нормами законодательства, содержащимися в гражданском, налоговом и других кодексах Российской Федерации, в ряде отраслевых законов и подзаконных  актах.

Вместе с тем, правоотношения в отдельных отраслях экономики, имеющих особое назначение или направленную специфику, дополнительно регулируются отдельными законодательными и другими нормативно-правовыми актами. К таким отраслям относятся в том числе, стратегически важные отрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) как: электроэнергетика, нефтегазовая и угольная промышленность.

В целом, законодательство, регулирующее в совокупности различные отраслевые энергетические комплексы можно назвать энергетическим и дать ему следующее определение:  «Энергетическое законодательство – это совокупность нормативно- правовых актов, регулирующих экономические и гражданско-правовые отношения, возникающие в сфере функционирования топливно-энергетического комплекса  и его взаимоотношений с иными субъектами права».

Базисные основы законодательства об электроэнергетике заложены в Конституции Российской Федерации,  согласно п. «и» ст. 71 которой федеральные энергетические системы относятся  к ведению Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией, органами законодательной власти, Правительством РФ, был разработан и принят целый пакет законов и подзаконных регулирующих  отношения в данной сфере.

В Российской Федерации сегодня действует порядка 100 нормативных правовых актов органов исполнительной власти, регулирующих деятельность топливно-энергетического комплекса (примерно половина из которых, Федеральной службы по тарифам).

На уровне федерального законодательства регулирование цен и тарифов осуществляется примерно 20 федеральными законами.

В качестве основных нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемую отрасль и используемых правоприменителями,  можно выделить следующие:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (II часть), регулирует взаимоотношения субъектов права в части  договоров энергоснабжения (параграф 6 главы 30);
  2. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике” устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере и потребителей электрической энергии;

Опубликован госдоклад по энергоэффективности | Министерство экономического развития Российской Федерации

Минэкономразвития России подготовило государственный доклад, в котором проведен анализ текущего состояния дел в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации. Основные выводы госдоклада приведены ниже.

За прошедшие 10 лет энергоемкость ВВП Российской Федерации снизилась всего на 9%, последние 4 года энергоемкость ВВП не снижается.

Цель по снижению энергоемкости ВВП Российской Федерации на 60% при сохранении текущих темпов будет достигнута только в 2043 г. с существенным отставанием от плана.

Общий размер инвестиций в энергосбережение и повышение энергетической эффективности недостаточен: в 2018 г. он составил 0,2% от совокупного ВРП Российской Федерации. Доля частных инвестиций сокращается. Разброс удельных показателей̆ инвестиционных вложений в энергосбережение среди субъектов Российской Федерации достигает почти 300 раз.

Совокупные затраты на приобретение энергетических ресурсов составили 8,5 трлн. руб. при суммарном годовом объеме инвестиций в энергосбережение в рамках заключенных энергосервисных контрактов всего 44 млрд. руб. (0,5% от затрат на энергоресурсы).

Удельное потребление тепловой̆ и электрической̆ энергии в жилищном секторе в регионах со схожими климатическими условиями различается до 3 раз.

Установка приборов учета пробуксовывает. К 1июля 2012 г. должно было полностью завершиться оснащение многоквартирных домов коллективными приборами учета потребляемых ресурсов. Спустя 7 лет уровень «оприборенности» МКД составил всего 61%.

Уровень внедрения современных технологий в области энергосбережения недостаточный̆: только 27% введенных в эксплуатацию в 2018 г. МКД обладают повышенными классами энергетической̆ эффективности (А++, А+, А, В, С), всего 5% вводимых в эксплуатацию МКД оснащены ИТП с погодным регулированием.

В результате, на сегодняшний̆ день более половины всех существующих в стране МКД (54%) потребляет вдвое больше энергии по сравнению с их современными аналогами.

Экономика Российской Федерации обладает существенным потенциалом энергосбережения. Энергоемкость российского ВВП выше мирового уровня на 46%, уровня Канады — на 17%. Реализация накопленного потенциала позволит высвободить значительные дополнительные объемы ископаемого топлива для экспорта, «озеленить» баланс потребляемой энергии, сократить выбросы в атмосферу, повысить качество жизни.

Технологический̆ фактор является ключевым потенциальным драйвером в снижении энергоемкости ВВП Российской Федерации в наиболее энергоемких секторах экономики: энергетике, обрабатывающей промышленности, транспорте и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Повышения энергоэффективности можно достичь за счет внедрения передовых технологий, например, парогазовых установок, установок комбинированной̆ выработки электричества и тепла, электрификации и газификации транспорта, современных энергоэффективных конструкций зданий и теплоизоляционных материалов, установок регулируемого привода, энергоэффективных светильников и систем управления освещением, ИТП с погодным регулированием, современных приборов учета потребления энергетических ресурсов.

Государственный доклад подготовлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. № 1412 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации» и является пятым выпуском ежегодного официального документа.

► Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации

Закон несварения энергии

Минэкономики во второй раз после передачи соответствующих полномочий от Минэнерго подготовило ежегодный госдоклад о сбережении и эффективности потребления энергии в РФ.

Он фиксирует отсутствие прогресса в этих сферах и «существенное отставание» в достижении поставленной президентом цели по энергоэффективности: нынешними темпами снизить энергоемкость ВВП на 60% удастся лишь к 2043 году.

Эксперты же отмечают, что в отсутствие изменений в качестве соответствующей госполитики аналитическая работа ведомства сильно улучшилась.

В свежем госдокладе об энергосбережении и повышении энергоэффективности в РФ Минэкономики фиксирует: за прошедшие десять лет энергоемкость ВВП снизилась всего на 9%, а в последние четыре года она не снижается.

Весь прогресс в снижении энергоемкости был достигнут в 2000–2008 годах в силу структурных сдвигов в пользу менее энергоемких видов экономической деятельности. «Рост ВВП (за этот период.— “Ъ”) на 60% сопровождался практически неизменным потреблением первичной энергии»,— отмечается в документе.

После 2008 года ситуация сначала ухудшалась с ростом доли энергоемких отраслей, а потом стабилизировалась. В 2018 году к 2007 году энергоемкость ВВП снизилась на 12%, хотя президентский указ 2008 года требовал снизить ее к 2020 году не менее чем на 40%.

«При сохранении среднего темпа снижения энергоемкости ВВП за 2007–2018 годы, равного 1,1% в год, достичь целевого значения в 40% станет возможным лишь к 2043 году»,— заключают в министерстве.

Минэкономики фиксирует фактический провал политики энергоэффективности.

В 2018 году инвестиции на эти цели составили 0,2% ВВП страны, а доля частных вложений падает: при общих затратах на энергоресурсы в 8,5 трлн руб. годовой объем инвестиций в энергосбережение по энергосервисным контрактам — всего 44 млрд руб. (0,5% от затрат на энергоресурсы), а удельные показатели капвложений по регионам отличаются в 300 раз.

Многоквартирные дома еще к июлю 2012 года должны были получить приборы учета потребления, но и на сегодня задача выполнена на 61%. Только 27% введенных в эксплуатацию в 2018 году многоэтажек имеют повышенный класс энергоэффективности, и лишь 5% из них оснащены индивидуальными тепловыми пунктами с погодным регулированием.

Сегодня 54% многоквартирных домов потребляют вдвое больше энергии, чем их современные аналоги.

Несмотря на огромный экономический потенциал энергосбережения (энергоемкость ВВП РФ выше мирового уровня на 46%, климатически близкой Канады — на 17%, а удельное энергопотребление в жилищном секторе регионов со схожими климатическими условиями может различаться втрое), в 2015–2017 годах правительство фактически отказалось от его реализации, сократив финансирование соответствующих программ в сто раз: с 5 млрд до 50 млн руб. Полномочия в этой сфере были переданы от Минэнерго Минэкономики. «Апофеозом госполитики стало решение направить эти средства на строительство объектов для чемпионата мира по футболу. Повышение энергоэффективности — это обязательное условие роста ВВП — универсальное правило»,— замечает Михаил Юлкин, эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО.

Впрочем, эксперты единогласно отмечают, что аналитика доклада от Минэкономики заметно улучшилась.

В нем рассчитан единый энергобаланс, энергоемкость ВВП перестала быть оценкой неизвестных экспертов, проанализирован вклада ста факторов в ее изменение, сделан прогноз до 2035 года. «Этот доклад — большой шаг вперед по сравнению с тем, что ранее готовило Минэнерго. Он уже выглядит довольно цивилизованно»,— говорит глава ЦЭНЭФ-XXI Игорь Башмаков.

Доклад заканчивается декларацией о намерениях по развитию плана повышения энергоэффективности экономики от 2018 года, которую Мария Степанова, директор эксперт-бюро «ЭнергиаВита», называет «общими планами на будущее». В министерстве решающим считают «технологический фактор».

Замглавы ведомства Михаил Расстригин говорит, что, «по грубым оценкам министерства», перевод всех газовых станций на газотурбинные технологии позволит сэкономить порядка трети потребляемого ими газа.

Впрочем, директор отдела операционных рисков и устойчивого развития КПМГ Владимир Лукин отмечает, что «только согласованные меры по совершенствованию законодательства в области управления энергоресурсами, охраны окружающей среды и внедрения НДТ могут обеспечить синергический эффект и достичь установленных целей».

Алексей Шаповалов, Ангелина Давыдова

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*