Закон о легализации авто на иностранных номерах: каким он должен быть

Закон о легализации авто на иностранных номерах: Каким он должен быть

Законодательство

На сайте Автоцентр.ua информация про митинг владельцев нерастаможенных авто и их угрозы поджечь шины под Верховной Радой собрала десятки комментариев как противников, так и сторонников езды на нерастаможенных авто в Украине.

Как мы уже писали, новый законопроект предполагает введение платы за пользование автомобилем иностранной регистрации. Его авторы считают, что это позволит увеличить поступления в бюджет и накопить дополнительные средства для ремонта и строительства дорог.

Б/у иномарка из Германии за $2,5 тысяч стала реальностью

Закон о легализации авто на иностранных номерах: Каким он должен быть

На самом деле эта идея не нова. Ведь еще в 2016-м году были зарегистрированы законопроекты, предусматривающие «легализацию» автомобилей на иностранных номерах путем введения ежегодной фиксированной платы (150-200 евро) за их эксплуатацию в Украине. Всего же можно считать два десятка законопроектов об амнистии и введении платы за езду на машинах европейской регистрации.

Закон о легализации авто на иностранных номерах: Каким он должен быть

Что касается нового проекта закона, попавшего на рассмотрение Верховной Рады, он предполагает налог за пользование нерастаможенным автомобилем (массой до 3,5 тонн и вместительностью до 9 человек), в зависимости от срока эксплуатации. Чем больше – тем дешевле.

Стоимость эксплуатации автомобилей на европейских номерах без растаможки*

  • 1 день – 2 евро
  • 7 дней – 7 евро
  • 1 месяц – 34 евро
  • 3 месяца – 96 евро
  • 6 месяцев – 180 евро
  • 12 месяцев – 342 евро

*- в случае принятия законопроекта

Глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина поддерживает такую инициативу, как, впрочем, и в Кабинете Министров. А что думаете вы?

Чем грозит покупка авто с иностранными номерами

Закон о легализации авто на иностранных номерах: Каким он должен быть

Власти уже давно собираются ужесточить контроль за автомобилями с иностранными номерами. В проект мер, которые с недавних пор уже рассматривает Госдума, вошли предложения Минтранса, Минфина, Федеральной таможенной службы, правительства Москвы и Российского союза автостраховщиков. Одна из главных целей поправок в законодательство — пресечь возможность владельцев таких авто игнорировать пресловутые «письма счастья». Ведь «живые» штрафы в крупных мегаполисах выписываются только 1% таких нарушителей.

Действительно, эти счастливчики не боятся нарушать ПДД перед видеокамерами, поскольку автомобили с иностранными номерами в России не зарегистрированы, а их «место прописки» находится далеко за пределами Родины. Однако экономия на штрафах — не единственное привлекательное преимущество, которым руководствуются покупатели автомобилей с иностранными номерами.

Ни для кого не секрет, что цена нерастаможенного авто существенно ниже. В этом легко убедиться, просмотрев популярные у нас литовские и немецкие сайты объявлений о продаже подержанных машин. Например, всего за 300 000—320 000 рублей там предлагаются десятилетние дизельные Mercedes-Benz C200, BMW 320 и Audi A6 в отличном состоянии.

Купив такое авто за границей, наш соотечественник может въехать на нем на территорию России с оформлением временного ввоза на строго ограниченный срок — до шести месяцев в течение одного календарного года.

По истечении этого времени автомобиль должен получить продление срока временного ввоза в таможенном органе, расположенном по месту регистрации владельца, с очередной уплатой соответствующих таможенных сборов, либо обратно пересечь границу с обязательным закрытием временного ввоза на границе. Оба варианта довольно затратные.

К тому же управлять «временно ввезенным транспортным средством» имеет право только лицо, которое его ввозило в страну. Передавать руль кому-то другому запрещено.

В случае утери номеров или сопутствующей документации, владельцу опять же придется возвращаться в страну регистрации авто.

Еще один немаловажный нюанс — машины с иностранными номерами всегда активно останавливают сотрудники ГИБДД, поскольку по понятным причинам они чаще всего задействованы в криминальной среде.

Однако не исключено, что уже в обозримом будущем после вступления в силу новых поправок в закон, эксплуатировать машину с иностранными номерами будет невыгодно. Власти намерены фиксировать весь такой транспорт при пересечении границы в специальной базе МВД, куда в дальнейшем будут стекаться сведения о всех нарушениях, зарегистрированных на каждый конкретный номер.

Кроме того, планируется наладить активный обмен данными между странами-членами Евразийского экономического союза о временно ввезенных в Россию машинах.

Должников по штрафам за нарушение ПДД, эксплуатирующих машины с зарубежными номерами, просто так из России уже не выпустят.

Контролировать эту сферу будет Ространснадзор, который получит право задерживать их транспорт и отправлять его на спецстоянки рядом с пограничными пунктами.

А что касается иностранных граждан, то в КоАП будут внесены поправки, которые обяжут их в случае неуплаты взыскания не только возвращать долги по штрафам, но и также дадут возможность задерживать автомобили. Не исключено, что изменения в законе вступят в силу уже в первой половине следующего года.

Закон о легализации авто на иностранных номерах: Каким он должен быть

Новые правила для иностранных машин

Итак, если вы владеете автомобилем с иностранными номерами, будьте осторожны: в силу вступают новые требования, предъявляемые к иностранным автомобилям.

Теперь уже нельзя будет совершить нарушение и остаться безнаказанным, а также остаться «в тени», если отсутствуют российские номера. Ряд нововведений предполагает ответственность со стороны владельцев машин с нерусскими номерами.

Какие именно нововведения и ограничения вводятся в закон, выяснили наши автоинструкторы.

Закон о легализации авто на иностранных номерах: Каким он должен бытьНововведения в законе

На данный момент машин с иностранными номерами достаточно много, и их передвижение нужно как-то регламентировать. Поэтому в правительстве рассмотрели поправки к закону о машинах с иностранными номерами.

До текущего момента иностранные номера на автомобиле означали некую свободу действий, в частности, освобождение от штрафов, которые могли последовать за нарушения на дороге.

Это касалось в основном фиксации нарушения с помощью технических средств.

Ведь иностранные номера в российской базе не числились, и отправлять постановление было некуда. Но теперь и иностранные номера попадут в базу ГИБДД.

Также помимо занесения в базу иностранных номеров автомобиля, владелец такой машины должен будет постоянно возить с собой таможенные документы, чтобы предъявить их по первому требованию.

Временный ввоз иностранных машин разрешается на срок не более года. То есть, если вы иностранец, то вы можете ездить со своими номерами. Причем за рулем можете сидеть только вы сами.

Но если вы являетесь русским гражданином и ездите на машине с иностранными номерами, то это будет считаться нарушением.

Правила владения автомобилем с иностранными номерами

Инструкторы по вождению рассмотрели также информацию о мерах наказания и правилах владения иностранными автомобилями. Так, например, выяснилось, что уже налажен канал обмена сведениями между таможней и ГИБДД.

Последние будут получать информацию о растаможенных авто, чтобы «пробивать» по базе правомерность владения автомобилем. Также с помощью данной информации можно будет рассылать штрафы водителям, нарушившим правила на автомобилях с иностранными номерами. Теперь наказания за нарушение будет не избежать.

Причем, за нарушение может последовать не только штраф, но и конфискация автомобиля.

Если вы нарушили правила дорожного движения, либо водите по доверенности, либо закончился срок таможенного документа, и все это на машине с иностранными номерами — готовьтесь к штрафу и конфискации автомобиля. К тому же вас могут проверить на правомерность покупки, и если выяснится, что сделка не является правомерной, то готовьтесь к наказанию.

И даже те, кто ездит по правилам, в случае нарушения ПДД, не уйдут от ответственности. Теперь неважно, иностранные номера у машины или русские — штрафы за нарушения получат все.   

Что касается владением машин с иностранными номерами, то теперь это стало более невыгодным делом. Поэтому проще оформить номера той страны, в которой вы проживаете и честно управлять автомобилем, в том числе по доверенности.

Если вы все же вынуждены по каким-либо причинам ездить на автомобиле с иностранными номерами, то главное – чтобы причины эти были законны, а также были в порядке все документы, подтверждающие право управления автомобилем с иностранными номерами.

Если же что-то не в порядке — наказания вам не избежать.

Видеоматериал на тему новых правил для иностранных машин:

Желаем вам избегать трудностей с оформлением автомобиля!

Изображение для статьи взято с сайта www.rg.ru

Владельцев авто на иностранных номерах ждут новые правила: подробности

Ранее Domik.ua сообщал о том, что владельцы автомобилей с иностранными номерами могут лишиться своих транспортных средств.

Список депутатов, желающих приобщиться к решению проблемы авто на иностранное регистрации, растет как на дрожжах. Недавно в Верховной Раде появился очередной законопроект на эту тему. Документ под номером 6626 подали Антон Гращенко, Ирина Ефремова и Людмила Денисова, – пишет UBR.ua.

Напомним: на данный момент в парламенте уже пылится несколько законопроектов об авто- «иностранцах». Это, в частности, проект нардепов Юрия Деревянко и Владимира Парасюка. Там прописаны возможные схемы легализации машин с иностранными номерами на территории Украины.

Колесная база

В отличие от них, законопроект Геращенко темы узаконивания авто не затрагивает. В нем предлагается усиление контроля за машинами с иностранными номерами со стороны Нацполиции.

«Проектом закона предусматривается расширение полномочий полиции в сфере дорожного патрулирования, временного задержания и учета транспорта», пояснили в Autoconsulting.

See also:  Вссу: законодавством не передбачена компенсація з державного бюджету доходів фопам, призваних на військову службу за призовом під час мобілізації, на особливий період

В частности, в случае принятия законопроекта Нацполиции поручат создание специальной базы данных, в которой будет собрана информация на все авто с иностранной регистрацией. Для наполнения такой базы полицейские смогут использовать как собственные данные, так и информацию, полученную от налоговиков.

Учет машин с иностранными номерами сейчас более чем актуален. Ведь эксперты уже не раз отмечали, что найти такое авто и привлечь его владельца к ответственности, скажем, в случае ДТП, весьма проблематично. Подобная безнаказанность позволяет водителям – «невидимкам» вести себя на дорогах крайне нагло и в итоге они часто провоцируют тяжелые аварии.

В качестве примера можно привести недавнее резонансное ДТП в Киеве с участием BMW на иностранных номерах, в котором пострадали двое полицейских и случайный прохожий. Водителя машины- «призрака» так и не нашли.

Если бы у полиции была база данных всех авто с иностранными номерами, подобных сложностей бы не было, уверяют эксперты.

«В полиции все-таки намерены вести учет автомобилей на иностранной регистрации, но без их перерегистрации на украинские номерные знаки, как это было в начале 2000-х», – констатируют в Autoconsulting.

Напомним: тогда авто с иностранными номерами, пересекая границу Украины в режиме временного ввоза, обязано было пройти перерегистрацию и получить украинские номера. А после завершения срока пребывания, украинские номерные знаки сдавались обратно в МРЭО.

«Какой будет новая процедура учета авто в полиции – пока не понятно. Но раз в тексте закона появилось упоминание об информации, полученной от Государственной фискальной службы, то есть вероятность, что учет будет автоматически вестись при въезде на территорию Украины», отмечают в Autoconsulting.

В Украине поменялись правила техосмотра: детали

Где найти крайнего

Глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко рассказал, что предложенный депутатами законопроект, собственно, содержит не так много новаций. Многие прописанные в нем пункты уже и так формально действуют в нашей стране.

«К примеру, согласно постановлению Кабмина №1388 все авто на временной регистрации должны в течение 10 дней зарегистрироваться в сервисных центрах МВД и получить номера украинского образца.

А в статье 121 Админкодекса прямо указано, что эксплуатация незарегистрированного транспортного средства в Украине является незаконной. За это нарушение водителю грозит штраф, а, если поймают повторно – конфискация авто.

Но эти нормы на практике не выполняются», – констатирует Назаренко.

  • По его мнению, новый законопроект мог бы оказаться для рынка весьма полезным, но, опять -таки, если бы появились гарантии его выполнения.
  • Идею легализации авто с иностранными номерами, о которой не устают говорить в экспертном сообществе, Назаренко считает сложно выполнимой.
  • Особенно с учетом предложений, которые содержаться в уже поданных в ВР законопроектах (растаможка «в рассрочку»).

«Такие авто оформлены на литовские фирмы, и по документам не являются собственностью наших граждан. Как Украина может легализировать чужое имущество», – недоумевает эксперт.

Чтобы пройти процедуру получения прав собственности, украинским водителям придется оформить договор купли-продажи на «родине» авто, а это может оказаться проблематичным, ведь тогда фирме-продавцу нужно будет заплатить налоги.

«Вы представляете какие счета выставят фирме, на которой «висит» по 10 тыс. авто. Да и зачем ей платить, Свою выгоду – 1,4 тыс. евро с покупателя за постановку на учет – она уже давно получила», говорит Назаренко.

  1. Закон о легализации авто на иностранных номерах: Каким он должен быть
  2. Топ-9 законных оснований для остановки автомобиля полицейским
  3. Сейчас власти обсуждают еще один возможный вариант легализации авто на иностранных номерах: разрешить оформлять их на себя тем, у кого на руках документы на машину (техпаспорт).
  4. «Но в таком случае будут попытки оформить на себя угнанные авто из той же Прибалтики», не исключает Назаренко.

По информации Autoconsulting, новый законопроект, касающийся узаконивания авто- «иностранцев», сейчас разрабатывается Кабмином совместно с народными депутатами. Что в итоге в нем будет написано – пока неизвестно.

Между тем, безнаказанность способствует ажиотажному спросу на машины и иностранными номерами Число «литовцев» и «поляков», которые колесят по дорогам Украины с каждым днем растет, и ситуация будет лишь усугубляться, уверены эксперты.

Закон о легализации авто на иностранных номерах: Каким он должен быть

В течение нескольких месяцев парламент обещает решить проблему легализации авто на иностранной регистрации. В комитете ВР по вопросам налоговой и таможенной политики уверяют, что новый законопроект будет компромиссным и появится уже в ноябре. Об этом пишет Руслан Ткаченко, эксперт Парламентской экспертной группы по евроинтеграции.

Надо учесть правовые основы Евросоюза при решении этой сложной проблемы, как отмечено в соответствующем Указе Президента №146/2017. Но есть риск, что исправляя одни ошибки, парламентарии допустят другие, не менее системные.

Сложилась критическая ситуация: из-за пробелов в законодательстве в Украину завезено, по некоторым данным, около 1,5 млн нерастаможенных автомобилей. Полиция не имеет механизмов отслеживания законности их пребывания, а серые схемы ввоза работают достаточно эффективно.

Неконтролируемость этого процесса угрожает системе безопасности на дорогах.

Откладывать решение проблемы невозможно, потому что количество нелегальных иномарок растет в геометрической прогрессии – автовладельцы понимают, что просто конфисковать такую массу транспорта власть не сможет. И продолжают покупать дешевые «евробляхи», несмотря на предупреждения властных органов о штрафах и конфискации.

Какие правовые нормы нужно принять, чтобы прекратить нелегальный ввоз авто на еврономерах?

Казалось бы, законодательство Украины достаточно жестко ограничивает право импорта подержанных иномарок. Но полулегальные схемы процветают, потому что есть спрос и даже ажиотаж среди малоимущих украинцев.

Действующее законодательство предусматривает, что все автомобили, ввезенные резидентами, должны быть растаможены.

Импортировать разрешается только транспортные средства, соответствующие экологическим нормам не ниже Евро-5.

  • По сниженным ставкам акциза украинцам разрешено ввозить автомобили не старше семи лет, причем такие льготные ставки действуют, если завозится не более одного автомобиля в течение года, а продать его собственник сможет только через год, иначе льгота отменяется и придется доплатить налог.
  • В Верховной Раде зарегистрировано сразу несколько законопроектов, которые вносят изменения этих норм.
  • Со следующего года легальный импорт остановится?

Общественные активисты выступают за отмену нормы «Евро» для ввоза подержанных иномарок. И это как раз дельное требование, оно не диссонирует с правом ЕС.

В парламенте зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Про некоторые вопросы ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» относительно формирования цивилизованного рынка подержанных автомобилей» № 5561.

Им предлагается не применять требования экологических стандартов «Евро» для подержанного транспорта, только для нового. Для старых авто авторы новации вводят обязательный технический осмотр, но отменяют обязательную сертификацию.

Практика большинства государств-членов ЕС и исследования европейского рынка подержанных авто свидетельствует об отсутствии запрета на такой импорт (данные приводит Европейская комиссия).

Европейцы пытаются бороться с ввозом автомобилей с высокими уровнями выброса фискальными методами — ставки налогов на импорт/регистрации/использования увеличиваются в зависимости от количества вредных выбросов в атмосферу и/или от года выпуска автомобиля. Законопроект №5561 предлагает проводить обязательный технический осмотр автомобилей, которые ввозятся на территорию Украины, в том числе на соответствие требованиям к вредным выбросам.

Можно согласиться с авторами законопроекта в том, что введение экологических стандартов «Евро-5» с 1 января 2016 года способствовало значительному снижению количества легально импортированных подержанных легковых автомобилей в Украину.

Вместе с тем поступления в бюджет уменьшились, тогда как нелегальный импорт продолжает расти.

Частично оживило легальный рынок лишь временное введение пониженных ставок акцизов на подержанные автомобили до конца 2017 года (Закон 1389-VIII «О внесении изменений в подразделения 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка подержанных транспортных средств»).

С начала 2018 года есть риск фактического прекращения импорта подержанных легковых автомобилей, потому что в действие должен вступить стандарт «Евро-6». Легковые автомобили этого стандарта в Европе начали изготавливать в 2014 году.

Поэтому, без отмены положения о евростандарте для подержанных авто ситуация рискует еще больше обостриться – ведь большинство граждан ввозят самый дешевый сегмент иномарок, им просто не по карману купить Ауди или Фольксваген не старше трех лет.

Дельные уточнения предусматривают законопроекты «О внесении изменений в статью 2 Закона Украины «Про некоторые вопросы ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» (относительно усовершенствования норм Закона Украины)» № 5470, 5470-д. В частности, они отменяют положение о пропуске на территорию Украины только транспортных средств, которые отвечают экологическим нормам.

Согласно действующему законодательству, проверка авто на соблюдение экологических норм осуществляется дважды: на таможне и при проведении государственной регистрации.

Зато законопроекты №5470, 5470-д предлагают проводить такой контроль только во время госрегистрации, чтобы иметь возможность переоборудовать авто уже на территории Украины.

See also:  Законника ігоря петрика позбавили мантії через позапроцесуальні відносини зі стороною

Обе инициативы не противоречат праву ЕС и могут быть приняты, что позволит частично решить проблемы с растаможкой иномарок и снять социальное напряжение.

 Акцизы и искажения конкуренции

На сегодня еще действуют сниженные ставки акцизов на импорт подержанных авто, они позволяют удешевить растаможку на 30-40%. Но соответствующий закон (№1389-VIII, его условно называют «законом о снижении акциза») утратит силу с 2019 года.

Однако, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5562, которым предлагается продлить действие этих норм до 31 декабря 2020 года. Также законопроект предлагает снять ограничения на применение этих ставок (пока что разрешается по льготным акцизам пригнать из-за рубежа не более одного авто в течение года и продать его не раньше, чем через год).

  1. Если документ примут, по сниженным ставкам смогут также ввозить автомобили старше 2010 года выпуска.
  2. Вопрос акциза на авто, бывшие в использовании, не регламентируется на уровне законодательства ЕС.
  3. Следовательно, и этот проект закона не противоречит обязательствам Украины по Соглашению об ассоциации и праву ЕС – действие льготных акцизов на подержанные авто можно продолжить.
  4. Авторы инициативы считают, что такие послабления должны были бы уменьшить уровень тенизации рынка и способствовали бы сбалансированию таможенной политики.
  5. Что характерно, все три законопроекта создали бы равные условия для автовладельцев, как для тех, которые уже сейчас ввозят иномарки, так и для тех, которые только планируют это сделать.
  6. Звучат инициативы и иного характера – закрыть границу для подержанных авто по нелегальным схемам, позволить тем, кто уже ввез такие авто, растаможить их по льготным ставкам, а законодательство оставить таким, как есть.

Но при этом получим несколько новых проблем. Во-первых, уровень напряжения в обществе возрастет, ведь очень небольшая часть желающих может ввозить авто не старше 2014 года. Во-вторых, преференции лишь для определенной категории граждан, тем более нарушителей законодательства, искажают свободный рынок и конкуренцию, а это абсолютно не соответствует стандартам и принципам ЕС.

В любом случае, решать должен законодатель.

Запреты пишут, чтобы их нарушать…

Но точно имеем один из законопроектов, который не соответствует праву ЕС. И именно его поддерживают автовладельцы нелегальных иномарок. Это законопроект «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно урегулирования транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования)» №5567.

Авторы документа предлагают разрешить резидентам за небольшую плату ввозить подержанные авто и пользоваться ими без растаможки в течение года, после чего еще раз уплатить соответствующие ставки налогов и еще год ездить без проблем. Казалось бы, простой и понятный механизм.

Однако он не соответствует статье 162 Регламента ЕС № 450/2008, а также статье 250 Регламента ЕС № 952/2013, которыми режим временного ввоза товаров с возможным полным или частичным освобождением от пошлин предусмотрен только для нерезидента.

Этот же принцип закреплен и в Стамбульской конвенции о временном ввозе.

Стамбульской конвенцией указано, что для получения прав на льготы транспортные средства должны быть зарегистрированными на территории, которая не является территорией временного ввоза, на имя лица, которое зарегистрировано или постоянно проживает за пределами территории временного ввоза, и ввозиться и использоваться лицами, которые осуществляют свою деятельность по такой территории (статья 5, приложение С).

Другими словами, нет другого пути, чем растаможка авто на «евробляхах», которые фактически принадлежат гражданам Украины, а номинально — европейцам. И, конечно, все эти схемы оформления по несколько тысяч таких иномарок на одну фирму в Польше, Литве, очень легко прикрыть.

Но есть вопрос, что будет предложено в пику? Льготное растаможивание только уже ввезенных «евроблях»? Временное продление действия сниженных акцизных ставок и снятия ограничений на такой льготный импорт? Или компиляция нескольких законодательных инициатив? Пока что вопросов больше, чем ответов.

Понятно лишь то, что проблему надо решать комплексно, вырабатывая определенную стратегию в этой сфере с учетом опыта европейских стран. Иначе, изменяя законодательство в режиме «тушения пожара», будем получать новые правовые пробелы, новые-старые схемы.

Потому что есть колоссальный спрос и непомерные, по сравнению с европейскими, требования к автовладельцам. Именно это создает поиск новых, откровенно неправовых, антиевропейских путей для нелегального автоимпорта.

Впечатление такое, что запреты пишутся именно для того, чтобы их нарушать.

Закон о легализации авто на иностранных номерах: Каким он должен быть

В течение нескольких месяцев парламент обещает решить проблему легализации авто на иностранной регистрации. В комитете ВР по вопросам налоговой и таможенной политики уверяют, что новый законопроект будет компромиссным и появится уже в ноябре. Об этом пишет Руслан Ткаченко, эксперт Парламентской экспертной группы по евроинтеграции.

Надо учесть правовые основы Евросоюза при решении этой сложной проблемы, как отмечено в соответствующем Указе Президента №146/2017. Но есть риск, что исправляя одни ошибки, парламентарии допустят другие, не менее системные.

Вспомните новость: Еврономера уже не в моде: украинцы активно везут машины из других рынков

Сложилась критическая ситуация: из-за пробелов в законодательстве в Украину завезено, по некоторым данным, около 1,5 млн нерастаможенных автомобилей. Полиция не имеет механизмов отслеживания законности их пребывания, а серые схемы ввоза работают достаточно эффективно.

Неконтролируемость этого процесса угрожает системе безопасности на дорогах.

Откладывать решение проблемы невозможно, потому что количество нелегальных иномарок растет в геометрической прогрессии – автовладельцы понимают, что просто конфисковать такую массу транспорта власть не сможет. И продолжают покупать дешевые «евробляхи», несмотря на предупреждения властных органов о штрафах и конфискации.

Какие правовые нормы нужно принять, чтобы прекратить нелегальный ввоз авто на еврономерах?

Казалось бы, законодательство Украины достаточно жестко ограничивает право импорта подержанных иномарок. Но полулегальные схемы процветают, потому что есть спрос и даже ажиотаж среди малоимущих украинцев.

Действующее законодательство предусматривает, что все автомобили, ввезенные резидентами, должны быть растаможены.

Импортировать разрешается только транспортные средства, соответствующие экологическим нормам не ниже Евро-5.

  • По сниженным ставкам акциза украинцам разрешено ввозить автомобили не старше семи лет, причем такие льготные ставки действуют, если завозится не более одного автомобиля в течение года, а продать его собственник сможет только через год, иначе льгота отменяется и придется доплатить налог.
  • В Верховной Раде зарегистрировано сразу несколько законопроектов, которые вносят изменения этих норм.
  • Со следующего года легальный импорт остановится?

Общественные активисты выступают за отмену нормы «Евро» для ввоза подержанных иномарок. И это как раз дельное требование, оно не диссонирует с правом ЕС.

В парламенте зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Про некоторые вопросы ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» относительно формирования цивилизованного рынка подержанных автомобилей» № 5561.

Им предлагается не применять требования экологических стандартов «Евро» для подержанного транспорта, только для нового. Для старых авто авторы новации вводят обязательный технический осмотр, но отменяют обязательную сертификацию.

Практика большинства государств-членов ЕС и исследования европейского рынка подержанных авто свидетельствует об отсутствии запрета на такой импорт (данные приводит Европейская комиссия).

Згадайте новину: З 1 січня цього року ввіз в Україну автомобілів старше п’яти років заборонено законом

Европейцы пытаются бороться с ввозом автомобилей с высокими уровнями выброса фискальными методами — ставки налогов на импорт/регистрации/использования увеличиваются в зависимости от количества вредных выбросов в атмосферу и/или от года выпуска автомобиля. Законопроект №5561 предлагает проводить обязательный технический осмотр автомобилей, которые ввозятся на территорию Украины, в том числе на соответствие требованиям к вредным выбросам.

Можно согласиться с авторами законопроекта в том, что введение экологических стандартов «Евро-5» с 1 января 2016 года способствовало значительному снижению количества легально импортированных подержанных легковых автомобилей в Украину.

Вместе с тем поступления в бюджет уменьшились, тогда как нелегальный импорт продолжает расти.

Частично оживило легальный рынок лишь временное введение пониженных ставок акцизов на подержанные автомобили до конца 2017 года (Закон 1389-VIII «О внесении изменений в подразделения 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка подержанных транспортных средств»).

С начала 2018 года есть риск фактического прекращения импорта подержанных легковых автомобилей, потому что в действие должен вступить стандарт «Евро-6». Легковые автомобили этого стандарта в Европе начали изготавливать в 2014 году.

Поэтому, без отмены положения о евростандарте для подержанных авто ситуация рискует еще больше обостриться – ведь большинство граждан ввозят самый дешевый сегмент иномарок, им просто не по карману купить Ауди или Фольксваген не старше трех лет.

See also:  Нардепы ввели в закон понятие вора в законе и определила ответственность за преступные сходки - protocol

Дельные уточнения предусматривают законопроекты «О внесении изменений в статью 2 Закона Украины «Про некоторые вопросы ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» (относительно усовершенствования норм Закона Украины)» № 5470, 5470-д. В частности, они отменяют положение о пропуске на территорию Украины только транспортных средств, которые отвечают экологическим нормам.

  1. Согласно действующему законодательству, проверка авто на соблюдение экологических норм осуществляется дважды: на таможне и при проведении государственной регистрации.
  2. Зато законопроекты №5470, 5470-д предлагают проводить такой контроль только во время госрегистрации, чтобы иметь возможность переоборудовать авто уже на территории Украины.
  3. Обе инициативы не противоречат праву ЕС и могут быть приняты, что позволит частично решить проблемы с растаможкой иномарок и снять социальное напряжение.
  4. Акцизы и искажения конкуренции

На сегодня еще действуют сниженные ставки акцизов на импорт подержанных авто, они позволяют удешевить растаможку на 30-40%. Но соответствующий закон (№1389-VIII, его условно называют «законом о снижении акциза») утратит силу с 2019 года.

Однако, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5562, которым предлагается продлить действие этих норм до 31 декабря 2020 года. Также законопроект предлагает снять ограничения на применение этих ставок (пока что разрешается по льготным акцизам пригнать из-за рубежа не более одного авто в течение года и продать его не раньше, чем через год).

  • Если документ примут, по сниженным ставкам смогут также ввозить автомобили старше 2010 года выпуска.
  • Користутейсь консультацыэю: Нові правила реєстрацій транспортних засобів: експертне дослідження справжності ідентифікаційних номерів та реєстраційних документів
  • Вопрос акциза на авто, бывшие в использовании, не регламентируется на уровне законодательства ЕС.
  • Следовательно, и этот проект закона не противоречит обязательствам Украины по Соглашению об ассоциации и праву ЕС – действие льготных акцизов на подержанные авто можно продолжить.
  1. Авторы инициативы считают, что такие послабления должны были бы уменьшить уровень тенизации рынка и способствовали бы сбалансированию таможенной политики.
  2. Что характерно, все три законопроекта создали бы равные условия для автовладельцев, как для тех, которые уже сейчас ввозят иномарки, так и для тех, которые только планируют это сделать.
  3. Звучат инициативы и иного характера – закрыть границу для подержанных авто по нелегальным схемам, позволить тем, кто уже ввез такие авто, растаможить их по льготным ставкам, а законодательство оставить таким, как есть.

Но при этом получим несколько новых проблем. Во-первых, уровень напряжения в обществе возрастет, ведь очень небольшая часть желающих может ввозить авто не старше 2014 года. Во-вторых, преференции лишь для определенной категории граждан, тем более нарушителей законодательства, искажают свободный рынок и конкуренцию, а это абсолютно не соответствует стандартам и принципам ЕС.

В любом случае, решать должен законодатель.

Запреты пишут, чтобы их нарушать…

Но точно имеем один из законопроектов, который не соответствует праву ЕС. И именно его поддерживают автовладельцы нелегальных иномарок. Это законопроект «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно урегулирования транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования)» №5567.

Авторы документа предлагают разрешить резидентам за небольшую плату ввозить подержанные авто и пользоваться ими без растаможки в течение года, после чего еще раз уплатить соответствующие ставки налогов и еще год ездить без проблем. Казалось бы, простой и понятный механизм.

Однако он не соответствует статье 162 Регламента ЕС № 450/2008, а также статье 250 Регламента ЕС № 952/2013, которыми режим временного ввоза товаров с возможным полным или частичным освобождением от пошлин предусмотрен только для нерезидента.

Этот же принцип закреплен и в Стамбульской конвенции о временном ввозе.

Стамбульской конвенцией указано, что для получения прав на льготы транспортные средства должны быть зарегистрированными на территории, которая не является территорией временного ввоза, на имя лица, которое зарегистрировано или постоянно проживает за пределами территории временного ввоза, и ввозиться и использоваться лицами, которые осуществляют свою деятельность по такой территории (статья 5, приложение С).

Другими словами, нет другого пути, чем растаможка авто на «евробляхах», которые фактически принадлежат гражданам Украины, а номинально — европейцам. И, конечно, все эти схемы оформления по несколько тысяч таких иномарок на одну фирму в Польше, Литве, очень легко прикрыть.

Згадайте новину: Проти багатьох водіїв порушать кримінальні справи

Но есть вопрос, что будет предложено в пику? Льготное растаможивание только уже ввезенных «евроблях»? Временное продление действия сниженных акцизных ставок и снятия ограничений на такой льготный импорт? Или компиляция нескольких законодательных инициатив? Пока что вопросов больше, чем ответов.

Понятно лишь то, что проблему надо решать комплексно, вырабатывая определенную стратегию в этой сфере с учетом опыта европейских стран. Иначе, изменяя законодательство в режиме «тушения пожара», будем получать новые правовые пробелы, новые-старые схемы.

Потому что есть колоссальный спрос и непомерные, по сравнению с европейскими, требования к автовладельцам. Именно это создает поиск новых, откровенно неправовых, антиевропейских путей для нелегального автоимпорта.

Впечатление такое, что запреты пишутся именно для того, чтобы их нарушать.

Источник: espreso.tv

Водители машин с иностранными номерами скоро не смогут безнаказанно нарушать правила на российских дорогах. Новости. Первый канал

До сих пор многие были уверены: такие номера камеры не видят, а если и видят, то «письмо счастья» все равно не придет, ведь авто зарегистрировано в другой стране. Теперь все изменится.

ГИБДД уже проводит рейды. За год только в Москве задержали и отправили на спецстоянки две тысячи таких машин.

Владельцу одного из грузовиков вручили сразу 400 квитанций о штрафах на общую сумму больше миллиона рублей.

Она пролетает в тоннеле со скоростью 120 километров в час, не обращает внимания на знаки, разметку. Порой кажется, автомобилисты на машинах с зарубежной пропиской совсем без тормозов.

Центр организации дорожного движения. В этом зале обрабатывают нарушения, в том числе с участием авто с иностранными номерами.

Авто с номерами других государств долгое время были практически фантомами. То есть дорожные камеры видели их (за полтора года только в Москве зафиксировано почти два миллиона нарушений), но оплачены лишь 2% штрафов. Куда отправлять так называемые «письма счастья» — вопрос.

«Есть транспортные средства, которые заезжают с территории стран ЕврАзЭС, здесь стоит вопрос об информационном обмене с нашими коллегами. Есть вопрос ТС, которые заезжают с таможенной границы.

Не все данные о ТС с иностранными регистрационными знаками имеются в информационных системах, которыми пользуется госавтоинспекция», — отмечает начальник отделения Главного управления по обеспечению безопасности МВД РФ Дмитрий Лейбов.

Пользуются этим и на рынке авто. В интернете что ни объявление о продаже, то гипнотически низкая цена (машины с иностранными номерами, как правило, вдвое дешевле, чем с российскими) плюс обещания — от штрафов иммунитет.

На основании данных, полученных с камер, составляются черные списки. С ними автоинспекторы выезжают в рейды. Постановления о нарушении вручают лично в руки. Не оплатил в срок – в следующий раз остановить могут уже с нарядом полиции. И вплоть до ареста.

В это же время в России разрабатывают и целый механизм, как притормозить гонщиков. Такой уже есть, например, в соседней Белоруссии. Уже несколько лет камеры здесь видят не только номера, но и геолокацию. Данные о нарушителе высвечиваются на мониторах ближайшего пункта ГИБДД. Не оплатил — не выехал из страны.

«Не проскочишь, Беларусь практически полностью закрыта для выезда нарушителей. Основная трасса М1, на которой находится три пункта контрольной оплаты, со стороны выезда в РФ перекрыто одним постом, на Европу — второй пост, посередине, где мы находимся, в Столбцах — третий пост», — рассказывает начальник отдела по работе с нерезидентами ЗАО «Безопасные дороги Беларусь» Алексей Мезин.

До 2020 года в России должны принять комплекс мер по борьбе с такими нарушениями. И вот первые инициативы.

«С нашей стороны мы вносили предложения о том, что информацию на въезде должна собирать таможня, чтобы среди этой информации была также информация о страховании. В год у нас происходит до 10 тысяч ДТП с иностранцами», — говорит исполнительный директор бюро «Зеленая карта» Российского союза автостраховщиков Сергей Разуван.

Кроме того, многие водители могут стать пешеходами: если есть не оплаченные штрафы, авто планируют помещать на спецстоянку. Для граждан иностранных государств обязательным может стать закрытие границы, пока не погасят долг. Безнаказанно сверкнуть номерами теперь не выйдет, как и неправильно припарковаться.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*