Каким будет рынок земли: новый законопроект

В ноябре 2018 года правительство утвердило «дорожную карту» по совершенствованию правового регулирования земельных отношений на ближайшие два года.

Вслед за уточнением норм оборота земли в Белом доме рассчитывают установить прозрачные правила ее использования, в первую очередь это коснется земель сельхозназначения.

О том, чего ждать от нового этапа реформы и почему Градостроительный кодекс понятнее Земельного, “Ъ” рассказал глава департамента недвижимости Минэкономики Алексей Бутовецкий.

— Какова целевая модель земельных отношений?

— Структура земельного законодательства понятна, но земля — это уникальный объект, она выступает сразу в трех статусах. Это природный ресурс, средство производства в сельском и лесном хозяйстве и объект недвижимости.

Из-за этого всегда возникают конфликты. Экологи говорят: ничего не трогайте, надо оставить землю в первозданном виде. Аграрии и лесники говорят: ее надо использовать для выращивания сельхозпродукции или заготовки древесины.

Строителям не интересно ни то, ни другое, они хотят на ней строить.

Идущая в РФ реформа была ориентирована в первую очередь на гражданский оборот — и в этой части она практически завершена. Но хотя предмет земельного законодательства, как он определен в 3-й статье Земельного кодекса,— это использование и охрана земли, этим магистральным направлениям в нем практически не уделено внимания.

Появилась необходимость решить вопрос, как определять правовой режим земельного участка, как понять, что на нем можно делать, чтобы деятельность не нарушала правила охраны окружающей среды, интересы сельского и лесного хозяйства и давала возможность градостроительному развитию.

Это — главный вопрос современного развития земельного законодательства.

— Земельная реформа идет не первый год, и нынешний Земельный кодекс уже очень далеко ушел от редакции 2001 года. Что уже сделано и что еще предстоит?

— Усложнение законодательства — это общая тенденция, с течением времени стало все меньше простых, рамочных законов, каким был Земельный кодекс. Это не наше желание — его диктует судебная и правоприменительная практика, обращения граждан и юрлиц, необходимость решения реальных практических проблем, с которыми сталкиваются участники земельных правоотношений.

Каким будет рынок земли: новый законопроект

На первом этапе реформы в 2014 году были пересмотрены все нормы, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Это была традиционно коррупциогенная среда, где практически все было отдано на усмотрение чиновника: если он не хотел, чтобы человек получил землю, его можно было загонять до упада.

Люди бросали инвестпроекты либо использовали участки самовольно без оформления документов.

Закон 171-ФЗ от 23 июня 2014 года готовился семь лет, многие были отрицательно настроены в отношении такой реформы, было серьезное противодействие.

Видно было, что далеко не все заинтересованы в том, чтобы установить перечень документов для каждой процедуры, их сроки, закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении участка и административную ответственность за нарушения.

Закон получился огромным, почти 400 страниц — в Госдуме, в предпринимательском сообществе его называли чуть ли не новым Земельным кодексом. Тогда это была серьезная эмоциональная победа, стало понятно, что в этой сфере могут быть такие большие реформы.

Второй этап — 2015 год, реформа законодательства об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, 499-ФЗ. Тогда звучали опасения, что это делается в угоду каким-то непонятным компаниям, что частный бизнес будет инициировать эти изъятия.

Над этим законом активно работала специальная рабочая группа в Госдуме. Более полугода депутаты всячески отбивали попытки упростить процесс изъятия путем снижения гарантий прав собственности граждан и организаций.

В результате получился баланс публичных и частных интересов, вместо упрощения — прозрачность и понятные правила изъятия, в Земельном кодексе мы напрямую прописали, как рассчитывается возмещение при изъятии.

Конечно, люди все равно негативно оценивают такие действия государства, когда дело касается изъятия частной собственности — там и слезы, и под трактор некоторые могут кинуться,— но с точки зрения правового регулирования изъятия недвижимости в настоящее время у нас вопросов практически нет.

— В чем смысл отказа от земельных категорий и перехода к зонированию?

— Сейчас в Земельном кодексе у нас есть семь категорий земель: это земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли промышленности и иного специального назначения, земли лесного фонда, водного и земли запаса. В рамках каждой категории есть разрешенное использование.

И есть еще Градостроительный кодекс, он вообще ничего не говорит про категории, зато с точки зрения определения режима использования более понятен и прозрачен.

Мы видим карту муниципального образования с зонами жилой, коммерческой застройки или зонами сельхозиспользования, регламент, параметры разрешенного строительства, виды разрешенного использования. А Земельный кодекс с категориями непонятен: у категорий нет границ, они не ложатся ни на какую карту, это просто такой механизм.

Зато их нужно менять. Правительство постоянно, чуть ли не раз в неделю выпускает распоряжение о переводе участка, находящегося в федеральной собственности. К примеру, недавно мы согласовывали перевод земельного участка площадью 8 кв. м из категории земель сельхозназначения для размещения наземного элемента подземного газопровода.

При этом все градостроительные решения уж давно приняты, все газопроводы везде отражены, градостроительные документы есть, вся страна покрыта документами территориального планирования и документами зонирования.

Каким будет рынок земли: новый законопроект

Получается, что категории — это искусственный барьер, тормоз в развитии земельного законодательства, о чем говорит и бизнес.

В 2012 году было поручение президента: принять закон о переходе от категорий земель к территориальному зонированию, обратив особое внимание на защиту сельхозугодий и иных особо ценных земель.

Проблема в том, что сейчас градостроительное регулирование, а конкретно градостроительный регламент, который должен определять правовой режим земельного участка, не распространяется на сельхозугодья, на лесной фонд. Там должно быть что-то свое — но этого нет.

— Прежние попытки реализовать это поручение не увенчались успехом…

— Когда правительство в 2014 году заходило с этой инициативой в Госдуму, там разгорелся спор, что мы потеряем земли сельхозназначения и земли особо охраняемых природных территорий, потому что их границы не определены.

Аграрии и экологи выступили против.

Хотя тот законопроект именно это и предусматривал: все работы по определению границ должны были быть завершены к 1 января 2025 года, с учетом возможностей бюджета, после чего категории должны были быть отменены и вступало в силу зонирование.

— Зачем?

— Самый важный момент — все должно быть на одной карте и в одном масштабе, чтобы не было задвоенности. У всех министерств свои задачи, каждое использует свой информационный ресурс.

Есть государственный лесной реестр, есть единый государственный реестр недвижимости — они развивались параллельно.

Правительство Московской области — как первопроходец — попробовало их совместить, что в конечном счете привело к необходимости лесной амнистии…

Нужно в переходных положениях написать, что куда попадает при зонировании: садоводство, культурные объекты, лесное хозяйство, сельскохозяйственные земли и т. д., чтобы не оставалось белых пятен.

Нужно будет посмотреть: если орган местного самоуправления включил, например, мелиорированную пашню не в зону сельхозугодий, а в зону жилой застройки — он должен будет ее перезонировать и пашню включить в сельскохозяйственную зону.

Важно, что этот закон заставит всех сказать правду: если у вас по документам пашня, а там давно растут березы или дымит завод, то ее в зону сельхозиспользования включать не нужно. Нужно провести полевые работы на территории и реально оценить: экономически, с природоохранной точки зрения что там происходит.

— Как будет работать этот механизм?

— Очень просто: 98% правил землепользования и застройки, те самые документы зонирования, уже утверждены по всей стране. Если закон будет принят, муниципалитет должен будет сравнить его и свою карту — правильно ли они зонировали территорию — и внести соответствующие изменения.

— За свой счет?

— Когда этот вопрос возник в 2014 году, рассматривалась возможность выделения средств из федерального бюджета и муниципальным образованиям, и субъектам, чтобы сделать все в предусмотренные сроки.

Сейчас это вопрос местного значения: правила землепользования и застройки разрабатываются и утверждаются за счет местного бюджета либо субъектами РФ на основе перераспределение полномочий. Ясно, что муниципалитеты не справятся с этой работой в финансовом плане, поэтому федеральные средства понадобятся. Первоначально речь шла о 10,5 млрд руб.

, теперь нужно заново посчитать, сколько потребуется. Сейчас этот вопрос прорабатывается, когда дело дойдет до внесения законопроекта в правительство, финансовая часть будет согласовываться с Минфином.

— Сами полевые работы будут проводить муниципалитеты?

— В зависимости от того, каких зон это касается. Все вопросы территориального зонирования — это полномочия муниципалитета. Вопросы планирования и использования земель сельхозназначения — это полномочия субъектов.

По мнению Минсельхоза и по мнению субъектов, муниципалитетам не стоит отдавать эти полномочия, должен быть какой-то контроль. А земли лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности — это тема Рослесхоза.

Сейчас границы лесничеств и лесопарков не внесены в полном объеме в ЕГРН, когда это будет сделано, проблема уйдет сама собой — лесничества станут зоной лесного использования.

Если закон будет реализован так, как сейчас предполагается, то после 1 января 2025 года будет не то чтобы красивая картинка, она будет правдивая: станет понятно, как сейчас используются территории. Границы территориальных зон со всеми видами разрешенного использования попадут в ЕГРН, здесь наведется порядок.

— Какие еще изменения планируются в земельном законодательстве?

Каким будет рынок земли: новый законопроект

— Есть еще проблема с правовым режимом земель сельхозназначения: мы до сих пор не знаем, как юридически «превратить» пашню в сенокос. Мы подготовили новый законопроект о землеустройстве, который ответит на эти вопросы, поскольку землеустройство в нынешнем виде — не очень жизнеспособный институт. Эти законодательные инициативы будут идти параллельно.

Еще один законопроект уже принят в первом чтении в октябре, сейчас готовим к нему поправки.

Он касается видов разрешенного использования: кто и как может их менять в рамках градостроительного регламента, куда обращаться, можно ли использовать участок независимо от вида разрешенного использования.

Эти три инициативы: по видам разрешенного использования, по отмене категорий и по землеустройству — должны будут завершить земельную реформу в том, что касается разрешенного использования.

— Что мы увидим, проснувшись 1 января 2025 года?

— Прозрачную картину: отсутствие категорий земель, карты территориального зонирования на территории каждого муниципалитета, в каждой зоне — перечень видов разрешенного использования, причем основанный на том, что реально есть на земле.

Мы получим карту зонирования, где для каждой зоны установлен правовой режим земельных участков, и понимание, как его определять.

Все сведения будут внесены в ЕГРН, и любой человек сможет через публичную кадастровую карту или выписку запросить из него информацию.

  • — То есть весь массив земель РФ к 2025 году будет описан и занесен в ЕГРН?
  • — Надеемся, что так.
  • — А какая доля учтена сейчас?
See also:  Внесудебное урегулирование ипотечных споров осложняет толкование норм закона

— Сейчас в ЕГРН содержатся сведения о 60 млн земельных участков, из них 47% — без точных границ.

При этом государство не знает, сколько их туда не внесено: документы о правах на землю выдавались с 1922 года, их множество разных видов — «розовые», «голубые» свидетельства, у нас их по цветам принято различать.

Бумажные свидетельства, выданные после вступления в силу закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 1997 года, особой ценности не представляют — эти права подтверждаются записью в реестре, а вот утрата «розового» свидетельства может быть очень болезненна. Поэтому мы призываем всех граждан: придите и внесите сведения в ЕГРН, уточните границы своих земельных участков. К счастью, они сами постепенно приходят к пониманию, что это нужно сделать, и реестр каждый день пополняется.

— Реально завершить это в установленные сроки?

— По новой «дорожной карте», которую в ноябре утвердил премьер-министр, закон об отмене категорий должен быть внесен в Госдуму в июне 2019 года.

Если он будет принят в 2020 году, то у нас останется пять лет на всю эту работу, это вполне реальный срок. Что нельзя сделать к 2025 году — это обеспечить, чтобы все прибежали со своими документами и внесли сведения в ЕГРН.

У нас заявительный порядок регистрации, вы сами решаете, когда это сделать. Скорее всего, 100% сведений там не будет.

— Отразится ли реформа на собираемости земельного налога?

— Земельный налог никак не привязан к категориям, Налоговый кодекс ориентируется только на виды разрешенного использования при определении ставки, а утверждают ее органы местного самоуправления.

Если говорить о собираемости налога, то большее влияние будет иметь другой законопроект, который касается кадастровой стоимости. Президент сказал, что кадастровая стоимость не может быть выше рыночной — речь идет о том, чтобы эта база также стала более правдивой.

Мы предлагаем установить напрямую в законе перечень критериев, которые должны использоваться при кадастровой оценке.

— А какова судьба законопроекта о едином объекте недвижимости?

— Он внесен в правительство. При доработке из него были исключены нормы, которые позволяют объединить земельный участок с иными объектами, но создать единый объект из нескольких зданий и сооружений будет проще. Это институт достаточно молодой, надо оптимизировать процедуру создания единых объектов, может быть, потом придется вернуться к этому вопросу, чтобы и земельный участок туда попадал.

Интервью подготовила Надежда Краснушкина

Не пользуешься — отдай государству. Что новая земельная реформа нам готовит?

В России больше нет дачников. Есть садоводы и огородники. Так предписала последняя земельная реформа. За ней может прийти вторая. В правительстве уже поговаривают об очередных изменениях в законодательстве. Неиспользуемые земельные паи признают бесхозными и отдадут муниципалитетам, а категории земель упразднят.   

Не пользуешься? Отдай государству

В 90-е годы жителям сёл выдавали паи, но многие ими до сих пор не воспользовались. Росреестр таких собственников называет «молчаливые дольщики». Проблема невостребованных земель не решается почти 25 лет. Но, возможно, скоро всё изменится, и земли, которыми никто не пользовался, станут государственными.

Каким будет рынок земли: новый законопроектНеиспользуемые земли c молчаливым хозяином станут муниципальными. zen. yandex.ru

Вице-премьер (в прошлом глава Росреестра) Виктория Абрамченко говорит об этом так:

В России таковых земельных участков осталось около 17 млн гектаров. Это земли, у которых есть титульный владелец, но он за четверть века не распорядился своей долей

Власти предлагают до 1 января 2025 года дать возможность собственникам или наследникам зарегистрировать право собственности. Если же желающих не будет, то землю отдадут муниципальной власти, признав бесхозной. Администрация же сможет сдавать её в аренду сельхозпроизводителям.

Вместо категорий — зоны

Сейчас все земли делятся на категории: сельскохозяйственного назначения, населённых пунктов, лесного, водного фонда и т. д. Однако такой подход к разделению земель потерял смысл. Разрешение на строительство определяется не категорией, а видом использования. Правила землепользования устанавливают местные власти.

Из-за этого получается, что на земле лесного фонда можно добывать полезные ископаемые, а на земле под сельскохозяйственное назначение строить дома.

Каким будет рынок земли: новый законопроектДеление на категории больше не работает. yandex. uz

Чтобы урегулировать этот пробел, власти предлагают разделить земли на 18 зон: жилая, общественно-деловая, природоохранная и т. п.

Для каждой зоны будут установлены виды разрешённого использования. Например, на землях жилых зон можно будет размещать только дома (индивидуальные или многоквартирные).

Цель изменений — защитить земли сельскохозяйственного назначения от застройки.

Пока законопроект находится в самом начале пути, его проверяет антикоррупционная служба. Но авторы предполагают, что новые правила вступят в силу с 1 января 2025 года.

Предложение разделить земли на зоны, отказавшись от категорий, выносится на рассмотрение уже в третий раз. Посмотрим, одобрят ли его сейчас, после кардинальной переработки.

Власти предложат новую земельную реформу :: Бизнес :: РБК

Какие проблемы способен решить фонд

Если целью фонда станет вовлечение земель сельхозназначения в оборот, то это поможет решить проблему неиспользуемых земель, уверена директор департамента стратегического маркетинга компании «Евроэксперт» Евгения Шалихманова.

По ее мнению, федеральный центр, вероятно, не планирует владеть этими землями бессрочно.

Цель фонда — сгруппировать, сконцентрировать их у одного собственника для облегчения дальнейшей продажи тем, кто действительно может и будет эту землю использовать.

Одной из главных проблем для инвестора, заинтересованного в развитии аграрного бизнеса, является поиск подходящего участка.

«Чаще всего на вопрос: «Почему вы выбрали именно этот регион для реализации инвестпроекта?» — его инициаторы отвечают: «Потому что тут была земля и удалось договориться с местными властями».

Если у инициаторов проектов будет одна точка входа, это может оказаться удобным», — поясняет Шалихманова, сделав оговорку, что потенциальную коррупцию, связанную с распределением сельхозугодий, также проще контролировать в одной точке.

Если сельхозземли будут собраны в единый фонд, это может усложнить их перевод под другие виды использования, например под жилую и коммерческую застройку, считает юрист Национальной юридической службы «Амулекс» Андрей Еремин. Включение в государственный фонд станет препятствием для изъятия плодородных, имеющих высокую кадастровую стоимость и развитую инфраструктуру, сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного оборота», — поясняет он.

Еще одна задача, которую может решить фонд, — эффективное распределение субсидий. Большая часть территории России относится к зоне рискованного земледелия, напоминает Еремин. В связи с этим государство предоставляет субсидии сельхозпроизводителям.

«Создание единой базы, введение нормы плодородия и паспорта для каждого сельскохозяйственного участка позволит направлять государственные сельскохозяйственные субсидии туда, где они действительно необходимы.

В итоге создание фонда сельхозземель позволит продвинуться в решении проблемы продовольственной безопасности», — считает эксперт.

Каким будет рынок земли: новый законопроект

Как отнеслись к идее агрохолдинги

Агрохолдинги часто берут сельскохозяйственную землю в аренду у государства, напоминает гендиректор «Русагро» Максим Басов. В 2018 году «Русагро», по версии консалтинговой компании BEFL, занимала третье место в России по размеру земельного банка — 650 тыс.

га с учетом участков, как принадлежащих компании на праве собственности, так и арендованных. По словам Басова, холдинг арендует около 40% земли, но арендованной именно у государства не очень много.

Региональные власти знают местных сельхозпроизводителей, и поэтому им проще найти арендатора, но контролировать одну структуру будет легче, считает Басов.

Крупнейшим владельцем сельхозземли в 2018 году был агрохолдинг «Мираторг», который, по версии BEFL, контролировал 1 млн га, оттеснив на второе место прежнего лидера — «Продимекс» Игоря Худокормова (865 тыс. га). Президент «Мираторга» Виктор Линник отказался от комментариев. РБК направил запрос в «Продимекс».

Борьба с неиспользованием земель по назначению

Правительство за последний год приступило к разработке нескольких законопроектов, которые упростят изъятие бесхозных земель и сельхозземель, не используемых по назначению.

В июне стало известно, что вице-премьер Алексей Гордеев поручил рассмотреть вопрос о введении нормы плодородия и паспорта для каждого сельскохозяйственного участка.

С идеей усилить контроль государства за состоянием земель сельхозназначения и плодородием почв выступила «Опора России».

Минувшим летом Минэкономразвития также разработало два законопроекта, в которых прописан механизм изъятия частных земельных участков, если их собственники не соблюдают нормы пожарной безопасности при их эксплуатации.

В законопроекте не были прописаны конкретные нарушения, за которые можно изъять участок.

Однако в сводном отчете авторы документа привели примеры нарушений — «сжигание пожнивных остатков, зарастание земельного участка сорной растительностью, накопление бытовых отходов».

Авторы: Надежда Федорова, Юлия Старостина, Елена Сухорукова

Названы плюсы и минусы нового законопроекта о рынке земли

Об этом написал доктор философии, доцент департамента экономики Университета Де-Монфорт, старший советник по вопросам управления земельными ресурсами проекта Prindex, США – Великобритания Денис Низалов в колонке на ЭП.

Наиболее позитивным изменением Низалов назвал кредитование под залог земли. Так, банкам предлагается разрешить приобретать землю в собственность исключительно в случае взимания предмета залога за невозвращенные кредиты.

“[Это изменение] фактически открывает доступ к банковскому кредитованию как для операций по купле-продаже земельных участков, так и аграрному сектору в целом. Особенно важной это изменение является для малых и средних производителей, для которых земельные участки являются едва ли не единственным активом для использования в качестве залога”, – считает эксперт.

  • Также доступ к финансированию увеличивает конкуренцию, обеспечивает равные условия на рынке земель и увеличивает стоимость земли как актива и благосостояние владельцев паев.
  • Вторым позитивным изменением является урегулирование технических основ обращения.
  • “К этой группе относится целый ряд поправок, которые определяют основания для регистрации или отказа в регистрации прав на землю, обмена информацией между реестрами и другие условия для технической реализации оборота земель в соответствии с предложенными норм и ограничений”, – говорится в колонке.
  • Также доктор философии назвал “плюсом” ограничение максимальной площади.

“Потенциально эта норма может замедлить процесс концентрации земель теми, кто имеет неограниченный доступ к финансовым ресурсам. Хотя ничто не будет мешать обходить эту норму через подставных лиц. Именно поэтому в предыдущих дискуссиях модели рынка обсуждались значительно меньшие размеры максимальной площади”, – считает Низалов.

Он отмечает, что ограничения по площади земель в собственности напрямую не влияют на объемы земель в аренде и модели ведения агробизнеса, сложившихся в условиях моратория.

Еще одно улучшение – минимальная цена. Пункт 22 Переходных положений устанавливает до 2030 года минимальную цену на уровне нормативно-денежной оценки.

“В условиях отсутствия прозрачной рыночной цены, эта норма будет защищать владельцев и местные бюджеты на этапе открытия рынка от искусственного занижения цены. Но в условиях обращения преимущественных прав выкупа земель эта минимальная цена фактически и станет единой цене на рынке”, – считает эксперт.

Главными негативными изменениями являются:

Оборот преимущественного права. Закон “Об аренде земли” предоставляет преимущественное право арендаторам. Таким образом, в случае, когда владелец пая пожелает продать пай, а арендатор не может или не хочет этот пай приобрести, то арендатор найдет другое заинтересованное лицо, которое пожелает приобрести право на такой участок.

“То есть реальным продавцом будет выступать не владелец, а арендатор земли. Покупателями в таких случаях, скорее всего, окажутся спекулятивные инвесторы или подставные лица. Учитывая, что оборот преимущественных прав ничем не урегулирован, то арендатор сможет продать такое право хоть миллион раз. Указанная норма содержит еще несколько рисков”, – написал Низалов.

See also:  Конкурс з єдиним учасником є законним - дніпроенерго

Отказ обнародования информации о ценах на рынке земли. Депутаты предложили отказаться от обязательной регистрации цен купли-продажи земель и обнародования информации об уровне цен.

“С чем связано такое свертывание прозрачности земельной реформы? Единственное объяснение – это попытка скрыть сделки с оборотом преимущественного права”, – считает эксперт.

Предотвращение монополизации рынка земли. Депутаты отказались ограничивать максимальное количество земель в собственности на местном уровне до 35% территории местных общин.

Таким образом, отдельные владельцы могут скупить до 10000 га и монопольно контролировать рынки земли отдельных ОТГ, влиять на других владельцев, арендаторов и органы местного самоуправления.

“Это означает, что в случае монополизации, действующие владельцы и местные бюджеты испытывают существенные потери, а в Украине окончательно сформируется класс земельных баронов”, – говорится в колонке.

Ограничения по участию иностранцев до референдума. “Это ограничение является абсолютно обоснованным на стадии формирования рынка. Отрицательным является жесткое ограничение об отмене этого условия через референдум. Такое требование станет преградой в привлечении дополнительных инвестиций в отрасль и замедлит экономический рост”, – отметил Низалов.

Напомним, продать или найти новую или б/у технику вы можете в нашем разделе «Продажа техники».

А чтобы ничего не пропустить – подписывайтесь на наш канал в Telegram, Instagram, и

Как будет работать рынок земли. 10 положений нового законопроекта

Депутатский законопроект о свободном рынке земли зарегистрирован в парламенте

На сайте Верховной Рады появился текст законопроекта “О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений” N2194. LIGA.net выбрала10 основных его положений.

1. Полномочия местных властей

Государственные земли вне населенных пунктов передаются в коммуниальную собственность местной власти. При этом границы местных общин устанавливаются в Госземкадастре. Местные власти могут определять целевое назначение, а также планировку земель за пределами населенных пунктов, но в пределах общины. Местные власти также будут следить за использованием и охраной земель. 

Планируется создание центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере кадастровой деятельности и геопространственных данных. Этот же орган будет контролировать соблюдение природоохранного законодательства.

Целевое назначение особо ценных земель, находящихся в собственности государства, Верховная Рада согласовывать не будет. Также у парламента не будет полномочий по согласованию изъятий земельных участков для размещения и обслуживания зданий и сооружений дипломатических представительств

3. Земельная дерегуляция 

Депутаты также предлагают отменить институты государственной экспертизы землеустроительной документации и агрохимической паспортизации земель.

На законодательном уровне предлагается установить правило, согласно которому изменение целевого назначения указанных земельных участков не влияет на особый режим использования территорий в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также земель, на которых расположены памятники культурного наследия.

Также депутаты отменяют согласование с Кабинетом Министров Украины продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности иностранным юридическим лицам.

Депутаты также предлагают отменить отдельную процедуру выдачи специальных разрешений на снятие и перенесение грунтового покрова земельных участков как документов разрешительного характера. Зато вводится общее правило по определению требований по сохранению поверхностного (плодородного) слоя.

Предлагается также отменить отдельную процедуру переднего согласования материалов места расположения объекта, который предполагается разместить на земельном участке, ведь она повторяет и дублирует планировочные решения по пространственной композиции и параметров застройки, которые определяются в градостроительной документации.

4. Зеленый свет иностранцам

Предлагается также исключить из Земельного кодекса Украины нормы, ограничивающие возможность иностранцев и иностранных юридических лиц приобретать свободные от застройки земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов.

5. Культурное наследие будут охранять

Планируется установить правило, по которому особый охранный статус земель, на которых расположены объекты культурного наследия или объекты или территории природно-заповедного фонда, распространяются на земли любого целевого назначения.

6. Доверяй, но проверяй

Парламентарии решили вести проверку документации по землеустройству и оценке земель требованиям законам по принципу “одного касания” и “молчаливого согласия”, где эта публичная проверка должна сочетаться с контролем топологической связности и отсутствии наложения границ, для чего целесообразно изъять из законодательства требования по лишних видов согласований документации (кроме случаев установления и изменения границ административно-территориальных единиц) и отменить государственную экспертизу документации по землеустройству. 

Также хотят ввести добровольный независимый контроль качества работ по землеустройству из-за возможности ее рецензирование сертифицированными инженерами-землеустроителями со стажем практической работы не менее двух лет, не принимали участие в составлении этой документации, а также экспертными советами саморегулируемых организаций в сфере землеустройства, в случаях, когда ранее предусматривалась обязательная государственная экспертиза.

7. Во избежание конфликтов

Депутаты намерены запретитьисполнителям работ по землеустройствусоставлять документацию по землеустройству в случае, если: объектом землеустройства являются земельные участки, принадлежащие исполнителю работ по землеустройству или лицам, работающим в его составе; лица, работающие в составе исполнителя работ по землеустройству имеют родственные связи с заказчиком работ по землеустройству или юридическому лицу, руководство которой имеет родственные связи с заказчиком; объектом землеустройства являются земельные участки, принадлежащие учредителям или участникам исполнителя работ по землеустройству; заказчиком работ по землеустройству является учредитель или участник исполнителя работ по землеустройству.

Также планируется удалить из состава всех видов землеустроительной документации те составляющие, которые не разрабатываются инженером-землеустроителем лично. В то же время, устанавливаются детализированные требования к содержанию текстовой и графической частей любой документации по землеустройству.

Депутаты обещают гарантировать разработчикам документации по землеустройству право получать необходимые документы для проведения землеустройства, которые находятся у заказчика или и у третьих лиц, возможность пользоваться сведениями государственных, отраслевых и ведомственных кадастров (реестров), право беспрепятственного доступа к объектам землеустройства и тому подобное.

Также в законопроекте есть норма о введении  обязательного страхования ответственности исполнителей работ перед заказчиками и третьими лицами за последствия неосторожности, недосмотра и профессиональных ошибок, допущенных при составление документации по землеустройству или выполнении топографо-геодезических работ.

8. Границ раздора не будет

Во избежание злоупотреблений при “поставке межевых знаков установленного образца”, которые имели место в 2010 году, установить общее правило по которому способ закрепления границ между земельными участками при осуществлении землеустройства должен определяться с согласия владельцев этих земельных участков, а затраты на установку смежных границ несут владельцы земельных участков в равных частях, если иное не установлено соглашением между ними.

9. Земельная цифровизация и публичность

Депутаты выступают также за то, чтоб обеспечить уход от бумажной технологии составления документации по землеустройству и технической документации по оценке земель. Предусмотрено, что документация по землеустройству и техническая документация по оценке земель должна разрабатываться исключительно в электронном виде и заверяться электронной цифровой подписью разработчика.

Планируется также введение правовых гарантий полной открытости и доступности документации по землеустройству, публичности ее рассмотрения, в том числе предельно упрощается доступ граждан, органов власти, разработчиков документации по землеустройству в Государственный фонд документации по землеустройству и оценке земель, при безусловном соблюдении законодательства о защите персональных данных.

10. Образование прежде всего

Депутаты также намерены либерализовать требования к профессиональной подготовке и кадровому обеспечению в сфере землеустройства путем расширения роли саморегулируемых организаций в вопросах профессиональной аттестации и управления рисками профессиональной деятельности (в том числе широкое представительство в квалификационной комиссии и осуществления коллективного страхования ответственности своих членов). Сертификацию исполнителей топографо-геодезических работ при сохранении требований о наличии специального образования и введении страхования профессиональной ответственности предложено отменить.

Рынок земли. Что изменили в законопроекте ко второму чтению

В законопроект о земельной реформе ко второму чтению внесли ряд изменений. Об этом сообщил в фейсбуке советник премьер-министра по экономическим вопросам Алексей Мушак.

radiotrek.rv.ua

Основные изменения в проекте закона:

  • будет уменьшена концентрация земель в одних руках;
  • введен налог на перепродажу земли;
  • будет запрещено покупать землю иностранцам до решения референдума.

«Земельная реформа. Финальная версия. Статус на утро понедельника», — написал Мушак и детально рассказал, что изменили в законопроекте.

  • Иностранцев не допустят к будущему рынку ни в каком формате. Под это ограничение попадают все крупнейшие агрохолдинги. Они также не смогут купить землю, поскольку, несмотря на бенефициаров украинцев, имеют иностранных акционеров. Этот запрет будет действовать до референдума.

Рынок земли: стоит ли бояться иностранных инвесторов

  • Концентрацию земли с 200 тыс. га в одних руках существенно уменьшат. Варианты от 5 до 50 тыс. га. Последняя цифра пока имеет больше шансов на поддержку. Но окончательного решения еще не принято.

 Открытие рынка земли: разбор главных мифов

  • Перепродажу земли в первые годы после открытия рынка земли ограничат дополнительными налогами. Это должно исключить спекулятивные операции.
  • Поддержку аграриев направят в основном на удешевление кредитной ставки до 5%. Учитывая прогнозируемые снижение учетной ставки до 10%, это означает, что 4 млрд. грн на 4 квартал 2020 г. хватит с головой. Будет даже другая проблема. Фермеры не смогут обработать полный объем этой поддержки.

Ранее сообщалось

  • Ранее министр экономики Тимофей Милованов заявил, что земельную реформу надо внедрять как можно раньше, ведь снятие моратория на продажу может принести бюджету около 9 миллиардов гривен за 3 месяца.
  • 23 сентября МЭРТ обнародовало проект закона о рынке земли для общественного обсуждения.
  • 13 ноября Рада приняла за основу законопроект относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения. (№2178-10). Его поддержали 240 народных депутатов.
  • Верховная Рада планирует рассмотреть во втором чтении законопроект о рынке земли с 17 по 20 декабря.

 Рынок земли.

Как будут продавать и покупать сельхозземли в Украине

  • Согласно закону концентрация земли в собственности определена на уровне 35% ОТГ, 8% области и 0,5% страны.
  • Ранее Зеленский заявлял, что уже в этом году в Украине будет проведена земельная реформа, которая позволит создать рынок земли в 2020 году в 40 миллионов гектаров.
  • Закон о продлении моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения в Украине продлен до 1 января 2020 года.

Окончательная редакция законопроекта о рынке земли: что изменилось

Законопроект об обороте земель сельхозназначения №2278-10 с правками ко второму чтению был опубликован на сайте Верховной Рады.

Об этом свидетельствует сравнительная таблица, опубликованная на сайте ведомства.

Лимит гектаров в собственности одного гражданина установлен на уровне 10 тысяч гектаров (снижена с 210 тыс. га). Такой же лимит определен и для юридических лиц.

Согласно правкам, приобретать право собственности на земельные участки с/х назначения могут:

  • юридические лица Украины, созданные и зарегистрированные по законодательству Украины, участниками (акционерами, членами) которых являются только граждане Украины и государство и/или территориальные общины;

Право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения может также приобретаться банками и кредитными учреждениями в порядке обращения взыскания на них как предмет залога. Земельные участки должны быть отчуждены банками и кредитными учреждениями на торгах в течение 2 лет со дня приобретения права собственности.

  • Запуск рынка земли: украинцам дали совет, как заработать
  • Иностранцы, лица без гражданства и юрлица смогут приобретать право собственности на землю только при условии одобрения соответствующего решения на референдуме.
  • При любых условиях, в том числе в случае одобрения на референдуме решения, запрещается право собственности на земельные участки:
  • юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами которых являются лица, которые не являются гражданами Украины, – на земли государственной и коммунальной собственности, земли, выделенные на местности владельцам земельных долей (паев), и земли, расположенные ближе 50 км от границы Украины;
  • юрлицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами которых являются граждане государства, признанного Украиной государством-агрессором или государством-оккупантом;
  • лицами, принадлежащими или принадлежавшими к террористическим организациям;
  • юрлицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарами которых являются иностранные государства,
  • юрлицами, где невозможно установить бенефициарного собственника (контроллера);
  • юрлицами, бенефициарные собственники (контролеры) которых зарегистрированы в оффшорных зонах;
  • физическими и юридическими лицами, в отношении которых применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции), а также связанными с ними лицами;
  • юрлицами, которые зарегистрированы в государствах, которые не сотрудничают в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.
See also:  Крымский вакуум или полуостров с полузаконами

Справка Finance.uа:

  • 25 сентября 2019 Кабмин инициировал проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения».
  • Исследование Landlord определило средние цены на сельскохозяйственные земли по Украине – самыми дорогими будут земли в Центральном и Западном регионах Украины.

Что ждет дачников в 2020 году: пять важных изменений в законе

Судя по опыту предыдущих лет, можно с уверенностью заявлять, что для дачников появилась еще одна примета: наступает новый год — значит, жди очередных изменений в законах.

Вот и 2020-й — еще не вступил в свои права, как уже приготовил несколько «подарков» для дачников (хотя правильнее сейчас говорить «садоводов»). Разберем, какие нововведения их ожидают.

  • 1. Лицензия на воду
  • Слухи о том, что с 2020 года для дачников введут «налог на воду», хоть большей частью и пусты, но все же не лишены доли правды.
  • Дело в том, что новый «дачный» закон, который вступил в силу в этом году, установил отсрочку на введение обязательного лицензирования водопользования садоводческими товариществами.

В текущем году СНТ не обязаны оформлять лицензию на скважину, а лишь вправо это сделать — причем, без уплаты госпошлины. А вот с 2020 года лицензия станет не только обязательной, но и платной (7,5 тысяч рублей). За нарушение грозит штраф (до 1 млн рублей).

Что же касается отдельных дачников, у которых есть своя скважина на участке, то вряд ли им стоит опасаться:

– лицензия требуется, если скважина используется не только для личных нужд, за сутки добывает более 100 м3 воды и при этом затрагивает центральный водоносный горизонт.

2. Платить за землю меньше

Вступают в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ: земли общего назначения СНТ будут облагаться налогом по сниженной ставке (0,3% вместо 1,5% от кадастровой стоимости).

Это устранит существующую несправедливость: за свои участки садоводы платят 0,3%, а за стоянки, проезды, общие площадки и пр. общие участки — в 5 раз больше.

Кроме того, для целей налогообложения все участки, у которых вид разрешенного использования указан «для дачного хозяйства» или «для дачного строительства», приравниваются к садовым участкам. Значит, для них также действует льготная ставка налога 0,3%.

  1. Напомню также, что с этого года взносы дачников-индивидуалов (которые не вступили в СНТ, но владеют участком на его территории) освободили от налога на прибыль.
  2. Это значит, что с них теперь нельзя взимать взносы в повышенном размере (по сравнению с членами СНТ), объясняя это «расходами на уплату налога».
  3. То есть причин вступать в СНТ стало еще меньше: платить все равно одинаково в обоих случаях.
  4. 3. Выделять участки будут по-новому
  5. 1 января 2020 года истекает срок, когда земельный участок в СНТ может предоставляться в упрощенном порядке — на основании утвержденного муниципалитетом проекта организации и застройки территории.

Гражданину достаточно было обратиться в муниципалитет с заявлением и протоколом общего собрания членов СНТ о распределении участков. А со следующего года для этого потребуются проекты планировки и межевания территории СНТ.

4. Для продажи урожая — новые документы

Деньги, которые заработал дачник, продав выращенный на своем огороде урожай, освобождаются от НДФЛ, если он представит такой документ:

– подтверждение, выданное правлением товарищества собственников недвижимости, о том, что продаваемая продукция выращена на садовом или огородном участке, принадлежащем налогоплательщику или членам его семьи (с указанием его общей площади участка).

  • 5. Налог за подаренную дачу можно снизить
  • Начиная со следующего года можно применять новые налоговые вычеты при расчете НДФЛ.
  • Если подаренная или унаследованная дача (садовый дом с участком) продана в 2019 году (или позже) и при этом 3-летний срок владения ею еще не истек, продавец вправе снизить свой налогооблагаемый доход на:

– расходы, которые понес в свое время даритель или наследодатель, чтобы приобрести эту дачу,- или же на сумму НДФЛ, который он уплатил при получении дачи в дар (если они с дарителем не были близкими родственниками).

© Сивакова И. В., 2019 г.

Новый законопроект о рынке земли: что нужно знать каждому

Президент Украины Владимир Зеленский поручил правительству до 1 октября разработать и подать на рассмотрение законопроект о либерализации рынка земли. По словам премьер-министра Алексея Гончарука, при разработке проекта закона будет использована модель, которая дает наибольший экономический прирост.

Как сообщает ONLINE.UA со ссылкой на «Лига», существует 25 сценариев проведения земельной реформы. Из них вместе с экспертами Всемирного банка был выбран один. Он предусматривает допуск к покупке украинской земли иностранных граждан, но при условии, если они зарегистрируют юридическое лицо в Украине и будут платить здесь налоги.

По информации из неназванного источника, ознакомленного с основными положениями нового законопроекта, в нем есть 5 ключевых положений:

  1. Со дня вступления в силу закона одновременно будет отменен запрет на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения всех форм собственности.
  2. Продавать землю можно будет только на электронных земельных аукционах.
  3. Право покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения будет предоставлено гражданам Украины, территориальным общинам, государству и юридическим лицам, зарегистрированным в Украине.
  4. Обязательная регистрация цен на земельные участки при проведении транзакций.
  5. Законопроект регулирует правила продажи сельскохозяйственных земель банками, а также лицами, которым в соответствии с законодательством не могут принадлежать такие земли на праве собственности, например, иностранцам.

В проект закона не будет включено предложение ограничить площадь земли, которую разрешено продавать иностранцам. Вводится лишь единственная норма относительно общей площади сельхозземель, которые могут находиться в аренде и собственности одного лица, с учетом земель, находящихся под контролем связанных с ней лиц.

Правительство предлагает ограничить владение землей «в одни руки» максимальной нормой – 35% площади угодий на территории общины, не более 15% области и не более 0,5% страны.

В предыдущих вариантах законопроекта об обороте земель, разработанных прошлой властью, на покупку земель иностранцами был установлен запрет, а также были четкие лимиты объема владение землями для различных категорий граждан.

Напомним, что начало земельной реформы Алексей Гончарук анонсировал на лето 2020 года. К этому времени правительство планирует разработать систему кредитования под 14-15% годовых.

Рынок земли: как будут проходить аукционы и сработает ли система постконтроля иностранцев

Законопроект о правилах продажи земли для ведения сельского хозяйства должен вступить в силу до 1 октября, когда планируется запустить рынок земли в Украине.

Какие «но» у моратория на землю в Украине? Почему два депутата от ОПЗЖ проголосовали за законопроект о продаже земель, если партия выступает против снятия моратория? Как будут проходить аукционы? Кто будет осуществлять проверку участников на предмет финансовых ресурсов? Разбираем проект закона о продаже земель сельскохозяйственного назначения и продажа государственно-коммунальной и частной собственности через систему электронных аукционов с юристами Андреем Вигиринским и Геннадием Дубовым в блоге «Игра на повышение» видеопроекта «Слово и Дело».

Як функціонуватиме ринок землі?Слово і Діло

  • Разговор получился несколько футуристическим, потому что эксперты позволили себе спрогнозировать и предположить, каким в конечном итоге будет рынок земли после принятия законопроекта об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
  • Напомним, проект закона был принят в первом чтении осенью 2019 года и предусматривает механизм продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности, также как опцию, возможность продажи земель частной собственности через систему электронных аукционов.

«Когда мы говорим о продаже земли, нас с одной стороны, политики уверяют, что все будет прозрачно, открыто.

С другой стороны, те кто против рынка земли говорят о том, что транснациональные корпорации выкупят все земельные участки. Кабмин на эти тезисы говорит, что имеет предохранители.

В частности, отсутствие возможности юридическим лицам, бенефициарами которых являются иностранцы, аккумулировать в себя земельные банки», – сказал Вигиринський.

Для того, чтобы понять, сработает ли этот предохранитель, его будут использовать непосредственно на стадии продажи. Причем, если юридическое лицо участвует в электронном аукционе, должен быть определенный государственный механизм, для того чтобы проверить, кто находится в акционерном капитале фирмы.

«Интересно, насколько этот предохранитель закреплен в других документах. Я пересмотрел законопроект увидел, что механизма реализации этого предохранителя на стадии продажи в законе нет», – отметил Вигиринский.

Очевидно, все будет решаться на уровне подзаконных актов. Между тем сейчас в проект закона уже есть норма о том, что иностранные юридические компании, которые приобрели право собственности на землю, должны в течение двух лет продать эту землю. Между тем, сейчас, по данным Минюста, среди компаний, которые имеют земельные участки, структуру своей собственности открыли лишь 20%.

«Норма есть, обязательства есть, должна наступить санкция – конфискация, реквизиция, это уж кто как назовет – но она не работает», – предположил Вигиринский.

В любом случае до 1 октября 2020 года, когда планируется запустить рынок земли, все эти механизмы уже должны быть готовы.

Не понятно, как быть, если юркомпания изменит бенефициара после покупки земли, то есть каким образом будет происходить система постконтроля? Каким образом будет работать система, если украинское юридическое лицо будет заключать определенные договора о совместной деятельности?

«У нас достаточно долгое время был якобы мораторий, но те, кто специализируется на земельном праве могут рассказать о десятках вариантов, каким образом можно избежать вопрос этого моратория.

Проблема была больше психологическая для иностранного инвестора, потому что ему, готовя определенные сделки или справки о функционировании правовой системы Украины, говорили о том, что продажа земли запрещена.

И на уровне принятия решений корпорациями никто не хотел связываться с этими сомнительными, с их точки зрения, механизмами», – сказал Геннадий Дубов.

  1. Ранее юристы разбирались, есть ли правовое поле для увольнения руководителя НАБУ Артема Сытника.
  2. «Слово и Дело» писало, что для украинцев земельный вопрос действительно чувствительный и социально-общественное напряжение будет продолжаться, пока власть не примет окончательное решение относительно соответствующего законопроекта.
  3. Также мы сделали тест «Что вы знаете о рынке земли».

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*