Закрытие 10−11 классов, меньше полномочий у родителей и изучение государственного языка. что изменит новый закон об образовании — разбор

Закрытие 10−11 классов, меньше полномочий у родителей и изучение государственного языка. Что изменит новый закон об образовании — разборРазделение Минобрнауки требует «упразднения» ЕГЭ: Госдуме предложили изменить закон об образовании

Разделение Минобрнауки на два отдельных ведомства – шанс на выход из кризиса в образовании. Чтобы его совершить, необходимо сделать второй шаг: отделить выпускные экзамены от вступительных, в противном случае ЕГЭ и всей системой образования останется управлять орган, изначально созданный только для контроля. Профессор Александр Иванов из Петрозаводска обратился к депутатам Госдумы с просьбой внести изменения в закон об образовании в части итоговой аттестации и вступительных испытаний в вузы, передает корреспондент Накануне.RU.

Разделение Минобрнауки на два министерства означает признание кризиса системы управления образованием и возврат к отечественной традиции, отмечает профессор. Однако опасность заключается в безобидном, на первый взгляд, выведении Рособрнадзора в подчинение Правительству.

«Отдельным органом, который будет надзирать за образованием в стране, будет специальное агентство по надзору за образованием, которое в этом случае уже будет находиться под Правительством, осуществляя функции надзора как в отношении средней школы, так и в отношении высшей школы и науки», – пояснил Дмитрий Медведев на встрече с Владимиром Путиным, посвященной структуре нового кабинета министров.

По словам Александра Иванова, Рособрнадзор – больше, чем контролирующий орган, он управляет всей системой образования при помощи Единого государственного экзамена (ЕГЭ), Основного государственного экзамена (ОГЭ) и Всероссийских проверочных работ (ВПР). А теперь его отделили от профильных министерств.

Прежде всего, Рособрнадзор осуществляет методическое обеспечение ЕГЭ, включая разработку КИМов – контрольно-измерительных материалов этих экзаменов.

Особенностью «ЕГЭ по-российски» является его полная стандартизация: по каждой дисциплине очерчен круг тем, определено количество вопросов, ежегодно выставляются демонстрационные версии заданий, издаются многочисленные пособия для подготовки к единым экзаменам «от разработчиков КИМов».

И стандартизация является неизбежным следствием отсутствия в школе единых программ (по действующим ФГОСам программу составляет каждый учитель). Общие требования, которых нет в программах, прописывают в заданиях единых экзаменов.

Закрытие 10−11 классов, меньше полномочий у родителей и изучение государственного языка. Что изменит новый закон об образовании — разбор

«Ученики, школа и репетиторы хорошо знают, какие темы «нужны для ЕГЭ», и сосредотачивают внимание именно на этих вопросах, фактически игнорируя всё остальное», – пояснил Накануне.RUпрофессор.

В последние годы надзорное ведомство проводит также ВПР, которые в условиях отсутствия единых программ неизбежно выстроены по схеме ЕГЭ: демо-версии, «банки заданий» и многочисленные пособия по натаскиванию на тесты.

«Эти контрольные оказывают мощное переформатирующее воздействие на всё школьное образование. Уже в младших классах в ходу понятия: «нужно (или не нужно) для ВПР», – подчеркнул Иванов.

Начатая министром образования Ольгой Васильевой работа по разработке единых программ и учебников для школы не принесет результата, ведь содержание образования в значительной мере определяется сегодня не программами, а эклектикой проверочных тестов, уверен профессор.

«Решение указанного вопроса невозможно без изменений в законе об образовании, его статьях 59 и 70, касающихся итоговой аттестации и вступительных испытаний в вузы. Разделение Минобрнауки на два министерства требует аналогичного разделения ЕГЭ на самостоятельные выпускные и вступительные экзамены.

Первые должны перейти в ведение Министерства просвещения, а вторыми следует заниматься Министерству высшего образования. Функцией Рособрнадзора при этом останется контроль за объективностью их проведения. Сама форма экзаменов («ЕГЭ или не ЕГЭ») – отдельная тема.

Следует подчеркнуть, что объединение двух функций – выпускной и вступительной – в одном экзамене невозможно в принципе, и отечественная практика ЕГЭ подтвердила это», – заключил Александр Иванов.

Напомним, на прошлой неделе Владимир Путин по рекомендации Дмитрия Медведева разделил главное образовательное ведомство страны на две части: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Первое будет отвечать за школы и среднее образование, второе – за развитие науки, инноваций и деятельность вузов.

Этим же указом президента упраздняется Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), его функции перешли Министерству науки, а Агентство по надзору за образованием стало подведомственным Правительству.

Министерство просвещения возглавила Ольга Васильева, а Миннауки – теперь уже экс-глава ФАНО Михаил Котюков.

Закрытие 10−11 классов, меньше полномочий у родителей и изучение государственного языка. Что изменит новый закон об образовании — разбор

16 января 2020 Верховная Рада Украины приняла новый Закон о полном общем среднем образовании. Его поддержали 327 депутатов. Министр образования и науки Анна Новосад отметила, что этот закон предоставит «новые возможности для наших учеников, учителей и образовательных управленцев, а также гарантии для родителей».

  • Кроме того, в дальнейшем также планируют развивать и проект Новая украинская школа, или НУШ, который, как часть реформы отрасли образования внедрила еще бывшая руководительница МОН Лилия Гриневич.
  • На данный момент закон должен подписать президент Украины, а Министерство образования, в свою очередь, предоставить разъяснения относительно того, каким образом этот закон должен быть внедрен в жизнь.
  • Репортер НВ Саша Горчинская изучила закон и узнала, какие именно нововведения он гарантирует.

1 Инклюзивность и доступность. Закон гарантирует равный доступ всех детей к образованию. В начальную школу детей должны зачислять без конкурсов, учебное заведение должно быть территориально доступным для всех детей независимо от социального статуса и места рождения. Детей с особыми образовательными потребностями во время обучения смогут сопровождать родители.

Дети, находящиеся на длительном лечении в медицинских учреждениях, смогут учиться прямо там, при больницах. Ученики, которые требуют дополнительных уроков, смогут получить групповые или индивидуальные консультации от педагогов на базе школы — это также нововведение, которого раньше не было.

2 Изучение государственного языка. Новый закон об образовании предусматривает нововведения и относительно языка обучения. В этом пункте созданы три новые модели преподавания. В частности, изменения касаются представителей национальных меньшинств.

Первая модель прописана с учетом особенностей коренных народов Украины, не проживающих в языковой среде своего языка и не имеющих государства, которое могло бы защищать и развивать их язык. Прежде всего этот аспект касается крымских татар. Эта модель предполагает обучение на языке коренного народа с 1 по 11 (или 12-й) класс параллельно с основательным изучением украинского языка.

«Я имела опасения, что учитывая события последнего года несколько нивелируются нормы, связанные с использованием государственного языка в образовательном процессе. К счастью, этого не произошло.

То, что предлагает закон — дифференцированный подход по внедрению государственного языка для лиц, представляющих коренные народы, нацменьшинства или нацменьшинства стран ЕС — считаю очень взвешенным и продуктивным», — комментирует образовательная експерт Мирослава Товкало, руководитель проектов и программ в Креативной Международной Детской Школе (КМДШ).

Вторая модель ориентирована на школы, где обучение происходит на языке национальных меньшинств, языки которых относятся к языкам стран Евросоюза. К примеру, такие школы распространенные в западных областях Украины на границе с Венгрией, Румынией и тому подобное.

Модель прописана с учетом особенностей коренных народов, не имеющих государства, которое могло бы защищать и развивать их язык

В таких случаях обучение будет проводиться материнским языком, наряду с изучением государственного — в начальной школе, в 5 классе не менее 20% годового объема учебного времени должно преподаваться украинский с постепенным увеличением объема, чтобы в 9 классе на украинском изучалось не менее 40% предметов. Уже в старшей школе таких дисциплин должно быть не менее 60% от всего годового объема учебного времени.

Третья модель относится, в частности, к русскоязычному населению Украины.

В частности, нацменьшинства, язык которых относится к одной с украинским языковой семье, «а также проживающих преимущественно в среде собственного языка (русский язык), говорится в законе».

Там начальная школа также будет языком меньшинства вместе с изучением украинского, но уже с 5 класса на государственном языке должны преподавать не менее 80% учебного времени.

Однако с таким нововведением согласны не все родители.

В фейсбук-сообществе Родители SOS, где журналистка НВ инициировала обсуждение нового закона, родители назвали эту норму «разделением общества на четыре сорта в изучении родного языка».

Некоторые пользователи также интересовались, будут ли преподавать в школах на русском — мол, ребенок дома говорит на этом языке, а следовательно, по мнению родителей, должен изучать его в школе, как и произведения русских классиков.

3 Расширение возможностей для учителей. Учителя смогут составлять собственную учебную программу, разрабатывать собственную систему оценивания с созданием шкалы перевода этих оценок в 12-балльную систему. Кроме того, учителя смогут повысить свою квалификацию по собственному желанию, но — за счет государства.

Готовы ли украинские учителя к работе по новому формату, рассуждает в комментарии НВ жительница Киева Татьяна Билоконская. По ее мнению, большой вопрос — готовы ли психологически педагоги к «новым правилам игры»:

«Читала и закон, и инфу о Новой украинской школе (НУШ), а также программу подготовки учителей к ней.

Все класс, только увидела проблему, которая нигде не светится — это психологическая готовность кадров к новому закону и новым правилам игры в XXI веке. Большинство учителей — совковые, с мусором как в голове, так и подходах.

Кричат, унижают, стыдят, бьют [детей]», — говорит Билоконская. Своего восьмилетнего сына перевела в другое учебное заведение из-за буллинга — травли со стороны учителя.

«Нигде нет ни стандартов, ни критериев, ни тренингов для учителей, которые бы подтверждали, что этих учителей нельзя подпускать к детям. В этом большая проблема. Это еще хуже, чем когда учитель делает ошибку в решении примера», — добавляет женщина.

4 Надбавки для учителей. Закон предусматривает надбавки для учителей в нескольких случаях. В частности, речь идет об учителях, которые будут заведовать спортивным залом, кабинетом информатики, ресурсной комнатой и т. д. — таким обещают прибавку в размере от 10 до 20% зарплаты.

See also:  Новый закон об изнасиловании: что изменилось?

Для молодых учителей планируют создать педагогическую интернатуру — наставник, который будет помогать молодому учителю войти в профессию, будет получать еще 20%.

Важный момент: в законе говорится, что молодым учителем может стать человек с любым высшим образованием. То есть, теперь, чтобы преподавать в школе, совсем не обязательно иметь именно педагогическое образование. По мнению сопредседателя ОО Родители SOS Алены Парфеновой, это хорошие изменения, ведь так школы смогут пополниться настоящими специалистами в определенной сфере деятельности:

«К примеру, в нашей фейсбук-группе Родители SOS был один парень, айтишник, который пришел в школу, чтобы учить детей, потому что сам так захотел, ему это нравилось. Они там за год научились моделировать на 3D-принтере, детям это нравилось», — рассказывает Парфенова.

На вопрос о том, какие могут быть риски и как отсеять людей, которые, несмотря на профессионализм, не имеют соответствующих навыков преподавания, говорит: этот вопрос должно согласовывать руководство школы, в частности, директор. Однако если у молодого учителя действительно есть желание работать в школе, ему должны помочь коллеги в педагогической интернатуре.

С этим соглашается и Мирослава Товкало. Она проводит параллели с частными учебными заведениями:

«Опыт частных школ, которые берут на работу молодых учителей, часто лучших, показывает, что без поддержки со стороны коллег, постоянного обучения и наставничества не обойтись. Поэтому эта норма — это, по сути, перенос в нормативную базу опыта успешных школ в Украине и за рубежом», — говорит собеседница.

5 Автономия школ.

Закон Об образовании, принятый в 2017 году, задекларировал автономию школы, но не предложил конкретных механизмов разграничения полномочий учредителя и директора школы, объясняет Мирослава Товкало.

Именно поэтому последние два года по этому поводу велись конфликты на местном уровне. Директора чувствовали себя растерянными, так как были вынуждены маневрировать на лезвии ножа.

«Новый закон предлагает механизмы, как реализовывать автономию школы — на организационном, академическом, финансовом и кадровом уровнях.

То есть современный руководитель, опираясь на новый закон, распоряжается финансами школы, в том числе и теми, которые идут на профессиональное развитие педагогов, формирует кадровую политику — принимает на работу и увольняет.

Также организует образовательный процесс, следит за его качеством, организует работу по подбору модульных учебных программ, которые предлагает министерство, или стимулирует учителей к созданию авторских учебных программ», — разъясняет Товкало.

6 Финансовая реформа. Закон должен предоставить школам широкие возможности в том, что касается распределения и использования финансов.

В частности, речь идет о средствах на формирование структуры учреждения и штатного расписания, доплаты и надбавки, установление размеров и выплат премий, материальной помощи и «других видов стимулирования и награждении работников».

Также в эту категорию входят: оплата текущих ремонтных работ в учебном заведении. То есть, «деньги на ремонт», которые обычно собирает с родителей администрация школы.

«Государственные и коммунальные учебные заведения реализуют образовательные программы за средства государственного, местных бюджетов, других источников, не запрещенных законодательством, и не могут реализовывать или обеспечивать (полностью или частично) свои образовательные программы за средства родителей и/или учеников», — говорится в законе.

Никакие, так называемые платные классы и платные образовательные программы не могут быть реализованы за счет детей и их родителей

«В реальности все выглядит так: берут самых популярных учителей, к которым все хотят отдать своих чад. [Создают] платные классы, при этом, на собрании их „возносят до небес“.

При этом, на вопрос родителей об обычных классах и о программе НУШ отвечают, мол, неужели вы хотите, чтобы ваши дети были тупее? Значит, это выбор без выбора: или [платный] класс „интеллект“, или обычный, с учителем после бурсы», — комментирует НВ жительница города Покровска, что в Донецкой области.

Женщина пожелала остаться анонимом. Она имеет двух детей: старший ребенок учится в третьем классе, младшая в этом году должна пойти в первый класс.

В новом законе говорится, что никакие так называемые платные классы и платные образовательные программы не могут быть реализованы за счет детей и их родителей, комментирует этот пункт Парфенова:

«Сначала можно подумать, будто в законе специально оставили дыру — якобы финансирование может происходить за счет благотворительного фонда, и это способ обойти новые нормы.

Однако, на самом деле, если участниками такого благотворительного фонда являются родители учеников данной школы, тогда школа не может финансироваться этим фондом.

То есть, допустим, если родители школы № 1 решат финансировать за счет благотворительного фонда школу № 5, тогда это, возможно, как-то пройдет. В других случаях — нет, это будет считаться нарушением закона».

7 Меньше полномочий для родительских комитетов. Изменения в законе касаются не только учителей или учеников, а и родителей, в том числе и членов родительских комитетов, объясняет Алена Парфенова. Все пожелания и решения, озвученные в родительских комитетах, выполнять надо только по желанию, и теперь это четко прописано в законе.

«Если 30 человек себе что-то попридумывают, пропишут какие-то протоколы и т. д., вы точно не обязаны это делать, если не считаете нужным. И ни один протокол не является аргументом. Вы можете отказаться», — объясняет Парфенова. Ранее, говорит она, в таких случаях очень часто прикрывались именно этими протоколами — мол, раз родительский комитет что-то решил, делать это должны все.

8 Сокращение количества учащихся. Предполагается, что максимальное количество учеников в классе должно составлять 24 человека. В младших классах, к примеру, может быть от 5 до 24-х учеников.

Однако как эта идея должна реализовываться, пока под вопросом.

Под постом в группе Родители SOS мамы и папы из разных городов Украины делятся собственным опытом: в классах, где учатся их дети, до сих пор по 30, а то и 35 учеников, в некоторых школах одновременно функционирует семь или восемь первых классов.

О том, что такая проблема действительно существует, говорит и Парфенова. В 2018 году в законе об образовании была норма о максимум 30 учениках в классе, но и ее не выполняли.

Все из-за плотной застройки, перенаселенности отдельных районов или городов. Детей — многовато. Иногда помещения учебных заведений используются не по назначению, и поэтому помещений не хватает.

Например, забирают классы под музейные комнаты и т. п., добавляет Парфенова.

«Не знаю, каким образом, но эта дискуссия должна разрешиться. Также не следует забывать, что у школ теперь есть обязательства принимать всех по месту жительства и это тоже один из факторов», — говорит собеседница.

Еще один пункт в новом законе касается изменений в старшей школе. Об этом пишет на своей странице в фейсбуке журналистка, бывшая руководительница Украинской службы ВВС Нина Курьята.

Детей — многовато. Иногда помещения учебных заведений используются не по назначению

«Начиная уже с этого учебного года, в очень значительной части школ закрываются 10−11 классы. Благодаря Доступу к правде, есть ответы районных управлений образования Киева.

В моем районе я насчитала, что из 45 школ I-III ступеней останется на том же уровне 21 школа, а в 24 школах уже с 2020/21 учебного года прекратят набирать 10−11 классы, — подсчитывает Курьята. — Еще есть три специнтерната, но на то они и „спец“, чтобы подходить отдельным категориям, а не всем.

И одна вечерняя школа (не думаю, что это — равноценный способ получения знаний в старших классах, если действительно хочешь куда-то поступать, поэтому оставлю это отдельно)».

Это — один из шагов к отделению младшей, средней и старшей школы друг от друга, объясняет Алена Парфенова. Но для того, чтобы реализовать все эти изменения, нужно время. Родителям не следует бояться, что старшие классы закроют внезапно — реформу в этой части должны внедрять в жизнь постепенно.

Закрытие 10-11 классов, меньше полномочий у родителей и изучение госуд

Закрытие 10-11 классов, меньше полномочий у родителей и изучение государственного языка. Что изменит новый закон об образовании Закрытие 10-11 классов, меньше полномочий у родителей и изучение государственного языка. Что изменит новый закон об образовании Новое Время https://nv.ua/favicon/favicon-32×32.png Новое Время Новое Время https://www.apravda.com/sites/default/files/field/image/anna_novosad.jpg https://www.apravda.com/sites/default/files/field/image/anna_novosad.jpg https://www.apravda.com/sites/default/files/field/image/anna_novosad.jpg Sat, 25 Jan 2020 07:47:25 +0200 16 января 2020 Верховная Рада Украины приняла новый Закон о полном общем среднем образовании. Его поддержали 327 депутато

16 января 2020 Верховная Рада Украины приняла новый Закон о полном общем среднем образовании. Его поддержали 327 депутатов. Министр образования и науки Анна Новосад отметила, что этот закон предоставит «новые возможности для наших учеников, учителей и образовательных управленцев, а также гарантии для родителей».

На данный момент закон должен подписать президент Украины, а Министерство образования, в свою очередь, предоставить разъяснения относительно того, каким образом этот закон должен быть внедрен в жизнь.

Репортер НВ Саша Горчинская изучила закон и узнала, какие именно нововведения он гарантирует.

1 Инклюзивность и доступность. Закон гарантирует равный доступ всех детей к образованию. В начальную школу детей должны зачислять без конкурсов, учебное заведение должно быть территориально доступным для всех детей независимо от социального статуса и места рождения.

Детей с особыми образовательными потребностями во время обучения смогут сопровождать родители.

Дети, находящиеся на длительном лечении в медицинских учреждениях, смогут учиться прямо там, при больницах. Ученики, которые требуют дополнительных уроков, смогут получить групповые или индивидуальные консультации от педагогов на базе школы — это также нововведение, которого раньше не было.

2 Изучение государственного языка. Новый закон об образовании предусматривает нововведения и относительно языка обучения. В этом пункте созданы три новые модели преподавания. В частности, изменения касаются представителей национальных меньшинств.

Первая модель прописана с учетом особенностей коренных народов Украины, не проживающих в языковой среде своего языка и не имеющих государства, которое могло бы защищать и развивать их язык. Прежде всего этот аспект касается крымских татар. Эта модель предполагает обучение на языке коренного народа с 1 по 11 (или 12-й) класс параллельно с основательным изучением украинского языка.

«Я имела опасения, что учитывая события последнего года несколько нивелируются нормы, связанные с использованием государственного языка в образовательном процессе. К счастью, этого не произошло.

See also:  Закон «маски-шоу стоп 2» - новые инструменты защиты бизнеса

То, что предлагает закон — дифференцированный подход по внедрению государственного языка для лиц, представляющих коренные народы, нацменьшинства или нацменьшинства стран ЕС — считаю очень взвешенным и продуктивным», — комментирует образовательная експерт Мирослава Товкало, руководитель проектов и программ в Креативной Международной Детской Школе (КМДШ).

Вторая модель ориентирована на школы, где обучение происходит на языке национальных меньшинств, языки которых относятся к языкам стран Евросоюза. К примеру, такие школы распространенные в западных областях Украины на границе с Венгрией, Румынией и тому подобное.

Модель прописана с учетом особенностей коренных народов, не имеющих государства, которое могло бы защищать и развивать их язык

В таких случаях обучение будет проводиться материнским языком, наряду с изучением государственного — в начальной школе, в 5 классе не менее 20% годового объема учебного времени должно преподаваться украинский с постепенным увеличением объема, чтобы в 9 классе на украинском изучалось не менее 40% предметов. Уже в старшей школе таких дисциплин должно быть не менее 60% от всего годового объема учебного времени.

Третья модель относится, в частности, к русскоязычному населению Украины.

В частности, нацменьшинства, язык которых относится к одной с украинским языковой семье, «а также проживающих преимущественно в среде собственного языка (русский язык), говорится в законе».

Там начальная школа также будет языком меньшинства вместе с изучением украинского, но уже с 5 класса на государственном языке должны преподавать не менее 80% учебного времени.

Однако с таким нововведением согласны не все родители.

В фейсбук-сообществе Родители SOS, где журналистка НВ инициировала обсуждение нового закона, родители назвали эту норму «разделением общества на четыре сорта в изучении родного языка».

Некоторые пользователи также интересовались, будут ли преподавать в школах на русском — мол, ребенок дома говорит на этом языке, а следовательно, по мнению родителей, должен изучать его в школе, как и произведения русских классиков.

3 Расширение возможностей для учителей. Учителя смогут составлять собственную учебную программу, разрабатывать собственную систему оценивания с созданием шкалы перевода этих оценок в 12-балльную систему. Кроме того, учителя смогут повысить свою квалификацию по собственному желанию, но — за счет государства

Готовы ли украинские учителя к работе по новому формату, рассуждает в комментарии НВ жительница Киева Татьяна Билоконская. По ее мнению, большой вопрос — готовы ли психологически педагоги к «новым правилам игры»:

«Читала и закон, и инфу о Новой украинской школе (НУШ), а также программу подготовки учителей к ней.

Все класс, только увидела проблему, которая нигде не светится — это психологическая готовность кадров к новому закону и новым правилам игры в XXI веке. Большинство учителей — совковые, с мусором как в голове, так и подходах.

Кричат, унижают, стыдят, бьют [детей]», — говорит Билоконская. Своего восьмилетнего сына перевела в другое учебное заведение из-за буллинга — травли со стороны учителя.

«Нигде нет ни стандартов, ни критериев, ни тренингов для учителей, которые бы подтверждали, что этих учителей нельзя подпускать к детям. В этом большая проблема. Это еще хуже, чем когда учитель делает ошибку в решении примера», — добавляет женщина.

4 Надбавки для учителей. Закон предусматривает надбавки для учителей в нескольких случаях. В частности, речь идет об учителях, которые будут заведовать спортивным залом, кабинетом информатики, ресурсной комнатой и т.д. — таким обещают прибавку в размере от 10 до 20% зарплаты.

Для молодых учителей планируют создать педагогическую интернатуру — наставник, который будет помогать молодому учителю войти в профессию, будет получать еще 20%.

Важный момент: в законе говорится, что молодым учителем может стать человек с любым высшим образованием. То есть, теперь, чтобы преподавать в школе, совсем не обязательно иметь именно педагогическое образование.

По мнению сопредседателя ОО Родители SOS Алены Парфеновой, это хорошие изменения, ведь так школы смогут пополниться настоящими специалистами по определенной сферы деятельности:

«К примеру, в нашей фейсбук-группе Родители SOS был один парень, айтишник, который пришел в школу, чтобы учить детей, потому что сам так захотел, ему это нравилось. Они там за год научились моделировать на 3D-принтере, детям это нравилось», — рассказывает Парфенова.

На вопрос о том, какие могут быть риски и как отсеять людей, которые, несмотря на профессионализм, не имеют соответствующих навыков преподавания, говорит: этот вопрос должно согласовывать руководство школы, в частности, директор. Однако если у молодого учителя действительно есть желание работать в школе, ему должны помочь коллеги в педагогической интернатуре.

С этим соглашается и Мирослава Товкало. Она проводит параллели с частными учебными заведениями:

«Опыт частных школ, которые берут на работу молодых учителей, часто лучших, показывает, что без поддержки со стороны коллег, постоянного обучения и наставничества не обойтись. Поэтому эта норма — это, по сути, перенос в нормативную базу опыта успешных школ в Украине и за рубежом», — говорит собеседница.

5 Автономия школ.

Закон Об образовании, принятый в 2017 году, задекларировал автономию школы, но не предложил конкретных механизмов разграничения полномочий учредителя и директора школы, объясняет Мирослава Товкало.

Именно поэтому последние два года по этому поводу велись конфликты на местном уровне. Директора чувствовали себя растерянными, так как были вынуждены маневрировать на лезвии ножа.

«Новый закон предлагает механизмы, как реализовывать автономию школы — на организационном, академическом, финансовом и кадровом уровнях.

То есть современный руководитель, опираясь на новый закон, распоряжается финансами школы, в том числе и теми, которые идут на профессиональное развитие педагогов, формирует кадровую политику — принимает на работу и увольняет.

Также организует образовательный процесс, следит за его качеством, организует работу по подбору модульных учебных программ, которые предлагает министерство, или стимулирует учителей к созданию авторских учебных программ», — разъясняет Товкало.

6 Финансовая реформа. Закон должен предоставить школам широкие возможности в том, что касается распределения и использования финансов.

В частности, речь идет о средствах на формирование структуры учреждения и штатного расписания, доплаты и надбавки, установление размеров и выплат премий, материальной помощи и «других видов стимулирования и награждении работников».

Также в эту категорию входят: оплата текущих ремонтных работ в учебном заведении. То есть, «деньги на ремонт», которые обычно собирает с родителей администрация школы.

«Государственные и коммунальные учебные заведения реализуют образовательные программы за средства государственного, местных бюджетов, других источников, не запрещенных законодательством, и не могут реализовывать или обеспечивать (полностью или частично) свои образовательные программы за средства родителей и/или учеников», — говорится в законе.

Никакие, так называемые платные классы и платные образовательные программы не могут быть реализованы за счет детей и их родителей

«В реальности все выглядит так: берут самых популярных учителей, к которым все хотят отдать своих чад. [Создают] платные классы, при этом, на собрании их 'возносят до небес'.

При этом, на вопрос родителей об обычных классах и о программе НУШ отвечают, мол, неужели вы хотите, чтобы ваши дети были тупее? Значит, это выбор без выбора: или [платный] класс 'интеллект', или обычный, с учителем после бурсы», — комментирует НВ жительница города Покровска, что в Донецкой области.

Женщина пожелала остаться анонимом. Она имеет двух детей: старший ребенок учится в третьем классе, младшая в этом году должна пойти в первый класс.

В новом законе говорится, что никакие так называемые платные классы и платные образовательные программы не могут быть реализованы за счет детей и их родителей, комментирует этот пункт Парфенова:

«Сначала можно подумать, будто в законе специально оставили дыру — якобы финансирование может происходить за счет благотворительного фонда, и это способ обойти новые нормы.

Однако, на самом деле, если участниками такого благотворительного фонда являются родители учеников данной школы, тогда школа не может финансироваться этим фондом.

То есть, допустим, если родители школы № 1 решат финансировать за счет благотворительного фонда школу № 5, тогда это, возможно, как-то пройдет. В других случаях — нет, это будет считаться нарушением закона».

7 Меньше полномочий для родительских комитетов. Изменения в законе касаются не только учителей или учеников, а и родителей, в том числе и членов родительских комитетов, объясняет Алена Парфенова. Все пожелания и решения, озвученные в родительских комитетах, выполнять надо только по желанию, и теперь это четко прописано в законе.

See also:  Штрафи за порушення податкового законодавства

«Если 30 человек себе что-то попридумывают, пропишут какие-то протоколы и т.д., вы точно не обязаны это делать, если не считаете нужным. И ни один протокол не является аргументом. Вы можете отказаться», — объясняет Парфенова. Ранее, говорит она, в таких случаях очень часто прикрывались именно этими протоколами — мол, раз родительский комитет что-то решил, делать это должны все.

8 Сокращение количества учащихся. Предполагается, что максимальное количество учеников в классе должно составлять 24 человека. В младших классах, к примеру, может быть от 5 до 24-х учеников.

Однако как эта идея должна реализовываться, пока под вопросом.

Под постом в группе Родители SOS мамы и папы из разных городов Украины делятся собственным опытом: в классах, где учатся их дети, до сих пор по 30, а то и 35 учеников, в некоторых школах одновременно функционирует семь или восемь первых классов.

О том, что такая проблема действительно существует, говорит и Парфенова. В 2018 году в законе об образовании была норма о максимум 30 учениках в классе, но и ее не выполняли.

Все из-за плотной застройки, перенаселенности отдельных районов или городов. Детей — многовато. Иногда помещения учебных заведений используются не по назначению, и поэтому помещений не хватает.

Например, забирают классы под музейные комнаты и т.п., добавляет Парфенова.

«Не знаю, каким образом, но эта дискуссия должна разрешиться. Также не следует забывать, что у школ теперь есть обязательства принимать всех по месту жительства и это тоже один из факторов», — говорит собеседница

Еще один пункт в новом законе касается изменений в старшей школе. Об этом пишет на своей странице в фейсбуке журналистка, бывшая руководительница Украинской службы ВВС Нина Курьята.

Детей — многовато. Иногда помещения учебных заведений используются не по назначению

«Начиная уже с этого учебного года, в очень значительной части школ закрываются 10-11 классы. Благодаря Доступу к правде, есть ответы районных управлений образования Киева. В моем районе я насчитала, что из 45 школ I-III ступеней останется на том же уровне 21 школа, а в 24 школах уже с 2020/21 учебного года прекратят набирать 10-11 классы, — подсчитывает Курьята.

— Еще есть три специнтерната, но на то они и 'спец', чтобы подходить отдельным категориям, а не всем. И одна вечерняя школа (не думаю, что это — равноценный способ получения знаний в старших классах, если действительно хочешь куда-то поступать, поэтому оставлю это отдельно). То есть теперь закончить 11 класс станет задачей, доступной лишь 50% учащихся».

Это — один из шагов к отделению младшей, средней и старшей школы друг от друга, объясняет Алена Парфенова. Но для того, чтобы реализовать все эти изменения, нужно время. Родителям не следует бояться, что старшие классы закроют внезапно — реформу в этой части должны внедрять в жизнь постепенно.

Для управления лентами необходима

Авторизация

Может ли школа отказать в приёме в 10 класс – правовые основы

ГИА-9 завершена. Выпускники 9 класса получили аттестаты. Теперь надо определиться, где получить среднее общее образование, обязательность которого применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет.

Она установлена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.

2012 года №273-ФЗ (далее – Закон), гарантирующего его общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования и среднего профессионального образования.

Согласно Закону родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Они имеют права выбора образовательной организации, формы получения общего образования и формы обучения с учетом мнения детей.

Выпускник основной школы может продолжить обучение в школе, гимназии, лицее, в учреждении среднего профобразования – колледже, техникуме, а также вне школы – в форме семейного образования и самообразования с последующем прохождением промежуточной и итоговой аттестации в качестве экстерна бесплатно.

Как после окончания средней школы, так и после окончания техникума или колледжа, абитуриенты обладают одинаковыми возможностями при поступлении в вуз.

У родителей, как правило, возникают вопросы с правомерностью конкурсного отбора обучающихся при поступлении в 10 класс, особенно, когда ребенка не принимают в профильные классы с «тройками».

Дело в том, что средняя школа у нас профильная, т.е.

обучение осуществляется по дифференцированным общеобразовательными программам, например, физико-математического, гуманитарного, биологического, технического и т.п.

направлений, предусматривающих индивидуальный отбор обучающихся, порядок которого устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. И это не противоречит Закону.

«Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации», — говорится в статье 66 Закона.
Родителям (законным представителям) следует ознакомиться с этим нормативным документом субъекта РФ.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) рекомендованы следующие минимальные баллы для приема в профильные классы:

«Русский язык» — 31; «Математика» — 19 для физмата, 18 — для иных; «Физика» — 30; «Химия» — 23 без эксперимента, 25 — с ним; «Биология» — 33; «География» — 24; «Обществознание» — 30; «История» — 32;«Литература» — 19; «Информатика» — 15; «Иностранный язык» — 56, что соответствует отметке выше, чем «3».
Вместе с тем, следует обратить внимание, что статьей 67 Закона предусмотрено, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Для обеспечения этого положения Закона в школе помимо профильных классов должны быть организованы т.н. универсальные классы, в которые принимаются все желающие, имеющие аттестат об основном общем образовании.
Обратим внимание, что при поступлении в 10 класс нет жесткой привязки к закрепленной территории.

Законом установлено, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган управления образованием.

Заметим также, что, как правило, муниципальный орган управления образованием на своем сайте публикует перечень профильных и универсальных классов по школам и наличие в них свободных мест. Эта информация периодически обновляется и позволяет родителям (законным представителям) отслеживать ситуацию.

А как быть тем девятиклассникам, которые в этом году не смогли получить аттестат об основном общем образовании?

Такие девятиклассники  получают справку об обучении по образцу, самостоятельно
устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или по усмотрению родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение.
Обучающиеся, оставленные на повторное обучение, проходят обучение в образовательной организации или вне образовательной организации в формах, установленных статьей 17 Федерального закона об образовании (в очной, очно-заочной или заочной, в форме семейного образования), в том числе по индивидуальному учебному плану.

Обучающиеся, получившие справку и отчисленные из образовательной организации, вправе продолжить свое образование путем прохождения профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Обучающимся, не получившим аттестат об основном общем образовании в этом году, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию на следующий год при условии допуска к ней.

Источник

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*