президент dixi group елена павленко: правительство украины запаздывает с процессом имплементации закона «о рынке электроэнергии»

Новости рынков, 23.01.2019

Рыночное ценообразование в газе и в электроэнергии является требованием международных партнеров и закреплено законом. В случае возвращения к ручному регулированию цен и тарифов Украина останется без международной финансовой поддержки. Об этом заявила Президент DiXi Grouр Елена Павленко.

Президент DiXi group Елена Павленко: Правительство Украины запаздывает с процессом имплементации закона «О рынке электроэнергии»

По словам эксперта, если Украина хочет наращивать собственную добычу энергоносителей, цена на них должна быть рыночной. «Я хотела бы вернуться к нашему принятому закону о рынке газа и к подписанному Соглашению об ассоциации с Европейским Союзом, если можно. Потому что там четко написано, что в Украине должен быть рынок газа.

А рынок газа означает, что для всех типов потребителей цена должна формироваться на основе конкуренции между поставщиками. Частично у нас это уже для бизнеса, для промышленных потребителей. Для населения регулируемая цена. Если мы говорим о том, кто что предлагает для населения, часть политиков предлагает ее в ручном режиме снизить. Это совершенно невозможно.

Я считаю, что это окажет негативное влияние и на страну, и на экономику, и на репутацию страны в целом».

По словам Елены Павленко, в Украине ценообразование на газ и на электроэнергию базируется на единых рыночных принципах. «Просто есть абсолютно идентичная база законодательная и подход и в рынке газа, и в рынке электроэнергии.

Есть соглашение об ассоциации, есть закон о рынке газа, есть закон о рынке электроэнергии. Оба закона предусматривают, что цена на газ и на электроэнергию должна формироваться рыночным путем.

Поэтому, скажем так, такая формула, а не формула, а такое правило — рыночное ценообразование в газе и электроэнергии — закреплено законом », — подчеркнула она.

Как сообщалось, МВФ настаивает на корректировке цен на газ до уровня импортного паритета.

Руководитель аналитического отдела инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрий Чурин заявил, что учитывать цену на энергоносители с разными ценами для разных потребителей — технически сложно, и такой подход создает коррупционные риски.

Президент DiXi group Елена Павленко: Правительство Украины запаздывает с процессом имплементации закона «О рынке электроэнергии»

Закон о концессии, импорт электроэнергии из РФ. Главное в экономике Украины с 28 сентября по 4 октября

Украина возобновила импорт электроэнергии из России

В первый день октября Украина возобновила коммерческий импорт электроэнергии из Российской Федерации. По данным НЭК «Укрэнерго», импорт ровным графиком мощностью 100 МВт осуществляло ООО «Юнайтед Энерджи».

Со слов руководителя энергетического комитета Верховной Рады Андрея Геруса, электричество продавалась на рынке «на сутки вперед», что предусмотрено редакцией профильного закона образца 2017 года.

Всего пять украинских компаний выкупили доступ к 1,1 ГВт пропускной способности сетей для импорта электроэнергии из России в октябре: «Юнайтед Энерджи» (имеет контракты на поставку энергоресурсов предприятиям Игоря Коломойского и братьев Суркисов), «Д.Трейдинг» (ДТЭК Рината Ахметова), «ТАС Энергия Украины» Сергея Тигипко, «Де Трейдинг « («Донбассэнерго» Максима Ефимова), «ЭРУ Трейдинг» Ярослава Мудрого и Дейла Перри.

Восстановление поставок электроэнергии на Украину подтвердил и российский оператор экспорта и импорта электроэнергии — компания «Интер РАО». По заявлению представителя компании, поставки ведутся в пилотном режиме и только по предоплате.

Украина начала импорт электроэнергии из БелоруссииПрезидент DiXi group Елена Павленко: Правительство Украины запаздывает с процессом имплементации закона «О рынке электроэнергии»© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанкВ среду, 2 октября, Андрей Герус предложил Кабинету министров ввести специальную пошлину на импорт электроэнергии из РФ.

Последний раз коммерческий импорт российской электроэнергии на Украину осуществлялся в 2015 году для дальнейшей её передачи в Крым. Затем были лишь небольшие технологические перетоки, связанные с параллельной работой ОЭС Украины с энергосистемами сопредельных стран (учитывается по контрактам ГП «Энергорынок»).

  • Возобновление коммерческого импорта э/э из России стало возможным после того, как Верховная Рада 18 сентября одобрила правку Геруса в закон Украины «О рынке электроэнергии», разрешив покупать по двусторонним договорам электроэнергию у стран, которые не являются членами европейского Энергетического Сообщества.
  • Герус пояснял необходимость своей правки улучшением конкуренции на электроэнергетическом рынке страны, что может привести к снижению цены на электроэнергию для промышленных потребителей.
  • Рада приняла закон о концессии
  • Верховная Рада Украины в четверг, 3 октября, приняла во втором чтении и в целом законопроект о концессии, предусматривающий условия привлечения частного капитала к управлению госимуществом.
  • Концессия — это форма государственно-частного партнерства, которая предусматривает передачу объектов государственной собственности во временное пользование частным предприятиям.

Земля и мир. Чем займётся Верховная Рада Украины на этой неделеПрезидент DiXi group Елена Павленко: Правительство Украины запаздывает с процессом имплементации закона «О рынке электроэнергии»© president.gov.ua | Перейти в фотобанкЗакон нормирует вопрос концессии, которые сейчас регулируются четырьмя различными законами, противоречащими друг другу. В частности, новый закон вводит прозрачную процедуру выбора концессионера (концессионный конкурс, конкурентный диалог), предусматривает дополнительные гарантии для концессионеров и кредиторов, а также возможность передачи разрешения споров международному коммерческому или инвестиционному арбитражу и возможность инициирования концессии потенциальным концессионером.

  1. Документ также определяет, что объектами концессии не могут быть леса, но могут быть аэродромы, а концессионные платежи за автодороги послужат источником наполнения Дорожного фонда.
  2. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что применение механизма концессии позволит государству привлечь значительные частные инвестиции для модернизации и повышения эффективности использования инфраструктурных объектов (морские и речные порты, дороги, аэропорты).
  3. Отметим, что президент Владимир Зеленский определил проект закона как неотложный и поручил принять его до 1 октября.
  4. Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что считает возможным запуск первых концессионных проектов автодорог в 2020 году.

Действующий до этого закон о концессиях был принят в 1999 году, и его совершенство довольно сомнительно: за 29 лет в стране не был реализован ни один масштабный проект, тогда как в ЕС на условиях концессии успели построить более 50 тыс. км дорог.

РФ перекрыла белорусский коридор поставок угля на Украину

Россия перекрыла поставки энергетического угля через Беларусь на Украину. Об этом в среду, 2 октября, сообщил ТЭК председатель Независимого профсоюза шахтеров и народный депутат от партии «Батькивщина» Михаил Волынец

Меморандум “зеленых” инвесторов с Кабмином: Украину склонили к компромиссу

Президент DiXi group Елена Павленко: Правительство Украины запаздывает с процессом имплементации закона «О рынке электроэнергии»

Украина взяла на себя перечень обязательств перед производителями “зеленой” энергии

На фоне кризиса, разразившегося в энергетической отрасли, продолжительные переговоры Кабмина и инвесторов в возобновляемые источники электроэнергии подошли к финальной стадии. По крайней мере, об этом заявил премьер-министр Денис Шмыгаль на заседании Кабмина в среду, 10 июня.

В нашем распоряжении оказался последний согласованный вариант текста меморандума между правительством и производителями возобновляемой энергии. По каким правилам будет развиваться сектор “зеленой” энергетики Украины, и на какие компромиссы согласились стороны переговоров – анализируют “Вести.ua”.

В первой части меморандума указаны некие предпосылки для подписания документа, которые констатируют сложившуюся ситуацию.

В тексте указывается, что стремительный рост установленной мощности объектов возобновляемой энергетики за последний год привел к значительному увеличению объемов выплат производителям по “зеленому” тарифу.

Следующий важный момент – необходимость решения проблемы дефицита бюджета госпредприятия “Гарантированный покупатель” и разработки механизма для погашения долгов компании перед производителями энергии из возобновляемых источников.

Текст меморандума

Еще одной важной позицией в тексте является создание производителями “зеленой” энергии небалансов, формирующих издержки “Гарантированного покупателя”. В связи с этим декларируется необходимость скорейшего перехода на систему проведения аукционов по распределению квот на поддержку возобновляемой энергетики.

Также фиксируется “необходимость дальнейшего развития сферы возобновляемой энергетики в Украине на конкурсной основе в рамках аукционной модели поддержки“.

В завершении стороны переговорного процесса “дякують” внушительному пулу посредников, поспособствовавших достижению подписания меморандума. В числе кураторов переговоров выступили Европейская Комиссия, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, послы Бельгии, Канады, Франции, Германии, Норвегии, Южной Кореи, Швеции и Великобритании, и многие другие.

Примечательно, что в переговорах в полном составе приняла участие “тройка” международных кредиторов Украины, а также послы стран, которые представлены инвесторами в возобновляемую энергетику и являются стороной переговоров. 

Государственные органы Украины, согласно меморандуму, берут на себя перечень обязательств, описанный в 14 пунктах соглашения. Приведем самые важные позиции.

  1. Госорганы предложат и поддержат изменения в законы Украины “Об альтернативных источниках энергии”, “О рынке электроэнергии” и других законы, направленные на внедрение механизма реструктуризации “зеленых” тарифов, до 1 августа 2020 года.
  2. Принятие изменений в законы “О режиме иностранного инвестирования” и “Об альтернативных источниках энергии” для законодательного урегулирования указанных выше вопросов. Таким образом производители ВИЭ имеют право подать иск об изменениях в законодательстве, которые возникли после вступления в силу закона о договоренности.
    То есть, власть на законодательном уровне закрепит “нерушимость” особого статуса “зеленых” инвесторов, в частности, иностранных компаний. Это сделает невозможным пересмотр условий работы производителей ВИЭ, даже в чрезвычайных обстоятельствах. В противном случае инвесторы легко оставят государство “без штанов” в судебном порядке.
  3. Обеспечение полной и своевременной текущей оплаты “Гарантированным покупателем” производителям ВИЭ за отпущенную ими электрическую энергию с месяца, следующего за месяцем, в котором закон о договоренности вступит в силу.
    Это означает, что производители “зеленого” мегаватта будут иметь абсолютный приоритет по оплате свое электроэнергии. Другие производители, например АЭС, будут ждать своей очереди и не получать никакой прибыли, пока не будет оплачен чек “зеленых”.
  4. Обеспечение погашения имеющейся задолженности за электрическую энергию, возникшую у “Гарантированного покупателя” перед производителями ВИЭ начиная с 1 января 2020 года, в срок до 31 декабря 2021 года. Уплата задолженности будет происходить по следующему графику: 40% в четвертом квартале 2020 года; по 15% ежеквартально в течение 2021 года. Госорганы рассмотрят возможность предоставления государственных гарантий для содействия привлечению кредитов от национальных и международных финансовых учреждений, а также использования других финансовых инструментов для быстрого погашения имеющейся задолженности перед производителями ВИЭ.
    Таким образом, государство откладывает начало погашения долгов на конец текущего кризисного года, с перспективой получения кредитов для выплаты задолженности инвесторам “зеленой” энергетики. 
  5. Нацкомиссия регулирования в сфере энергетики и коммунальных услуг вместе с “Укренерго” обеспечат разработку и принятие нормативно-правовых актов для определения порядка компенсации за невыработанную электроэнергию производителями ВИЭ (в результате выполнения команд оператора системы о сокращении генерации).
    Речь идет о том, что специально для “зеленых” производителей будут внедрены гарантированные финансовые компенсации за ограничение их работы по требованию оператора. В отличие от атомной генерации, которая бесплатно выполняет предписание по ограничению работы и остановке энергоблоков, бенефициары ВИЭ будут получать за такие простои компенсации.
  6. Пересмотреть тариф “Укрэнерго” на услугу по передаче электрической энергии и рассмотреть вопросы использования других финансовых поступлений с целью обеспечения “Гарантированным покупателем” своевременного выполнения текущих финансовых обязательств перед производителями ВИЭ.
    Это уже более чем прозрачный намек на повышение тарифов на электроэнергию для украинских потребителей, в том числе, и домохозяйств. Лишь бы инвесторы не остались без “кровно заработанных” миллиардов гривен. 
  7. Госорганы Украины, вместе с государственными банками и НБУ, проведут оценку воздействия принятых производителями ВИЭ условий реструктуризации “зеленого” тарифа на их платежеспособность в рамках кредитных программ, по которым привлечены денежные средства на реализацию объектов ВИЭ. В случае необходимости обеспечить пересмотр соответствующих нормативно правовых актов Нацбанка с целью устранения негативных последствий.
    То есть, если очень “важные” инвесторы обоснуют, что новые правила работы сегмента ВИЭ препятствуют им выплачивать кредиты, которые они взяли под постройку “зеленых” объектов, то НБУ предоставит им льготы.
  8. Министерство энергетики будет обновлять свой ежегодный прогнозный баланс электроэнергии для обоснованной корректировки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, для учета в его стоимости услуги по обеспечению увеличения доли производства ВИЭ.
    Увеличение доли “зеленой” генерации стимулируется сверхприбыльным тарифом, а тариф будут обслуживать украинские потребители.
  9. Утвердить годовые квоты поддержки в течение двух месяцев со дня вступления в силу закона о договоренностях, а также обеспечить проведение аукционов по распределению квоты поддержки производителей ВИЭ до конца 2020 года.
See also:  Зміни до законодавства, передбачені законом україни «про вищий антикорупційний суд» (порівняльна таблиця)

В теории, продажа “зеленой” электроэнергии на конкурентных аукционах снизит ее стоимость.

Однако производителям ВИЭ все равно гарантируется выкуп всего объема отпущенной электрической энергии по цене, определенной по результатам аукциона.

В действительности это вовсе не гарантирует существенного снижения стоимости энергии из возобновляемых источников, и может породить различные схемы по поддержки “правильных” производителей.

  • Перечень обязанностей производителей ВИЭ в меморандуме намного короче и умещается всего в четырех пунктах, и наиболее значимыми из них являются два:
  •  – снижение размеров “зеленых” тарифов без пролонгации срока действия договора на 15% для солнечных электростанций (СЭС) мощностью 1 МВт и выше, введенных в эксплуатацию в период с 1 июля 2015 года до 31 декабря 2019 года. Для СЭС до 1 МВт, введенных в эксплуатацию в указанный период, снижение составит 10%;
  • – для ветровых электростанций (ВЭС), которые запущены с 1 июля 2015 года до 31 декабря 2019 года (и состоят из ветроустановок единичной установленной мощностью от 2000 кВт и более), снижение тарифа составит 7,5%;
  •  – для СЭС и ВЭС, введенных в эксплуатацию с 1 января 2020 года, тариф уменьшится на 2,5%;
  •  – для всех объектов ВИЭ, запущенных до 1 июля 2015 года, устанавливается предельный “зеленый” тариф на уровне сниженного на 15% тарифа для наземных СЭС с установленной мощностью свыше 10 МВт, которые были введены в эксплуатацию до 31 марта 2013 года.
  • Де-факто речь идет о том, что бенефициары “зеленой” генерации обязаны лишь незначительно снизить сверхприбыльность своих инвестиционных проектов.

Во-вторых, производители ВИЭ, входящие в балансирующие группы “Гарантированного покупателя”, несут финансовую ответственность за все погрешности прогнозирования производства электрической энергии собственными объектами (в размере 50% с 1 января 2021 и 100% с 1 января 2022 года). Впрочем, до 31 декабря 2029 года финансовая ответственность для таких производителей ВИЭ будет наступать только в случае превышения соответствующих погрешностей прогнозирования на более 5% для СЭС и более 10% для ВЭС.

Таким образом “зеленых” производителей пытаются заставить предоставлять прогнозы по производству электроэнергии, чтобы у оператора энергосистемы было понимание, сколько балансирующих мощностей нужно для поддержания стабильности системы. Однако в меморандуме не указаны механизмы и законодательная база, которые будут регламентировать взыскание штрафных санкций. Тем более, до 2030 года производители ВИЭ могут допускать весьма значимые просчеты.

В целом, меморандум отражает компромиссные условия с принуждением к компромиссу государство Украина.

Последующие 10 лет, под благим лозунгом о развитии сектора “зеленой” энергетики, украинские потребители и другие сектора энергетической отрасли (в первую очередь атомные станции), будут за свой счет вскармливать ограниченную группу инвесторов. К тому же государство гарантирует им эксклюзивные условия работы на энергетическом рынке страны на законодательном уровне.

Без плана развития всей энергетической отрасли страны подписание подобных меморандумов с определенным сектором генерации ставит под угрозу целостность и устойчивость всей энергосистемы Украины.

Исход переговоров предопределили два фактора: большой интерес иностранного капитала и значительная доля “зеленой” генерации в руках отечественных олигархов. Меморандум априори не мог быть паритетным и отражать важные позиции государственных интересов Украины. В переговорном процессе Украину просто никто не представлял. 

Шантаж бенефициаров “зеленого тарифа” грозит ликвидацией угольной отрасли

Добавьте Вести.ua в список ваших источников

Президент DiXi group Елена Павленко: Правительство Украины запаздывает с процессом имплементации закона «О рынке электроэнергии»

  • Правительство Украины запаздывает с процессом разработки и принятия вторичных нормативные-правовых актов к закону «О рынке электроэнергии», считает президент DiXi group Елена Павленко.
  • По ее словам, созданный правительством Координационный центр (КЦ) по внедрению новой модели рынка э/э, в который вошли, в частности, вице-премьер-министр Украины Владимир Кистион, министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Носалик и глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк, еще ни разу не собирался.
  • «К сожалению, КЦ не собирался, не подготовлен план (план имплементации закона – Энергореформа) не выписывалось техзадание, и пока они не разобрались, кто за что отвечает»,- рассказала Елена Павленко.
  • Згадайте новину: Що зміниться в Україні з вільним ринком електроенергії

По мнению экспертов, для того, чтобы положения закона «О рынке электроэнергии» были претворены в жизнь, крайне важно правильно выстроить координацию между всеми органами по внедрению нового энергорынка. Именно фактор эффективной координации между государственными органами при реализации реформы энергорынка сыграл одну из важнейших ролей в странах ЕС, которые успешно прошли процесс таких масштабных преобразований. Исходя из этого, закон о рынке электроэнергии предусматривает возложение функции координации на Координационный Центр при Кабинете Министров.

Для внедрению конкурентного рыка электроэнергии, Кабминистров после принятия закона «О рынке электроэнергии» обязан был утвердить детальный план имплементации реформы, с указанием всех мероприятий, сроков их выполнения и исполнителей.

Кроме того, для полноценного функционирования рынка электроэнергии необходимо закупить и внедрить новое программное обеспечения (ПО) под разные сегменты нового рынка.

Так, в частности, ГП «Энергорынок», на которое возложена обязанность приобретения ПО для рынка «на сутки вперед» (индикативные рыночные цены) и внутреннесуточного рынка, должно было запустить работу над подготовкой технико-экономического обоснования для оптимального выбора ПО. По словам Е.Павленко, пока такое «техническое задание не выписывалось».

По мнению президента DiXi group, затягивание принятия вторичных нормативных актов в рамках закона «О рынке электроэнергии», а также непрозрачный процесс их разработки создают риски внедрения конкурентного рынка электроэнергии в Украине.

Интервью: Всеволод Ковальчук, и.о. главы Укрэнерго: ЕС и большинство других стран мира проходили этот путь десятилетиями

«Поскольку после вступления закона в силу прошел только месяц, то риски в связи с затягиванием имплементации еще не очень большие. Но если процесс имплементации данного закона будет таким же как и с имплементацией предыдущего закона (когда он просто не действовал), тогда риски вырастут», – подчеркнула Е.Павленко.

See also:  Законница получила выговор из-за взыскания долга с покойника

В то же время, Е.Павленко считает, что международные доноры не позволят затянуть процесс внедрения конкурентного рынка электроэнергии в Украине.

«Я думаю, что в этот раз будет немного лучше (с имплементацией закона – энергореформа) потому, что международные доноры – Мировой Банк, ЕБРР – очень внимательно следят за процессом и как только они увидят, что все совсем плохо, тогда они станут ставить вопрос как ранее: не дадим денег, если не будет процесса имплементации закона», – сказала она.

Напомним, 8 июня Президент Украины Петр Порошенко подписал закон «О рынке электроэнергии». Подпись под соответствующим документом глава государства поставил во время посещения Трипольской ТЭС в г.Украинка Киевской области.

Згадайте новину: Суд: самовільне підключення – ще не розкрадання електроенергії, тож відповідальності немає

Закон вступил в силу с 11 июня после официального обнародования его текста в газете «Урядовый курьер».

Ранее глава НКРЭКУ Д. Вовк заявлял, что разработка вторичного законодательства будет осуществляться в запланированные сроки. “Что касается сроков разработки документов, то можно смело рассчитывать, что к осени будет опубликовано 50% вторичного законодательства. Все сроки указаны в самом законе, будем выполнять его”, – сказал он.

Закон «О рынке электроэнергии» предусматривает внедрение новой модели рынка, включающей ряд сегментов: рынок двухсторонних договоров, рынок «на сутки вперед», внутрисуточный рынок, балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг. При реализации закона предусматривается двухлетний переходной период.

  1. Документ внедряет нормы Третьего энергетического пакета ЕС, в том числе в вопросе разделения компаний по направлениям распределения и передачи электроэнергии.
  2. DiXi Group – неправительственная организация, которая продвигает международные стандарты Инициативы прозрачности добывающих отраслей (EITI) в Украине.
  3. Источник: Энергореформа

Закон о рынке электроэнергии: что он нам готовит

Украина сделала важный шаг в построении конкурентного энергорынка — Верховная Рада приняла законопроект № 4493 “О рынке электроэнергии”, а 8 июня Президент Петр Порошенко его подписал.

Закон о рынке электроэнергии №4493 вступит в силу на следующий день после публикации в официальной прессе. Документ вводит новый подход к производству и распределению электроэнергии, вводит новых участников на рынок и новое формирование тарифов. Кто и как будет насчитывать новые цены на электроэнергию и когда это произойдет – в публикации сайта “24”.

Коммунально-платежные новации: о чем стоит помнить

Чтобы оценить новшества закона, нужно понимать, каким образом функционирует рынок сейчас. Сегодня это Оптовый рынок, который выкупает абсолютно всю электроэнергию, генерируют все разновидности производителей. Он по-разному оценивает ее стоимость в зависимости от типа генерации.

Затем продает эту же электроэнергию, уже без диференциализации по цене и типу генерации (некий коктейль из всех типов) по определенной цене. Продает поставщикам по тарифам регулируемыми и нерегулируемыми.

Те в свою очередь – поставляют населению по тарифам, установленным НКРЕКП для населения и промышленности.

А поставщики по нерегулируемым тарифам (лицензированные субъекты хозяйствования) могут продавать ее субъектам хозяйствования.

При этом поставщик по нерегулируемому тарифу для поставки электроэнергии юрлицу должен иметь доступ к системам распределения (электросетей в пределах региона, где расположено юрлицо).

Однако, на практике ему трудно получить этот доступ в достаточном объеме, поскольку на местах предприятия, осуществляющие распределение, связанные с предприятиями-поставщиками, а те, в свою очередь, связаны с производителями.

И хотя все проходит якобы через Оптовый рынок, однако на практике сети не очень заинтересованы, чтобы их эксплуатировали третьи лица, поэтому они блокируют возможность доступа к сетям, но это только один аспект.

Как пояснил в комментарии сайту “24” аналитик Андрей Вигиринский, по идее закона производители смогут заключать двусторонние сделки купли-продажи с участниками рынка (комерческим потребителями).

А предприятия, которые осуществляют распределение (даже те, которые являются составляющими вертикально-интегрированных структур, например, ДТЭК) должны быть организационно и управленчески отделенными от производителей и поставщиков (аналог рынке природного газа, где состоялось 2 года назад “расщепление” облгазов на трейдеров и распределительные сети). Также законопроектом прописаны гарантии независимости и свободного доступа к сетям участников рынка на основании публичных договоров.

Поживем – увидим, как это будет на практике. С высокой вероятностью можно предположить, что производители всеми доступными способами будут демпинговать и хранить своих потребителей качественных, с высоким потреблением и хорошим показателям расчетов, как на стадии условий расчетов, так и цены, – отметил Вигиринський.

Другие новшества – это еще несколько рынков электроэнергии: рынок на сутки вперед и внутреннесуточный рынок, балансирующий рынок, рынок вспомогательных услуг.

Каждый будет иметь отдельную цель функционирования, порядок функционирования, порядок купли-продажи электроэнергии, расчет ее стоимости по результатам, условия установления обязательных объемов продаж электроэнергии.

Это все еще должен утвердить Регулятор, о чем читайте дальше.

В Украине скоро появится несколько рынков электроэнергии

В силу того, что отсутствует теперь субъект, который выкупает всю электроэнергию и потом ее продает, появляется понятие сведения балансов: произведенная и потребленная электроэнергия и обязательства участников рынка сообщать и выполнять почасовые графики электрической энергии в соответствии с объемами купленной и проданной электрической энергии и нести финансовую ответственность за урегулирование небалансов. Для этого вводятся такие понятия как ответственность за баланс, балансирующая группа (объединение участников рынка, создается на основании договора о создании балансирующей группы, в рамках которого определенный договором участник рынка, который входит в такое объединение несет ответственность за баланс) .

Как пояснил руководитель сектора “Энергетика” Офиса ефективного регулирования Алексей Оржель, в условиях критического состояния украинской энергетики это решение чрезвычайно важное. Ведь в среднесрочной перспективе стабильный конкурентный рынок должен стать фактором привлечения инвестиций, которые так нужны сектору генерации электрической энергии.

Экономист Павел Кухта убежден, что Украина с принятием этого закона делает большой шаг к цивилизованным правилам энергетического рынка и к экономическому росту, который несет внедрение этих правил.

Закон закладывает для рынка электроэнергии в Украине законодательную рамку, соответствующую правилам, принятым в ЕС. Эти правила выработаны таким образом, чтобы обеспечить в энергетической отрасли максимально корректные и нейтральные правила функционирования рынка, – отметил он.

В общем, говорят эксперты, законом № 4493 заложены принципы прозрачного и эффективного присоединения к сетям распределительных компаний и значительно уменьшено влияние на заказчиков присоединения со стороны монополистов. Другой вопрос, как эти принципы будут внедряться на практике.

Алексей Оржель подчеркнул – законопроект об энергорынке мгновенного позитива потребителям не принесет. А эффективность конкурентных принципов этого закона в большей степени будет зависеть от его внедрения.

Потребители почувствуют положительные изменения, только когда на рынок войдут новые участники и новый капитал, прокомментировала Оржель. А обеспечить корректную имплементацию Закона должен энергетический Регулятор. Однако он до сих пор находится в зависимости и неэффективным, и без изменения его состава внедрения новго закона затянется, уточнил эксперт.

Именно Регулятор, после Верховной Рады, должен стать определяющим действующим лицом по имплементации этого закона в реалии функционирующего рынка.

Рынка, на котором 70% ТЭС сконцентрировано в руках одной компании, в котором объем перекрестного субсидирования между потребителями достигает 45,8 миллиардов грн, в котором присутствует значительная разница в стоимости между различными видами генерации с различными формами собственности, смежные рынки в котором, в частности угольный, является малоконкурентным, – отметил Алексей Оржель.

Своим Указом президент Украины утвердил план ротации председателя и членов Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. И в интересах государства провести эту ротацию как следует.

Для действительного реформирования рынка электроэнергии нужно решить вопрос состава НКРЭ

Без решения вопроса регулятора дальнейшая судьба законопроекта выглядит довольно туманно.

Ведь для нормального функционирования рынка электроэнергии нужно будет разработать правила рынка, правила рынка “на сутки вперед” и внутрисуточного рынка, кодексы системы передачи и систем распределения, кодекс коммерческого учета, правила розничного рынка.

Их должен утвердить Регулятор и согласовать – Антимонопольный комитет Украины. Кроме того, Кабмин отвечает за, в частности, создание оператора рынка, гарантированного покупателя, а также утвердить порядки и особенности регулирования (которые к тому же надо прописать).

Наконец, не самое главное – регулятор должен утвердить целый ряд методик формирования цен и тарифов в соответствии с распределенными законом функций участников рынка. Именно поэтому сегодня говорить, как новые правила на энергорынке повлияют на конкретные цифры в платежках – невозможно. Они еще не сочтены.

Согласно законопроекту разработать методики должны в месячный срок. Как это будет на практике – посмотрим.

  • Среди крупнейших угроз, закон останется хорошим только на бумаге, Андрей Вигиринский назвал ментальность.
  • На стадии нормативного регулирования подзаконными актами, на стадии допуска к сетям иностранных поставщиков, на стадии когда потребители (в основном население), не успеют, не смогут в достаточной мере разобраться с новыми положениями, их обяжут подписывать долгосрочные контракты, с кучей мелких букв и на невыгодных условиях, – уточнил аналитик.
  • Кроме этого, отметил он, рынок предполагает цивилизованные методы аккумулирования прибыли и дохода, и важно, чтобы энергетики не решили последовать примеру НАК “Нафтогаз Украины” и покончить с “убыточной” деятельностью через год-два ценой интересов необразованного населения.
  • Как заработать на биотопливе: Рада открыла новые перспективы
See also:  Министр внутренних дел арсен аваков: факт незаконного пересечения границы саакашвили установит суд

Новый рынок электроэнергии – чего ждать украинцам от реформы

Новый Закон об электроэнергетическом рынке является частью нормативных актов, которые Украина должна принять в пределах имплементации т.н. Третьего энергетического пакета (пакета законов, по которым работают страны Европейского Союза), о чем говорится в Соглашении об ассоциации и Протоколе о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического Сообщества.

Долгосрочная цель такой реформы – создание общего энергетического рынка Украины и ЕС. Однако для реализации этой цели наша страна должна прежде всего перестроить и запустить эффективную работу именно внутреннего рынка.

Тарифы на электроэнергию не будут повышаться год

Закон о рынке электроэнергии, принятый в апреле 2017 года, четко прописывает права, обязанности и ответственности всех участников рынка, в частности регулятора и оператора.

На этапе выполнения Закона это должно существенно улучшить скорость и качество взаимодействия между сторонами, в свою очередь, будет способствовать прозрачной и четкой работе нового рынка электроэнергии. Конечно же, при условии, что каждая из сторон будет полностью выполнять взятые на себя обязательства.

Согласно этому Закону, рынок электроэнергии должен заработать с июля 2019 для бизнеса, а с июля 2020 – для потребителей.

Для имплементации этого закона чиновники выполнили немало организационной работы, например, был утвержден План подготовки необходимых нормативно-правовых актов, создан Координационный центр при вице-премьере и Рабочая группа при Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины. С осени 2017 года и до сих пор продолжается разработка и принятие многих нормативно-правовых актов вторичного законодательства, над этим работает обновленный регулятор. При этом больше всего документов должен принять именно НКРЭКУ.

Через 5 лет солнечная энергетика станет популярнее атомной

Однако сегодня мы не имеем стопроцентной гарантии, что успеем к поставленному сроку – июль 2019 года. Для этого в октябре-ноябре 2018 «Укрэнерго» должно начать эксплуатацию (в тестовом режиме) необходимого программного обеспечения, однако существует риск, что компания не успеет запустить этот процесс вовремя.

К тому времени должно также состояться разделение облэнерго на компании по поставке и компании по распределению.

Должна быть решена и проблема имеющихся долгов на рынке электроэнергии – для этого парламент должен принять необходимые законы, но будут ли готовы депутаты заниматься этой реформой накануне выборов – увидим осенью.

Выгода для потребителей

Для украинских потребителей введение нового рынка будет означать прежде всего более четкие и детальные правила, по которым с ними будут работать операторы по распределению и поставщики.

Если эти правила будут выполняться, потребители будут получать лучшие услуги это, в частности, будет касаться присоединения к электросетям, строительства новых сетей и предоставления качественного сервиса (эффективной работы колл-центров, быстрого восстановления электроснабжения в случае его прерывания и т.д.).

Поставщиков и производителей электроэнергии разведут

Однако, как показывает реформа рынка газа, начатая на несколько лет раньше, чтобы получать качественные услуги, сами потребители должны хорошо знать свои права и обязанности.

Они должны быть хорошо информированы о правилах рынка, права и обязательства – свои и компаний-поставщиков, а также иметь возможность соответственно отреагировать, если поставщик окажется ненадежным.

И это важная задача как для регулятора, так и для правительства и общественных организаций.

Согласно новому Закону, потребитель теперь будет иметь возможность менять поставщика, если услуги имеющегося не будут его удовлетворять или по любой другой причине. И ни один договор с потребителем не может ограничивать это право. Более того, ни один договор не может обязать потребителя дополнительно платить за право сменить поставщика.

Детальный процесс смены поставщика описан в Правилах розничного рынка (электрической энергии) – документе, который стоит прочитать тем украинцам, которые хотят получать от своих поставщиков качественные услуги.

Согласно этим правилам, переход к новому поставщику будет продолжаться в течение трех недель, а точнее в течение 21 календарного дня с момента уведомления потребителем об этом решении.

Таким «сообщением о намерениях» считается заявление-присоединение потребителя к договору с новым поставщиком, которое содержит информацию, описанную в Правилах розничного рынка.

Техническая часть перехода (обмен информацией, дата начала поставки электроэнергии новым поставщиком) должна осуществляться с минимальным привлечением потребителя. В случае несогласия между потребителем и поставщиком в процессе такого изменения все споры будут решаться в соответствии с порядком рассмотрения жалоб, за который отвечает НКРЭКУ.

Например, в странах ЕС, где поставщики конкурируют за потребителей, домохозяйства получают от компаний предложения с различными системами тарифов. Стоимость электроэнергии зависит от времени потребления и его объемов.

Так, каждый потребитель, зная, когда он чаще пользуется электроэнергией (использует стиральную машину, готовит, гладит), выбирает ту систему тарифов, которая является для него наиболее выгодной. Перечень поставщиков, среди которых можно выбирать в зависимости от территории проживания, представлены на специальных сайтах регуляторов.

К примеру, в Великобритании регулятор подробно объясняет потребителям, как сменить поставщика, на каких условиях это можно сделать и на что следует обращать внимание во время этого процесса.

Стало известно, в каких странах мира вообще нет центрального отопления

Однако не стоит надеяться на снижение стоимости электроэнергии для потребителей после запуска нового рынка.

Из-за потребности в обновлении и строительстве сетей, внедрение новых технологий, развитие возобновляемых источников энергии и поддержку тех слоев населения, которые сегодня недостаточно профинансированы, цены на электроэнергию не смогут упасть.

С другой стороны, благодаря соревнованию за потребителя между компаниями-поставщиками сервис и качество услуг значительно улучшатся.

Smart-технологии

Европейские компании-поставщики всегда ищут возможности, чтобы быть конкурентоспособными, клиентоориентированными и максимально эффективными в работе. И в этом им зачастую помогает внедрения новейших технологий.

Например, одна из компаний в Нидерландах руководит энергетическими сетями, которые распределяют газ и электроэнергию на достаточно большой территории страны. Их платформа собирает и анализирует огромное количество данных, чтобы лучше поддерживать активы, оптимизировать сеть и помогать клиентам экономить средства на использовании энергии.

Основной задачей компании является обеспечение эффективного обслуживания активов, таких как газопроводы и электрические кабели, и постоянное совершенствование процесса управления, благодаря чему ей удается уменьшить собственные расходы.Приобретает популярность и применение такой технологии, как smart grids (умные сети).

Например, в Великобритании сейчас идет обсуждение будущего развития smart grids в стране.

Введение smart-технологий, в частности умных сетей, сегодня является частью процесса создания нового рынка и в Украине. Реализацией проекта, финансируемого Международным банком реконструкции и развития, занимается «Укрэнерго».

Этот проект позволит компаниям прогнозировать производство электроэнергии из возобновляемых источников энергии, собирать технологические данные по всей системе, а также получать показатели качества электроэнергии из каждого региона.

Скорость введения smart-технологий и активная деятельность участников рынка, в том числе потребителей, ускорит реализацию проекта и других инициатив компании.

Стало известно, сколько украинцев пользуются солнечной энергией

Благодаря новому Закону smart-технологии смогут быть доступны и для потребителей, которые смогут не только существенно экономить на использовании электроэнергии, но и самим стать участниками рынка.

Новые технологии помогут правильно оценивать объемы потребления, подсказывать, где и как можно сэкономить электроэнергию, передавать соответствующие данные не только потребителю, но и дальше на рынок через smart grids, а также выбирать лучший для каждого режим потребления.

Все больше потребителей смогут вести активную деятельность на рынке и продавать произведенную электроэнергию в системе. И все это не далекие перспективы для украинских потребителей, а реалии уже нескольких лет.

Елена Павленко, президент DiXi Grouр

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*