Закон «маски-шоу стоп»: перший досвід застосування

Економіка, 31.03.2018

Незважаючи на зміни в законодавстві, спрямовані на захист підприємців від тиску правоохоронців, тенденція надмірної активності останніх збереглася. Тому в уряді та парламенті вже йде робота над змінами до закону «маски-шоу стоп».

7 грудня 2017 р. в Україні набув чинності закон про обов’язкову відеофіксацію під час проведення обшуків (№ 2213-VIII), що в народі дістав назву «маски-шоу стоп». Закон, зокрема, вводить обов’язкову відеофіксацію під час обшуків, як і під час розгляду клопотань слідчим суддею.

Відеозапис має бути невід’ємним додатком до протоколу обшуку. Крім того, документ дає змогу людині скористатися допомогою адвоката під час проведення в неї обшуків.

Вводиться заборона вилучення інформаційних носіїв і комп’ютерної техніки (жорсткі диски, сервери, телефони тощо), інформують Економічні Новини.

Однак є винятки.

Слідчий, за умови наявності дозволу суду, може вилучити об’єкти: необхідні для проведення експертизи, якщо вони є знаряддям скоєння злочину або отримані внаслідок вчинення правопорушення (наприклад, украдений телефон, встановлений на комп’ютері банк-клієнт, через який здійснювали «обнал»), або доступ до них обмежений власником, зокрема, наявністю пароля. Крім цього, обговорюється блокування процесу порушення кримінальних проваджень різними органами з одного й того самого приводу нескінченну кількість разів.

Для захисту бізнесу від зловживань влади 28 лютого Кабмін створив міжвідомчу комісію. «У прямому ефірі будемо викривати негідників у погонах, які, незважаючи на те, що їхні побратими стоять на фронті, паразитують і вимагають хабара», – заявив тоді прем’єр-міністр Володимир Гройсман.

Однак добрі наміри законодавця невдовзі розбились об сувору реальність слідчих дій. За даними Мін’юсту, епізодів з обшуками у 2014 р. було 40 тис., у 2015 р. – уже 73 тис., у 2016 р. – 95 тис., а торік ця цифра перевищила 100 тис.

Під приціл силовиків, прокуратури, СБУ та поліції потрапили й такі бізнес-гіганти, як хай-тек-холдинг КМ Core, агрохолдинг «Астарта», інвестиційна компанія Dragon Capital.

Буквально нещодавно з рейдерською перевіркою прийшли в компанію, що забезпечує сервіс експрес-доставки документів, вантажів і посилок для фізичних осіб та бізнесу «Нова пошта».

Аналогічна історія трапилася з IT-компанією «Електрум Пеймент», а також банком «Фінансова ініціатива» та багатьма іншими.

«Вже накопичилася певна критична маса інформації, яка свідчить, що дійсно прогресивний закон, від якого ми чекали вирішення багатьох глобальних проблем, з якими щодня стикається бізнес, кардинально не змінив ситуацію, щоб вважати, що вона як мінімум почала виправлятися», – вважає народний депутат від фракції БПП Вадим Денисенко.

За його словами, критичною точкою в цьому контексті став обшук, проведений минулого тижня в одному з банків. «Згідно з новим Кримінально-процесуальним кодексом є право на допущення адвоката під час обшуків, і був адвокат, однак його не допустили.

Всі старорежимні правоохоронні групи та нові, як НАБУ, поки що порушують закон «маски-шоу стоп». Якщо відбувається обшук, то зібрані там речі є нікчемними доказами в суді.

Але це все одно відбувається, що створює дискомфорт для людей, деморалізує трудові колективи, заважає роботі бізнесу», – повідомив він.

Парламентар анонсував, що вже у квітні він разом з колегами планує внести зміни до чинного закону. «Зміни мають полягати у двох кардинальних речах. Перше – треба вводити дисциплінарну, а можливо, кримінальну відповідальність силовиків за невиконання закону «маски-шоу стоп».

Тобто якщо ви не допустили адвоката, то ви маєте понести за це як мінімум дисциплінарну, а я вважаю, кримінальну відповідальність. Другий, не менш важливий момент, ми говорили про це, коли ухвалювали цей закон, потрібно нарешті покласти край «каруселям», коли однотипні справи відкриваються одним органом, потім закриваються, потім відкриваються іншим органом. У нас 12 антикорупційних органів.

І треба пройти всі ці 12 кіл пекла. І всі плювати хотіли на виконання закону «маски-шоу стоп», – сказав Денисенко.

Він прогнозує, що відповідні законодавчі зміни викличуть величезний спротив з боку силових структур, але це «дасть можливість бізнесу дихати».

А депутат від фракції «Самопоміч» Іван Мірошниченко звернув увагу, що ще десять років тому обшуки силовиків у великих компаніях розцінювалися б як «кричущий факт», тоді як сьогодні такі акції відбуваються чи не щодня.

«Діагноз порушень у всіх компаній однаковий – вони приходять з обшуками за іншими кримінальними справами, з виїмками по одній компанії, а зачищають і забирають документи, комп’ютери та сервери в усіх компаній на поверсі. Факти недопуску адвокатів. Неможливість відеозйомки.

Це все порушення законодавства», – зазначив парламентар. За його словами, закон «маски-шоу стоп» досить непоганий, однак його потрібно посилити.

За словами колеги по фракції, депутата Олександра Данченка, для своїх протиправних дій правоохоронці активно використовують чинник війни на Донбасі та боротьби з тероризмом, зокрема щодо IT-компаній.

«І що цікаво, вагони з вугіллям з ЛНР та ДНР, які досі туди-сюди бігають, ніхто не помічає, а якщо через інтернет пройшли якісь фінансові операції – відразу перевірки. Мені здається, що силовики зацікавлені у війні. Вони її підтримують, бо для них це єдина можливість заробляти.

Якщо не на Донбасі – то тут. Єдиний ярлик, який вішають – фінансування тероризму», – вважає парламентар.

Він наголосив, що за останній тиждень з’явилася нова система тиску на бізнес – створення фейкових сторінок, платіжних електронних систем, лотерей нібито російського походження. «Тобто використовують додаткові технології, яких не було раніше», – зазначив Данченко. За його словами, такі дії силовиків негативно впливають на бізнес-клімат і роботу компаній, які активно виїжджають за кордон.

«Я наведу приклади. Було 12 обшуків IT-компанії «Електрум Пеймент» минулого тижня, комп’ютери, сервери – все вилучили. Ще один приклад – обшуки компанії, що займається біотехнологіями, «Біотехком».

Там вилучено 80 комп’ютерів, 40 ноутбуків, навіть мобільні телефони.

Компанія просто зупинилася… Я закликаю правоохоронні органи зупинитися, бо дуже скоро весь наш IT, телеком і цифровий бізнес буде в Канаді, Білорусі й навіть у Росії», – резюмував він.

«Маски-шоу – це велика проблема для України. Ми втрачаємо рейтинг нашої держави, наш авторитет, завдаємо шкоди бізнесу, і ніхто не несе покарання. Уряд створив міжвідомчу комісію.

Але маски-шоу робить СБУ, прокуратура, НАБУ. Вони не підпорядковані уряду, який не має права давати їм вказівки.

Потрібно ухвалювати рішення, зокрема на парламентському рівні», – заявив голова Ради підприємців при Кабміні, депутат Леонід Козаченко.

За його словами, треба звернутися до міжнародного досвіду.

«Якщо відбулися такі «маски-шоу», впала на $60 млн капіталізація компанії і не відновилася, то втрачену різницю держава має сплатити зі своєї кишені або відповідальний за це чиновник.

Якщо зламали замки від дверей – то, отже, має заплатити той, хто це зробив. Без судового рішення, автоматично. Блокуються рахунки, і він це робить. Такі кроки потрібно приймати та вчитися в інших країн», – резюмував він.

Поки нові зміни до закону не ухвалено, для мінімізації наслідків від проведення такого роду заходів з боку силовиків керівник ТОВ «Юридична бухгалтерська компанія «Вибір» Цезарева Марина радить бізнесменам: документи та матеріальні цінності, що є в офісі, мають стосуватися тільки діяльності підприємства. Також, у світлі останніх змін законодавства України, сучасні бізнесмени мають користуватись у своїй діяльності електронним документообігом, який немає потреби зберігати в офісі, а можна тримати на хмарних серверах.

Крім того, треба пам’ятати, що допомогою в такій стресовій ситуації може стати наявність чинного договору з адвокатом, який правильно та своєчасно скоординує дії сторони, що «приймає».

«Щоб уникнути ситуації «неочікуваного приходу гостей», можна моніторити Єдиний державний реєстр судових рішень, та й зрештою, безумовно, реагувати в межах чинного законодавства на будь-які запити правоохоронних органів», – резюмувала вона.

Закон «маски-шоу стоп»: перший досвід застосування

Источник: https://enovosty.com/uk/news/full/3103-zakon-maski-shou-stop-xochut-posiliti

Рада приняла закон "Маски-шоу стоп!"

Четверг, 16 Ноября 2017, 12:12

Народные депутаты поддержали законопроект Кабинета министров по противодействию незаконному давлению на бизнес со стороны правоохранительных органов

  • Голосование состоялось сегодня, информирует “ДС”.
  • За законопроект №7275 проголосовали 312 нардепов, то есть Конституционное большинство.
  • Закон представил премьер-министр Владимир Гройсман, подчеркнувший, что документ “поставит точку” в вопросе незаконных обысков и препятствовании бизнесу.

“Около месяца назад была встреча с бизнесом под председательством президента. Была встреча с бизнесом, вопросы, которые беспокоят реальный сектор. Тогда я внес инициативу “Маски-шоу стоп”. Я, как премьер-министр, дал поручение другим силовым ведомствам.

See also:  Голова конституційного суду станіслав шевчук: чим більше змін основного закону, тим більше абсурду

И я благодарю министра внутренних дел, руководство ГФС, генерального прокурора, который вынес ряд решений, которые делают невозможным “маски-шоу”, где нет оснований проводить такие операции.

Тогда я пообещал, что правительство выйдет с соответствующей законодательной инициативой”, – сказал глава правительства.

  1. Он добавил, что законопроект разработали МВД, Минюст, Секретариат Кабмина, Офис омбудсмена, “чтобы совместно с парламентом и президентом поставить в этом вопросе точку”.
  2. Напомним, 8 ноября Кабинет министров Украины предложил внести изменения в некоторые законодательные акты по предотвращению давления правоохранительных органов на бизнес.
  3. В частности, Кабмин предлагает признать недопустимыми доказательства, полученные во время выполнение постановления об обыске, вынесенного без технической фиксации – видео- или звукофуксации.
  4. Также предлагается признать недопустимы доказательства, полученные во время обыска, на котором не было адвоката.

Кроме того, предусмотрено запрет на изъятие оригиналов документов и серверов. Также запрещается повторно нарушать закрытые уголовные производства.

Отдельно усиливается ответственность силовиков. Для этого предлагается создать комиссию, которая будет проверять факты нарушений, совершенных правоохранителями.

В ее состав должны войти представители органов государственной власти, правозащитных организаций, общественных объединений в сфере защиты предпринимательской деятельности.

Рекомендации работы комиссии должны быть обязательными для рассмотрения и предоставления ответа по существу.

А заявитель, согласно законодательной инициативе правительства, будет иметь право получить подтверждение регистрации уголовного дела (выписка из Единого реестра). Лица, против которых открыты производства имеют право обжаловать бездействие следователя вносить ходатайство о применении разумных сроков производства.

Больше новостей о политической жизни Украины читайте в рубрике Государство

Источник: https://www.dsnews.ua/politics/rada-prinyala-zakon-maski-shou-stop--16112017121200

"Родина сдаст тебя, сынок". Как будет работать закон "Маски-шоу стоп-2", и почему за беспредел силовиков заплатят исполнители

Аккурат в день празднования Хэллоуина в Украине объявили о запуске новой серии долгоиграющей саги с масками, шоу и бизнесом, который страдает от этих механизмов прессинга со стороны силовиков.

31 октября президент Петр Порошенко подписал закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Украины в части усовершенствования обеспечения соблюдения прав участников уголовного производства и других лиц правоохранительными органами в ходе осуществления досудебного расследования” (регистрационный номер 8490). В широком обиходе этот документ носит название “Маски-шоу Стоп-2”, и по уверениям его разработчиков призван упростить механизм привлечения к ответственности следователя или прокурора, которые приняли незаконное решение в ходе расследования уголовного дела, которое впоследствии отменено судом.

  • Но это не единственное новшество закона, который более месяца ожидал визы главы государства (свой автограф Порошенко приурочил к форуму инвесторов).
  • “Страна” изучила его нормы и разбиралась, как они будут воплощаться на практике.
  • А что с первыми “масками”?
  • Прежде чем вчитаться в текст закона №8490 следует напомнить подоплеку его принятия и выяснить, какие результаты дала первая инициатива по облегчению ведения бизнеса – “Маски-шоу стоп-1” (закон №7275).

Ее основные постулаты “Страна” уже описывала детально.

Сегодня лишь напомним, что главный акцент “первых масок” касался новаций в Уголовном процессуальном кодексе в части трех запретов для правоохранителей – на проведение обысков без присутствовия адвоката, открытие разных уголовных дел по одной и той же фабуле, а также изъятие техники. Кроме того, силовиков обязали снимать на видео “шмоны”, а суды – вести аудиофиксацию заседаний, включая процесс рассмотрения следственными судьями ходатайств прокуроров.

  1. Мониторить выполнение этих норм была призвана Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения соблюдения правоохранительными органами прав и законных интересов лиц, которую патронирует премьер-министр Владимир Гройсман (создание этого органа как раз и предусматривал закон №7275).
  2. И вскоре туда посыпались жалобы от бизнесменов.
  3. Министр юстиции Павел Петренко утверждал, что их вал оказался меньше, нежели до запука инициативы “Маски-шоу стоп”.

“Три-четыре жалобы через офис бизнес-омбудсмена… Большого массива жалоб нет”, – говорил он в апреле журналистам. К середине лета суммарное количество жалоб исчислялась уже десятками, а затем и сотнями.

Основная масса негодований бизнеса касалась игнорирования правоохранителями запретов на изъятие серверов, которые продолжались повсеместно (вместо копирования информации с носителей) и продолжающаяся практика “клонирования” уголовных дел (ее осуществляют путем коррекции нескольких слов в фабуле).

Кроме того, предприниматели указывали: суды продолжают выносить “ухвалы” о проведении обысков “конвейером” без предусмотренной законом аудиофиксации.

Узнав об этом, власти развели руками и задумались. В их интерпретации, для привлечения нерадивых нарушителей закона у бизнеса на поверку не оказалось должного инструментария. Ввиду этого в оказавшийся “сырым” закон №7275 начали готовить добавку – “вторую часть”. Не мудрствуя лукаво, ее обозвали “Маски-шоу стоп-2”.

  • О чем новый закон
  • Как и первую инициативу, представлял свежие наработки в парламенте глава Минюста Петренко.
  • “Суть этого закона – дать возможность честному гражданину и предпринимателю защититься от беспредела следователя, который нарушает закон, дать возможность предпринимателю подать жалобу в суд, если следователь возбудит повторно уголовное дело по той же фабуле”, – заявлял он.
  • Тем самым не скрывая: новшества, которые были утверждены 18 сентября Верховной Радой, представляют собой попытку ответить на вызовы, с которыми не смогли справиться в должной мере “первые маски”.
  • Теперь – об основных “китах” закона. Он вносит изменения в УПК в части предоставления права участникам уголовного производства (должностным лицам предприятий, в отношении которых ведется досудебное расследование) заявлять ходатайство о закрытии дела, в случае когда:

– существует неотмененное постановление следователя/прокурора о прекращении уголовного производства в случае установления отсутствия события или состава уголовного преступления;- вступает в силу закон, которым отменена уголовная ответственность за деяние, совершенное лицом, или относительно налоговых обязательств лица, совершившего действия, предусмотренные ст.212 УК Украины, достижения налогового компромисса.

Вынести мотивированное решение на этот счет следователь должен будет в течение трех дней с момента поступления к нему соответствующего обращения. При этом, если на эти просьбы заявителю будет дан отказ, он может “обязать” прокурора закрыть дело через суд.

Предусмотрено, что решение следственного судьи об отказе в удовлетворении соответствующей жалобы также может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Опрошенные “Страной” юристы указывают: внешне эта новация выглядит прогрессивно, если бы не ряд реалий жизни, связанных с по сути установленным диктатом власти над служителями Фемиды.

“Если ты через суд добиваешься закрытия дела, то очевидно, что на уровне следствия уже был получен отказ в этом. А теперь представьте себе “шпагат” следственного судьи, который будет рассматривать это ходатайство.

Он прекрасно отдает себе отчет в том, что со следователем и прокурором ему еще предстоит работать, ознакомлен с позицией органа досудебного расследования…

Ну и наконец, нарываться на потенциальную жалобу в ВСП или возбуждение уголовного дела за вынесение неправосудного решения, что практикуют в ГПУ, вряд ли найдется много желающих. Так что в целом норма “пустая” и вряд ли что-то кардинально изменит.

За исключением, разве что, случаев “договорняков”, где от судьи требуется лишь подписать решение, которое уже было принято “наверху”, – говорит один из киевских адвокатов на правах анонимности.

Чересчур ушлых силовиков сделают “регрессниками”, судьи не заплатят ничего

Законом также предусматривается ужесточение имущественной ответственности правоохранителей за совершенные деяния. Эти новации касаются правок в ст.

307 УПК, и предусматривают компенсацию из бюджета за действия силовиков с последующим регрессом к последним со стороны государства.

То есть, согласно задумке авторов “Маски-шоу стоп-2”, за незаконные действия заплатит сначала бюджет, а затем держава взыщет эти суммы с нерадивого следователя/прокурора.

Определение конкретного, а не коллективного, виновного при “кошмаривании” фигурантов уголовных дел уже вызвало ожидаемую реакцию на страницах юристов.

“Родина сдаст тебя, сынок”, – острит в обсуждении этой новеллы судья Денис Невядомский, обращаясь к следователям и прокурорам. Другие его коллеги более скептично настроены на этот счет. Они сомневаются, что в рамках инициированных “сверху”, в том числе и откровенно заказных уголовных дел власти не начнут “сливать” исполнителей таким образом.

  1. Хотя, как показывает история опального экс-следователя ГПУ Дмитрия Суса, которого на сегодняшний день пытаются судить, и такие прецеденты уже встречались.
  2. Параллельно с этим “обновляются” нормы Гражданского и Уголовного процессуального кодекса, а также статьи закона “О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов досудебного расследования, прокуратуры и суда”.
  3. Отныне право обратного требования к виновным лицам будет распространятся на силовиков не только в случае установления в их действиях уголовного правонарушения, но и при наличии признаков дисциплинарного проступка.
  4. Важный нюанс: чтобы получить денежную сатисфакцию, равно как и поставить зарвавшихся сотрудников органов на место, пострадавшее от беспредела правоохранителей лицо или компания должны будут иметь на руках судебный вердикт.
See also:  Новації земельного законодавства: згода на суборенду не потрібна, емфітевзис та польові дороги

Если ходатайства бизнесменов будут учтены в соответствующей “ухвале” на решение, действия или бездействие органа досудебного расследования, об этом будет уведомляться руководитель конкретного зачинщика “кошмаривания”. В его компетенции – проведение служебного расследования и решение вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности.

Но важно разграничивать: закон №8490 касается не порядка возмещения ущерба лицу за незаконные действия органа досудебного расследования. “Он касается того, что происходит после того, как Госказначейство возместило лицу ущерб за то, что его незаконно содержали в СИЗО.

А уже после того, как гражданин получил деньги, может начаться регресс – государство в лице прокуратуры будет требовать от следователя возместить ущерб. Но не гражданину (он деньги уже получил!), а бюджету, – объясняет “Стране” известный криминальный журналист Владимир Бойко.

– Этот закон расширяет основания, когда прокуратура может требовать от следователя компенсации за его действия в пользу казначейства. Ранее такое было возможно только в случае осуждения следователя за незаконные действия.

Прокуратура при этом подавала гражданский иск к следователю в порядке трудового спора, путем подачи иска о возмещении ущерба, нанесенного государству”.

Но и это еще не все нюансы – усиливая тем самым ответственность следователей и прокуроров авторы закона №8490 вывели из круга лиц, с которых можно взыскать регрессный ущерб судей за вынесение противоправных решений.

Наряду с этим расширяется перечень случаев, при наступлении которых у пострадавших от действий правоохранителей возникает право на возмещение со стороны государства. Но и здесь есть ряд вопросов, ответы на которые даст только апробация закона №8490 на практике.

Прежде всего, речь идет о так называемом “бездействии” правоохранителей.

Ведь не секрет, что к таковому зачастую относят регулярные отказы в обязательном открытии уголовных дел по заявлению лица, его подавшего (из свежих примеров – “Страна” лишь через суд удалось обязать полицию расследовать угрозы в адрес журналистов нашего издания).

“Если каждая такая “бездеятельность” будет сопровождаться иском об ущербе, то либо суды перестанут признавать ее незаконной, что нивелирует задумку, либо в бюджет придется закладывать колоссальные суммы на компенсации”, – пишет в своей колонке на “Экономической правде” адвокат Юрий Радзиевский.

“Третьи лица”

Наконец, законом вводится в обиход новый участник уголовного производства – “другое лицо”, а также гарантии защиты его прав. По оценкам юристов, это долгожданная норма, в результате чего “связанные” или “третьи” лица наконец-то получили права, наравне с подозреваемым, обвиняемым и потерпевшим.

“Фраза прокурора или следователя “у вас нет статуса в производстве” превращала собственника или директора предприятия просто в немого свидетеля того, как различные следственные действия останавливали работу предприятия и бизнеса в целом.

Принятые изменения дают право подавать ходатайство в суд о закрытии уголовного производства в связи с истечением сроков следствия, а также обжаловать в суде возможный отказ, – отмечает в своем блоге адвокат Александр Горобец.

– Предполагаю, что эта новелла сможет покончить с существованием долгоиграющих фактовых производств, причем инициативу закрытия закон дает иному лицу, права или законные интересы которого ограничиваются во время досудебного расследования”.

Впрочем, высказываются мнения, что и эта новелла может оказаться лечением симптомов, а не самой болезни.

Суть которой в том, что после дарования в 2015 году силовикам возможности налагать аресты на имущество так называемых “связанных лиц”, количество злоупотреблений со стороны правоохранителей по этой части уже давно бьет все рекорды (в том числе, в рамках уголовных дел, где нет подозреваемых).

В СМИ регулярно можно встретить упоминания о таких скандалах. Так, силовики “кошмарят” контрагентов фирм, в отношении которых проводится расследование, невзирая на то, что они не имеют прямого отношения к фабуле производства.

Еще одна уловка людей в погонах – при осуществлении “шмонов” они блокируют работу других фирм, когда те находятся в одном помещении с “мишенями” уголовного дела.

И в дальнейшем через суд арестовывают все обнаруженное имущество “скопом”.

Знают ли об этих примерах разработчики закона? Скорее всего, да. Но вместо того, чтобы запретить арестовывать имущество “третьих лиц”, то есть решить проблему кардинально, депутаты просто немного подсластили им пилюлю.

И частично устранили следствие ранее созданных самими же народными избранниками проблем.

В то же время, открытым остается вопрос – не откроют ли новые права “связанных/других” окно для злоупотреблений и прекращения расследования полновесных, а не сфабрикованных дел.

Апробация на практике “Масок-шоу стоп-2” в ближайшие месяц даст ответ, смог ли новый закон разрешить проблему “прессинга бизнеса”.

Пока же оценки новаций сводятся к тому, что выписанные на бумаге позитивные нормы будут по-прежнему саботироваться людьми в погонах.

А ушлых следователей и прокуроров, которые занимаются “кошмариванием” фигурантов уголовных дел, будет прикрывать начальство.

Ввиду этого нельзя исключать, что в таком случае “бег по кругу” властей в попытках защитить права предпринимателей завернет на новый виток без практических результатов.

“С нетерпением ожидаю на третью часть супер-пупер блокбастера “Маски-шоу стоп”, – рефлексирует на эту тему экс-прокурор Владимир Петраковский.

Источник: https://strana.ua/articles/analysis/169263-kak-budet-rabotat-zakon-maski-shou-stop-2.html

Закон «маски-шоу стоп»-2: теперь бизнес может вздохнуть спокойно?

В Украине вступил в силу так называемый закон «маски-шоу стоп»-2, вносящий изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины и усиливающий ответственность силовиков  при осуществлении досудебного расследования.

Теперь предприниматель, ставший объектом интереса со стороны правоохранительных органов, имеет право обратиться к следственному судье с ходатайством о закрытии дела, если истекли сроки проведения досудебного расследования. 

Также фигурант может самостоятельно позаботиться о прекращении дела, если есть соответствующее постановление судьи. Такой вид обращения следователь или прокурор  должен изучить и удовлетворить в течение 3 дней.

Кроме того, по принятому закону упрощен процесс привлечения к ответственности, силовиков, будь то следователь или прокурор, за неправомерные действия, принятые в рамках того или иного  уголовного дела. Речь идет о решениях, которые суд признал впоследствии необоснованными.

  • Также новым законом предусматривается покрытие предпринимателю или бизнесу урона, которые ему нанесли силовики в ходе досудебного расследования.
  • «Попросту говоря – с сегодняшнего дня за неправомерное преследование бизнеса виновные будут нести персональную ответственность, в том числе, и материальную”, – заявил Президент Петр Порошенко, подписывая данный закон.
  • Этот документ входит во второй пакет законопроектов по усилению защиты бизнеса.

Предшествующий ему закон, получивший название «маски-шоу стоп», вступил в силу в декабре прошлого года.

Он, напомним, вводил обязательную фиксацию с помощью  видео- и аудиотехники  процесс обыска (начиная от кабинета следственного судьи, где силовики получают санкцию и заканчивая непосредственными осмотром).

Также закон устанавливал критерии «цивилизованного» обыска и  повышал требования к его  инициированию со стороны силовиков.

«Закон «маски-шоу стоп»- 2 считаю  очередным  пиаром со стороны властей. Все понимают, что «маски-шоу», рейдерские захваты проводятся по отмашке  «верхов», и никто «самодеятельностью» не занимается.  Это все спланированные вещи. А как работает у нас суд, все знают. Ведь он фактически в Украине отсутствует», – комментирует эксперт по экономическим вопросам Всеволод Степанюк.

Юрист Ростислав Кравец считает, что в украинских реалиях новый закон работать не будет.

«Учитывая окончательную формулировку принятую Верховной Радой, мы получили неожиданную ситуацию: чтобы привлечь прокурора или следователя к ответственности, нужны определенные обстоятельства. Во-первых, готовность государства полностью возместить ущерб.

Исходя из судебной практики, такое происходит достаточно редко, так как для этого нужно отдельное решение суда. Во-вторых, если государство и возместит ущерб, нужно еще отдельное решение суда, доказывающее, что вред причинен именно умышленными действиями прокурора или следователя.

А это при нынешней правозащитной системе – нереально», – заявил эксперт.

Юрист отрицает массовый характер наказания следователей и прокуроров, умышленно нарушающих требования законодательства.

«Как предохранитель злоупотреблений – этот закон бесполезный. Кроме предвыборного пиара отдельных лиц, которые будут говорить, что защитили украинцев от произвола правоохранителей, последствий не будет», – отметил он.

Эксперты также говорят, что количество обысков бизнеса по стране растет, несмотря на принятое «защитное» законодательство и сокращение предпринимательства из-за минувшего кризиса. Из самых громких можно вспомнить проверки в Буковеле и «Новой почте».

До сих пор визиты правоохранителей используются для давления на бизнес и часто заканчиваются не судом,  а «договорняком». В прошлом году количество «масок шоу» перевалило за 100 тыс. эпизодов.

Такое положение дел плохо отображается на инвестиционной привлекательности страны, говорят эксперты.

See also:  Госдума приняла закон о погашении долгов крымчан в украинских банках

В  последнем рейтинге легкости ведения бизнеса от Всемирного банка Doing Business-2019  наша страна заняла 71-ое место из 190 стран, уступив всем своим географическим соседям (Польша заняла 33-е место, Венгрия – 53-е, Словакия – 42-е, Румыния – 52-е, Молдова – 47-е,  Беларусь – 37-е, Российская Федерация – 31-е).

Источник: https://golos.ua/i/649241

Маски-шоу стоп-3. Что даст новый законопроект о защите IT-бизнеса

Цифрова ера − це шанс України на економічний прорив, на прихід іноземного капіталу та якісно новий рівень життя. Здається, це усвідомлюють усі, окрім правоохоронних органів. Застрягши в аналоговому світі, вони продовжують кошмарити IT-бізнес: влаштовують безпідставні обшуки, вилучають сервери та іншу техніку, фактично паралізовуючи роботу компаній. 

Що не так із обшуками в IT-компаніях?

Незважаючи на численні обшуки (за неофіційною статистикою понад 30 за останні два роки), щодо IT-компаній не винесено жодного судового вироку! Просто склалася корупційна схема: вилучення техніки і «торги» за її повернення. 

Отож перше, що бачить іноземний інвестор, коли приймає рішення щодо України, − це інформація на Bloomberg про обшук у публічній IT-компанії, причиною якого була далеко не «боротьба з тероризмом», а банальне бажання наживи. В результаті з’ясовується, що інформацію можна було просто запитати, а не приходити із 30-ма озброєними людьми…

Такими варварськими методами ми наче умисно відлякуємо потенційних інвесторів, транслюючи їм сигнал: не ризикуйте, не відкривайте офіси в Україні, краще зробіть це в наших сусідів – у Польщі чи Угорщині, там і державних стимулів для IT більше, і з правопорядком краще. 

Відносини між IT-компаніями та правоохоронцями відчайдушно потребують наведення ладу та правового регулювання. 

Законопроект «Маски-шоу стоп-3» − не панацея, але вихід із замкнутого кола 

15 січня на розгляд до ВРУ ми подали важливий для IT-індустрії законопроект №2740, що в народі більш відомий як «Маски-шоу стоп-3». Документ передбачає внесення змін до Кримінального кодексу України з метою захисту IT-бiзнесу від зловживань з боку правоохоронних органів. 

В розробці законопроекту взяли участь експерти IT Ukraine, Верховного суду України та науковці. Працюючи над документом, ми спиралися на практику Європейського суду з прав людини (зокрема, на рішення від 23.01.2014 по справі East/West Alliance Limited проти України), що забороняє безпідставне вилучення серверів та комп’ютерів як  «предметів та засобів праці». 

Законопроектом №2740 ми пропонуємо:  

  • Заборонити вилучення серверів та інших носіїв електронної інформації, якщо вони не є речовими доказами у кримінальному провадженні. Іншими словами, сервер або жорсткий диск вправі вилучити лише тоді, якщо ними, скоєно вбивство. 
  • Якщо правоохоронцям потрібна інформація – її просто копіюють, не вилучаючи сам носій. При цьому результати копіювання інформації чітко фіксуються у відповідному протоколі.
  • За умисні незаконні дії правоохоронців передбачена кримінальна відповідальність.

Сподіваємося, це остудить «гарячі голови» слідчих, які ще жодного разу не понесли покарання за свої неправомірні дії. В той час як бізнес за кожен день свого простою платить сповна: десятки тисяч доларів збитків, втрачені контракти та зіпсований імідж.

Достатньо згадати лише обшук в компанії Maxymiser, якраз після того, як її придбала Oracle. Збіг? Не думаю. Витяг із ухвали суду про обшук: громадянка В., яка випадково проходила повз офіс компанії Maxymiser зауважила використання неліцензійного програмного забезпечення. Це вже потім ми розібралися, що той комп’ютер знаходився на другому поверсі! 

У схожі ситуації потрапляли LetyShops, Luxoft, Rozetka, Dragon Capital, GlobalLogiс та інші. За неофіційною статистикою, понад 30 українських IT-компаній за останні два роки відчули на собі всі “принади” обшуків.

Методи роботи правоохоронців наче під кальку зроблені: за анонімним зверненням відкривають провадження, отримують дозвіл на обшук, блокують офіс та в якості речових доказів забирають документацію, техніку, сервери, мобільні телефони, ноутбуки.

Справа інколи доходить і до офісних меблів! 

Проблема набуває обертів. Щоб якось себе захистити, компанії навіть влаштовують корпоративні тренінги «Як себе поводити під час маски-шоу?», рольові ігри з використанням VR-окулярів для максимального занурення в атмосферу маски-шоу! Все це виглядає дуже нездорово: бізнес витрачає свої кошти не на розвиток, а на захист свого права на існування. 

Законопроект №2740 – можливість усунути причину проблеми – корупційну складову, а не щоразу боротися з її наслідками. Слід нарешті збалансувати недолугу каральну гру «в одні ворота». 

Бог любить трійцю або чому «Маски-шоу стоп» та «Маски-шоу стоп-2» не спрацювали

Проект «Маски-шоу стоп» перетворився на багатосерійний блокбастер. Ухвалені раніше «Маски-шоу стоп» та «Маски-шоу стоп-2» так і не стали дієвим прийомом проти «лому» силовиків.

Чому? Через протистояння з боку силової машини, під час першого та другого читання в Парламенті із документів вилучили більшість важливих положень. В результаті закони прийнято, а на практиці ефекту нуль. 

Напротивагу попереднім двом версіям, «Маски-шоу стоп-3» писали як адвокати бізнесу, так і представники влади. Тому поданий законопроект балансує інтереси всіх сторін: не перешкоджає встановленню істини у кримінальний справі, разом із тим, захищає бізнес від безпідставних обшуків.

Наразі у влади з’явилася політична воля на врегулювання процесу. У нас єдина мета − іноземний інвестор повинен отримати чіткий і зрозумілий сигнал: у нашій країні з ним не поводитимуться як із кримінальним порушником. 

Тільки так зможемо досягти задекларовані владою 10% ІТ у ВВП країни. 

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tech.liga.net/technology/opinion/maski-shou-stop-3-chto-dast-novyy-zakonoproekt-o-zaschite-it-biznesa

Денисенко: За невиконання закону "Маски-шоу стоп" треба вводити кримінальну відповідальність

Народний депутат від БПП, представник уряду у Верховній Раді Вадим Денисенко вважає за необхідне ввести кримінальну відповідальність за невиконання урядового закону “Маски-шоу стоп”

Про це він заявив на прес-конференції в Києві, передає Depo.ua.

Денисенко зазначив, що зараз закон “Маски-шоу стоп” не працює і пояснив, через що саме так відбувається.

“З моєї точки зору, накопичилася вже певна критична маса інформації.

Вона свідчить про те, що справді прогресивний закон, від якого ми чекали вирішення цілої низки глобальних проблем, з якими щодня стикається бізнес, на жаль, не працює.

На сьогоднішній момент ми можемо говорити, що в багатьох моментах ситуація далека від того, щоб вважати, що вона, як мінімум, почала виправлятися”, – констатує Денисенко.

Він вважає це ознакою того, що “фактично всі силові органи, починаючи від старорежимних, таких як СБУ та МВС, і закінчуючи новими прогресивними – НАБУ – порушують закон “Маски-шоу стоп”.

“Всі плювати хотіли на цей закон. Чому вони його порушують? Тому що насправді всі ці прогресивні норми не мають за собою каральної дії…”, – переконаний Денисенко.

У зв'язку з цим він пропонує внести відповідні зміни до законодавства. “Зміни повинні полягати в двох кардинальних речах. Перше – треба вводити дисциплінарну, а, можливо, кримінальну відповідальність силовиків за невиконання закону “Маски-шоу стоп.

Тобто, якщо ви не допустили адвоката, то ви повинні понести за це, як мінімум, дисциплінарну, а я вважаю, що кримінальну відповідальність. Другий, не менш важливий момент, – ми говорили про це, коли ухвалювали цей закон, – потрібно нарешті покласти край каруселям, коли однотипні справи відкриваються одним органом, потім закриваються, потім відкриваються іншим органом.

У нас 12 антикорупційних органів. І треба пройти всі ці 12 кіл пекла. І всі плювати хотіли на виконання закону “Маски-шоу стоп”, – обурився Денисенко.

  • Він прогнозує, що відповідні законодавчі зміни викличуть величезний супротив з боку силових структур, але це “дасть можливість бізнесу дихати”.
  • “Ми розуміємо, що буде величезний спротив силової системи, але без вирішення цього питання ми не зможемо будувати бізнес і не зможемо зупинити міграцію”, – резюмував нардеп.
  • Нагадаємо, що 7 грудня 2017 року набув чинності урядовий закон № 2213-VIII про обов'язкову відеофіксації під час проведення обшуків, який називають “Маски-шоу стоп”.
  • 28 лютого 2018 року Кабінет міністрів України створив міжвідомчу комісію для захисту бізнесу від зловживань влади.

Источник: https://24tv.ua/denisenko_za_nevikonannya_zakonu_maski_shou_stop_treba_vvoditi_kriminalnu_vidpovidalnist_n944543

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*